Поколение Z выступает за отказ от стереотипов, принятие других культур и нестандартного стиля жизни.
...
К поколению Z, или центениалам, относят людей, родившихся во второй половине 90-х и нулевых годах. Это подростки и молодые взрослые, которые не помнят, каким был мир без интернета и гаджетов. В перенасыщенном информацией пространстве они чувствуют себя как рыба в воде. «Зеты» взрослели в сравнительно более благополучной экономической обстановке, чем их родители, и привыкли, чтобы с их мнением считались. В силу этих и других факторов поколение Z отличается от своих мам и пап — ранних миллениалов (Y) и поколения (X). Ю-мама разбиралась, в чем именно состоят эти отличия и как понять вашего ребенка - «зета»?
Что характерно для центениалов
1. Потребность быть на связи и экранозависимость
Поколение Z не мыслит себя без смартфонов, планшетов, компьютеров, игровых консолей. Новости, тренды, важную информацию они узнают из социальных сетей, там же формируют мнение по множеству вопросов. Отсутствие доступа в сеть вызывает дискомфорт и тревогу.
Говорят «зеты»: Ребенок, понаблюдав за солдатами, стоящими в почетном карауле, ужаснулся: «Это же сколько времени они должны обходиться без интернета!»
2. Неустойчивость внимания и многозадачность
Старшие поколения часто обвиняют центениалов в том, что они не могут ни на чем сосредоточиться. По некоторым данным, нынешние подростки способны удерживать внимание на одном объекте не более восьми секунд. Но на самом деле постоянное переключение внимания — это способ адаптироваться к обилию информации. Чтобы сфокусироваться на всём — не хватит жизни, а новое поколение бережет свое время. Быстрая переключаемость позволяет молодым людям одновременно делать кучу дел. Они параллельно слушают музыку, общаются с друзьями по сети и делают «домашку», не теряя в качестве. Цезарь бы им точно позавидовал!
Говорят «зеты»: «Если мне что-то действительно интересно, я могу заниматься этим часами. Но чтобы сконцентрироваться на скучной лекции, мне нужны невероятные усилия. И даже когда я честно стараюсь слушать, не всегда удается вникнуть в смысл того, что мне совершенно не нужно».
3. Разочарование в глянцевых картинках
Идеальная модельная внешность уже не завораживает, «зеты» знают, что за ней, как правило, стоит фотошоп и пластическая хирургия. То, что прежде казалось недостатком, теперь ценится как естественность и нестандартная красота. Кажется, нынешним подросткам становится легче принимать себя. К примеру, матери-миллениалы с меньшей вероятностью согласятся поставить в соцсети фотографию без косметики, чем их дочери-центениалы. Образы кумиров уже не так довлеют, потому что сами кумиры всё больше начинают походить на обычных людей. Уходят и старые символы высокого статуса. Дорогие машины, шубы, бриллианты и прочий тяжелый люкс молодежь впечатляет куда меньше, чем прошлые поколения.
Говорят «зеты»: «Когда я вижу в сети гламурные фотографии в духе блестки-пальмы-тачки, это вызывает у меня смех и недоумение, но точно не зависть. В снимках, сделанных на фоне серых панельных домов, зачастую куда больше эстетики».
4. Потребление услуг в приоритете
Центениалы меньше гонятся за брендами и не видят особого смысла в покупке дорогих товаров, может быть, за исключением кроссовок и гаджетов. Но это не значит, что им не свойственно демонстративное потребление. Просто оно меняется. В новом мире признаком высокого статуса становится доступ к качественным услугам, возможность питаться натуральными продуктами и заботиться о своем здоровье. Поколение Z ничуть не меньше мечтает о высоких доходах. Свои первые заработки молодые взрослые с удовольствием тратят на путешествия, крутые обучающие курсы или абонемент в хороший фитнес-центр.
Говорят «зеты»: «Мне так нравится ходить с брекетами, что я не хочу их снимать».
5. Интерес — прежде всего
Поколение Z ждет, что учеба будет вдохновляющей и захватывающей. Они куда чаще, чем их родители, мечтают превратить свое хобби в заработок. На работе они хотят развиваться и решать интересные задачи, при этом тема карьерного роста и достижений уходит на второй план. Центениалов трудно превратить в тупых исполнителей, им важно видеть смысл того, чем они занимаются.
Говорят «зеты»: «Меня раздражает, если я не понимаю сути задачи. А вот когда мне объясняют, зачем всё это надо, где используют мою работу и что мне за это будет, мой КПД резко возрастает».
6. Желание изменить мир
Нынешние подростки довольно хорошо осведомлены об экологических и социальных проблемах. Многие из них мечтают сделать жизнь человечества лучше. Кто-то становится волонтером, кто-то выходит на политические митинги, а кто-то — выступает на конференциях и общественных слушаниях, активно продвигает свои идеи в сети. Часть центениалов задумывается о социальном предпринимательстве.
Говорят «зеты»: «Мне не всё равно, что происходит вокруг меня».
7. Новые авторитеты
Лозунг: «Уважай старших!» больше не работает. Представители поколения Z не приемлют жесткой иерархии, связанной с возрастом или статусом. Они не понимают, почему обязаны слушаться учителя или начальника. Но при этом высоко ценят личные качества, экспертность, знания. В их глазах авторитетом пользуются конкретные люди, а не должности.
Говорят «зеты»: «Мне не важно, сколько лет другому человеку. Я восхищаюсь и сверстниками, и старшими и даже теми, кто младше меня. С учителями я стараюсь разговаривать вежливо, но внутреннее уважение у меня вызывают далеко не все».
8. Фокус на безопасности
По оценкам социологов, поколение Z менее склонно демонстрировать взрослость, употребляя алкоголь или наркотики. Они куда реже участвуют в драках и позднее вступают в сексуальные отношения.
Говорят «зеты»: «Курить? Фу! Но так рассуждают далеко не все мои ровесники».
Как общаться с ребенком-центениалом
Смиритесь: мир не будет прежним. Вряд ли запрет «сидеть в телефоне» даст какой-то результат. Всё, что в силах родителей, — научить правилам безопасного поведения в сети. Впрочем, многие «зеты» знают их лучше взрослых, ведь это они «цифровые аборигены», а мы только учимся жить в новой реальности. Если вы беспокоитесь о здоровье ребенка, попробуйте увлечь его альтернативным времяпрепровождением. Даже многозадачным центениалам придется отложить смартфон на время, пока они карабкаются в горы, гребут на байдарке или конструируют гоночного дрона.
Можно и нужно извлекать пользу из привязанности ребенка к гаджетам. К примеру, договоритесь, что домашние поручения будете давать подростку через электронный планировщик. Напоминания о том, что нужно пропылесосить, зайти за хлебом или полить цветы, будут автоматически всплывать на экране, и вам не придется по сто раз повторять свои просьбы.
Не обесценивайте возможности современных обучающих ресурсов. С помощью роликов на YouTube поколение Z может научиться практически всему — рисовать, танцевать, решать тригонометрические уравнения, пользоваться косметикой, делать ремонт и т.п. Зачастую подросткам приятнее учиться у блогеров, чем у учителей и родителей.
Если ребенку скучно учиться или выполнять повседневную работу, можно помочь ему найти дополнительный смысл, привнести в рутину что-то интересное. Еще лучше будут замотивированы те «зеты», которые точно знают о последствиях сделанного и несделанного.
Помогайте подростку получать разносторонний опыт, ведь это новая социальная валюта. Поддерживайте желание участвовать в разумных и безопасных общественных проектах или устроиться на временную работу. И пусть это отнимает какое-то время от учебы, зато помогает быть более адаптированным и успешным в новых реалиях.
Учитесь у «зетов». У них действительно есть чему поучиться.
Справка:
Теория поколений была предложена в 1991 году американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом (Подробнее об этом можно прочитать в книгах «Поколения» и «Четвертый поворот»). Идея о том, что люди, растущие в разных условиях, качественно отличаются друг от друга, быстро набрала популярность. Тем не менее, надо понимать, что это лишь одна из теорий, а поведение и ценности конкретного человека определяет не только социальный контекст, но и особенности семейного воспитания, личный опыт, характер, темперамент и т.п. Также надо учитывать, что большинство исследований поколения Z выполнено на американских подростках.
Нашли ли вы в портрете среднего центениала черты, присущие вашему подростку?
События, сформировавшие ценности: советская оттепель, покорение космоса, СССР – мировая супердержава, "холодная война", создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах, гарантированное медобслуживание.
Ценности: оптимизм, заинтересованность в вознаграждении, личностном и командном росте, коллективизм и командный дух, культ молодости.
Бумеры самые: деятельные и работающие физически; рациональные и экономные, скептически относящиеся к банковским кредитам; семейные: по статистике, у этого поколения минимальное количество разводов – семья как ценность – на первом месте, и неважно, счастливы ли они в этом браке.
Поколение Х (1963–1984)
События, сформировавшие ценности: железный занавес, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться всю свою жизнь, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Иксы самые: гибкие, читающие и готовые к обучению, самоироничные (постоянно подшучивают над собой), самокопающиеся (рекордное количество иксов раскапывает себя на приемах у психоаналитиков), целеустремленные: ради достижения цели готовы пыхтеть, грызть землю, работать бесплатно.
Генерация Y (1984–2000)
События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, смартфоны и интернет, эпоха брендов.
Ценности: продолжают формироваться, но в систему ценностей уже включены – ответственность, наивность, стремление к немедленному вознаграждению.
Игреки самые: развлекающиеся (рекордсмены по количеству праздников в ресторанах и ночных клубах), оптимистичные, доверчивые, эмоциональные, заинтересованные в спасении мира, поскольку постоянно слышат о терактах, изменении климата и экологических катастрофах. Стремящиеся к разнообразному опыту: вместо того чтобы карабкаться вверх по однажды выбранной вертикальной лестнице, стараются получить широкий, "горизонтальный" опыт в нескольких сферах.
То ли еще будет: поколение Z (2001 – …)
Работая над "Теорией поколений", Нейл и Штраус обнаружили интересную закономерность: каждые 80 лет ценности поколений совпадают. Для предшественников бумеров – молчаливого поколения (1922 – 1942) свойственны преданность, соблюдение правил, уважение к должности, статусу, порядку, жертвенность, подчинение, терпение, экономность, понятие чести, причастность к большим группам (религиозность, партийность). Не исключено, что эти качества самым неожиданным образом проявятся в людях генерации Z. Самым старшим из них сегодня 18, но они очень быстро взрослеют, не представляют свою жизнь без гаджетов, занимаются самообразованием, экономны ("перезвони мне", "положи на счет"), активны и жестко требуют соблюдения правил ("давай договоримся", "так нечестно, неправильно"). Зеты – революционеры, они будут создавать новые взгляды, принципы, стандарты. Исследователи предполагают, в 20-е годы XIX века наше общество кардинально изменится – именно на эти годы придется пик активности Зетов. Больше читайте здесь: https://tsn.ua/ru/lady/psychologia/ona/konflikt-pokoleniy-chem-otlichayutsya-bebi-bumery-ot-generaciy-x-y-z-1436493.html
нет ...это ранее придумали, они дали опредение х дети. z дети