Любое использование материалов U-mama.ru возможно только с предварительного письменного согласия АО «ЦТВ».
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.
Собственно, а для чего он нужен? Вот эта мягкой, тведость, звонкость, глухость, парность. Так мучают детей. На оценку все это знать надо. Началка заканчивается и...?
Это до 11 класса. На ЕГЭ есть вопросы даже по этому делу
Аноним 874,
Так это база. Потом на эти знания в дальнейшем опираются.
Ещё лет ...цать назад для сына нашла шпаргалку. Может кому пригодится.
Фока, хочешь поесть щец?
В этой фразе собрались все глухие согласные )
6 класс, это тоже постоянно попадается
ни для чего. учебники периода, когда у нас население было с врожденной грамотностью это не содержит.
потом система защиты научных работ требовала новизны и прочей мути. так в школы спустилос то что нужно толко в институте для филологов и лингвистов. более это никак ни на чем не отражается.
какие и о чем?
Аноним 797, какие знания на это опираются?
Тоже считаю что, никто никогда это не использует кроме 1-2клашек
Меня еще бесит, что надо в определенном порядке описывать этот звук. Согл.,глух.,мягк., еще там дичь какая-то. Перепутал последовательность, все, 2.
Бееееесит!
Аноним 874,
Так без этого нет орфографии. Как ученику научиться проверять безударные гласные в корне слова, если он не может отличить гласную от согласной и ударную от безударной? Никак. Без этого любое орфографическое правило будет для него пустым звуком. Другое дело, что нужно все упражнения на "звуковку" проделывать только устно (помним, что звуки мы не пишем, пишем буквы), ни в коем разе не транскрибировать. Транскрибирование в начальной школе как минимум бесполезно, а чаще всего приносит огромный вред, приводя к безграмотному письму.
По первой же ссылке.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКОБУКВЕННЫЙ) РАЗБОР СЛОВ?
Лучше день потерять, потом за пять минут долететь!
Много раз нам приходилось слышать и от родителей, и от детей, как они ненавидят фонетику и не видят "ну вообще никакого смысла" в фонетическом разборе. В данной статье речь пойдёт о том, для чего нужно понимание фонетики и как правильно подойти к этому вопросу.
Как показывает наша практика, этот раздел русского языка не только необходим теоретически, но и помогает ребёнку лучше освоиться в процессе чтения именно как звукосложения. Изучение фонетики даёт ребёнку основу в формировании структуры русского языка, а без понимания структуры у человека остаётся только набор бессмысленных правил, которые стираются из памяти по истечении короткого времени.
В дальнейшем фонетический подход к слову помогает разобраться со многими орфограммами, а что ещё более важно – понимать, в каком месте слова вероятность сделать ошибку больше и по какой причине. (Для предотвращения ошибок ребёнку, по большому счёту, нужны два навыка – способность делать фонетический разбор слова в уме и умение разбирать слово на морфемы, то есть по составу.)
А теперь подробно остановимся на основных пунктах. Это наша техника, разработанная на основе специфики и вариативности русского языка и возможностях детей дошкольного возраста, совмещающая доходчивость изложения и максимальную продуктивность. Для начала, стоит уточнить, что при изучении фонетики нужно проговаривать, проговаривать и проговаривать все звуки, на которые Вы обращаете внимание ребёнка. На то (и потому) она и фонетика. В данном случае, слишком много не бывает. И ещё - начинать формировать понимание фонетики стоит параллельно (и одновременно) с обучением чтению.
Перечислим шаги по порядку:
Послушать гласные и согласные звуки. Гласные произносим на выдохе, при помощи голоса, звук легко выходит изо рта. Тянем А-А-А, И-И-И. Согласные формируются при помощи шума и голоса, а также всего, что есть во рту (зубы, язык, альвеола и т.д.). Произносим отрывисто [Р], [С], [Д]. Назвать ребёнку понятия "гласный звук" и "согласный звук". Повторять по мере надобности до запоминания.
Взять для примера простые слова (КОТ, СНЕГ, ЛАПА) и послушать с ребёнком начальный звук. Ни в коем случае не путать звуки и буквы – добьётесь противоположного результата. Буква – это название ("эм", "эль", "ха"). Звук произносится четко и одиночно ([М], [Л'], [Х]). Если ребёнок затрудняется, нужно взять для начала слова, начинающиеся с гласного – АНЯ, ИРА, УХО.
Назвать Ь и Ъ, уточнить, что эти буквы никак не звучат, то есть не имеют звуков (хотя иногда в литературе встречаются упоминания их как звуков).
Ввести понятие "слог". Слог – это часть слова с гласной буквой. Сколько гласных, столько и слогов. Помогите разобраться ребёнку в делении слова на слоги при помощи хлопков.
"Давай прохлопаем слово "МАМА". "МА" – хлопок, "МА" – второй хлопок.
Два хлопка – два слога.
(После того, как ребёнок усвоит упражнения с хлопками, нужно исключить хлопки и продолжить упражнения, основываясь только на слуховом восприятии.)
Поделить слова (например, ЗИМА, РУКА) на слоги. Вы должны чётко и раздельно проговаривать слоги, чтобы ребёнок сам уловил деление на части. В слоге называть гласный звук.
(Неустанно иллюстрируйте ребёнку звуки, слоги, повторяйте основные понятия много раз.)
Если Ваш ребёнок освоился со звуками, пусть он попробует назвать оба звука в слоге ("ма" – [м] и [а]). Берите пока только слоги, не слова, потому что гласный звук должен обязательно быть ударным. Занимайтесь, пока это не перестанет вызывать затруднения.
После тщательного ознакомления со звуками (в идеале это должно происходить параллельно обучению чтению) ребёнка следует познакомить с понятиями "сильная позиция звука " и "слабая позиция звука". Сильная позиция – это когда мы чётко и ясно различаем звук и при правильном произнесении слова согласно орфоэпическим нормам не сможем его перепутать со схожим звуком. В слабой позиции или слышится другой звук (Л[И]СНОЙ, СНЕ[К]), или буква вообще не имеет звука (МЕСТНЫЙ – слышится МЕС[-]НЫЙ). Здесь будет нелишним слегка затронуть тему проверки безударного гласного или парного согласного – озвучивая подобные слова, скажите ребёнку, что мы пишем ЛЕСНОЙ, потому что в другом слове говорим ЛЕС, а СНЕГ, потому что НЕТ СНЕГА и т.д. Старайтесь приводить как можно больше примеров. Масштабы Вашего воображения и станут границами словарного запаса Вашего ребёнка в будущем.
Обращаем Ваше внимание на важность этого момента. Чтобы ребёнок твёрдо усвоил эти понятия (сильная и слабая позиция), позанимайтесь с ним упражнениями, которые мы опишем ниже:
1|| Постановка ударения. Чтобы определить ударный слог, нужно "позвать" слово - мЯ-чик! пО-ни! ло-пА-та! Выделяем голосом ударный слог, проговариваем его нарочито громко и внятно, тянем ударный гласный. Тот слог, что звучит громче и длиннее остальных, называется "ударным", а остальные – "безударными".
2|| Учим выделять слабую позицию гласного в слове. Для этого покажите ребёнку написанное слово с гласным в слабой позиции, например, ОКНО, ОЧКИ, ПЕРО и произнесите его внятно, но по орфоэпическим нормам. Заострите внимание на разнице между написанием и произнесением. Объясните, что когда на гласный звук падает ударение – мы его хорошо слышим и всегда напишем верно, а когда ударение не падает, то слово можно написать с ошибкой (потому что слышится не так), и от этого становится непонятно. (Подобная "детская" мотивация работает лучше всего.)
Здесь можно уточнить, что есть гласные, где мы слышим один звук, а есть - где два А-Я[ЙА], У-Ю[ЙУ], Э-Е[ЙЭ], О-Ё[ЙО]. О том, как эти буквы применяются, ребёнок узнает, когда столкнётся с ними во время чтения.
Эта ступень является для ребёнка сложной, и до полной ассимиляции проходит около 3 месяцев. В этот период крайне важно часто возвращаться к изученному и постоянно его повторять, опираясь на многочисленные примеры. Но когда ребёнок полностью усвоит необходимость выделения в слове гласных в слабой позиции, то есть без ударения, Вы сможете смело рассчитывать на то, что ребёнок начнёт сам останавливаться при письме и стараться рассуждать. Чего мы, собственно и добивались.
И это, безусловно, является для каждого учителя огромным достижением – научить ребёнка задумываться и находить свои ошибки самостоятельно.
3|| Учим выделять слабую позицию согласного в слове. Покажите ребёнку, например, слово ДУБ или ГРИБ и проговорите его с ним. Поясните, так же как и в предыдущем случае, разницу между написанием и произнесением. Далее нужно опять таки озвучить понятия "сильная позиция согласного" и "слабая позиция согласного" на примере ДУБ-ДУБЫ, СУП-СУПЫ.
4|| Затем нужно познакомить ребёнка с понятиями "звонкости" и "глухости", "мягкости" и "твёрдости", и, наконец, "парности" и "непарности".
Для неподготовленного либо основательно забывшего школьную программу человека это может показаться слишком сложным и необязательным. Но это не так. Нам хочется уверить таких родителей, что дети, обладающие сформированным пониманием фонетики, делают на порядок меньше ошибок, чем дети, пишущие наобум. И никакой "языковой интуиции" не существует.
Звонким мы называем звук, произносимый при помощи голоса, а глухой можно сказать шёпотом. Потренируйтесь: Б-П, В-Ф. Помните – не буквы, а звуки! Не БЭ-ПЭ, а Б-П.
5|| После этих упражнений пришло время различения твердых и мягких звуков. Мягкие звуки звучат, как маленькие и тоненькие. А твёрдые – как большие и тяжёлые. Дайте услышать ребёнку разницу: ЛЫ (говорим басом) – ЛИ (говорим фальцетом), МА (говорим басом) – МЯ (говорим фальцетом), ТУ (говорим басом) – ТЮ (говорим фальцетом).
6|| И в заключение нужно сформировать у ребёнка стойкие ассоциации касательно парности согласных звуков.
Парность звуков по принципу звонкости-глухости и по принципу мягкости-твёрдости. А непарные звуки лучше проучить. Удобнее будет сделать наглядную таблицу.
Ольга Давыдова
А я люблю эти все разборы, любые. Я вообще язык люблю разбирать, откуда что взялось выяснять)
В чем конкретно. Ну проразбирали слово, а дальше то куда это?
Так вы мой вопрос то прочитайте уж тогда.
У меня дети врожденно грамотные, пишут любые диктанты без ошибок. Но вот эти разборы ставят всех в тупик. Машина, почему то вдруг надо Ы писать в транскрипции. С чего, почему, зачем голову морочить этим? Если человек пишет правильно И.
Как выбрать приставку без или бес не зная этих признаков буквы?
Так да. Такое ощущение, что лингвисты хотят нам сказать: вы правило то учите, но не забывайте с чего все начиналось
Так я на него ответила уже.) Подставьте этот ответ в другое правило - правило парных звонких и глухих согласных в корне. Она также будет пустым звуком, если ученик не умеет отличать гласный звук от согласного, не знает парные звонкие и глухие согласные. Без этих знаний нет и не может быть орфографии и такие упражнения были всегда.
Я другую зная, но она похожая:
Степка, хочешь щец? - Фи!
У меня подготовишка. Педагог говорит, ой, я сращу учу разбирать слово. И вот все это вывалила. Я говорю, а зачем, она что то обьясняет, что они звуки слышать в слове должны. Ну услышали, а дальше то. Вот звонкий и не звонкий. Куда с этой информацией, ну звонкий и...?
Мне проще глухие согласные выучить, чем эту фразу
Что такое щец? Щей?
Аноним 118,
Вот это убелительно. Тут согласна
скорее всего речь идет о приставках, когда корень начинается с глухой согласной, поэтому в приставке пишем букву с.
На самом деле запомнить где гласный, где согласный, твердый, мягкий, парный, непарный, звонкий, глухой, не так сложно, если есть музыкальный слух и если ты на слух вообще воспринимаешь информацию.
Но как запомнить порядок описания, я не знаю уже.
Была раньше здесь,
Подскажите пожалуйста, может есть какая хитрость в этом деле. Вот 6 классе по русскому все на отлично, кроме этой бредятины.
Никак. Предлога "бес" не существует. А вот из приставок повыбирать можно
О чем и речь🤷♀️
Поэтому и надо знать какая буква глухая, какая звонкая.
Ой, точно)) приставка же это