Дистанционное обучение школьников: проблемы и можно ли их решить.
...
Дистанционное обучение в школе - сегодня главная проблема и головная боль родителей, детей и педагогов. Дистанционная учеба школьников за эти недели показала, что к такому способу организации учебного процесса не готов никто - ни школа, ни школьники. Но, к сожалению, вариантов нет: обучение на дистанте сегодня единственная альтернатива. Вопросов про дистанционное обучение множество: к организации дистанционного обучения, об отметках, которые ставятся на дистанте, о том, кто отвечает за проблемы, которые возникли у школьников и родителей во время дистанционного обучения. Мы пригласили ответить на них учителя, который сегодня вместе со всеми испытывает трудности нового формата школьного обучения.
1. Планируется ли возвращение детей в школы до конца учебного года, если ограничения будут сняты 30 апреля?
- Вчера состоялся разговор с директором нашей школы именно на эту тему. Но, судя по всему, ограничительные меры продлевают и на май и, соответственно, дистанционное обучение тоже.
2. Почему нельзя запустить учёбу частично, например: неделю учится одна параллель, неделю другая, всем тяжело: и учителям, и родителям - силы на пределе. Большинство учителей просто переложило все на плечи родителей.
- Отвечу сначала на первую часть вопроса о частичной учёбе по параллелям. Это невозможно по многим причинам. Во-первых в школе 11 параллелей и за неделю ни одна из них не сможет освоить месячную учебную программу, даже если будут учиться с утра до вечера. Во-вторых, по правилам введённого ныне социального дистанцирования, обучать детей нельзя. В классах по 25-30 человек и разместить их на 1,5 метра друг от друга не получится. Ну, и запретить детям близко приближаться друг к другу тоже не получится. Учитель не сможет это контролировать должным образом. Так что ни один директор на это не пойдёт.
Что касается второй части вопроса, о том, что учителя всё переложили на родителей. Это не совсем так. Если раньше ребёнок находился в школе, то контроль за учебным процессом целиком и полностью был на педагоге. Он по звонку начинал и заканчивал урок, следил за дисциплиной и за выполнением заданий. Вот эта функция сейчас и легла на плечи родителей, потому что педагог не может телепортироваться в каждую семью и усадить ребёнка за учебник. Он проводит онлайн урок – родители должны обеспечить присутствие ребёнка перед экраном, как раньше обеспечивали его присутствие в реальной школе. Если присылает видеоуроки или ссылки на них, то родителю нужно помочь показать это ребёнку, если он ещё плохо разбирается в тонкостях работы на компьютере.
Поймите, что никто из учителей не просит вас стать педагогами. Вас просто просят помочь, быть связующим звеном между педагогом и ребёнком.
3. Как можно аттестовать ребенка уже сейчас, чтобы забрать его из школы на каникулы. Второй класс, сели в 8 утра, встали в 7 вечера. У ребенка кровь из носа уже каждый день идет. Кому жаловаться? Куда написать, чтобы это закончилось?
- Во-первых, давайте разберёмся почему второклассник столько времени проводит за уроками. В чём причина? Если это объём заданий, не соответствующий нормам для 2 класса – это одно. Здесь необходимо созвониться с учителем и выяснить, почему за один день ребёнок должен решить 3 номера примеров, 5 задач, 4 упражнения по русскому языку, сделать доклад по окружающему миру и презентацию по физкультуре. У каждого учителя есть календарно-тематическое планирование и поурочные разработки, где прописаны все задания по конкретной теме.
Но если ребёнок не умеет планировать учебное время, то это совсем другая история. Можно сесть за уроки в 8, закончить их в 7 вечера и при этом успеть посмотреть кино, поиграть на компьютере, погулять с собакой и т.д и т.п. Периодически возвращаясь к урокам и доказывать маме, что сидит целый день.
4. Если я отказываюсь от дистанционного обучения по причине безобразной его организации, мы не отправляем домашние задания, я написала заявление об отказе от дистанта, то каким образом школа будет выставлять оценки за 4 четверть и годовые оценки?
- Полагаю, что вас просто не аттестуют за эту четверть, будут вызывать в школу и просить объяснить причину отказа от обучения. Факт безобразной организации вам придётся доказать. А причина, что вам не проводят онлайн уроки, а только дают номера страниц, увы, не сработает. Так как учитель вправе сам выбирать формы и методы обучения.
Отметки
5. Если предмет без отметок (религия, ритмика), то можно по ним не делать ДЗ?
- Я думаю, что вам такие задания дают просто в рекомендательной, а не обязательной форме. Домашнее задание должно быть прописано в Сетевом городе обязательно. При его отсутствии администрация школы делает вывод, что педагог не ведёт никаких уроков, просто отдыхает и с него снимают оплату.
6. Законно ли требование делать домашнее задание по физкультуре, технологии, изо и т.п.? Ребенок и так имеет проблемы со зрением, но делает за компьютером физкультурные доклады. Как сделать, чтобы учитель изменил задания?
- Отвечаю на первую часть вопроса. Требование выполнять домашнее задание по физкультуре – законно. Тем более, что по данным предметам это не домашнее задание, а то, что дети должны делать на уроке в школе. Ну, вот теперь удалённо, но должны.
Что касается именно докладов, то тут надо просто проговорить ситуацию с педагогом и объяснить, что ребёнок лучше сделает гимнастические упражнения, но не будет писать доклад. Я думаю, что учителю физкультуры это понравится гораздо больше, чем скачанный из Интернета реферат.
7. Законно ли требовать выполнение ДЗ день в день к определенному времени?
- Если учителю принципиальна оценка в этот день, то требование придётся исполнить. Например, контрольный тест. Это здесь и сейчас и ограничено по времени.
И ставить 2, если не вовремя прислали?
- С "2" сейчас очень скользкая ситуация. Учителям приходится балансировать между доверием и принципами. Не секрет, что многие дети попросту «забили» на учёбу. Что им должен ставить учитель за не сданный в срок тест? 5-4-3? А теперь представьте ситуацию: Маша реально сделала тест с ошибками и получила заслуженную «3», а её сосед Петя не делал ничего, но у него тоже оценка «3». Справедливо? В любом случае такие вопросы надо решать с учителем, т.к ситуации бывают разные.
Или снижать оценку на балл, а то и на два за верное, но не вовремя высланное задание?
- Здесь я бы тоже послушала педагога, который выбрал для своей работы именно этот «кнут».
8. Имеют ли право сейчас, в таких непривычных стрессовых для всех условиях, ставить двойки и единицы?
- Единица, как оценка, в балльной системе школы отсутствует. Если подобную «красавицу» вы видите в электронном дневнике, то это означает, что работа не сдана. Правила выставления оценок в Сетевом городе вам должны были объяснить классные руководители.
9. Должен ли учитель отправлять ребенку проверенную работу с указанием ошибок? А то поставили 4, значит, есть ошибка, а какая? Значит, ребенок ее повторит снова.
- Обратная связь обязательна! Комментарий может быть любым – письменно пояснить ученику, где ошибка. Сфотографировать исправленный в программе вариант и выслать обратно, записать аудио сообщение. Да, это очень затратный по времени процесс для педагога, но мы ведь всегда проверяли тетради и раньше по несколько часов, сейчас проверка просто в другой форме, но с обратной связью обязательно.
10. Хотелось бы, чтобы предметы изо, технология, физкультуры, музыка были досрочно аттестованы! Второй ин. язык тоже. Нагрузка на детей и родителей сократится. Ну и остальным педагогам немного умерить пыл, а то такого рвения, с таким объемом заданий не наблюдалось не то, что за год, за все года обучения.
- Ещё раз. Если «свернуть» эти предметы сейчас, то учителя останутся без работы и без оплаты. Покажите мне директора, который так легко будет обнулять свои кадры.
Организация обучения на дистанте
11. Объем занятий и домашнего задания кто регламентирует? Каждый учитель сам? Или всё «спускается свыше»? Можно ли этот объем привести к нормам Санпина?
- Давайте исходить из примерной нормы освоения учебного материала в реальной школе. К примеру, 2 класс, урок русского языка. За 40 минут дети успеют выполнить в тетради 2-3 упражнения + обязательная устная работа. При таком объёме на уроке, на дом учитель имеет право задать одно упражнение. Вот и считайте – весь этот объём, т.е. 3-4 упражнения ребёнок выполняет на дистанте дома. И ещё раз – это не домашнее задание, как таковое. Это полная учебная работа ребёнка.
12. Почему на сайте школы не прописывают способы взаимодействия учитель-ребенок-родитель? Требования у всех разные. Кому в вотсап, кому в эл.почту, кому на Гугл диск, кому ВКонтакте, кому ещё куда...Как получить обратную связь от учителя?
- Единых требований нет и быть не может. Каждый учитель сам выбирает формы и методы обучения детей. Это право прописано в его должностной инструкции. В реальной школе также - один учитель предпочитает только работу с учебником, а другой вовлекает детей в интерактив с помощью технических средств обучения. Вы же понимаете, что у учителей разные категории не за красивые глаза, а за педагогическое мастерство.
13. 8 класс - в зуме уроки ведет только учитель русского и литературы, остальные не сочли нужным. Нормально это? Как повлиять можно?
- См. ответ выше.
14. Видеоуроков нет и не планируются, 4 класс. Фактически получилось самообразование с выполнением домашнего задания. Но это никак не дистанционное обучение, детей не учат! Вопрос: обязаны ли учителя проводить онлайн-уроки? И вообще – как-то объяснять новый материал, а не давать его на изучение самостоятельно?
- Учитель обязан объяснить новый материал детям. Это его функция, а не родителей. А вот каким путём он это сделает, насколько это будет эффективно целиком и полностью зависит от его компетенции. Если педагог всегда качественно и интересно вёл уроки, использовал всевозможные ИКТ технологии, то и на дистанционном обучении он будет делать то же самое. Инертный или далёкий от технологий педагог не станет в одно мгновение гуру дистанта. Он работает так, как умеет. Но объяснить детям новый материал он должен – хотя бы на листочке нарисовать и выслать всем это объяснение.
15. Учитель выбрал платформу РЭШ. Зайти невозможно! Из всего класса за неделю смогли пробиться к заданию 6 человек, но! Никто не собирается менять условие игры! Однако, оценки за это задание идут в журнал! Как влиять на учителя? Альтернативы она не дает.
- Альтернативы есть всегда. Другое дело, что её кому-то лень искать.
16. Задания повышенной сложности делают в основном родители! Давали бы хоть какой-то минимум, понятный детям и на основании тех знаний, которые положены этими учителями в основу, а то дети изложение еле пишут, а им анализ стихотворений и сочинения задают в один день, плюс по русскому несколько упражнений по новой теме, которую учитель дал на самостоятельное изучение, помимо этого учителя ещё, как минимум, три учителя в тот же день со своими заданиями и у каждого свои требования, часто творческий подход. При этом никаких материалов не дают, но сроки требуют соблюдать! Как это можно изменить?
- Я считаю, что в данной ситуации задача всех учителей - дать базу. Всем! Кто посмекалистее, тем можно давать и повышенный уровень, но исключительно на добровольной основе. Это для развития тех детей, которые на шаг впереди остальных и учителю тоже не хочется терять этих «звёздочек».
Оценка работы учителей
17. У нас замечательный учитель, все процессы выстроены грамотно. Но это заслуга именно нашего учителя!!! Как-то будут мотивированы дополнительно и поощрены такие учителя?
- Если вы хотите поблагодарить своего учителя, не стесняйтесь и лично ему об этом писать и говорить. Это очень поддержит и вдохновит педагога! А если вы хотите, чтобы и администрация знала в лицо своих героев, то можно написать на электронную почту школы благодарность педагогу. Можно даже красиво это оформить. Директор потом распечатает эту благодарность и торжественно вручит учителю на педсовете.
18. Как и куда писать благодарности за организацию процесса? Чтобы отметили и педагогов и директора?
- Сайт школы, Управление образования, Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области.
19. По какому принципу начисляются зарплаты педагогам в дистанционной период. Какими документами регламентированы изменения и на основании чего?
- Оплата педагогов соответствует тарификации, которая проходит в сентябре и распространяется на весь учебный год. С педагогом заключается дополнительное соглашение, где прописываются все суммы. Все изменения только с согласия педагога и составление нового допсоглашения.
Финансовые вопросы
20. Будет ли дотация на питание по потере кормильца ребенку, и какая? Школа не знает.
- Этот вопрос не в компетенции образовательного учреждения.
21. Компенсация питания. Почему только малообеспеченным положена?
- Этот вопрос нужно задавать в Комитет по социальной политике Свердловской области, но не директору.
22. В новостях рапортуют про выданные планшеты, никого не знаю, кому выдали. А вот детей, занимающихся с маленьких телефончиков или с одним компом на всю семью, включая работающих удаленно родителей, много. Как получить планшет?
- Всё зависит от финансовых возможностей и технического оснащения школы. Есть такое в наличии – выдадут, если нет, то и средств на покупку у школы тоже нет.
Итоги работы на дистанте
23. Министерство образования от родителей будет собирать реальную обратную связь о том, как был организован процесс, какие достигнуты результаты и пр. С точки зрения родителей: сколько усилий и времени на это потрачено. Какими конкретно способами и методами? Или отчитаются сами за всех без привлечения обратной связи?
- Я, как учитель, не питаю иллюзий, что статистические данные по итогам дистанционного обучения будут отражать действительность. Вскрылись огромные проблемы – никто не готов к дистанту, ни один участник образовательного процесса. Нет единой системы, нет обученных учителей, нет технического обеспечения этого процесса. Но на бумаге всё будет красиво – мы попробовали и, о чудо! у нас что-то получилось. Какой ценой, никто спрашивать не будет.
24. Будет ли собираться статистика успеваемости по школам на время дистанта? И если большинство школьников скатятся на тройки, это будет как-то учтено? Кто-то ответит за это?
- Ой, вот тут я вас успокою! Уже сейчас все «двоечники» мгновенно стали «отличниками». Дети с ОВЗ, которые учились по адаптированным программам еле-еле, вдруг чудесным образом блестяще освоили традиционную программу. Чудеса дистанта? Нет, это магия ГДЗ и волшебство родителей.
25. Что думают по этому поводу психологи?
- Психологи после дистанта ждут наплыва желающих решить вскрывшиеся проблемы. Работы у них будет очень много!
Фото: globallookpress.com
Никто не ждал от учителей мгновенной реакции на дистант, но за 3 недели можно освоить уже самым отстающим ZOOM и прочие он-лайн платформы. Не может учитель самостоятельно, администрация должна подключаться.
А сейчас именно САМОобразование.
Ребенок сам разбирается, сам учит, а его контролируют те, кто ничего ему не объяснил, а только выслал номера упражнений.
- Полагаю, что вас просто не аттестуют за эту четверть, будут вызывать в школу и просить объяснить причину отказа от обучения. Факт безобразной организации вам придётся доказать. А причина, что вам не проводят онлайн уроки, а только дают номера страниц, увы, не сработает. Так как учитель вправе сам выбирать формы и методы обучения."
Вот именно поэтому не нужно было вообще подписывать эти заявления. Сразу было понятно что ничего путного из такого сумбурного мероприятия не выйдет. И правильно тут написали про то что потом придется многим детям работать с психологами.
Ребенок сам разбирается, сам учит, а его контролируют те, кто ничего ему не объяснил, а только выслал номера упражнений.
Я должна просить учителей сделать то, что они должны по закону? До нашего директора не дозвониться никак. Могу написать в УО.
По остальным урокам никакого отклика от учителей.
По естествознанию учебников нет. Но задаются сложнейшие задания. Никто ничего не объясняет. Дана лабораторная, которая по теме 7 класса!
По физ-ре и музыке ждут от детей рефераты, доклады. Скажите, НАФИГА это все?
По ИЗО и технологии тоже задания даны масштабных размеров!
Понятно, что это будут делать родители! Но лично мне некогда, у меня у самой работа и один еле дышащий комп!
Нам даже этого не делают(
не надо рисовать на листочке, есть учебник, там все нарисовано
дети ходят в школу, чтобы им объяснили, они задали вопросы, услышали чужие вопросы и получили ответы сразу
и дистант должен решать именно эту проблему - все могут слушать объяснение, задать вопросы и получить ответы сразу, а не спустя пару дней в контакте или по почте, если повезет.
Жаль, что совершенно справедливую обеспокоенность родителей воспринимают в штыки и не слышат критики совсем. А ответ про рисунок на бумажке просто обесценивает труд педагогов, в том числе тех, кто старается провести онлайн занятия, научить, объяснить и проверить. Повторюсь - неприятный тон интервью, никакого желания понять и услышать критику.
Чтобы тот кто сегодня не пошел в школу (это должно быть его право), он включает компьютор и дистанционно находится на уроке Марьи Ивановны. Тогда будет постепенно накапливаться база электронных уроков.
Тогда уж всем очки виртуальной реальности и вуаля)))
Не понимаю, чем тон не угодил. Чего такие нежные-то? :crazy:
Не было ни одного онлайн урока вообще.
Каждый учитель составил на неделю маршрутный лист: зайти туда-то, посмотреть то-то, видео, аудио, на листочке, презенташки... И проч. И решить такие-то задания в тетради, такие-то на платформе Якласс. Всё.
Это безусловно не дистант.
Я не могу сказать, что я жалуюсь или недовольна. Ребёнок усваивает все в своём темпе и делает сам с помощью окейгугл))) ну, научиться добывать нужную информацию - тоже хороший навык)
Обучение ли это? Ну, такое себе)
Перекантоваться одну четверть раз уж обстоятельства так сложились - сойдёт. Но не более.
А у учителей по-моложе собственные дети есть, которые! БИНГО! Тоже на дистанте. Сколько в наличии оборудования у семьи? Ну 1 комп, ну 2 + телефон. Прибавляем мужа, тоже на удаленке! С телефона выходить - да, можно, в зуме лекции читать по математике... Много там на экране телефона нарисуешь, а формул напишешь, аааа, можно математику вести не рисуя на доске? КАК? А, можно ребенка на телефон пересадить, пусть там видео смотрит пока мама уроки ведет. А тут муж копытом бьет - ты когда закончишь, мне камера нужна. Он тоже препод на удаленке и у него лекция или, еще лучше, экзамены принимать.
Шустрые все до критики.
Я учитель, веду уроки в зуме. Муж препод - ведет лекции, семинары и экзамены принимает. И ребенок на дистанте.
Да, у нас есть дома 3 компа. Но мы не были готовы, что нам нужно будет 3 камеры и всем в одно и то же время! И честно, денег на покупку этих камер как-то тоже лишних нет.
И даже при том, что домашку я проверяю на компе, на большом мониторе - я за этот месяц реально ослепла. Очки на +1 пойду менять на +2. Хотя наследственность у меня отличная. Очки после 40-ка надела. Но нагрузки на глаза. С телефона в зуме вести.... Проще застрелиться. А знаю, многие учителя с телефона домашку проверяют.... Тут реально мне их по-человечески жалко. 200 работ, частенько в плохом качестве. А тут родители вопят: за 3 недели могли бы зум освоить и уроки онлайн вести. Могли бы. Если бы учителей заранее подготовили, оснастили и научили. Знать бы прикуп - жить бы в Сочи.
Хоть и крик души, но отличный пост! Спасибо вам! И здоровья!
Ииии? Тоже самое могут сказать куча неучителей, у которых дома один комп и телефон, 2 детей и оба родителя на удаленке! Я и пишу, провалился дистант по всем фронтам! Нет средств на обеспечени доп техникой ни учителей, ни родителей! Никто не хочет ни копейки вкладывать, а требований выше крыши. С нас тоже требуют докупить технику, никого не волнует, откуда деньги, зин? Ну либо ещё лучше, просят обеспеченных учеников поделиться гаджетами с соседом, у государства нет средств :crazy:
В этой ситуации здоровье ребенка главнее учебы.
Вы извините, но работа сейчас важнее учебы моих детей, поэтому допускаются до компа когда он свободен. Оставшийся месяц ничего не решает.
Это школам и УО надо отчитаться за проведенную "работу".
Абсолютно согласна! Таким же тоном большинство учителей с нами общается.
Согласна.
Если «свернуть» эти предметы сейчас, то учителя останутся без работы и без оплаты
А родителям, видимо, можно остаться без оплаты своей работы, зато все уроки будут выполнены.))
Родителей натыкали носом и с себя школа ответственность сняла.
Проблем очень много вскрылось, в частности, в неготовности части учителей к онлайн формам обучения, взаимодействию дистанционно с родителями и учениками, часто неспособностью онлайн (здесь и сейчас) ответить на возникающие вопросы.
Работа учителя - не только ссылку на чей-то ютуб скинуть или репостнуть упражнения по физкультуре из сети.
К родителям тоже есть вопросы.
Я очень возмущалась таким образованием. На что мне наш учитель начальных классов сказала - мне очень не нравятся Ваши претензий :dash:
То, что ребенок один дома сам делает дз за 4-5 часов её мало волнуют. Максимум за 1,5-2 часа должны делать. Иначе ей атата будет
И тон, действительно, хамский. "Ещё раз" Да-да, и ещё много-много раз, повторение - мать ученья.
Про поощрение и стимуляцию учителей, которые справляются с дистантом на отлично - даже не смешно. А очень грустно и обидно. Что, серьезно, грамоту дадут и учитель будет счастлив? Премиального фонда нет?
И я и муж работаем в обычном режиме.
Дома двое детей на дистанционном "обучении".
Мы оба, родители, целый день за компом, у нас ОЧЕНЬ много работы, выдохнуть некогда, мне 40+, я прихожу домой в 7 часов в лучшем случае, мы ужинаем, сканируем домашнее задание без проверки (как уж сделал), и я объясняю третьеклашке в 8 вечера уроки на завтра. Он к этому моменту уже ни петь ни рисовать не может. Оставляю на экране компа все ссылки, которые он завтра должен посмотреть самостоятельно или в крайнем случае позвать старшего брата на помощь. Брат в 9 классе. У него тоже хватает учебы и допов. За три недели было три урока он-лайн только у старшего, гуманитарных уроков, при условии, что профиль класса технический и ОГЭ в этом году. Поэтому у него подключены репетиторы, которые совсем небесплатные.
И мне бы хотелось, чтобы хоть какую-то часть забот по обучению на себя взяла школа. По-моему, я хочу немногого. И не отрицая, что учитель может быть прекрасным, не зная компьютера, я до сих пор удивляюсь как в современном мире можно совсем не освоить компьютер.
Потому что из темы в тему прослеживаются совершенно разные подходы и принятие/отторжение их.
Кому-то важны онлайн уроки, кто-то категорически против.
Кто-то в восторге от того, что задания дали кучей на неделю и им это удобно, другие же требуют ежедневной проверки с подробным анализом ошибок.
Кого-то устраивают ссылки на готовые уроки, презентации, а кому то необходима авторская разработка своего учителя.
Кому-то удобнее работать с учебником, а кому-то нужны образовательные платформы.
Вот как в такой ситуации быть учителю?
Только давайте не будем ругаться, считать зарплату и убитое время каждого. Вот просто по существу.
Я думаю просто быть доброжелательным и быть на связи, искать индивидуальный подход (у кого-то плохое зрение - дать возможность что-то сделать без компьютера и т.п.).
Такая реакция на статью из-за пренебрежительного тона. Жаль, что не написали, кто отвечал. Но манера ответа снисходительная, человек даже не захотел вникать в проблемы родителей и детей
Как будто учителя главные враги и это они замутили дистант. Очень обидно! И никто почему-то не верит, что педагоги в такой же ж..., что и родители. А ведь хочется найти какой-то компромисс.
в начальной школе меня бы устроили 2 урока - русский и математика по 20 минут на разбор новой темы, пусть хотя бы 2 раза в неделю. Остальное время пусть читают, рисуют, клеят, смотрят видео по окружайке. И получают за это пятерки за сам факт.
в среднем звене - алгебра, геометрия и русский - те, которые обязательно сдаем. Даже раз в неделю по 40 минут для разбора домашки и подготовки к ОГЭ. Остальное по желанию педагога и ученика. ОБЖ, физ-ры просто отменить.
Это меня и моих детей бы устроило.
одной на один ресурс кинь. другой на другой, одна задание в вацап кидает, другие в дневник.ру но на сл. неделе забывают поменять это задание. вечный квест "Найди что задано" Про уроки он-лайн - не, не слышали. даже на другие ресурсы нет ссылок
Некоторые учителя вообще не освоили комп. Как в 2020 году это возможно? не понять мне. Это проф.непригодность. Как у учителя нет компьютера личного домашнего? она к урокам как готовится? Не понятно. Только не говорите, что они старенькие... они ленивенькие. вот и все. привыкли оттарабанить и трава не расти. а тут надо чуть мозгами пошевелить. и все. затык.
Мой папа в 70+ купит себе ноут и самоучитель и освоил ПК сам, без помощников.
а тут про какие-то 40+ пишут. до пенсии еще 20 лет так то. Мне 40+ и никаких сложностей с освоением новых программ я не испытываю.