Любое использование материалов U-mama.ru возможно только с предварительного письменного согласия АО «ЦТВ».
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.
Аноним,
У меня бабушка-немка жива. Тоже репрессированная, дочь репрессированных. Самый простой для нас вариант было бы, если бы оформлялась она сама и нас всех вписала как прямых потомков.
Но. Бабушка живет в ростовской области. Она уже старенькая, к тому же инвалид. Практически не ходит.
Оформлять документы для нее было бы непосильно. Про переезд вообще молчу.
Аноним ,
Я в нее давно вписалась, а проглядывать забываю
Я вообще, честно говоря, не понимаю, какие документы мне брать и где.
Учитывая, что бабушка жива, как мне получить ее СОР? СОБ?
И сомневаюсь, что оригиналы у нее сохранились.
Мне кажется, в таком случае только она сама может сделать запрос?
Если вы сами будете заявителем, то у вас будет 4 параграф (т.е. вам зачтут российский трудовой стаж для пенсии). А если включением за бабушкой, то 7, но зато 7 параграфу язык достаточно А1
Вот, наверное, моя ситуация
Смена национальности через суд
"Зачастую многие претенденты на получения статуса позднего переселенца сталкиваются с проблемой отсутствия декларации немецкой национальности в свидетельствах о рождении своих детей и в свидетельстве о браке. Кроме того, в свидетельстве о рождении основного заявителя оба родителя прописаны, как «русские», однако факт репрессий одного из них по национальному признаку – документально доказан."
Ясно, спасибо.
Нужно СОР ее детей (ваш отец?), в нем будет стоять ее национальность в период репрессий. В ее СОР будет национальность ее родителей. Ей должно быть на начало войны 16 лет, если меньше- тогда вам нужно вести происхождение от ее родителей (прадедов) , в таком случае понадобится ее справка о рождении
Практически у всех так, если один из родителей не немец, то детям старались дать любую национальность, только не немецкую
Понятно. Где мне брать эту справку?
Учитывая, что бабушка живет в станице ростовской области.
А мама моя (бабушкина дочь) умерла.
У меня по женской линии
Ага, маму мою удмурткой записали ))))))))
Русских-то у меня нет в роду
34 г.р. бабушка, конечно, меньше.
Значит, СОР или справка о рождении бабушки нужна.
Я могу подать здесь запрос на СОР бабушки, ехать в Ростов сейчас возможности нет? Да и неходящую бабушку по инстанциям там не потащишь.
Если можно получить заверенную копию здесь, в какую организацию обращаться?
Думаю, что надо начать с ЗАГСА по месту ее рождения. Я смотрела телефон ЗАГСа того города, где родился мой отец, позвонила им и спросила как мне получить интересующий меня документ, они все рассказали
Еще СОБ бабушки, я правильно поняла?
В Поволжье?
В Энгельсе нынешнем, что ли?
Бабушка родилась в селе Штрассбург Палласовского кантона немецкой автономной республики
Их сейчас на карте нет, есть только город Энгельс в том районе приблизительно
Просто в свободной форме писала заявление, прошу выслать мне такой-то документ.
СОР отца они мне прислали в наш районный ЗАГС, но при получении нужно было предъявить мой СОР и СОС отца.
А вот справку о браке они мне не отдали, потому что свидетельства о смерти бабушки-дедушки у меня нет
Не обязательно, наверно, Вам надо на прадедов искать.
Я ведь, если честно, сама в этих вопросах не сильно разобралась.
Надо у
мышка ПИии, спрашивать
Аноним,
Спасибо!
Хорошо, поищу выход
Оставлю здесь
Общие базы жертв репрессий
https://www.memo.ru/ru-ru/history-of-repressions-and-protest/victims/obshie-bazy-zhertv-repressij/
Прабабушку здесь нашла
И это
Репрессированные немцы и их судьбы
http://forum.wolgadeutsche.net/viewtopic.php?t=246&start=280
Источник https://perishkina.livejournal.com
Как Машу в немецкой школе интегрировали
Маша не говорила никому в школе, где она будет учиться после средней школы в России. «Отсылай всех ко мне», – инструктировала я.
Переселяемся в будущее
Итак, два с половиной года назад я вышла по большой взаимной любви замуж за немца, а почти два года назад мы с Машей переехали в Германию. По факту мы переселялись в общество, которое опережает российское лет эдак на 50. И чтобы вписаться в него, надо прыгать выше головы. Перед эти мы полгода учили немецкий с репетитором, чтобы я могла сдать экзамен А1. Маше такой экзамен сдавать не требовалось, потому что ей не было 18.
В прошлом году моя дочь начала учиться в немецкой школе. Машина будущая гимназия выглядела сильно: бетон, стекло металл к круговой композиции. И не только выглядела, и была. Если посмотреть сверху, все напоминало очертания микроскопа. В школу постоянно приезжали школьники из Великобритании и США по обмену, наличествовала билингвальная программа (биологию, историю, географию преподавали на английском языке). Имелся школьный оркестр с духовыми и скрипками.
Гимназия. Внутренний двор.
7 февраля 2017 года мы пришли в гимназию города Штайнхагена все вместе: Маша, Бернд и я. Маша уверенно говорила на английском, еле как на немецком, но в России она уже начинала учиться в гимназии. Директор посмотрел на ее аттестат, и Машу взяли. Потом оказалось, что в Реальшуле тоже было два интернациональных класса, но свободных мест там не было.
В гимназии место было. Первоначально мы хотели, чтобы Маша поучила немецкий на курсах, а потом уже шла в школу. А то как она будет понимать химию и алгебру? Но сей план провалился, потому что в Германии существую такая вещь, как школьная обязанность (Schülpflicht) . То есть любой ребенок до 18 лет обязан посещать школу, и даже на каникулы не имеет права на два дня раньше уехать, это грозит штрафом.
Большинство школьников ездит в гимназию на велосипедах, которые оставляют на парковке перед школой. Общей раздевалки нет, но есть вешалка для одежды в каждом классе. Не очень удобно таскать все время с собой куртку, но зато можно выйти из школы на любой перемене. Есть одна большая перемена, во время которой все питаются. У каждого есть карточка для питания, на которую родители перечисляют деньги, а школьники решают, что они себе купят и делают заказы на сайте.
Столовая большая, рассчитала на две школы - гимназию и реальную школу. Кормят вкусно и тем, что дети любят. Есть пицца, жареная картошка, гирос, гамбургеры. Салаты берутся бесплатно к основному блюду. Некоторые дети-беженцы смекнули, что можно так за свет более обеспеченных товарищей пропитаться и успешно этим пользуются. А Маша полюбила отлучаться поесть в соседние булочные или супермаркеты. Формально это запрещено, как и мобильные телефоны в школе, кстати. За этим её как-то застали шибко правильные немецкий одноклассники и обещали нажаловаться. «Ну, идите, жалуйтесь», - парировала Маша. К тому времени она уже была совершеннолетней.
Гимназия. Вид с велопарковки между 15 и 16 часами.
В России у тебя есть законное право выглядеть унылым говном, в Германии - ни фига.
Интернациональный класс принял Машу приветливо. Пестрая разновозрастная компания, дети из Сирии, Пакистана, Албании, Косова, Латвии и одна моя русская Маша. « Все русские приехали в 90-ых годах. А вы чего только сейчас?» - удивила нас вопросом
Машин дерматолог на первом приеме. Да, в Машиной гимназии есть русские дети, но их родители переехали в германию 20 лет назад. Они уже настолько немцы, что и по-русски говорят с акцентом . Один такой одноклассник Джастин попался Маше в ее немецком классе . Маша сказала, что он «косплеит русского». Как-то показал всем гордо военную фляжку «аus Dacha» (с дачи). И даже обиделся, что пришла более русская Маша и отняла его фишку.
Машу представили, она рассказала о себе в объеме немецкого языка А1, а потом и весь класс стал представляться. Потом в классе каждый встал и представился, как мог, на немецком. В первый же день Машу взял под опеку курдские девочки из Сирии. Девочки показали ей школу, медиатеку, столовую . Потом Маша удивлялась: ой, это же надо , обо мне в России никто так не пекся!
Учиться в ИК ей предстояло как минимум 2 года. Это пока ее сверстники в русской школе благополучно заканчивали 10 , Маша все еще чалилась в 9. И это ее несказанно удручало. Дошло прямо до депрессии, когда ей после года учеты учительница немецкого, гречанка фрау Кихагия, оценила ее немецкий как А1, при уже имевшемся в прошлом году А2. Маша заболела и ушла в слезах с урока, и все это произошло с ведома школьного секретаря. Та доложила директору, что Машу обидела фрау Кихагия , и потом последней явно нагорело от начальства…Мы решили сходить в гимназию и прояснить отношения с дочерью Эллады. И тут фрау Кихагия устроила нам форменный разнос. Суть претензий к Маше сводилась к следующему: много болеет, мало активности на занятиях, не просит проверить задания, когда сделала, а главное, ходит с унылым видом! В общем, мы вежливо поругались.
Потом произошла менее драматичная разборка с нашей Марией: «У тебя все хорошо, все есть, семья тебя поддерживает! Ты не знаешь, что там у других дома творится!» Маша проплакалась, и высказалась, как на духу: она скучает по Родине, нет пока таких душевных друзей, как в России, да и немецкий язык очень сложный…Не сразу, но фрау Кихагия Машу поняла. Надо сказать, что и сама гречанка не всем немцам была по нутру. Не раз дочь слышала от них «эта странная женщина» про свою учительницу. Однако далеко не все учителя были способны справиться с этим необычным классом.
Сыграйте–ка мне химическую реакцию!
Реально у Машу определили сразу в три класса. В первом, интернациональном классе (ИК), она учила немецкий. Во втором, регальном, учиться с немецким классом на немецком языке. А третьим был билингвальный класс, где истории, биологии и географии учили на английском. Там Машу критиковали за русский акцент, но в целом она справлялась.
Ну, за два года Маша три раза повторила тему второй мировой войны, которая уже осточертела. Когда сто пятый раз читаешь про «арийский параграф», а тебя вырастили в стране, где существует почти религиозный культ победы, хочется выть.
Три дня у Маши было по 8 уроков, а 2 дня – по 6.
Когда химию, которую ты и на руссом еле-еле понимаешь, преподают на немецком, можно очень быстро почувствовать себя унылым говном. В первые полгода учебы Маша получила все оценки «участвовала» - то есть «не аттестована» и вынуждена была на следующий год пойти снова в девятый класс и учить в основном немецкий. У каждого ученика интернационального класса есть индивидуальное расписание. После каждого урока все иностранные ученики обязаны просить подпись учителя, что они были на этом уроке. Учителя шутят: « Прямо неудобно, что я как рок-звезда, у которой автографы просят».
Спортивный день. Да, и учителя-мужчины в школе есть не только по физре. Даже по немецкому!
Оказалось, в немецких школах очень популярна коллективная работа. Маше это вообще не нравится. В случае, когда надо работать в группе в немецком классе, Маша говорит, что чувствует себя бесполезной. В интернациональном классе все наоборот, потому что ей приходится работать за все группу. Так, например, Маша готовила сообщение на немецком про художника Альфонса Муху после посещения Праги, а остальные не делают почти ничего. Подходы к объяснению материала могут быть неожиданными для нас. К примеру, команда получает задание изобразить химическую реакцию. Часть команды изображает одну молекулу, другая – вторую. А в ходе реакции они перегруппируются!
На уроках музыки дети играют по нотам на инструментах и некоторые даже сочиняют мелодии. Маша ноты знала... в 7 лет, кода училась в школе искусств сольфеджио. Но в 8 лет она забросила эту лавочку, заявив, что не фанат народных песен итанцев. Поэтому с музыкой вышло не очень.
С физрой было лучше, но в школе в качестве спорта практиковали паркур, то есть лазили и прыгали на скорость. Маша неудачно спрыгнула с двухметровой в эстафете, да и сломала ногу. А мата в этом месте вокруг снаряда не оказалось …. Домой она ехала на машине учительницы физкультуры, а потом- с нами в травмпункт фиксировать перелом. Лечение оплатила школа. Две недели Маша училась дома , а на третью Бернду пришлось ее возить в гимназию. Внутри здания она ходила на костылях, а также специально для нее открывали лифт. С этажа на этаж одноклассники носили ей сумки. В общем, Маша чувствовал себя феодалом, эксплуатировавшим зависимых крестьян. Но «крестьяне» и сами были не прочь побегать с дочкиными костылями , кто быстрее, и находили это капец каким прикольным!
С уроками плаванья вышло удачнее. Маша научилась плавать в бассейне в Египте, потому что очень хотела доплыть до островка, где кормили бесплатной пиццей и картошкой-фри. И тут надо было сдавать экзамен на сертификат. Для чего весь ИК записали в бассейн для тренировок. Не секрет, что многие девочки в мусульманских странах не умеют плавать. Но после бесплатных двух уроков Маша проплыла положенные 25 метров вольным стилем и получила нужную бумагу.
С математикой, хотя Маша и гуманитарий, дела обстояли не плохо. Немецкие дети честно удивлялись, как это можно плохо понимать по-немецки, но хорошо решать квадратные уравнения. Первое время учитель математики херр Шульте даже старался объяснить Маше задания по-английски. В общем, видели, что Маша старалась, и шли навстречу.
Как-то Маша проболела урок математики, на котором писали тест. Ей, как прилежной ученице, дали возможность написать работу дома. Когда Маша принесла готовую контрольную, один одноклассник на полном серьезе поинтересовался: «А ты точно сама решала, в учебник не подглядывала?»
Интересно выглядели уроки английского. Тут уж Маша и ее одноклассник, пакистанец Фаси, могли быть хотя бы на равных с немцами. Однако немецкий класс открыто ржал над их произношением. В Пакистане, как в бывшей английской колонии, практикуют свой диалект английского. Ну, потешались–потешались, а потом просекли: может , у Фаси и не оксфордское произношение, но словарный запас – ого-го и в грамматике он не хуже их шарит. Когда пришла пора снова работать в командах, каждая группа подсуетилась: «Фаси, пошли к нам !» «Нет, он уже с нами!», – не растерялась другая группа.
Когда Фаси получил 5 баллов за тест (это почти 2 по меркам немецкой школы), учитель ему написал: не дай этому тебя сломить! Фаси не дал и его взяли в десятый класс. Машу тоже, однако как соискателя. Не хватало немецкого. До этого мы с мужем Берндом сходили в гимназию и объяснили, что не надо демотивировать Машу, оставляя ее в третий раз в девятом классе. «Подумайте, Маша интроверт,- убеждал Машину классную руководительницу фрау Майер Бернд, - она только освоится в классе, заведет друзей, а вы ее снова в другой класс отправляете, где все опять чужие!». Поскольку остальные оценки были хорошие, педсовет решил все-таки перевести Машу в десятый. Для этого понадобилось даже получать согласование в земельном министерстве образования, что и было сделано. Бернд был несказанно удивлен, ведь обычно люди не любят бескорыстно совершать лишние телодвижения.
Отдельная тема: сирийские дети
Девочки приехали в Германию в 15 году, с большими драматичными приключениями. Шли пешком, замерзали в мокрой одежде, у Рои воспалились почки. Ну, им было не выбирать. Когда твой город бомбят, поедешь куда угодно. Но большинство предпочитают раскормленную Германию. «Мама Меркель» - так они зовут канцелярину (потому что во всех должностях теперь присутствует женский суффикс « in» .Это так я перевела немецкой слово “Кanzlerin”)
Одна из учительниц Маши, фрау Майер, поделилась с нами: Эти дети не все приучены ходить в школу каждый день. Ну, к примере, один день сходили, а на второй были более важные дела: мама ,к примеру, попросила дочь к врачу сходить. Или в Билефельд захотелось. Как -то Маша на метематике для ИК смогла разделить 1 на 10, и Роя очень удивилась, как это так , ведь один меньше 10. Выяснилось , что Роя в 15 дет не знала, что такое десятичные дроби..
Эти дети в чем-то взрослее своих родителей, многие говорят по-немецки на два порядка лучше, некоторые почти без акцента.
Роя, Шерин и Хелин – курдсие девчонки. Роя – мусульманка, а Шерин и Хелин –есиды. Одеваются они как нормальные немецкие подростки, красятся как русские в 90-ых. Да еще и Машу «наставляют» Маш, ну у тебя столько косметики, столько красивой одежды, почему ты не красишься? « Поди ж ты, мусульманские девчонки учат русскую, как выглядеть сексапильнее! Как –то на Рою наехал дедушка в поезде: «Почему у тебя коленки дырявые? Тебе родители развешают так ходить? Роя ответила что-то на грани « Если вам это не нравится, это не мои проблемы!»
Но надо ходить красивой! Машке они то завидуют, то критикуют. Ага, за недостаточный сексапил! Никто ж русским девчонкам не мешает одеваться сексапильно, да не больно надо, а Германии это скорее дурной тон.
А пока они отрываются. Однако опасность высылки грозит всем, кто живет в общежитии для беженцев. Если полиция приходит ночью, то забирают все семью. Так две Машины подружки оказались под угрозой высылки. Но дело как-то рассосалось, школа тоже приняла участие. Но Маша конкретно переживала. Сейчас эти подружки не стесняются ей по пять раз звонить и просить чего-то объяснить, когда у нее самой дел по горло… Сирийские девчонки плохо понимают , что такое прийти вовремя . На Машин День рождения опоздали на час. Плохо понимают про границы, любят брать без спроса чужие вещи. Но одновременно трогательно относятся к чужой жизни. Как – то заметили на подоконнике в школе паучка, поймали и вынесли на травку : «Ну а вдруг у него семья, дети? Плакать же будут!»
Маша и подруги. Угадайте, где Маша и русская немка Настасья!
Граница между немцами и иностранными детьми, конечно, присутствует. Машин одноклассник и сосед по парте сериец Йозеф как-то жаловался Маше, что в округе на него смотрят с опаской: « Они думают, я ношу с собой нож и хочу всех прирезать?». И это говорил очень обаятельный и дружелюбный парень! Для его двух лет он сносно объяснялся по-немецки и играл с немецкими пацанами в футбол. Как-то очень остро пошутил на химии :
Ну, это был троллинг 80 левела, как говорит сама же Маша. Но за моей дочерью тоже дело не стало. Как-то Йозеф задразнил Машу, а она пообещала позвать русскую мафию, чтобы та ему накостыляла. Бедный парень воспринял все серьезно и пошел жаловаться фрау Кихагии. »Йозеф, не говори ерунды, Мария не могла такое сказать»,- получил он «отлуп» от учительницы. «Вот что значит репутация ангела!», –смекнула хитрая Маша. Хм… я бы посмотрела на ту русскую мафию, которая пришла бы бить морду Йозефу. Наверное, это Машин 78-летний дед Николай, который обещал приехать, если Машу вдруг кто обидит.
В ноябре в нашем городе Ш открывали искусственный каток, и всех детей пригласили играть в керлинг. Машин класс тоже засобирался. Йозеф поинтересовался, пойдет ли Маша. Узнав ,что да, тут же парировал: »Ну и с кем ты там будешь тусоваться? С этим автобусом?» Автобусом Йозеф (да и все парни в классе) называл Машину полную соседку по парте. Тут уже Машу уже посетило сильное желание дать Йозефу по морде, снабдив это движение энергичной речью против боди-шейминга.
Однажды на переменке к ней повернулся мальчик и на полном серьезе сказал: «Я – черепаха.» Ну все, теперь живи с этим! Маша так его и прозвала: Черепашка. Но он был пареньком без комплексов, и к нему всегда можно было обратиться за помощью.
Что-что, а вот отсутствие комплексов здесь вариант нормы. Как-то один мальчик за малую денежку явился на урок истории в розовеньком девичьем коротком топике и шортиках. Фрау Майер отметила, «Как мило, тебе идет», - и спокойно продолжила урок. Тут я вспомнила, как директора русской школы «выбомбило», когда Маша в шестом классе выкрасила волосы в красный цвет. Хотя и одноклассников тоже!
Словом, если фриком быть можно, а вот, национализм, ясное дело, в Германии не приветствуется. В школах посвящают специальные часы теме буллинга, или школьной травли, учат, как ее избежать. В школе Святого Георга в Падерборне мы встретили плакат простив буллинга в школе прямо в фойе. И надо сказать, это дает свои плоды : на музыке один одноклассник не захотел сидеть рядом с Машей, над ним тут же неудачно подшутили : «Ты чего, расист?» (надо было сказать - националист, ведь Маша - ни афроамериканец, ни монголоид, а вполне белая девочка). На следующем уроке мальчик решил спешно реабилитироваться, а они как раз работали в одной команде. И по каждому вопросу он начинал обсуждение с обращения к Маше: «Мария, каково твое мнение?»
Был специальный урок по буллингу в Машином классе. Дети получили задание рассказать о случае буллинга, как они его понимают. Маша. вспомнив фильм «Чучело », решила рассказать о случае с Леной Б., которая пострадала от жестоких одноклассников. Как ни странно, каждый следующий ученик в своем сообщении также решил сделать объектом школьной травли некую Лену. Когда уже в четвертом сообщении в качестве жертвы фигурировала бедная Лена, фрау Кихагия, наконец, просекла фишку: «Наверно, этой Лене стоит задуматься над своим поведением, раз ее так дружно ненавидит коллектив», - резюмировала она.
Пока в интернациональном классе изгоев нет, все ровно. Даже устроили в ИК настоящие выборы классного президента. Победил совсем парень из Сирии, в заместители ему баллотировался литовец Линард. Проиграл, но не из-за расы, а потому что вредный! Однако друг у него – уроженец Нигерии Чукука Бокамэ, он же Джуниор.
Странно это место, ИК. Маша сравнила его с домом для подростков-инвалидов, который описан в книге Мирам Петросян «Дом, в котором…». Дети, которые живут в своем особом магическом мире и не хотят идти «в наружность», в мир здоровых. В случае с ИК - во взрослый мир иноязычных людей.
Оно уйдет неслышно…
Сейчас Маша ходит к репетитору в своей же школе. Репетитором по немецкому для нее и для Фаси бесплатно работает бывший директор школы, ныне пенсионер. У него есть своя лошадь- призер, а тренируется на ней русская эмигрантка. Поэтому херр фон Альвин расположен к русским.
Вообще-то даже в небольшом Штайнхагене есть русский парикмахер, русский косметолог, много русских продавцов в супермаркете.
В соседнем Халле и русский врач есть.
Первоначально Маша нашла даже художественную школу, но ездить туда после 8 уроков уже через полгода не было сил. Сейчас перед дочерью стоит задача поступления в колледж в Билефельде на отделение дизайна. Требуют показать 10 живописных работ и 5 скульптурных.
Практика в качестве художника-аниматора в русской школе в Билефельде
Также аттестат с оценками не ниже троек… Маша готовится. Времени еще много, но записаться на экзамены надо было за год!
Как-то Машина подружка, русская немка Анастасия, которая здесь родилась и выросла, в минуту откровенности выдала Маше: «Вот жила бы ты в России, может, уже бы и парня себе нашла, и работу… И школу бы закончила. И квартиру бы снимала!»
Да, Настасья, так бы все и было…Снимала бы комнату, на которую бы уходило половина дохода. Училась бы в художественном училище, по вечерам подрабатывая официанткой или промоутером. Думала о том, как хорошо живет мама в Германии и скучает по ней. А может, и не думала, потому что мама уже давно вернулась обратно, тоскуя по Маше.
Однако это все альтернативная история. Мы в Германии, учим язык, скучаем по России и ездим домой в гости. Стоило оно того или нет, мы увидим лет через Источник https://perishkina.livejournal.com
Как Машу в немецкой школе интегрировали
Маша не говорила никому в школе, где она будет учиться после средней школы в России. «Отсылай всех ко мне», – инструктировала я.
Переселяемся в будущее
Итак, два с половиной года назад я вышла по большой взаимной любви замуж за немца, а почти два года назад мы с Машей переехали в Германию. По факту мы переселялись в общество, которое опережает российское лет эдак на 50. И чтобы вписаться в него, надо прыгать выше головы. Перед эти мы полгода учили немецкий с репетитором, чтобы я могла сдать экзамен А1. Маше такой экзамен сдавать не требовалось, потому что ей не было 18.
В прошлом году моя дочь начала учиться в немецкой школе. Машина будущая гимназия выглядела сильно: бетон, стекло металл к круговой композиции. И не только выглядела, и была. Если посмотреть сверху, все напоминало очертания микроскопа. В школу постоянно приезжали школьники из Великобритании и США по обмену, наличествовала билингвальная программа (биологию, историю, географию преподавали на английском языке). Имелся школьный оркестр с духовыми и скрипками.
Гимназия. Внутренний двор.
7 февраля 2017 года мы пришли в гимназию города Штайнхагена все вместе: Маша, Бернд и я. Маша уверенно говорила на английском, еле как на немецком, но в России она уже начинала учиться в гимназии. Директор посмотрел на ее аттестат, и Машу взяли. Потом оказалось, что в Реальшуле тоже было два интернациональных класса, но свободных мест там не было.
В гимназии место было. Первоначально мы хотели, чтобы Маша поучила немецкий на курсах, а потом уже шла в школу. А то как она будет понимать химию и алгебру? Но сей план провалился, потому что в Германии существую такая вещь, как школьная обязанность (Schülpflicht) . То есть любой ребенок до 18 лет обязан посещать школу, и даже на каникулы не имеет права на два дня раньше уехать, это грозит штрафом.
Большинство школьников ездит в гимназию на велосипедах, которые оставляют на парковке перед школой. Общей раздевалки нет, но есть вешалка для одежды в каждом классе. Не очень удобно таскать все время с собой куртку, но зато можно выйти из школы на любой перемене. Есть одна большая перемена, во время которой все питаются. У каждого есть карточка для питания, на которую родители перечисляют деньги, а школьники решают, что они себе купят и делают заказы на сайте.
Столовая большая, рассчитала на две школы - гимназию и реальную школу. Кормят вкусно и тем, что дети любят. Есть пицца, жареная картошка, гирос, гамбургеры. Салаты берутся бесплатно к основному блюду. Некоторые дети-беженцы смекнули, что можно так за свет более обеспеченных товарищей пропитаться и успешно этим пользуются. А Маша полюбила отлучаться поесть в соседние булочные или супермаркеты. Формально это запрещено, как и мобильные телефоны в школе, кстати. За этим её как-то застали шибко правильные немецкий одноклассники и обещали нажаловаться. «Ну, идите, жалуйтесь», - парировала Маша. К тому времени она уже была совершеннолетней.
Гимназия. Вид с велопарковки между 15 и 16 часами.
В России у тебя есть законное право выглядеть унылым говном, в Германии - ни фига.
Интернациональный класс принял Машу приветливо. Пестрая разновозрастная компания, дети из Сирии, Пакистана, Албании, Косова, Латвии и одна моя русская Маша. « Все русские приехали в 90-ых годах. А вы чего только сейчас?» - удивила нас вопросом
Машин дерматолог на первом приеме. Да, в Машиной гимназии есть русские дети, но их родители переехали в германию 20 лет назад. Они уже настолько немцы, что и по-русски говорят с акцентом . Один такой одноклассник Джастин попался Маше в ее немецком классе . Маша сказала, что он «косплеит русского». Как-то показал всем гордо военную фляжку «аus Dacha» (с дачи). И даже обиделся, что пришла более русская Маша и отняла его фишку.
Машу представили, она рассказала о себе в объеме немецкого языка А1, а потом и весь класс стал представляться. Потом в классе каждый встал и представился, как мог, на немецком. В первый же день Машу взял под опеку курдские девочки из Сирии. Девочки показали ей школу, медиатеку, столовую . Потом Маша удивлялась: ой, это же надо , обо мне в России никто так не пекся!
Учиться в ИК ей предстояло как минимум 2 года. Это пока ее сверстники в русской школе благополучно заканчивали 10 , Маша все еще чалилась в 9. И это ее несказанно удручало. Дошло прямо до депрессии, когда ей после года учеты учительница немецкого, гречанка фрау Кихагия, оценила ее немецкий как А1, при уже имевшемся в прошлом году А2. Маша заболела и ушла в слезах с урока, и все это произошло с ведома школьного секретаря. Та доложила директору, что Машу обидела фрау Кихагия , и потом последней явно нагорело от начальства…Мы решили сходить в гимназию и прояснить отношения с дочерью Эллады. И тут фрау Кихагия устроила нам форменный разнос. Суть претензий к Маше сводилась к следующему: много болеет, мало активности на занятиях, не просит проверить задания, когда сделала, а главное, ходит с унылым видом! В общем, мы вежливо поругались.
Потом произошла менее драматичная разборка с нашей Марией: «У тебя все хорошо, все есть, семья тебя поддерживает! Ты не знаешь, что там у других дома творится!» Маша проплакалась, и высказалась, как на духу: она скучает по Родине, нет пока таких душевных друзей, как в России, да и немецкий язык очень сложный…Не сразу, но фрау Кихагия Машу поняла. Надо сказать, что и сама гречанка не всем немцам была по нутру. Не раз дочь слышала от них «эта странная женщина» про свою учительницу. Однако далеко не все учителя были способны справиться с этим необычным классом.
Сыграйте–ка мне химическую реакцию!
Реально у Машу определили сразу в три класса. В первом, интернациональном классе (ИК), она учила немецкий. Во втором, регальном, учиться с немецким классом на немецком языке. А третьим был билингвальный класс, где истории, биологии и географии учили на английском. Там Машу критиковали за русский акцент, но в целом она справлялась.
Ну, за два года Маша три раза повторила тему второй мировой войны, которая уже осточертела. Когда сто пятый раз читаешь про «арийский параграф», а тебя вырастили в стране, где существует почти религиозный культ победы, хочется выть.
Три дня у Маши было по 8 уроков, а 2 дня – по 6.
Когда химию, которую ты и на руссом еле-еле понимаешь, преподают на немецком, можно очень быстро почувствовать себя унылым говном. В первые полгода учебы Маша получила все оценки «участвовала» - то есть «не аттестована» и вынуждена была на следующий год пойти снова в девятый класс и учить в основном немецкий. У каждого ученика интернационального класса есть индивидуальное расписание. После каждого урока все иностранные ученики обязаны просить подпись учителя, что они были на этом уроке. Учителя шутят: « Прямо неудобно, что я как рок-звезда, у которой автографы просят».
Спортивный день. Да, и учителя-мужчины в школе есть не только по физре. Даже по немецкому!
Оказалось, в немецких школах очень популярна коллективная работа. Маше это вообще не нравится. В случае, когда надо работать в группе в немецком классе, Маша говорит, что чувствует себя бесполезной. В интернациональном классе все наоборот, потому что ей приходится работать за все группу. Так, например, Маша готовила сообщение на немецком про художника Альфонса Муху после посещения Праги, а остальные не делают почти ничего. Подходы к объяснению материала могут быть неожиданными для нас. К примеру, команда получает задание изобразить химическую реакцию. Часть команды изображает одну молекулу, другая – вторую. А в ходе реакции они перегруппируются!
На уроках музыки дети играют по нотам на инструментах и некоторые даже сочиняют мелодии. Маша ноты знала... в 7 лет, кода училась в школе искусств сольфеджио. Но в 8 лет она забросила эту лавочку, заявив, что не фанат народных песен итанцев. Поэтому с музыкой вышло не очень.
С физрой было лучше, но в школе в качестве спорта практиковали паркур, то есть лазили и прыгали на скорость. Маша неудачно спрыгнула с двухметровой в эстафете, да и сломала ногу. А мата в этом месте вокруг снаряда не оказалось …. Домой она ехала на машине учительницы физкультуры, а потом- с нами в травмпункт фиксировать перелом. Лечение оплатила школа. Две недели Маша училась дома , а на третью Бернду пришлось ее возить в гимназию. Внутри здания она ходила на костылях, а также специально для нее открывали лифт. С этажа на этаж одноклассники носили ей сумки. В общем, Маша чувствовал себя феодалом, эксплуатировавшим зависимых крестьян. Но «крестьяне» и сами были не прочь побегать с дочкиными костылями , кто быстрее, и находили это капец каким прикольным!
С уроками плаванья вышло удачнее. Маша научилась плавать в бассейне в Египте, потому что очень хотела доплыть до островка, где кормили бесплатной пиццей и картошкой-фри. И тут надо было сдавать экзамен на сертификат. Для чего весь ИК записали в бассейн для тренировок. Не секрет, что многие девочки в мусульманских странах не умеют плавать. Но после бесплатных двух уроков Маша проплыла положенные 25 метров вольным стилем и получила нужную бумагу.
С математикой, хотя Маша и гуманитарий, дела обстояли не плохо. Немецкие дети честно удивлялись, как это можно плохо понимать по-немецки, но хорошо решать квадратные уравнения. Первое время учитель математики херр Шульте даже старался объяснить Маше задания по-английски. В общем, видели, что Маша старалась, и шли навстречу.
Как-то Маша проболела урок математики, на котором писали тест. Ей, как прилежной ученице, дали возможность написать работу дома. Когда Маша принесла готовую контрольную, один одноклассник на полном серьезе поинтересовался: «А ты точно сама решала, в учебник не подглядывала?»
Интересно выглядели уроки английского. Тут уж Маша и ее одноклассник, пакистанец Фаси, могли быть хотя бы на равных с немцами. Однако немецкий класс открыто ржал над их произношением. В Пакистане, как в бывшей английской колонии, практикуют свой диалект английского. Ну, потешались–потешались, а потом просекли: может , у Фаси и не оксфордское произношение, но словарный запас – ого-го и в грамматике он не хуже их шарит. Когда пришла пора снова работать в командах, каждая группа подсуетилась: «Фаси, пошли к нам !» «Нет, он уже с нами!», – не растерялась другая группа.
Когда Фаси получил 5 баллов за тест (это почти 2 по меркам немецкой школы), учитель ему написал: не дай этому тебя сломить! Фаси не дал и его взяли в десятый класс. Машу тоже, однако как соискателя. Не хватало немецкого. До этого мы с мужем Берндом сходили в гимназию и объяснили, что не надо демотивировать Машу, оставляя ее в третий раз в девятом классе. «Подумайте, Маша интроверт,- убеждал Машину классную руководительницу фрау Майер Бернд, - она только освоится в классе, заведет друзей, а вы ее снова в другой класс отправляете, где все опять чужие!». Поскольку остальные оценки были хорошие, педсовет решил все-таки перевести Машу в десятый. Для этого понадобилось даже получать согласование в земельном министерстве образования, что и было сделано. Бернд был несказанно удивлен, ведь обычно люди не любят бескорыстно совершать лишние телодвижения.
Отдельная тема: сирийские дети
Девочки приехали в Германию в 15 году, с большими драматичными приключениями. Шли пешком, замерзали в мокрой одежде, у Рои воспалились почки. Ну, им было не выбирать. Когда твой город бомбят, поедешь куда угодно. Но большинство предпочитают раскормленную Германию. «Мама Меркель» - так они зовут канцелярину (потому что во всех должностях теперь присутствует женский суффикс « in» .Это так я перевела немецкой слово “Кanzlerin”)
Одна из учительниц Маши, фрау Майер, поделилась с нами: Эти дети не все приучены ходить в школу каждый день. Ну, к примере, один день сходили, а на второй были более важные дела: мама ,к примеру, попросила дочь к врачу сходить. Или в Билефельд захотелось. Как -то Маша на метематике для ИК смогла разделить 1 на 10, и Роя очень удивилась, как это так , ведь один меньше 10. Выяснилось , что Роя в 15 дет не знала, что такое десятичные дроби..
Эти дети в чем-то взрослее своих родителей, многие говорят по-немецки на два порядка лучше, некоторые почти без акцента.
Роя, Шерин и Хелин – курдсие девчонки. Роя – мусульманка, а Шерин и Хелин –есиды. Одеваются они как нормальные немецкие подростки, красятся как русские в 90-ых. Да еще и Машу «наставляют» Маш, ну у тебя столько косметики, столько красивой одежды, почему ты не красишься? « Поди ж ты, мусульманские девчонки учат русскую, как выглядеть сексапильнее! Как –то на Рою наехал дедушка в поезде: «Почему у тебя коленки дырявые? Тебе родители развешают так ходить? Роя ответила что-то на грани « Если вам это не нравится, это не мои проблемы!»
Но надо ходить красивой! Машке они то завидуют, то критикуют. Ага, за недостаточный сексапил! Никто ж русским девчонкам не мешает одеваться сексапильно, да не больно надо, а Германии это скорее дурной тон.
А пока они отрываются. Однако опасность высылки грозит всем, кто живет в общежитии для беженцев. Если полиция приходит ночью, то забирают все семью. Так две Машины подружки оказались под угрозой высылки. Но дело как-то рассосалось, школа тоже приняла участие. Но Маша конкретно переживала. Сейчас эти подружки не стесняются ей по пять раз звонить и просить чего-то объяснить, когда у нее самой дел по горло… Сирийские девчонки плохо понимают , что такое прийти вовремя . На Машин День рождения опоздали на час. Плохо понимают про границы, любят брать без спроса чужие вещи. Но одновременно трогательно относятся к чужой жизни. Как – то заметили на подоконнике в школе паучка, поймали и вынесли на травку : «Ну а вдруг у него семья, дети? Плакать же будут!»
Маша и подруги. Угадайте, где Маша и русская немка Настасья!
Граница между немцами и иностранными детьми, конечно, присутствует. Машин одноклассник и сосед по парте сериец Йозеф как-то жаловался Маше, что в округе на него смотрят с опаской: « Они думают, я ношу с собой нож и хочу всех прирезать?». И это говорил очень обаятельный и дружелюбный парень! Для его двух лет он сносно объяснялся по-немецки и играл с немецкими пацанами в футбол. Как-то очень остро пошутил на химии :
Ну, это был троллинг 80 левела, как говорит сама же Маша. Но за моей дочерью тоже дело не стало. Как-то Йозеф задразнил Машу, а она пообещала позвать русскую мафию, чтобы та ему накостыляла. Бедный парень воспринял все серьезно и пошел жаловаться фрау Кихагии. »Йозеф, не говори ерунды, Мария не могла такое сказать»,- получил он «отлуп» от учительницы. «Вот что значит репутация ангела!», –смекнула хитрая Маша. Хм… я бы посмотрела на ту русскую мафию, которая пришла бы бить морду Йозефу. Наверное, это Машин 78-летний дед Николай, который обещал приехать, если Машу вдруг кто обидит.
В ноябре в нашем городе Ш открывали искусственный каток, и всех детей пригласили играть в керлинг. Машин класс тоже засобирался. Йозеф поинтересовался, пойдет ли Маша. Узнав ,что да, тут же парировал: »Ну и с кем ты там будешь тусоваться? С этим автобусом?» Автобусом Йозеф (да и все парни в классе) называл Машину полную соседку по парте. Тут уже Машу уже посетило сильное желание дать Йозефу по морде, снабдив это движение энергичной речью против боди-шейминга.
Однажды на переменке к ней повернулся мальчик и на полном серьезе сказал: «Я – черепаха.» Ну все, теперь живи с этим! Маша так его и прозвала: Черепашка. Но он был пареньком без комплексов, и к нему всегда можно было обратиться за помощью.
Что-что, а вот отсутствие комплексов здесь вариант нормы. Как-то один мальчик за малую денежку явился на урок истории в розовеньком девичьем коротком топике и шортиках. Фрау Майер отметила, «Как мило, тебе идет», - и спокойно продолжила урок. Тут я вспомнила, как директора русской школы «выбомбило», когда Маша в шестом классе выкрасила волосы в красный цвет. Хотя и одноклассников тоже!
Словом, если фриком быть можно, а вот, национализм, ясное дело, в Германии не приветствуется. В школах посвящают специальные часы теме буллинг?
Только что прочитала, опять призадумалась. У моих в этом году 6-7 класс, через 2 года как раз будет 8-9. Такого ли будущего я хочу своим детям?