
...
Врач-педиатр рассказала, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и что должно насторожить родителей.
Специалисты отмечают, что первые полгода жизни ребёнка — один из самых значимых этапов в развитии и становлении здоровья. В этот период малыш стремительно растёт и меняется, активно осваивая окружающий мир.
Крайне важно не упустить этот момент, не просмотреть что-то важное и своевременно отреагировать, чтобы ребёнок рос и развивался гармонично.
Эльнара Ядигарова, врач-педиатр Детской больницы № 11, рассказала о том, на что следует обратить внимание и когда стоит обратиться к врачу.
Физическое развитие
В среднем, к шести месяцам жизни ребенок вырастает до 65-67 см и набирает вес от 7,2 до 7,9 кг. Мальчики могут быть немного крупнее девочек, хотя это не обязательно. Генетические факторы играют значительную роль в физическом развитии малыша. После достижения полугода рост начинает немного замедляться по сравнению с быстрым темпом первых месяцев.
Тревожные признаки
Знание «красных флажков» в развитии младенца поможет родителям быстро определить наличие проблем. Давайте их разберём.
* С 3 месяцев у ребенка начинаются «ищущие» повороты головы при длительном звуке. А уже к 4 месяцам он поворачивает голову на невидимый источник звука и находит его глазами. К 5-6 месяцам ребёнок должен реагировать на неожиданные звуки, возникающие рядом с ним.
Если малыш не оборачивается на звук или не проявляет интереса, это может быть тревожным сигналом.
* Ребёнок с 2-3 месяцев должен следить глазами за предметами, движущимися близко к лицу. А к 5-6 месяцам уже узнает маму или близкого человека и радостно улыбается, гулит тянется ручками.
Если он этого не делает, возможно, есть проблемы со зрением.
* Очень важно отслеживать реакцию вашего чада на голоса. Ребёнок должен улыбаться, услышав родителей, узнавать голос матери или близкого человека. Также, ближе к 5-6 месяцам, малыши различают строгую и ласковую интонацию речи.
Если этого не происходит, возможно, есть проблемы со слухом или эмоциональным развитием.
* Обратите внимание на то, как ребёнок взаимодействует с окружающим миром и другими детьми. Малыш должен реагировать на эмоциональное речевое общение с ним. Уже начиная с 4 месяцев, малыш громко смеется на эмоциональное речевое общение с ним, ищет взглядом другого ребенка, радуется, тянется к нему.
Если он не обращает внимания на речь взрослых и присутствие других детей, это может быть признаком проблем с развитием речи или эмоциональным развитием.
* Важно обращать внимание на взаимодействие ребёнка с предметами и мышечный тонус в целом. С 3-4 месяцев ребенок рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки, а к 5 месяцам - берет из рук взрослого игрушку и удерживает. Уже с 6 месяцев - уверенно берет игрушки из любого положения, подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.
Если он этого не делает, возможно, есть проблемы с координацией движений или мышечным тонусом.
* К 3 месяцам малыши уже должны уверенно держать голову. Если этого не происходит, стоит обратиться к врачу, так как это может быть признаком проблем с мышечным тонусом или неврологических заболеваний.
В норме в этом возрасте малыши уже должны иметь нормальный мышечный тонус. Если ребёнок испытывает проблемы с удержанием головы, движениями рук и ног, это может быть признаком проблем с мышцами или нервной системой.
* Обращайте внимание на положение головы малыша. Если голова ребёнка постоянно повёрнута или наклонена в одну и туже сторону, это может быть признаком проблем с мышцами шеи или неврологических заболеваний.
* В 5-6 месяцев малыши должны уметь лежать на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони. В этом же возрасте малыши должны уметь переворачиваться со спины на живот и стоять при поддержке под мышки.
Если ребёнок этого не делает, возможно, есть проблемы с мышечным тонусом или интересом к окружающему миру.
* К 6 месяцам должен появиться интерес к игрушкам. В случае отсутствия такого интереса, возможно, есть проблемы с развитием зрения или слуха.
Есть другой аспект взаимодействия с предметами — в этом возрасте дети начинают исследовать предметы, тянуть их в рот. В случае, если малыш не выполняет это действие, возможно, есть проблемы с тактильными ощущениями или интересом к окружающему миру.
* И, конечно, гуление. Уже с 2-3 месяцев ребёнок начинает произносить отдельные звуки. С 4 месяцев – гулит. А в 5-6 месячном возрасте малыши начинают уже долго гулить, издавать певучие звуки.
Если ваш малыш этого не делает, возможно, есть проблемы со слухом или речевым развитием.
* Последним аспектом мне хотелось бы отметить питание. Уже с 4 месяцев малыш во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку, а к 6 месяцам дети уже должны уметь есть с ложечки полугустую пищу.
Если ребёнок этого не делает, возможно, есть проблемы с координацией движений или интересом к еде.
Когда обращаться к специалисту
Если вы заметили несколько из перечисленных признаков, это не обязательно повод для паники.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, и небольшие отклонения от нормы могут быть нормой. Однако, если вас что-то беспокоит, лучше обратиться за консультацией к педиатру. Специалист проведет диагностику и, при необходимости, направит вас к узким специалистам, таким как невролог или ортопед.
Шестой месяц жизни — это время активного развития и новых открытий для вашего малыша. Знание основных этапов развития поможет вам лучше понимать потребности ребенка и вовремя замечать возможные проблемы. Главное — не паниковать, а внимательно наблюдать и при необходимости обращаться за профессиональной помощью.
- Пирамидку собирает? - с ходу поинтересовалась врач.
- Нееет. Он еще и не сидит толком, - пролепетала я.
-Должен собирать! - безапелляционно заявила она.
До девяти месяцев я мучила ребенка пирамидкой. Научила!