Если не трудно, научите меня, как стимулировать ребенка на проговаривание слова полностью. Сейчас дочке год и семь, слов говорит очень много, фразы из 2-3 слов есть. основные цвета знает, но многие слова говорит одним, максимум двумя слогами. Например, кофта - ко. яблоко - я, яблоко упало - я па, кубик красный - ку кха, лиса -сиса. пробовали при раскачивании слова проговаривать. что-то стало получаться сначала, а теперь не хочет, хихикает и по своему опять)
А как вообще начать стимулировать говорить?Дочке 1,10 только мама,на и не на все. Сыну почти 4, и на англ. говорит немного, а она никак не хочет повторять. Начинаю переживать...
когда говорите с ребенком прохлапывайте ритм слова,лучше способом"рука в руке" или пропевать.
Sarta
дети хитрые от рождения,хитрите и вы.делайте вид,что вы не понимаете,что ребенок хочет,специально делайте неправильно,побуждайте к речи. и обязательно оречевляйте все свои действия при ребенке(давай помоем ручки,а водичка теплая,приятная булькает и струится на наши пальчики, буль-буль-буль и пр.).сначало побуждайте на звукоподражание предметам и животным,но обязательно называйте предмет,а потом звукоподражание(сабачка: гав--гав-гав, машина: би-би).позже добовляейт действие предмета (собачка лает:гав-гав-гав) и.т.д.
Добрый вечер, девушки. Прочитала топ, спасибо что пишите, много полезного для себя почерпнула. Но пока не смогла систематизировались всю информацию, каша в голове.
Дочке 13 месяцев, недоношенность (34 недели). На учете у невролога, очередной прием в конце июля, но особых претензий уже нет. Хорошо компенсируется.
Психиатр нам тоже поставила зрр?
Дочка говорит только мамамама, обращаясь именно ко мне. И все(( и звук типа -пппрррру- когда едем на машине. что то лепечет, конечно. Все понимает, выполняет простые просьбы (принести книжку, собери крышечки в банку, иди на кухню и т.п)
Я занимаюсь, но может я что то неправильно делаю?
Два раза в день мы с ней садимся и я ей включаю логопедические распевочки. Она радуется, визжит, но не повторяет совсем((
Качаемся на качеле, поговариваю слоги с ней.
Поем песенки, любит "сороку" и "ладушки".
Любит песочек, мелкие камушки, фасоль-горох у нас в коробках перебирает. Берет по одной фасолинке и перекладывает из банки в коробку.
Но вот молчит как партизан(( что то я тревожусь((
Здоровья Вам))
Еще раз читаю. Вопросов, конечно, прибавляется. Но и звуки-слоги начинают появляться у дочи))
Аноним 822
Дочке исполнилось два года. Говорит только : мама, папа, баба, дядя, кака, пипись, пися, тити, пока, ляля, Аня, саша, ба( собака), ксс ( кошка), да (дай) нана ( надо) Звериные: га га, Пипи, гав, коко. Вроде все. Еще кап-кап, ням ням, биби.По сути ничем не занимались для развития речи, к неврологу через неделю идём, в садик и шр не ходим. Дайте пожалуйста советы что теперь делать и с чего начать, теряюсь в огромном количестве представленных материалов
оречевлять все ваши действия,названия животных не заменять на звукоподражание,а только вместе говорить(кошка - мяу)артикуляционная гимнастика(основные упр и только в игре),развитие воздушной струи и развитие психологической базы речи.
Да есть такая книга даже "После трех уже поздно", мы еще правда говорим не очень, но словарный запас большой, а вот произношение страдает конечно, поэтому малыша иногда могу понять только я, как бы не старалась правильно не произносит, может я что-то делаю не так((
уважаемые посетители моей темки! я сейчас отвечаю и консультирую реже, практикой пока не занимаюсь т.к. я в отпуске по уходу за ребенком и мы еще о-о-очень маленькие.
Речевое развитие детей раннего возраста.
Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца.
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.
7 месяцев.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности — консультирования у детского психолога.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и так далее.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Слуховое внимание — умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.
Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.
Основная задача педагогов и родителей — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Уже в раннем возрасте детей можно познакомить со звучанием различных музыкальных инструментов. Дети звенят в колокольчик, играют с погремушками, стучат по бубну.
Игра на музыкально-шумовых инструментах не требует большой подготовки, но приносит много радости малышам! Они довольно четко отбивают ритм на ложках, прислушиваясь к музыкальному сопровождению, то есть играют ансамблем! Отбивают ритм ладошкой по барабану. Кто быстрее, кто медленнее, в соответствии со своим темпераментом. Малыши могут и любят хлопать по любым поверхностям, начиная примерно с семи месяцев. Все это
говорит о том, что чувство ритма заложено у детей от природы. Так почему бы его не развивать с раннего возраста?
Чувство ритма можно развивать через разные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику, танцы. Хорошо развивает чувство ритма игра на музыкально – шумовых инструментах.
Для чего же его надо развивать? Ритмичность присутствует во многих видах деятельности человека: ритм есть в речи, в письме, в рисовании.
«Ритм — соотношение длительностей звуков в их последовательности» В.Вахромеев.
Известно, что левое полушарие отвечает за логическую деятельность, а правое-за интуитивную и эстетическую. Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые и зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.
Когда малыш берет погремушку, надо обращать внимание на захват. Большой пальчик должен противостоять остальным. Погремушку можно встряхивать, ударять по ладошке, стучать по полу, звенеть погремушкой, выполнять танцевальные движения
Учить брать колокольчик за ушко. Язычок при этом должен «смотреть» вниз. Учить начинать и заканчивать игру на колокольчике вместе с сопровождением. Колокольчиком можно звенеть, встряхивать, выполнять танцевальные движения (кружения, взмахи).Чтобы колокольчик молчал надо прятать его в ладошке
Можно взять по одной ложке в каждую руку «спинками» друг к дружке. «Спинка о спинку» ударяется и звук получается. Сесть на корточки и постучать по полу. Встать, постучать по животику, заметить, что звук при этом не слышен.
Предложить отбивать ритм ладошкой, деревянной палочкой. Высота, на которой будет находиться барабан, должна быть удобной для малыша.
Ударять ладошкой по бубну, который держит взрослый. Бегать и ритмично шагать под звуки бубна
Учить брать за веревочку левой рукой. Рука при этом не должна касаться треугольника, чтобы звук не заглушался. Металлическую палочку держать в правой руке. Играть в ритм музыке. Иметь в виду, что большой, средний и малый треугольники имеют разную высоту звучания.
Учить в дудочку дуть. Играть индивидуально и группой. При игре группой исключить дудочки с резким звучанием. Можно выбрать для сопровождения лирическую музыку. Перед игрой дудочки нужно помыть с мылом. Хранить на верхней полке в музыкальном уголке, чтобы ребенок брал дудочку только с разрешения взрослого, чистую.
Можно поиграть с ребенком в игры: найти спрятанный музыкальный инструмент и поиграть на нем; поиграть на таком же инструменте, который звучит за ширмой; показать, какая птичка поет: большая или маленькая, прослушав низкое или высокое звучание колокольчиков/металлофона или других звуковысотных инструментах.
Сказки-шумелки, где текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку есть возможность изобразить что-либо звуком, и многое другое.
Если взрослый проявит фантазию, то вместе с малышом они получат огромное удовольствие от игр и общения!
Усачёв, Андрей. «Стихи для детей». «Умная собачка Соня».
Успенский, Эдуард. «Крокодил Гена и Чебурашка», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису».
Ушинский, Константин. «Рассказы и сказки».
Фалконер, Ян. Истории про свинку Оливию – «Оливия», «Оливия спасает цирк», «Оливия и пропавшая игрушка», «Оливия и настоящий оркестр», «Оливия встречает новый год».
Франс, Анатоль. "Пчелка"
Фридман, Клэр. «Во всем виновата огромная синяя панда!».
Харрис, Дж. «Сказки дядюшки Римуса».
Хогарт, Энн. «Мафин и его веселые друзья».
Холаберд, Кэтрин. «Анжелина-балерина», «День рождения Анжелины», «Анжелина во дворце», «Анжелина – звезда шоу».
Хрусталева, Елена. «Тайна заколдованного леса».
Цыферов, Геннадий. «Жил на свете слоненок», «Дневник медвежонка», «Как лягушонок искал папу», «Медвежонок и ослик», «Паровозик из Ромашково», «Как Лягушонок искал папу», «Маленький великанчик».
Чарушин, Евгений. «Про Топку и про всех».
Чарушин, Евгений. «Тюпа, Томка и сорока».
Чижиков, Виктор. «Петя и медвежонок Потап».
Чуковский, Корней. «Телефон», «Мойдодыр». «Крокодил и солнце». «Тараканище», и др.
Шварц, Евгений. «Рассеянный волшебник», «Два брата», «О потерянном времени» и другие сказки.
Шевченко, Алексей. «Сказки козы Люськи».
Шим, Эдуард. «Лесные сказки».
Шкловский, Олег. Шиманов, Александр. «Катавасия, или Черный кот с оранжевыми глазами».
Шмидт, Анни. Серия «Саша и Маша».
Экхольм, Ян. «Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Здравствуйте.
Спасибо за такую тему. Многое для себя отметила.
У меня есть вопрос-сомнение.
Дочке 2,4 года. Она у меня ребенок-аудиал в чистейшем виде...Предложениями начала говорить с 1,5 лет, сразу четко, понятно и с буквой "Р". Читаем мы очень много и любим это больше всего. А еще у нее очень развито чувство подражания и воспроизведения. Даже самые сложные слова она может повторить буквально через пару минут изучения. И даже эта популярная шутка "скажи - синхрофазатрон" - у нас не шутка)))) Хорошая моторика, большой словарный запас. Умеем рассказывать достаточно длинные стихи и даже когда поет, то мелодия более-менее у нее похожа.)))) Знаем сложные формы, цвета, многое из окружающего мира. В общем пытаюсь рассказывать ей много всего, она очень любит слушать...
Все не нарадуются...врачи на плановых осмотрах восхищаются нашим развитием...А я так боюсь, что могу упустить что-то очень важное...Такие способности...Конечно, много читаем, разговариваем, лепим, рисуем, играем. Но может Вы посоветуете, как не потеряться...или как не переусердствовать...или еще что-нибудь...
здравствуйте.
вы все делаете правильно. главное не переборщить. это все индивидуально и видно по ребенку интересно это ему или нет. у детей наглядно - образное восприятие и поэтому нужно все демонстрировать наглядно.а еще, со временем нужно многое повторять и с дополнительным материалом,но уже по старшему возрасту добавляя интересные факты и эксперименты физические и химические.пробуйте самостоятельное чтение к 4 годам,а главное пересказывайте о чем прочитали. рисуйте иллюстрации или делайте поделки к прочитанному и пр. с 3-х начинайте ходить в театр и детскую филармонию. начните улавливать интересы ребенка,чтобы потом выбрать нужное направление кружка или дополнительных занятий.НО все должно быть в меру.главное,чтобы было разнообразно в игровой форме и ребенку интересно. не надо лепить в своем ребенке не получившееся у вас самой. ваш ребенок - это не вы. он может быть умнееи способнее чем вы или наоборот,т.к. в нем есть и папины гены. вы и так много делаете для ребенка.очень важно чтобы ребенок участвовал и в вашей жизни.делайте домашние дела вместе,совместно занимайтесь шопингом(спрашивайте мнение ребенка по поводу вашего выбора при покупке) и пр.
на своем примере могу только предостеречь,что всесторонне развитому ребенку не интересно в школе.моей дочери многое было уже известоно до школы и она расслаблялась в школе. и бывало,что учитель этого не знает,а моя выдавала интересный факт по теме,что очень не нравилось учителю.это тоже не есть хорошо.
вы молодцы! удачи вам!
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 6-ТИ МЕСЯЦЕВ
(Игры, стимулирующие речевое развитие)
ИГРА "ОЩУПЫВАЕМ ЛИЦО"
Если ваш ребенок скован, плохо поднимает руки вверх и пальчики на руках не расправляются, перед началом игры сделайте массаж для расслабления мышц плеча и разведения пальчиков руки:
обхватите ручки ребенка в лучезапястном суставе, слегка потрясите их, разводя в стороны, - расслабятся мышцы плеча;
обхватите ручки ребенка в локтевом суставе, потрясите их - расслабятся пальчики.
Возьмите одну из ручек ребенка за локоть, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладонь до нее дотронулась. Проведите ручкой малыша вдоль всего его лица. Пальчики расправятся, и он будет ощупывать свое лицо. Проводя его рукой по лицу, не забывайте называть те его части, до которых малыш дотрагивается.
ИГРА "КУСОЧКИ ТКАНИ"
Вам понадобятся кусочки ткани размером с носовой платочек, различные по фактуре и цвету.
Малыш находится на пеленальном столе в позе "на спине". Взрослый протягивает ему кусочки ткани, поочередно к правой и левой руке. Если малыш плохо раскрывает пальчики, перед началом игры сделайте массаж для расслабления рук и разведения пальчиков. После этого можно легко прикоснуться к тыльной стороне ручки ребенка кусочком ткани, а когда он раскроет пальчики, - к их кончикам. Ребенок схватит край ткани, предоставьте ему возможность ее ощупать и подержать в руке.
ИГРА "ЗАБАВЫ С ЗЕРКАЛОМ"
Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: "Кто там?", и восклицая: "Вот наша детка!"
Предоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Возьмите ручку ребенка за локоток, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладошка до нее дотронулась. Проведите ею вдоль всего лица ребенка. Кулачок раскроется и малыш будет ощупывать свое лицо.
Затем, держа кисть ребенка "раскрывшейся", проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щеки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что ребенок следит за своими действиями в зеркале! Дотроньтесь еще раз до своего рта ручкой малыша, пропойте звуки: "а-о", вытягивая губы "трубочкой", спойте: "У-у-у". Если малыш перестал следить за вами, постучите по зеркалу и вновь рукой ребенка проведите по своему лицу, распевая гласные звуки.
ИГРА "ТИХО-ТИХО"
Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив. Напевайте малышу колыбельную песенку вначале голосом нормальной громкости, а потом все тише и тише:
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
"В этом сне - воздушный шарик,
В этом сне - собака Шарик,
В этом - голуби летят,
В этом - дети спать хотят ".
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
Или:
Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику закройте.
Пусть растет он тоненький,
Выше соломинки,
Хлебной крошки тяжелей,
Клена-ясеня прямей,
Толще ивушки зеленой,
Ясной звездочки светлей.
ИГРА "ПЕВУЧИЕ ЗВУКИ"
Ребенка расположите на пеленальном столе на животике.
Ритмично, легко надавливайте обеими руками на задние и боковые отделы грудной клетки малыша (2-4 раза), обходя грудину. При выдохе малыша пропевай-те ему различные звуки гуления.
ИГРА "НА БОКУ"
Положите ребенка на пеленальный стол на бок.
Поднимайте полусогнутую ручку ребенка вверх (вдох), опускайте ее, тесно прижимая к боковой и передней поверхностям грудной клетки (выдох) - 2-3 раза. На выдохе ребенка пропевайте ему различные звуки гуления. Повторите это упражнение (2-3 раза), переложив малыша на другой бочок.
ИГРА "ТЯНИ ХОЛСТЫ"
Потряхивайте детские ручки, разводя их в стороны, а затем прижимая к груди (2-3 раза). Приговаривайте:
Тяни холсты,
Тяни холсты
На рубашечку,
На столешничек.
Потряхивая, сгибайте и разгибайте детские ножки:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
В коробочку
Накладывай!
Поглаживая ручки и ножки малыша:
Это маме холст,
Это тяте холст.
При словах:
А деточкин холст
С мышиный хвост!
Наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тормошите за грудку.
ПОИГРАЕМ С ГУБКАМИ МАЛЫША
Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях.
Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте ее в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получался легкий хлопок, пропевайте следующие слоги: "ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба".
ИГРА "ДУЕТ, ДУЕТ ВЕТЕР..."
Подложите себе под голову валик или подушку, перед тем как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив. Напевайте малышу спокойную песенку:
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке,
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Пропойте первые две строки высоким голосом, а потом низким. Точно так же можно пропеть пятую и шестую строки.
Если не трудно, научите меня, как стимулировать ребенка на проговаривание слова полностью. Сейчас дочке год и семь, слов говорит очень много, фразы из 2-3 слов есть. основные цвета знает, но многие слова говорит одним, максимум двумя слогами. Например, кофта - ко. яблоко - я, яблоко упало - я па, кубик красный - ку кха, лиса -сиса. пробовали при раскачивании слова проговаривать. что-то стало получаться сначала, а теперь не хочет, хихикает и по своему опять)
А как вообще начать стимулировать говорить?Дочке 1,10 только мама,на и не на все. Сыну почти 4, и на англ. говорит немного, а она никак не хочет повторять. Начинаю переживать...
когда говорите с ребенком прохлапывайте ритм слова,лучше способом"рука в руке" или пропевать.
дети хитрые от рождения,хитрите и вы.делайте вид,что вы не понимаете,что ребенок хочет,специально делайте неправильно,побуждайте к речи. и обязательно оречевляйте все свои действия при ребенке(давай помоем ручки,а водичка теплая,приятная булькает и струится на наши пальчики, буль-буль-буль и пр.).сначало побуждайте на звукоподражание предметам и животным,но обязательно называйте предмет,а потом звукоподражание(сабачка: гав--гав-гав, машина: би-би).позже добовляейт действие предмета (собачка лает:гав-гав-гав) и.т.д.
Добрый вечер, девушки. Прочитала топ, спасибо что пишите, много полезного для себя почерпнула. Но пока не смогла систематизировались всю информацию, каша в голове.
Дочке 13 месяцев, недоношенность (34 недели). На учете у невролога, очередной прием в конце июля, но особых претензий уже нет. Хорошо компенсируется.
Психиатр нам тоже поставила зрр?
Дочка говорит только мамамама, обращаясь именно ко мне. И все(( и звук типа -пппрррру- когда едем на машине. что то лепечет, конечно. Все понимает, выполняет простые просьбы (принести книжку, собери крышечки в банку, иди на кухню и т.п)
Я занимаюсь, но может я что то неправильно делаю?
Два раза в день мы с ней садимся и я ей включаю логопедические распевочки. Она радуется, визжит, но не повторяет совсем((
Качаемся на качеле, поговариваю слоги с ней.
Поем песенки, любит "сороку" и "ладушки".
Любит песочек, мелкие камушки, фасоль-горох у нас в коробках перебирает. Берет по одной фасолинке и перекладывает из банки в коробку.
Но вот молчит как партизан(( что то я тревожусь((
некоторые опытные мамочки мне говорят чтоб я не переживала что мой ребенок говорит мало и не совсем правильно, коверкая слова. Но я тоже переживаю...
извините,но я чуть-чуть позже отвечу. пока нет реальной возможности сидеть на форуме. готовимся к пополнению.вот - вот и родимся.
Здоровья Вам))
Еще раз читаю. Вопросов, конечно, прибавляется. Но и звуки-слоги начинают появляться у дочи))
Дочке исполнилось два года. Говорит только : мама, папа, баба, дядя, кака, пипись, пися, тити, пока, ляля, Аня, саша, ба( собака), ксс ( кошка), да (дай) нана ( надо) Звериные: га га, Пипи, гав, коко. Вроде все. Еще кап-кап, ням ням, биби.По сути ничем не занимались для развития речи, к неврологу через неделю идём, в садик и шр не ходим. Дайте пожалуйста советы что теперь делать и с чего начать, теряюсь в огромном количестве представленных материалов
оречевлять все ваши действия,названия животных не заменять на звукоподражание,а только вместе говорить(кошка - мяу)артикуляционная гимнастика(основные упр и только в игре),развитие воздушной струи и развитие психологической базы речи.
Да есть такая книга даже "После трех уже поздно", мы еще правда говорим не очень, но словарный запас большой, а вот произношение страдает конечно, поэтому малыша иногда могу понять только я, как бы не старалась правильно не произносит, может я что-то делаю не так((
уважаемые посетители моей темки! я сейчас отвечаю и консультирую реже, практикой пока не занимаюсь т.к. я в отпуске по уходу за ребенком и мы еще о-о-очень маленькие.
Речевое развитие детей раннего возраста.
Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца.
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.
7 месяцев.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности — консультирования у детского психолога.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и так далее.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Слуховое внимание — умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.
Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.
Основная задача педагогов и родителей — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Уже в раннем возрасте детей можно познакомить со звучанием различных музыкальных инструментов. Дети звенят в колокольчик, играют с погремушками, стучат по бубну.
Игра на музыкально-шумовых инструментах не требует большой подготовки, но приносит много радости малышам! Они довольно четко отбивают ритм на ложках, прислушиваясь к музыкальному сопровождению, то есть играют ансамблем! Отбивают ритм ладошкой по барабану. Кто быстрее, кто медленнее, в соответствии со своим темпераментом. Малыши могут и любят хлопать по любым поверхностям, начиная примерно с семи месяцев. Все это
говорит о том, что чувство ритма заложено у детей от природы. Так почему бы его не развивать с раннего возраста?
Чувство ритма можно развивать через разные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику, танцы. Хорошо развивает чувство ритма игра на музыкально – шумовых инструментах.
Для чего же его надо развивать? Ритмичность присутствует во многих видах деятельности человека: ритм есть в речи, в письме, в рисовании.
«Ритм — соотношение длительностей звуков в их последовательности» В.Вахромеев.
Известно, что левое полушарие отвечает за логическую деятельность, а правое-за интуитивную и эстетическую. Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые и зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.
Когда малыш берет погремушку, надо обращать внимание на захват. Большой пальчик должен противостоять остальным. Погремушку можно встряхивать, ударять по ладошке, стучать по полу, звенеть погремушкой, выполнять танцевальные движения
Учить брать колокольчик за ушко. Язычок при этом должен «смотреть» вниз. Учить начинать и заканчивать игру на колокольчике вместе с сопровождением. Колокольчиком можно звенеть, встряхивать, выполнять танцевальные движения (кружения, взмахи).Чтобы колокольчик молчал надо прятать его в ладошке
Можно взять по одной ложке в каждую руку «спинками» друг к дружке. «Спинка о спинку» ударяется и звук получается. Сесть на корточки и постучать по полу. Встать, постучать по животику, заметить, что звук при этом не слышен.
Предложить отбивать ритм ладошкой, деревянной палочкой. Высота, на которой будет находиться барабан, должна быть удобной для малыша.
Ударять ладошкой по бубну, который держит взрослый. Бегать и ритмично шагать под звуки бубна
Учить брать за веревочку левой рукой. Рука при этом не должна касаться треугольника, чтобы звук не заглушался. Металлическую палочку держать в правой руке. Играть в ритм музыке. Иметь в виду, что большой, средний и малый треугольники имеют разную высоту звучания.
Учить в дудочку дуть. Играть индивидуально и группой. При игре группой исключить дудочки с резким звучанием. Можно выбрать для сопровождения лирическую музыку. Перед игрой дудочки нужно помыть с мылом. Хранить на верхней полке в музыкальном уголке, чтобы ребенок брал дудочку только с разрешения взрослого, чистую.
Можно поиграть с ребенком в игры: найти спрятанный музыкальный инструмент и поиграть на нем; поиграть на таком же инструменте, который звучит за ширмой; показать, какая птичка поет: большая или маленькая, прослушав низкое или высокое звучание колокольчиков/металлофона или других звуковысотных инструментах.
Сказки-шумелки, где текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку есть возможность изобразить что-либо звуком, и многое другое.
Если взрослый проявит фантазию, то вместе с малышом они получат огромное удовольствие от игр и общения!
303 книги, которые стоит прочесть детям
0-2 года
2-3 года
3-5 лет
С 5 до 8 лет
8-9 лет
Толкиен, Джон Рональд Руел «Хоббит, или Туда и обратно», «Кузнец из большого Вуттона»
10-12 лет
С 12 лет (подростки)
Орлофф, Эрика. «Тайна древней рукописи».
ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ …
20 советов родителям
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Здравствуйте.
Спасибо за такую тему. Многое для себя отметила.
У меня есть вопрос-сомнение.
Дочке 2,4 года. Она у меня ребенок-аудиал в чистейшем виде...Предложениями начала говорить с 1,5 лет, сразу четко, понятно и с буквой "Р". Читаем мы очень много и любим это больше всего. А еще у нее очень развито чувство подражания и воспроизведения. Даже самые сложные слова она может повторить буквально через пару минут изучения. И даже эта популярная шутка "скажи - синхрофазатрон" - у нас не шутка)))) Хорошая моторика, большой словарный запас. Умеем рассказывать достаточно длинные стихи и даже когда поет, то мелодия более-менее у нее похожа.)))) Знаем сложные формы, цвета, многое из окружающего мира. В общем пытаюсь рассказывать ей много всего, она очень любит слушать...
Все не нарадуются...врачи на плановых осмотрах восхищаются нашим развитием...А я так боюсь, что могу упустить что-то очень важное...Такие способности...Конечно, много читаем, разговариваем, лепим, рисуем, играем. Но может Вы посоветуете, как не потеряться...или как не переусердствовать...или еще что-нибудь...
здравствуйте.
вы все делаете правильно. главное не переборщить. это все индивидуально и видно по ребенку интересно это ему или нет. у детей наглядно - образное восприятие и поэтому нужно все демонстрировать наглядно.а еще, со временем нужно многое повторять и с дополнительным материалом,но уже по старшему возрасту добавляя интересные факты и эксперименты физические и химические.пробуйте самостоятельное чтение к 4 годам,а главное пересказывайте о чем прочитали. рисуйте иллюстрации или делайте поделки к прочитанному и пр. с 3-х начинайте ходить в театр и детскую филармонию. начните улавливать интересы ребенка,чтобы потом выбрать нужное направление кружка или дополнительных занятий.НО все должно быть в меру.главное,чтобы было разнообразно в игровой форме и ребенку интересно. не надо лепить в своем ребенке не получившееся у вас самой. ваш ребенок - это не вы. он может быть умнееи способнее чем вы или наоборот,т.к. в нем есть и папины гены. вы и так много делаете для ребенка.очень важно чтобы ребенок участвовал и в вашей жизни.делайте домашние дела вместе,совместно занимайтесь шопингом(спрашивайте мнение ребенка по поводу вашего выбора при покупке) и пр.
на своем примере могу только предостеречь,что всесторонне развитому ребенку не интересно в школе.моей дочери многое было уже известоно до школы и она расслаблялась в школе. и бывало,что учитель этого не знает,а моя выдавала интересный факт по теме,что очень не нравилось учителю.это тоже не есть хорошо.
вы молодцы! удачи вам!
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 6-ТИ МЕСЯЦЕВ
(Игры, стимулирующие речевое развитие)
ИГРА "ОЩУПЫВАЕМ ЛИЦО"
Если ваш ребенок скован, плохо поднимает руки вверх и пальчики на руках не расправляются, перед началом игры сделайте массаж для расслабления мышц плеча и разведения пальчиков руки:
Возьмите одну из ручек ребенка за локоть, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладонь до нее дотронулась. Проведите ручкой малыша вдоль всего его лица. Пальчики расправятся, и он будет ощупывать свое лицо. Проводя его рукой по лицу, не забывайте называть те его части, до которых малыш дотрагивается.
ИГРА "КУСОЧКИ ТКАНИ"
Вам понадобятся кусочки ткани размером с носовой платочек, различные по фактуре и цвету.
Малыш находится на пеленальном столе в позе "на спине". Взрослый протягивает ему кусочки ткани, поочередно к правой и левой руке. Если малыш плохо раскрывает пальчики, перед началом игры сделайте массаж для расслабления рук и разведения пальчиков. После этого можно легко прикоснуться к тыльной стороне ручки ребенка кусочком ткани, а когда он раскроет пальчики, - к их кончикам. Ребенок схватит край ткани, предоставьте ему возможность ее ощупать и подержать в руке.
ИГРА "ЗАБАВЫ С ЗЕРКАЛОМ"
Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: "Кто там?", и восклицая: "Вот наша детка!"
Предоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Возьмите ручку ребенка за локоток, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладошка до нее дотронулась. Проведите ею вдоль всего лица ребенка. Кулачок раскроется и малыш будет ощупывать свое лицо.
Затем, держа кисть ребенка "раскрывшейся", проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щеки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что ребенок следит за своими действиями в зеркале! Дотроньтесь еще раз до своего рта ручкой малыша, пропойте звуки: "а-о", вытягивая губы "трубочкой", спойте: "У-у-у". Если малыш перестал следить за вами, постучите по зеркалу и вновь рукой ребенка проведите по своему лицу, распевая гласные звуки.
ИГРА "ТИХО-ТИХО"
Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив. Напевайте малышу колыбельную песенку вначале голосом нормальной громкости, а потом все тише и тише:
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
"В этом сне - воздушный шарик,
В этом сне - собака Шарик,
В этом - голуби летят,
В этом - дети спать хотят ".
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
Или:
Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику закройте.
Пусть растет он тоненький,
Выше соломинки,
Хлебной крошки тяжелей,
Клена-ясеня прямей,
Толще ивушки зеленой,
Ясной звездочки светлей.
ИГРА "ПЕВУЧИЕ ЗВУКИ"
Ребенка расположите на пеленальном столе на животике.
Ритмично, легко надавливайте обеими руками на задние и боковые отделы грудной клетки малыша (2-4 раза), обходя грудину. При выдохе малыша пропевай-те ему различные звуки гуления.
ИГРА "НА БОКУ"
Положите ребенка на пеленальный стол на бок.
Поднимайте полусогнутую ручку ребенка вверх (вдох), опускайте ее, тесно прижимая к боковой и передней поверхностям грудной клетки (выдох) - 2-3 раза. На выдохе ребенка пропевайте ему различные звуки гуления. Повторите это упражнение (2-3 раза), переложив малыша на другой бочок.
ИГРА "ТЯНИ ХОЛСТЫ"
Потряхивайте детские ручки, разводя их в стороны, а затем прижимая к груди (2-3 раза). Приговаривайте:
Тяни холсты,
Тяни холсты
На рубашечку,
На столешничек.
Потряхивая, сгибайте и разгибайте детские ножки:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
В коробочку
Накладывай!
Поглаживая ручки и ножки малыша:
Это маме холст,
Это тяте холст.
При словах:
А деточкин холст
С мышиный хвост!
Наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тормошите за грудку.
ПОИГРАЕМ С ГУБКАМИ МАЛЫША
Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях.
Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте ее в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получался легкий хлопок, пропевайте следующие слоги: "ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба".
ИГРА "ДУЕТ, ДУЕТ ВЕТЕР..."
Подложите себе под голову валик или подушку, перед тем как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив. Напевайте малышу спокойную песенку:
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке,
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Пропойте первые две строки высоким голосом, а потом низким. Точно так же можно пропеть пятую и шестую строки.
100 книг, которые были прочитаны вслух за последнее время и понравились детям больше всего
Каминский Л. Д.«Смешные рассказы о школе»