Мы знаем, что нужно развивать ребенка, и если этого не делать, то как ему преуспеть в будущем? Куча мам годами живут с чувством вины, что не додали чего-то в плане  развития своему чаду. Потому что нет времени, сил, а иногда и желания.

А что, если вам скажут, что вы можете развивать ребенка, не прилагая особых усилий? Между делом! Каждую минуту, что удается проводить с ним? Занимаясь домашними делами, на отдыхе, в магазине. И да, скорее всего, вы уже это делаете. Ну что, сверим часы?

Разговоры с 0+

Если вы с младенчества разговариваете с малышом – вы уже развиваете его. Возможно, вам кажется, что карапуз ничего не понимает и смысла в разговоре с ним мало. Но это не так. Ваш голос и мимика и успокаивают, и развлекают, и акцентируют внимание. Мама – это целая вселенная для ребенка, так пусть эта вселенная будет по возможности общительной, теплой и веселой. 

Комментируйте все свои действия для детеныша, хвалите его, восхищайтесь, пойте песенки и потешки (если вам не в тягость), задавайте вопросы, смейтесь.

Рассказывайте «Теремок» или другие короткие сказки и стишки, даже если малыш еще не понимает смысла. Делайте это с разными интонациями. Надо ело декламировать? Просто проговаривайте: «Вот мы взяли кастрюлю. Сейчас будем варить суп. Достанем овощи…».

Не старайтесь говорить звукоподражательно. Называйте всё сразу правильно, почувствуйте разницу: «Это ав-ав». Или так: «Смотри, сидит большая собака. Это собака породы лабрадор».   

Такое развитие малыша «между делом» уже работает: кроха пробует на слух речь, отличает звучание разных звуков, начинает выделять знакомые слова, чувствовать интонацию, понемногу запоминать… 

Дети, с которыми много разговаривают, как правило, раньше начинают лепетать и могут опережать сверстников в развитии. Чуть позднее выяснится, что у «говорунов» и словарный запас богаче, и больше знаний о мире, и они увереннее в себе.

С 3-4 лет малыш может стать уже полноценным и вдумчивым собеседником. Если, конечно, будет с кем разговаривать из взрослых. Увы, немногие детки могут похвастаться, что у них были хорошие визави в детстве, которые не спешили, не отмахивались от вопросов, не перебивали, не критиковали и не читали морали.

Да, мы, взрослые, постоянно заняты, решаем текущие проблемы, спешим, бежим, стремимся все успеть и часто откладываем беседы с чадом «на потом». В итоге выросшее чадо вспомнит всего 2-3 доверительных разговора за все детство, а может и ни одного.

Ценность интересных и важных для ребенка разговоров со значимыми людьми – огромна. На их основе ребенок может сформировать мировоззрение, свои дальнейшие жизненные принципы, выбрать профессиональную стезю и т.д. 

20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок

Самые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей.

Узнайте, от каких именно.

Поэтому приучаем ребенка разговаривать с собой. Отвечаем, как можем, на его вопросы. Если что-то не знаем, можно посмотреть в интернете. Иногда вопросы непростые: о жизни, смерти, любви, дружбе, деньгах и т.д. Как тут отвечать – зависит от вашего ваших убеждений и миропонимания. Но точно тщательно подбирая слова, ведь темы-то основополагающие.  

Детский уголок

Если у малыша нет своей комнаты, то организуйте ему хотя бы свой детский уголок. Наличие собственного пространства важно не только для взрослого, но и для ребенка. И чем старше кроха, тем существеннее отсутствие такого места.

Обустроить уголок можно по-разному, в зависимости от предпочтений ребенка и материальных возможностей. Желателен маленький стол и стульчик, куда можно прийти и заняться своими делами. Например, творчеством.

В детском уголке помимо игрушек по возрасту хорошо бы иметь под рукой тесто или пластилин, карандаши и бумагу, клей-карандаш, ножницы и цветную бумагу (если позволяет возраст), пазлы, лего, лото и др. Можно положить на полочку музыкальные плакаты с животными или азбукой, музыкальные инструменты, поставить глобус и песочные часы.

Игрушек и развивающих пособий не должно быть много в поле зрения (лучше выкладывать частями и периодически менять). Да и порядок проще поддерживать при необходимом минимуме.

То есть вы создали уголок и предметно-развивающую среду, пару раз показали, как и чем можно пользоваться, а дальше ребенок приходит и придумывает сам, чем себя занять. Все, чем бы он не занялся здесь – будет его развивать, даже если это простая сюжетно-ролевая игра с куклами или машинками. 

Кухня

Часто одно из самых любимых мест в доме у малышат. Ведь тут столько всего происходит, столько интересного! Даже годовалый малыш найдет чем заняться – например, играть крышками от кастрюль или набором губок для мытья посуды, формочками для кексов и т.д. Да, нужно морально подготовиться к последующей уборке. Зато на кухне ребёнок прекрасно развивает мелкую моторику и координацию движений.

Чем занять ребенка, пока мама готовит? Игры на кухне для детей от двух лет

Творите на кухне! Ведь самые обычные вещи могут увлечь ребенка дольше, чем модные развивающие игрушки!

Читать далее

В определенном возрасте при приготовлении еды можно учиться считать, делить, запоминать буквы и геометрические фигуры, развивать творческое мышление. И, само собой, принимать участие в жизни семьи.

Детки под присмотром родителя могут на кухне:

– Завинчивать крышки на бутылках и банках.

– Пересыпать крупу из одной миски в другую ложкой.

– Перебирать фасоль (мишке) и гречу (птичке).

– Выкладывать на столе узоры, буквы, цифры, геометрические фигуры из фасоли, гороха, чечевицы, гречи и макарон.

– Из песочного теста раскатывать и вырезать формочками печенье или опять буквы и цифры, а можно придумывать свой дизайн печенья и украшения (шоколад, изюм, орехи, цукаты, семечки и др) и попутно считать, сколько уже сделано.

– Помочь маме месить и раскатывать тесто.

– Включать блендер, плиту, мультиварку, посудомойку.

– Выкладывать начинку на пирог или пиццу.

– Порвать зелень для салата.

– Помыть овощи или фрукты под струей воды.

– Посыпать блюдо солью и специями.

– Что-то помешивать или размешивать.

– Лепить пельмени, вареники и даже пирожки.

– Резать шампиньоны, бананы, вареные картошку и яйца (самое легкое для начинающих держать нож в руках).

– Почистить вареные яйца.

– Накрыть на стол (предварительно подсчитав членов семьи и количество столовых приборов, запомнив, что нож справа, вилка слева).

– Считать необходимое количество картошек, морковок и лука для приготовления супа.

– Занятия с водой. Придвиньте к мойке стул, включите воду. Ребенок может помыть овощи, фрукты, посуду или свои игрушки, переливать водичку из одной кружки в другую, вытирать тряпочкой пролитое. 

– Также между делом можно показывать на холодильнике магнитные цифры от 1 до 10, некоторые буквы, составлять слоги или слова с помощью магнитной азбуки. «У нас 2 морковки для супа, покажи, где цифра 2».

Хвалите, благодарите за помощь ребёнка, как бы он не запачкал все вокруг. При необходимости что-то поправить – поправьте, пока чадо не видит.

И обязательно скажите остальным домочадцам, как вам помог малыш. Кстати, еда, приготовленная с участием ребенка, поедается им с куда большим аппетитом.

Животные и растения

С вами живет песик, кошка или хомячок? Отлично. Еще одно большое поле для развития кучи навыков. В играх и заботах о животном развивается мелкая моторика, координация движений, внимание, наблюдательность, эмоциональный интеллект и умение ухаживать и т.п. Чем ребенку можно заниматься с животными:

– Конечно, играть. Тут комментарии излишни, у каждого питомца свои предпочтения.

– Гладить (причем нужно понаблюдать и понять, какие именно движения нравятся животному, а какие не очень).

– Кормить и поить. Специальным кормом или тем, чем разрешила мама.

– Гулять с питомцем (в сопровождении родителя).

– Вытирать после купания (если собачка не против)

– Оценивать новую стрижку песика.

– Водить к ветеринару (вместе со взрослыми), участвовать в лечении (например, успокаивать кота после принятия лекарства).

– Помогать в выборе новой лежанки (домика, когтеточки, одежды, мисочки) для животного. Обосновывать свое мнение.

– Читать песику или кошечке или рассказывать стихи.

– Устраивать день рождения пушистику, придумывать программу и мастерить подарки.

– Говорить с питомцем и обнимать его, когда очень грустно, а мамы рядом нет.

– Учить животное командам и давать вознаграждение.

– Валяться с питомцем в постели (если вашим четвероногим разрешено забираться на кровать).

С растениями тоже хорошо бы подружиться. Можно посадить вместе с ребенком из семечка или выбрать и купить цветок в магазине. Расскажите бебику, как он называется, что любит и от чего может погибнуть. Попутно поговорите о пользе растений и их разнообразии, о том, как ухаживать за ними, поливать и оберегать и т.д. Пусть саженец стоит в детской, а кроха его поливает и наблюдает, как он растет. Возможно, через год цветок нужно будет пересадить в другой горшок, пусть чадо вам поможет. А если растение еще и зацветет, то восторгу маленького ботаника не будет предела!   

Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребенок-родитель

Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, а ребенок сможет самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.

Читать дальше

В магазине

Вся ситуация – начиная со сбора в магазин, заканчивая приходом из него – сплошное развитие (внимания, памяти, логики, кругозора, социальных связей).

Собираясь в магазин, составьте вместе с ребенком список покупок. («Как ты думаешь, что нам нужно купить для приготовления молочной каши, а супа?»). Попросите его запомнить несколько пунктов, ведь вы иногда забываете что-то купить.

В супермаркете, если есть время, можно пройтись между ящиками с фруктами и овощами, оценить их цвета, свежесть, повторить, как называются. Дать ребенку выбрать несколько фруктов и самостоятельно взвесить.

Зайти в молочный отдел и показать, какие еще бывают молочные продукты, которые вы, допустим, по каким-то причинам не покупаете.

Набрав тележку с продуктами, спросите детеныша, все ли вы взяли из необходимого (пусть вспомнит список).

На кассе ребенок может самостоятельно расплатиться за покупки купюрой или картой. Скажет взрослые фразы: «Здравствуйте!», «Пакет нужен/не нужен», «Оплата картой/нет», «Спасибо», «До свидания».

Какой бы ни была очередь, кассиры обычно мегадоброжелательны к маленьким покупателям – сами мамы и понимают важность момента для маленького человечка.

Вернувшись из магазина, предложите мелкому самостоятельно разнести продукты по местам (если не очень устал). Например, крупы в шкафчик, овощи в корзинку и в холодильник в определенное место, творожки на другую полку и т.д. Попутно можно пояснить малышу, почему вы именно так храните еду.

Стирка

Перед отправкой белья в стиралку рассортируйте его с деткой (например, по цвету, сезону и назначению).  Ребенок может сам загрузить белье в барабан стиральной машины, добавить салфетки «ловушки цвета», в лоток – порошок и кондиционер, выставить с вашей помощью подходящий режим стирки, нажать «старт».

Выстиранное мокрое белье юный помощник может развесить на сушилку. Сухое – снова предстоит рассортировать (допустим, носки по парам) и разложить аккуратно по своим местам на полках, что-то повесить на плечики и т.д.

Несмотря на кажущуюся рутину и скуку операции для взрослого, ребенку будет интересно, познавательно и заодно потренируется логика, внимательность, мелкая моторика, бытовые навыки, в конце концов. Некоторые умудряются во время сортировки тренировать счет и деление.

И таких примеров обучения детей между делом – масса. Практически в любом месте и ситуации заложены элементы развития для детеныша. Их просто нужно видеть и использовать. Многие мамы делают это интуитивно – такой вид получения знаний и навыков естественен и заложен самой природой. Достаточно быть рядом с малышом и желать делать с ним что-то совместное.

Этот материал был полезен?