развитие речи детей раннего возраста.

мама
Челябинск

Здравствуйте!Примите нас, пожалуйста, в ваши ряды. Уважаемая fistashka75, вопросы свои адресую сразу вам. Т.к. живем мы в небольшом городе и хорошего логопеда найти очень трудно. Моему сыну 1г.и почти 8 мес. Знает около 50 слов. Пишу знает потому что в активной речи использует около 30 слов, остальные только по просьбе, в том числе и все звукоподражания животных. Из сложных слов говорит например куртка, брюки, если их конечно можно считать сложными, в последенее время появились такие слова как пью, бегу, иди, уйду, но еще и некоторые сокращает, например машина бибика, говорю ему машина красная, а он снова бибика ка, или еще показываю ему мышь, он говорит пи-пи, спрашиваю, кто говорит пи-пи он снова пи-пи и так со всеми животными. Заканчивает некоторые стишки из Агнии Барто, Курочку рябу, репку, знает всю последовательность и заканчивает последние слова. И еще не повторяет слова которые начинаются на букву С, проговаривает ее, но слова не говорит. Фразы тоже не составляет. Подскажите, пожалуйста, чем и как с ним нужно заниматься, чтобы разговорить? И соответствует ли его развитие возрастной норме?Заранее огромное спасибо!!!Сообщение было изменено пользователем 16-06-2011 в 00:41

мама
Екатеринбург

Огромное спасибо за информацию. По ходу чтения нашла ответы на вопросы.Теперь знаю к кому обратиться за советом.К сожаленью,в поликлинике приём специалистов ограничивается временем(слава богу,ходим только на осмотры переодические),да и теряюсь сама. :)

автор
мама
Екатеринбург

katya1986

ответила в личку

мама
Москва

Здраствуйте Фисташка подскажите пожалуйста сыну 1 год 11 месяцев, развитие по возрасту гуление, лепет, потом до полутра лет на своем языке, папа, мама, баба к 1 году 2 мес сказал! с 1,5 лет все слова подражания к примеру ка (это и кака, качаться и одеяло и конфета) животные это только мяу, пи-пи и тому подобное подобное ,пить, дай, ва - одеваться, умываться, все понимает, активен, тянеться к детям, хитер в достижени своих целей, понимаем его на уровне жестов проблем у нас с общением у него с пониманием нет. в меру активен, обходит лужи, ямки достаточно послушный! в родах небольшой ПЭП сняли в 6 мес, к году невролог обратил внимание на периодическую постановку языка на ребро как бы закручивает и ставит боком к 1,5 годам прошло, за нами не повторяет слова, говоршь шепотом поворачиваеться на звук, большей пассивный запас, на днях сказал сам ссссссс и новое слово тысы это цифры, вот как бы всё что умеем, есть ли проблема, нужно ли идти к неврлогу, логопеду или просто равзивать мелкую мотрику и еще с годика стал пальцы указтельные пожимать, берет предметы средним и большим а так же указывает на то что хочет показть большим пальчиком, а указателбнный подогнут! ответьте пожалуста, с уважением Лина

автор
мама
Екатеринбург

Linastar

ответила в личку.

самомама
Екатеринбург

Добрый день! И я хочу спросить, все ли у нас с развитием речи хорошо))) Мальчику скоро 1 год и 8 месяцев, родился КС, 6/7 баллов. Говорили сразу конечно что КС это группа риска по задержке речевого развития... В год говорил мама, папа, бах - это все что упало, баба, и не помню еще что, сейчас говорит, напишу полный список: мама, папа, баба, тетя, дядя, авав, ме, бе, пипи, это если спросить как говорят животные определенные, кака - если покакал уже или мусор нашел, бах - теперь если надо ему вниз, или собирается что-то кинуть или упало... тар - таракан, тартар - трактор, дятя - дятел, кика - киса, нямням - кушать или пить, тик так, ам - если кормит, уиуи - пишит телефон, телефоны называет мама или папа или баба, смотря чей))) может сказать папа и развести руками, это значит папа ушел, и тд.
Если просить показать, покажет всех животных, в том числе редких, все геометрические фигуры, цвета, вещи, знает 14 частей тела, вкл мозг))) знает сколько вещей 1, 2 или 3. Читает буквы у а и о, показывает букв 10, несколько цифр. В общем на уровне понимания я к нему претензий не имею, сортеры, кубики - пирамиды собирает даже сложные. Книги очень любит, читаем по 20 в день если не больше... повторяет почти все буквы, и немного слов, болтает на своем, поет часто...
Вот с речью вижу что не идеал... подскажите что делать, пожалуйста.

автор
мама
Екатеринбург

Holly09
в принципе,развитие идет с опережением.вы молодцы.НО!не надо переусрствовать.слишком много информации тоже может дать отрицательный результат.
раз вы в группе риска,то стоит работать с ребенком,пока есть возможность.как уже писала ранее,не разграничивайте умственное развитие ребенка с речью.это все взаимосвязано.развиваем все функции одновременно.оречевляем все свои действия и окружающую действительность.поем детям песни и колыбельные,читаем не меньше 20 мин. в день.слушаем различные звуки окружающих предметов,различаем их.развиваем артикуляционную и мелкую моторики.не стесняйтесь с ребенком покревлять рожицы перед зеркалом и подразниться язычком(заранее объясните,что это только вы дома так играете и перед зеркалом,а не в гостях и во дворе).вклвдывайте в ребенка и получете результат:"Под лежачий камень вода не течет".главное знать меру во всем и не переусертствовать.Сообщение было изменено пользователем 10-07-2011 в 15:45

самомама
Екатеринбург

fistashka75

Спасибо большое за советы) у меня еще один вопрос, про мелкую моторику, что он должен уметь в этом возрасте и достаточно ли того как мы ее развиваем: лепим, рисуем, перекладываем семечки, зернышки, не всегда вспоминаю, но делаем массаж и все вроде...

самомама
Екатеринбург

я считаю,что он никому ничего не должен,заговорит когда время прийдет.У моей подруги сын начал говорить в два года и никто неговорил что это плохо,поэтому я его незаставляю и немучаю занятиями,да читаем ,общаемся,но специально ненастаиваю.

автор
мама
Екатеринбург

ELYA 24

все дети разные. и сравнивать одного ребенка с другим не надо.многие мамы не делятся ни с кем о некоторых проблемах во время беременности,рождении или наследственных проблем.а многие просто не знают скрытых проблем в развитии своих детей.лучше проблему предупредить,чем потом ее исправлять.довно известна истина,что в раннем детстве заложишь в ребенка,то в его жизни и пригодится.у детей ,воспитание которых пущенно на самотек,они самостоятельные,но многое не умеют и не знают.не все могут детям дать в д\с.мало сейчас там "профи".на примере своего ребенка могу смело сказать,что я ненапрягаясь многому ее научила,а прийдя в д\с ей было проще,чем другим.но когда запас приобретенных совместно знаний иссекает,то прогресса не наблюдается.она знает и умеет многое благодаря нам,родителям,а не д\с.конечно,если бы я была ее воспитателем,то было бы подругому.НО сейчас это не реально.наверстываем в свободное совместное времяпровождение.
не думайте,что я хвастаюсь.нет.я просто делюсь своим опытом.все это проверено на практике.Сообщение было изменено пользователем 16-07-2011 в 11:32

автор
мама
Екатеринбург

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи
Понятие развития. Ступени возрастного развития человека
Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям.
Развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелость.
На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).
Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека
Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.
Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.
Так, В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился.
Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Понятие своевременности начала обучения речи
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
«Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

О связи развития речевых мышц и интеллекта
Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи.
Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.
Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.

Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста»,

автор
мама
Екатеринбург

СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.
Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по струкруре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ
Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
· Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда)
· Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
· Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ…
· На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.
· Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
· Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

самомама
Екатеринбург

воспитание не пущено на самотек,я все показываю и рассказываю.Но не навязываю занятия,потому что сейчас это бесполезно он слишком маленький и не сидит и неслушает что я говорю или читаю,пока что другая степень познания мира.Ему надо бегать прыгать и рвать те самые книжки,котОрые я читаю ему. Я же немогу насильно заставлять меня слушать.Когда у него есть на это настроение,то конечно я пытаюсь чтонибудь поделать.И поэтому я непереживаю что он еще неговорит эти 10 слов.Все скажет. Сейчас он только начал говорить мама,звать меня и ням ням,а нам уже 1год и 5мес. Жестами все знает и понимает.

автор
мама
Екатеринбург

ELYA 24

а и не надо навязывать занятия.все можно проводить во время режимных моментов и в виде игры.а на счет книг,то я соей доче давала книгу,она листает-я расказываю(книги, в основном,с толстыми страничками).а иногда просто фоном,во время игры,включаю аудиосказки или детские песенки.на удивление сказки успевает услышать и даже меня потом попровляет,если что не то сказала.в любом случае,каждая мама своего ребенка знает лучше,знает его интересы,а этим можно и воспользоваться в целях развития ребенка.

мама
Ижевск

Здравствуйте,Фисташка,моей дочери 2 года,говорит полных слов 20,остальное сокращает до первого слога,у нас Пи-это и пить и пироженное,печенье.Предложениями не говорит.Были у логопеда,назначила нам массаж предплечья для развития речевых зон,посоветуйте как с ней заниматься.Спасибо

мама
Екатеринбург

fistashka75

добрый день! не успела прочитать всю информацию, выложенную Вами в данном разделе, так как очень большой объем. хочу поблагодарить Вас за эти сведения и рекомендации по развитию речи наших детей! моей дочке 2.3, говорит более-менее хорошо для своего возраста, строит предложения, не только называет предметы и простейшие действия, но может выразить эмоции, сделать логическое заключение из ситуации, использует времена, типа я завтра буду играть в мячик. говорит практически все, единственное, не все звуки выговаривает и очень длинные слова укорачивает на свой лад. у меня два вопроса, возможно, ранее они уже обсуждались, прошу прощения, если повторяюсь. 1. не любит стихи. будь то их чтение из книг, будь то мои заученные исполнения, будь то просьба повторить построчно или хотя бы последнее слово/словосочетание из строчки. ни в какую не слушает их... как привить интерес, понимаю, что это важно, улучшает память и тд. хотелось бы привить пусть не совсем любовь, но хоть какой-то интерес. и почему такое рьяное отторжение всего, что имеет рифму. при этом правда очень любит песни, и может фразами напевать что-нибудь, напр, увидели кузнечика во дворе, она пропела: совсем как огуречик, зелёненький он был, 2. есть ли какие-то рекомендации или ссылки на литературуо том, как и когда начинать обучать иностранному языку ненавязчиво, но эффективно, чтобы не убить радость познания с малых летСообщение было изменено пользователем 02-08-2011 в 19:08

мама
Новосибирск

Спасибо большое за информацию. Очень многое взяла на заметку. Ещё раз спасибо.

автор
мама
Екатеринбург

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от темповой задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта.

ХАРАКТЕРИСИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.
Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкреп­ляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблю­даться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих от­личать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассив­ного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умствен­но отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или зву­косочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазы­вать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является гос­подствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформен­ными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблю­даются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представ­ления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида' «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупот­ребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).
Одновременно намечается различение некоторых граммати­ческих форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относя­щимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразви­тие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необхо­димости употребить такие слова и словосочетания, которыми ре­бенок в быту пользуется редко.
Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назна­чению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, ста­кан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду ''(блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.
Отмечается отставание в использовании слов-признаков пред­метов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (ре­жет-рвет, точит - режет). При специальном обследовании от­мечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
•1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);
•2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по чис­лам («да памидка» - две пирамидки, «де кафи» - два шкафа);
•3. отсутствие согласования прилагательных с существитель­ными, числительных с существительными («асинь адас» - красный карандаш, «асинь ета» - красная лента, «асинь асо» - красное колесо, «пат кука» - пять кукол, «тиня пато» - синее пальто,
«тиня кубика» - синий кубик; «тиня кота» - синяя кофта).
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом су­ществительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена пред­логов («Тетатка упая и тая» - Тетрадь упала со стола).
Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звон­ких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики).
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и упо­добления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).
Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - III уровень рече­вого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

III уровень речевого развития характеризуется наличием раз­вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соот­ветствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» - С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).
Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, ко­торые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение зву­ков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с', еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля).
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми час­тями речи, правильно употребляют простые грамматические фор­мы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоёша, она погана кошку» - Кошка пошла к курице. И вот она кочет цыпляток есть. Они 6ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Курица хорошая, он прогнала кошку).
Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позво­ляет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испыты­вают большие трудности при самостоятельном составлении пред­ложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя зяпякаль, атому упал» - Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя дейст­вующее лицо и само действие, не включают в предложение назва­ния предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступ­ня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и упот­ребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого пред­мета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);
б.)подмена названий профессий названиями действия (бале­рина - «тетя танцует», певец - «дядя поёт» и т. п.);
в)замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей -«птичка»; деревья - «ёлочки»);
г)взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -«большой», короткий - «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилага­тельными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов слово­образования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях рече­вого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относи­тельных прилагательных со значением соотнесенности с продук­тами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.).
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существитель­ными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие) столах» - Книги лежат на больших столах);
б) неправильное согласование числительных с существитель­ными («три медведем» - три медведя, «пять пальцем» - пять паль­цев; «двух карандаши» - двух карандашей и т. п.);
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» - Ездили вмагазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» - Мяч упал с полки);
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них про­должают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих , Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смяг­чения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» - Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» - Водопроводчик чинит водопровод; «Такиха тёт тань» - Ткачиха ткет ткань).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется го­товность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Характеристика четвертого уровня
Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р'], [Л - Л'], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т' - Ц - С - С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:
•персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;
•перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
•элизии (сокращение гласных при стечении);
•парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;
• в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
•добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».
Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте.
Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка слу­жит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеоб­разовательной школы.

автор
мама
Екатеринбург

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ
Дети от 0 до 1 года
Малыш беспокоен, нарушен сон (засыпает тяжело, сон поверхностный, часто просыпается, вскрикивает во сне);
Вялость или, что бывает чаще, с возбудимость ребенка.
Много кричит, при крике у него дрожит подбородок,
Часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды
Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается,
Запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п
При опоре на "цыпочки" или стопу поджимает пальчики;
При повышении температуры тела подергивания (судороги)
Дети от года и старше
•Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?
•Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
•Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
•Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.
•Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
•Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
•Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки?
•Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
• Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?Сообщение было изменено пользователем 22-09-2011 в 20:31

автор
мама
Екатеринбург

mamArtemchika

с какой целью вы это у меня спрашиваете?
вы ведь написали,что вы логопед.вы можете оценить способности вшего ребенка в живую.я же не могу диагностировать вас по компьютеру.по перечисленным вами данным-развитие ребенка опережает норму.вы, может, просто перегружаете ребенка информацией.часто педагоги к своим детям относятся(и я в том числе)очень требовательно,переоцениваем их возможности.может стоит сбавить поток информации.ведь у детей должно быть еще и детство.
чтобы думать регресс это или не регресс,нужно знать еще и анамнез.как логопед вы должны знать,что все начитается с внутреутробного развития и т.д.Сообщение было изменено пользователем 25-09-2011 в 00:36

мама
Екатеринбург

Прочитала ваше сообщение о близнецах, спасибо за информацию. Моей двойне сейчас 1,1 год. Говорим мама. папа, мням, дай, муууууу - корова говорит, а-а-а - собачка говорит.
У вас была практика работы с двойнями? Какие у детей были проблемы и как можно было бы их избежать в более раннем возрасте?
Очень интересен ваш практический опыт.

автор
мама
Екатеринбург

с двойнями работать пришлось совсем немного.чаще всего дети подражают др.др.и поэтому часто речевые проблемы одинаковые.на занятия приходится брать вместе,редко когда дети могут заниматься отдельно др. от др.+дети -близнецы отстают в своем развитии от сверстников(это индивидуально).Сообщение было изменено пользователем 11-10-2011 в 21:15

Москва

fistashka, почему вы не указываете автора статьи? Это же не ваш материал.

А вот оригинал:

http://sadik1697.ucoz.ru/publ/voprosy_logopedu/1-1-0-17

автор
мама
Екатеринбург

Елена_логопед
а я и не претендую на авторство.это постеры.по вашему настоянию похожий материал удалила.
а источник не тот, который вы указали.я по д\с сайтам не хожу.я только по профилю.кто-то не знает ответы на свои вопросы и не знает где искать.все собрано в этой теме.

может быть кому-то что-то еще не нравится? высказывайтесь.критика полезна.отрицательный результат - тоже результат.
может быть не стоит эту темку продолжать?Сообщение было изменено пользователем 19-10-2011 в 15:30

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

";