Недавно для себя и моего ребёнка сделала открытие - эйдетика для малышей. Очень заинтересовалась этой темой, перечитала все возможные сайты в интеренете на эту тему. В этом блоге я хочу поделиться с вами интересными развивающими играми-упражнениями по развитию памяти у ребёнка. А также очень хотелось бы узнать, а как Вы развиваете память у малышей? Ведь хорошая память - это залог успешного обучения в школе и в вузе.
о каком возрасте речь?
развиваю по Доману память, английский опять же развитие памяти, плюс игры типа что пропало итд.ссылки киньте про методику, можно в личку
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили, что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% - явные и 60% - скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью.
Изначально — это направление практической психологии, которое занималось развитием внимания, образного мышления и памяти. Ныне система эйдетики стала доступной и для педагогов, и даже для родителей. Основывается она на развитии образной, которая помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Причём, можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.
Например, дети легко "оживляют" цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это ворона, которая летит, четверка - сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах
Развитие тактильной, зрительной памяти, образного мышления, представления, воображения, зрительного и слухового внимания.
Развитие мелкой моторики рук, речи.
Активизация ресурсов познавательных процессов.
Стимулирование инициативы.
Воспитание уверенности в собственных силах и возможностях, снятие страха перед новым, неизведанным.
Повышение самооценки.
Выявление и развитие способностей
Формирование элементарных математических представлений, знакомство с буквами.
Установлено, что способность образно пред¬ставлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрас¬таю¬щей от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возмож¬ности удва¬и¬вать мир, представляя воображаемые образы на внутрен¬нем психичес¬ком экране. Эта способность даёт возможность делать то, что он не может в реальной жизни. Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его раз¬витию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на созда¬ние образов, то такой способ запоминания станет для малыша привыч¬ным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только под¬дер¬жать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные ре¬зуль¬таты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утра¬чи¬ваем, эти способности атрофируются.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:36
Дело в том, что я сама педагог и имею хороший опыт работы с детьми дошкольного возраста. По этой причине я заинтересовалась информацией об эйдетике по педагогическим соображениям + развитие собственного ребёнка.
К сожалению, не могу дать ссылки, т.к. от личного восторга от новой информации, просто копировала её для себя в word. Поэтому даю уже обработанный (для себя) материал вам. Надеюсь, для вас он тоже окажется полезным.
ну как вы применяете эту методику, я не поняла, расскажите как вы ее применяете в занятиях со своим ребенком, какой у вас возраст ребенка? моей дочке скоро 3 года, мне интересно, как с чего начинать?
Упражнения для РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Обучение эйдотехникам
Для детей с 4 лет.
Группа №1: Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий).
Упражнение №1 "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик-трус
Веселая игра Капризный ребенок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка
Серия № 2
Веселый праздник Радость
Темный лес Болезнь
Отчаяние Быстрый человек
Смелость Печаль
Глухая старуха Теплый ветер
Серия № 3
Сомнение Зависть
Сила воли День
Успех Страх
Скорость Сильный характер
Справедливость Хороший товарищ
2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания).
Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача - выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.
Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:33
Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.
• Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед". Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.
• Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.
• Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой" и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.
Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно... нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.
Объемное восприятие
Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый" шарик или „квадратный" кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.
• Развивающая игра
„Что изменилось?" Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
Открытия каждый день
Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.
Выкладываю вначале часть игр для развития зрительного анализатора.
ИГРЫ на развитие ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Полезная привычка «Посмотрим, что такое»
Возьмите какой-нибудь обычный предмет (коробок спичек, карандаш и т. п.). Рассматривайте его внимательно вместе с ребёнком, находя как можно больше подробностей и деталей его внешнего вида: форму, цвет, текстуру, царапинки, неравномерности окраски, особенности надписей. Постарайтесь проделывать это упражнение как можно дольше, несмотря на желание отвлечься. Проговаривайте вслух найденные вами особенности предмета. Позже ребёнок сам, без вашего напоминания, будет обращать внимание на детали.
Полезная привычка «Смена обзора»
Это простое упражнение помогает снять усталость и восстановить способность концентрировать внимание.
Когда ребенок выполняет какую-нибудь работу, сидя на одном месте, предложите ему через некоторое время пересесть на другое место или сесть с другой стороны стола. Можно периодически ходить по комнате, рассматривая предметы, посмотреть в окно, взобраться на диван. Главное - сменить на некоторое время обзор.
«Сказка по картинкам»
Содвигайте ребёнка рассказывать знакомые сказки по знакомым ему картинкам в книжках.
«Весёлые буквы и цифры»
Фантазируя и проговаривая шуточные определения и красочные описания, малыш без проблем выучит необходимую информацию. Так цифры и буквы карапуз запомнит быстрее, если их оживить. Придумайте портрет и биографию каждой букве алфавита, а еще лучше – нарисуйте их. По правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую превращаем в образ, который она напоминает, и оживляем его. Все знают, что двойка, это плывущий лебедь, а восьмерка – напоминает вкусные бублики.
Возьмите большой ватман бумаги. Нарисуйте алфавит крупными буквами. Подрисуйте вместе с ним к буквам глазки, ножки, ручки или др., чтобы буквы «ожили», приобрели образ в памяти ребёнка.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:36
Продемонстрируйте ребёнку по очереди предметы/игрушки/музыкальные инструменты, которые издают звук. Накройте их покрывалом. Затем издайте звук одним из этих предметов и попросите ребёнка угадать этот предмет.
«Внимательные ушки»
Расположитесь удобнее в кресле или на стуле, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте с ребёнком все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение, вы слышите все больше.
(включить кассету со звуками)
«Музыкальные инструменты»
Включите классическое музыкальное произведение. По мере включения в концерте музыкальных инструментов - комментируйте их.
«Упражнение с бубном»
Ребёнок играет роль мышки. Когда бубен звучит тихо – мышонок выходит гулять по комнате, когда бубен звучит громко – мышонок быстро прячется в норку, потому что грозит опасность – идёт кошка.
«Домик-теремок»
Вы прячете в домик (коробку) игрушек-животных или карточки с животными и просите ребёнка отгадать, кто живёт в домике. Сами при этом издаёте соответствующий звук. ПР. Кто так говорит: гав-гав. Не забывайте хвалить ребёнка за каждый правильный ответ.
Игра «Угадай мелодию»
Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпонемент, либо подобрать знакомые ребёнку
песенки/мелодии из детского караоке и включать их/их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:32
Для игры вам понадобятся небольшие коробочки и предметы или продукты имеющие отличительный запах. В качестве коробочек можно использовать спичечные коробки.
Разложите по коробкам сильно пахнущие специи (ваниль, гвоздика, чеснок), травки (полынь, лаванда, тмин) и продукты (кофе, какао, чай с травами). Каждая специя должна находится в двух одинаковых коробочках. Теперь перемешайте их на столе и попросите ребенка найти две коробочки с одинаковым содержимым, не открывая их, а по запаху.
Даже если вы не сможете найти коробочки, играть можно прям за обеденным столом. Подносите к носику ребенка продукты со стола, а ребенок пусть попробует с закрытыми глазами угадывать по запаху, что это такое. Помидорчик, яичко, яблочко….
Если у вас имеется дома элитная парфюмерия и духи, можно поиграть и с ними. Кстати, можно использовать и дезодоранты, одеколоны, лосьоны. Снимите с пузырьков и флакончиков крышечки и пусть ребенок определит по запаху, к какому флакончику какая крышечка.
Во время того, как вы демонстрируете ребёнку новый запах, комментируйте качества (определения), характеризующие этот запах:
— запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
— запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;
— запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
Целенаправленно расширяйте спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов, особенно тех, с которыми ребенок сам может не встретиться. Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, что отличаются они друг от друга тем, что сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ терпкий, сильный, пикантный запах.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:35
ИГРЫ на развитие ТАКТИЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:39
Примеры игр для восприятия температурных различий.
«Четыре времени года»
Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы:
В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
«Угадай, какой это предмет»
Педагог/родитель показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.
«Три стакана»
Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.
«Холодный, теплый, горячий»
Педагог/родитель предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).
ИГРЫ на развитие КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО
(ДВИГАТЕЛЬНОГО) АНАЛИЗАТОРА
«Нарисуй-ка»
Здорово, если будет возможность использовать тактильные ощущения. Дайте малышу возможность попробовать изобразить символ пальчиком на разных поверхностях. Пусть он «рисует» буквы и цифры на разных тканях, на ковре и на линолеуме, на песке и земле, на запотевшем окне и на запыленной тумбочке на даче.
«Настроение»
Продемонстрируёте ребёнку карточки, где изображено различное настроение. Называете настроение. Затем просите ребёнка назвать настроение. Затем изображаете вместе с ребёнком настроение, как на картинке. После этого просите ребёнка изобразить настроение самостоятельно. Соблюдайте игровую и весёлую атмосферу.
«Пародия»
1.Поиграйте с ребёнком в подражание животным, предметам, людям.
2.Сделайте пародию на кого-то и попросите ребёнка отгадать, что вы изобразили.
«Местоположение»
Положение в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в, и т.д. Что касается понятия "слева" и "справа", выработайте у себя привычку говорить об этом во время одевания малыша. Говоря "справа", сожмите его правую руку или ногу; произнося "слева", дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Позже, если ребенок будет заниматься гимнастикой или танцами, завяжите ему ленточку на правой щиколотке и правом запястье. Когда он хорошо запомнит, с какой стороны находится левая, а с какой - правая сторона его тела, покажите ему, что, когда вы стоите напротив него, ваша левая сторона находится против его правой. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите небольшую игрушку, которая ему нравится, и положите ее на стол, под стол, в коробку и т.д.
Упражнения с элементами основных движений:
ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
— подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
— пройти по начерченной на полу линии;
— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
— повернуться туловищем направо и налево;
— подлезть под натянутой веревочкой;
— «бег» на коленках (четвереньках);
— игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).
Самое первое упражнение по эйдетике можно посоветовать такое:
По очереди выкладываете перед ребёнком три карточки с животными. Называете их и вместе с ребёнком, называете также характкристики этих животных !! во возможности ОТНОСИТЕЛЬНО ВСЕХ АНАЛИЗАТОРОВ!! (пр. кошка: пушистая, с хвостом, царапается, пахнет шерстью, говорит - мау .... и т.д.). Тем самым, у ребёнка в сознании закрепляется ОБРАЗ животного. После этого переворачиваете карточки. Просите ребёнка вспомнить и назвать кто где спрятался. Со временем число карточек увеличиваете.
ПРИМЕЧАНИЕ: Характеристики животных необходимо проговаривать взрослому.
ну вот про лишнее слово или предмет много где есть, это к 2,5 четко освоили с дочей, интересен рассказ по картинке, у нас в англ подобная методика применяется, например карточки( кошка, серый квадрат, сердечко, молоко) ну по русски это должно звучать из уст ребенка как кошка серая любит молоко, по англ( пишу на русском. грей кет лайк милк, ну типа такого.и так по всему и по действиям .
Знаете, я как раз ещё и английский для трёхлеток преподавала. В вашем случае эйдетику с английским нужно осторожно сочетать, чтобы не было двойной трудности. А если будет трудно, то интерес ребёнка к языку можно потерять.
Недавно для себя и моего ребёнка сделала открытие - эйдетика для малышей. Очень заинтересовалась этой темой, перечитала все возможные сайты в интеренете на эту тему. В этом блоге я хочу поделиться с вами интересными развивающими играми-упражнениями по развитию памяти у ребёнка. А также очень хотелось бы узнать, а как Вы развиваете память у малышей? Ведь хорошая память - это залог успешного обучения в школе и в вузе.
о каком возрасте речь?
развиваю по Доману память, английский опять же развитие памяти, плюс игры типа что пропало итд.ссылки киньте про методику, можно в личку
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили, что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% - явные и 60% - скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью.
Изначально — это направление практической психологии, которое занималось развитием внимания, образного мышления и памяти. Ныне система эйдетики стала доступной и для педагогов, и даже для родителей. Основывается она на развитии образной, которая помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Причём, можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.
Например, дети легко "оживляют" цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это ворона, которая летит, четверка - сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЙДЕТИКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Установлено, что способность образно пред¬ставлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрас¬таю¬щей от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возмож¬ности удва¬и¬вать мир, представляя воображаемые образы на внутрен¬нем психичес¬ком экране. Эта способность даёт возможность делать то, что он не может в реальной жизни. Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его раз¬витию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на созда¬ние образов, то такой способ запоминания станет для малыша привыч¬ным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только под¬дер¬жать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные ре¬зуль¬таты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утра¬чи¬ваем, эти способности атрофируются.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:36
а ссылку всеж можно и какие пособия итд
в общем пока не вижу ни чего удивительного, как в реалии это работает? как заниматься то?про сенситивность везде пишут это не новость.
Дело в том, что я сама педагог и имею хороший опыт работы с детьми дошкольного возраста. По этой причине я заинтересовалась информацией об эйдетике по педагогическим соображениям + развитие собственного ребёнка.
К сожалению, не могу дать ссылки, т.к. от личного восторга от новой информации, просто копировала её для себя в word. Поэтому даю уже обработанный (для себя) материал вам. Надеюсь, для вас он тоже окажется полезным.
ну как вы применяете эту методику, я не поняла, расскажите как вы ее применяете в занятиях со своим ребенком, какой у вас возраст ребенка? моей дочке скоро 3 года, мне интересно, как с чего начинать?
Упражнения для РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Обучение эйдотехникам
Для детей с 4 лет.
Группа №1: Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий).
Упражнение №1 "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик-трус
Веселая игра Капризный ребенок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка
Серия № 2
Веселый праздник Радость
Темный лес Болезнь
Отчаяние Быстрый человек
Смелость Печаль
Глухая старуха Теплый ветер
Серия № 3
Сомнение Зависть
Сила воли День
Успех Страх
Скорость Сильный характер
Справедливость Хороший товарищ
2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания).
Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача - выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.
Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:33
Игра в ассоциации
Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.
• Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед". Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.
• Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.
• Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой" и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.
Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно... нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.
Объемное восприятие
Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый" шарик или „квадратный" кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.
• Развивающая игра
„Что изменилось?" Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
Открытия каждый день
Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.
ну смысл понятен, в общем это все давно применяется в шр, хорошие упражнения
Выкладываю вначале часть игр для развития зрительного анализатора.
ИГРЫ на развитие ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Полезная привычка «Посмотрим, что такое»
Возьмите какой-нибудь обычный предмет (коробок спичек, карандаш и т. п.). Рассматривайте его внимательно вместе с ребёнком, находя как можно больше подробностей и деталей его внешнего вида: форму, цвет, текстуру, царапинки, неравномерности окраски, особенности надписей. Постарайтесь проделывать это упражнение как можно дольше, несмотря на желание отвлечься. Проговаривайте вслух найденные вами особенности предмета. Позже ребёнок сам, без вашего напоминания, будет обращать внимание на детали.
Полезная привычка «Смена обзора»
Это простое упражнение помогает снять усталость и восстановить способность концентрировать внимание.
Когда ребенок выполняет какую-нибудь работу, сидя на одном месте, предложите ему через некоторое время пересесть на другое место или сесть с другой стороны стола. Можно периодически ходить по комнате, рассматривая предметы, посмотреть в окно, взобраться на диван. Главное - сменить на некоторое время обзор.
«Сказка по картинкам»
Содвигайте ребёнка рассказывать знакомые сказки по знакомым ему картинкам в книжках.
«Весёлые буквы и цифры»
Фантазируя и проговаривая шуточные определения и красочные описания, малыш без проблем выучит необходимую информацию. Так цифры и буквы карапуз запомнит быстрее, если их оживить. Придумайте портрет и биографию каждой букве алфавита, а еще лучше – нарисуйте их. По правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую превращаем в образ, который она напоминает, и оживляем его. Все знают, что двойка, это плывущий лебедь, а восьмерка – напоминает вкусные бублики.
Возьмите большой ватман бумаги. Нарисуйте алфавит крупными буквами. Подрисуйте вместе с ним к буквам глазки, ножки, ручки или др., чтобы буквы «ожили», приобрели образ в памяти ребёнка.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:36
Часть игр на СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Продемонстрируйте ребёнку по очереди предметы/игрушки/музыкальные инструменты, которые издают звук. Накройте их покрывалом. Затем издайте звук одним из этих предметов и попросите ребёнка угадать этот предмет.
«Внимательные ушки»
Расположитесь удобнее в кресле или на стуле, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте с ребёнком все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение, вы слышите все больше.
(включить кассету со звуками)
«Музыкальные инструменты»
Включите классическое музыкальное произведение. По мере включения в концерте музыкальных инструментов - комментируйте их.
«Упражнение с бубном»
Ребёнок играет роль мышки. Когда бубен звучит тихо – мышонок выходит гулять по комнате, когда бубен звучит громко – мышонок быстро прячется в норку, потому что грозит опасность – идёт кошка.
«Домик-теремок»
Вы прячете в домик (коробку) игрушек-животных или карточки с животными и просите ребёнка отгадать, кто живёт в домике. Сами при этом издаёте соответствующий звук. ПР. Кто так говорит: гав-гав. Не забывайте хвалить ребёнка за каждый правильный ответ.
Игра «Угадай мелодию»
Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпонемент, либо подобрать знакомые ребёнку
песенки/мелодии из детского караоке и включать их/их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:32
Игры на ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Для игры вам понадобятся небольшие коробочки и предметы или продукты имеющие отличительный запах. В качестве коробочек можно использовать спичечные коробки.
Разложите по коробкам сильно пахнущие специи (ваниль, гвоздика, чеснок), травки (полынь, лаванда, тмин) и продукты (кофе, какао, чай с травами). Каждая специя должна находится в двух одинаковых коробочках. Теперь перемешайте их на столе и попросите ребенка найти две коробочки с одинаковым содержимым, не открывая их, а по запаху.
Даже если вы не сможете найти коробочки, играть можно прям за обеденным столом. Подносите к носику ребенка продукты со стола, а ребенок пусть попробует с закрытыми глазами угадывать по запаху, что это такое. Помидорчик, яичко, яблочко….
Если у вас имеется дома элитная парфюмерия и духи, можно поиграть и с ними. Кстати, можно использовать и дезодоранты, одеколоны, лосьоны. Снимите с пузырьков и флакончиков крышечки и пусть ребенок определит по запаху, к какому флакончику какая крышечка.
Во время того, как вы демонстрируете ребёнку новый запах, комментируйте качества (определения), характеризующие этот запах:
— запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
— запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;
— запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
Целенаправленно расширяйте спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов, особенно тех, с которыми ребенок сам может не встретиться. Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, что отличаются они друг от друга тем, что сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ терпкий, сильный, пикантный запах.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:35
ИГРЫ на развитие ТАКТИЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.Сообщение было изменено пользователем 04-04-2011 в 18:39
Примеры игр для восприятия температурных различий.
«Четыре времени года»
Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы:
В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
«Угадай, какой это предмет»
Педагог/родитель показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.
«Три стакана»
Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.
«Холодный, теплый, горячий»
Педагог/родитель предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).
ИГРЫ на развитие КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО
(ДВИГАТЕЛЬНОГО) АНАЛИЗАТОРА
«Нарисуй-ка»
Здорово, если будет возможность использовать тактильные ощущения. Дайте малышу возможность попробовать изобразить символ пальчиком на разных поверхностях. Пусть он «рисует» буквы и цифры на разных тканях, на ковре и на линолеуме, на песке и земле, на запотевшем окне и на запыленной тумбочке на даче.
«Настроение»
Продемонстрируёте ребёнку карточки, где изображено различное настроение. Называете настроение. Затем просите ребёнка назвать настроение. Затем изображаете вместе с ребёнком настроение, как на картинке. После этого просите ребёнка изобразить настроение самостоятельно. Соблюдайте игровую и весёлую атмосферу.
«Пародия»
1.Поиграйте с ребёнком в подражание животным, предметам, людям.
2.Сделайте пародию на кого-то и попросите ребёнка отгадать, что вы изобразили.
«Местоположение»
Положение в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в, и т.д. Что касается понятия "слева" и "справа", выработайте у себя привычку говорить об этом во время одевания малыша. Говоря "справа", сожмите его правую руку или ногу; произнося "слева", дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Позже, если ребенок будет заниматься гимнастикой или танцами, завяжите ему ленточку на правой щиколотке и правом запястье. Когда он хорошо запомнит, с какой стороны находится левая, а с какой - правая сторона его тела, покажите ему, что, когда вы стоите напротив него, ваша левая сторона находится против его правой. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите небольшую игрушку, которая ему нравится, и положите ее на стол, под стол, в коробку и т.д.
Упражнения с элементами основных движений:
ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
— подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
— пройти по начерченной на полу линии;
— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
— повернуться туловищем направо и налево;
— подлезть под натянутой веревочкой;
— «бег» на коленках (четвереньках);
— игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).
Самое первое упражнение по эйдетике можно посоветовать такое:
По очереди выкладываете перед ребёнком три карточки с животными. Называете их и вместе с ребёнком, называете также характкристики этих животных !! во возможности ОТНОСИТЕЛЬНО ВСЕХ АНАЛИЗАТОРОВ!! (пр. кошка: пушистая, с хвостом, царапается, пахнет шерстью, говорит - мау .... и т.д.). Тем самым, у ребёнка в сознании закрепляется ОБРАЗ животного. После этого переворачиваете карточки. Просите ребёнка вспомнить и назвать кто где спрятался. Со временем число карточек увеличиваете.
ПРИМЕЧАНИЕ: Характеристики животных необходимо проговаривать взрослому.
вы занимаетесь репетиторством? напишите мне в личку если да.по этой методике?
ой как жаль, вы из перми? ну как че продвинутое так факт не екатеринбург, как жаль. :(
ну вот про лишнее слово или предмет много где есть, это к 2,5 четко освоили с дочей, интересен рассказ по картинке, у нас в англ подобная методика применяется, например карточки( кошка, серый квадрат, сердечко, молоко) ну по русски это должно звучать из уст ребенка как кошка серая любит молоко, по англ( пишу на русском. грей кет лайк милк, ну типа такого.и так по всему и по действиям .
интересно очень. спасибо за информацию.
Знаете, я как раз ещё и английский для трёхлеток преподавала. В вашем случае эйдетику с английским нужно осторожно сочетать, чтобы не было двойной трудности. А если будет трудно, то интерес ребёнка к языку можно потерять.