Календарь развития ребёнка. Девятый месяц
Нормы сна: 13-15 часов в сутки.
Нормы роста: мальчики — 68,4 - 72,8 см, девочки — 66,4 - 71,1 см.
Нормы веса: мальчики — 7,7 - 9,6 кг, девочки — 7 - 9 кг.
Средние прибавки: 550 г, 2 см.
Что умеет ребенок
Ребенок может все лучше сосредоточиться и становится избирательнее. Теперь он не будет рассматривать и исследовать то, что для него слишком просто или, наоборот, еще не по силам. Поэтому наблюдайте за ним и предлагайте игрушки и занятия, которые его увлекут.
Дети все увереннее сидят без поддержки, садятся из положения лежа, стоя или после ползания, поворачиваются сидя в разные стороны. Большинство вовсю ползает, но некоторые пропускают этот этап и перемещаются на ножках вдоль опоры, так что малыш может ходить по дому, держась за мебель, и даже может пытаться подпрыгивать.
Движения становятся более плавными и координированными, а руки более ловкими — ребенок уже может брать довольно мелкие вещи «пинцетным» захватом с помощью указательного и большого пальцев. Еще малыш может выучить указательный жест и четко показывать пальчиком, что ему нужно. Он манипулирует игрушками: бросает и поднимает их, складывает друг на друга, перекладывает из одной емкости в другую.
Как ест
В восемь месяцев прикорм может составлять половину всего рациона и даже больше. Ребенок знает все больше вкусов, у него появляются любимые блюда. Некоторые дети повторяют за мамой и пытаются есть ложкой, пусть и пачкая все вокруг. Но такие тренировки приближают время самостоятельной еды за общим столом. Если малыш получает грудное молоко, он все еще может привычно кушать перед каждым сном и просыпаться для кормления ночью.
С введением прикорма ребенок опорожняет кишечник обычно 1-2 раза в день. Но если раньше это происходило реже, то и теперь стул будет раз в несколько дней.
Как спит
Ночью ребенок может спать 10-12 часов, обычно с 1-2 пробуждениями. Если сокращать ночные кормления, это не всегда помогает сделать сон непрерывным: малыш может просыпаться, чтобы попить, проверить, что мама на месте, и пообниматься.
Днем у детей обычно бывает два сна общей сложностью 3-4 часа. Некоторые дети переходят на одноразовый сон.
Как общается
Ребенок с удовольствием повторяет слоги, иногда может произнести «мама», «папа», «баба», но пока это только повторение звуков. Осознанное произношение появится через 2-4 месяца. Пока общение происходит с помощью интонаций, эмоций, жестов. Ребенок может указать на знакомые предметы, когда его спрашивают: «Где?» — может выполнять простые просьбы: что-то подать, помахать рукой, сделать другие жесты, которым его научили.
Развивается эмоциональный интеллект. Малыш перенимает настроение мамы или папы, начинает проявлять сочувствие. Называйте эмоции, проговаривайте, что чувствуете вы и что, скорее всего, чувствует малыш. Помогайте ему переживать злость, испуг, обиду, например, рассказывайте, что бить вас и кидаться игрушками нельзя, а бить подушку, топать ножкой и рычать от злости можно.
В этом возрасте у малыша может появиться любимая игрушка, которую он будет носить с собой и брать в кроватку. С помощью такой игрушки можно организовывать многие дела: вместе кушать, идти гулять, ложиться спать, организовывать вечерние ритуалы. Ребенку по-прежнему нравится постоянство и игры, в которых повторяются действия.
Как играть с малышом
Ребенку нравятся игры-подражания, когда он выполняет действия вслед за взрослым: «ладушки», «прятки», когда лицо прячут за ладонями и потом выглядывают с радостными возгласами. Малыша можно научить надевать и снимать шапочку, доносить до рта ложку с едой, пить из чашки, хлопать в ладоши, махать рукой «привет» и «пока».
Полезны игры с однородными предметами, например, кубиками разных цветов и размеров, колечками, шариками. Стройте башенки, ломайте их, выкладывайте шарики в ряд, называя цвета и размеры. Играя с такими предметами, ребенок будет изучать связи между ними.
Для развития мелкой моторики заведите разные предметы с кнопками и замочками, пирамидки, коробки с крышками. Детям в этом возрасте уже интересно устройство предметов, им нравится открывать коробки, снимать крышку, разбирать игрушки на части. Маме нужно показывать, как обращаться с такими игрушками, и малыш будет повторять за нею. Вместе катайте машинки, стучите в барабан, качайте куклу, листайте книжку с мягкими страницами. При играх со сложными предметами ребенок проявляет эмоции: может нервничать и злиться, если что-то не получается, и радоваться, когда добивается своего.