Часто подготовка к школе лишает ребёнка самого важного - радости детства. Переход к школьному возрасту — непростой этап в жизни ребенка. Накануне школы важно не перегружать ребенка учебными заданиями, а уделить внимание развивающим играм, которые помогут ему адаптироваться к новым условиям.

Проблемы раннего обучения

Многие родители стремятся научить ребенка читать, считать, говорить на иностранном языке, работать с компьютером. Однако чрезмерное давление в обучении может привести к сопротивлению у ребенка, ведь в ход идут уговоры, принуждение и даже шантаж.

На самом деле, разница между детьми, которые активно готовились к школе, и теми, кто не уделял этому особого внимания, исчезает уже к концу первой четверти. Более того, дети, которые не были перегружены ранним обучением, часто показывают лучшие результаты в дальнейшем.

Школьная готовность включает не только интеллектуальные навыки, но и умение контролировать свое поведение, концентрировать внимание, ставить цели и планировать их выполнение.

Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и доводить начатое до конца.

Важно, чтобы он мечтал стать первоклассником, но современные дети часто теряют интерес к учебе еще до начала школьной жизни, так как их перегружают в процессе подготовки. В итоге, вместо того чтобы помочь ребенку адаптироваться, мы лишаем его мотивации к обучению.

Считая, что знаем, что лучше для малыша, мы забываем, что шестилетний ребенок – вовсе не маленький взрослый. У него свои желания и свои законы развития. И большинство знаний, которые получают малыши, остаются невостребованными, а точнее, ребёнок не может их применять.

Кроме умения писать и считать, важна психологическая готовность к школе. Психологи говорят об интеллектуальной готовности, волевой и мотивационной.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальная готовность к школе предполагает не только наличие определенных знаний, но и развитие внимания, умения ориентироваться в окружающем мире, сравнивать, обобщать и классифицировать информацию. Эти навыки формируются благодаря естественной познавательной активности ребенка. Важно удовлетворять детское любопытство, поддерживать его интерес к миру, а не заставлять запоминать абстрактные факты.

Интеллектуальная готовность к школе – это готовность детского ума к принятию самостоятельных решений и умению анализировать.

Экспериментирование

Один из эффективных способов поддержать познавательную активность — это экспериментирование. Например, можно задать ребенку вопрос и вместе искать ответ. Например: «Какие семена проклюнутся из земли быстрее — пророщенные или нет?» или «Какая веточка быстрее распустится — в теплой или холодной воде?» Дети обожают такие «волшебные» опыты, которые не только развлекают, но и развивают.

Простые опыты пробуждают в детях интерес к природе и учат задавать вопросы и самостоятельно методом наблюдения, искать ответы.

Например, предложите ребенку раскрасить воду в разные цвета. Возьмите краски, прозрачные стаканы и предложите ребёнку, капая краску в воду и смешивая ее, разузнать о свойствах цветов и закономерности их появления. Экспериментировать можно с любыми материалами: цветной песок, аппликация, вышивание, мозаика.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры — это мощный инструмент для интеллектуального развития. В процессе игры дети учатся мыслить образами, планировать свои действия и взаимодействовать с окружающими. Например, играя в театр, ребенок может одновременно быть актером, зрителем и критиком, что развивает его способность видеть ситуацию с разных сторон. Способность видеть целостную картину разыгрываемой ситуации является одним из аспектов умственного развития.

Конструирование

Конструирование — еще один способ развивать пространственное мышление и мелкую моторику. Дети любят создавать что-то новое из конструкторов, песка или других материалов. Это не только увлекательно, но и полезно, так как учит ребенка планировать и доводить начатое до конца.

Не пропустите возможность слепить с детьми снеговика или снежную крепость, на даче стройте домики и тоннели, давая возможность ребёнку придумать план и действовать в согласии с ним.

Можно использовать даже обычные спички или набор карандашей, строить с их помощью конструкции и «рисовать» картины. Эти игры лучше подготовят ребенка к школе, чем бесконечное выполнение заданий в тетрадях.

Волевая готовность

Помимо интеллектуального развития, важным аспектом школьной готовности является волевая готовность — способность действовать по правилам и достигать поставленных целей. Для этого полезны игры с правилами, такие как настольные игры или подвижные игры. Они учат ребенка контролировать свои действия, принимать решения и справляться с трудностями.

Продуктивная деятельность

Занятия, требующие терпения и усидчивости, такие как лепка, рисование или вышивание, также способствуют развитию волевых качеств. Ребенок учится сосредотачиваться на задаче и получать удовольствие от результата своей работы.

Такие занятия требуют внимания, терпения и целеустремленности, а это и есть компоненты школьной готовности. Главное, чтобы такая работа была интересна ребенку. После кропотливой, но интересной работы ребенок испытывает величайшую гордость за себя. Сначала рождается интерес к самому процессу, затем к получению результата. И незаметно для себя ребёнок обучается. Появляется желание осваивать новое для себя.

Мотивационная готовность

Одной из ключевых проблем при подготовке ребенка к школе является формирование у него желания учиться, то есть мотивационного компонента. Эта трудность встречается чаще всего: почти половина детей в возрасте 6–7 лет либо не хотят идти в школу, либо теряют интерес к учебе уже в первые месяцы обучения.

Интересно наблюдать, как дети играют в школу, принимая на себя разные роли. Те, у кого внутренняя позиция школьника уже сформирована, чаще выбирают роль ученика. А те, кто еще не готов к школе, предпочитают играть в учителя, изображать перемены или просто приходить и уходить из школы. Это ярко показывает, насколько важно развивать у ребенка мотивацию к обучению.

Для формирования мотивационной готовности отлично подходят ролевые игры с элементами школьной жизни. Включайтесь в них, принимайте на себя разные роли. Такие игры помогают ребенку почувствовать себя частью школьного процесса и понять, что учеба может быть интересной и увлекательной.

Важно помнить, что успех в школе зависит от желания ребенка учиться и познавать новое. Именно это желание формируется в первую очередь через общение со взрослыми. Родители могут развить интерес к знаниям, создавая поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, где учеба воспринимается не как обязанность, а как увлекательное приключение.

Игры и игрушки перед школой

Экспериментирование: Занятия с водой, песком, гипсом, палочками, шишками и другим природным материалом.

Конструирование: Строительный материал типа конструкторов «Лего», «Архитектор» и пр.

Логическое мышление: Головоломки, задачки со скрытым смыслом, «Что перепутал художник?» и т.п.

Продуктивная деятельность: Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек наборы с бусинками и леской, набор для изготовления картин из цветного песка и т.п.

Игры с правилами: Настольные игры «Лото», «Домино», «Бродилки» с игральным кубиком и др.

Сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами: Игры в «Школу» (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника), «Профессии» (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т.п.

Этот материал был полезен?