Из книги "Начальный детский лексикон" О. Е. Громовой.
Чтобы правильно и своевременно воздействовать на развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом своем возрастном этапе. Материал, который мы вам предлагаем, содержит не только объяснение закономерностей развития детской речи, но и практические упражнения, которые вы сможете использовать в процессе общения с малышом и на специальных занятиях с ним.
Как правило, первые слова появляются к 1 году, к 1,5 годам многие дети говорят около 50 слов, к двум годам появляются фразы из двух слов. Однако индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Тем не менее, независимо от этих темпов, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Поэтому стимулирующее воздействие на речь ребенка должно соответствовать именно той стадии, на которой дитя находится в настоящее время.
Достаточно часто молодые мамы используют в общении с малышом экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.) в большей степени, нежели собственно речь. Однако успешное развитие речи ребенка зависит от употребления вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.
Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов.
Внимание ребенка еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш вскоре не потерял интерес к занятиям, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т. п. Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный вашему ребенку.
«Понятные книжки» — это серия для детей от полугода до двух лет, выпущенная издательским домом «Карапуз» при участии издательства «Творческий Центр СФЕРА». Автор серии — Ю. А. Разенкова. Каждая книжка — это пять картинок из плотного прессованного картона, первая картинка("обложка") сделана с вырубкой, то есть ребенок может вынуть изображение из страницы своей книжки, все страницы перфорированы, и в пакете с картинками лежит шнурок, которым ребенок сможет сшить вместе картинки в любом порядке, сделав таким образом свою первую книжку с придуманным им самим сюжетом.
Приобретя такую книжку, родители получают сразу несколько развивающих пособий для ребенка раннего возраста. "Обложка" с вырубкой — это первый пазл малыша. "Страницы" книжки достаточно прочны, их можно использовать и как предметные картинки для ознакомления малыша с миром, и как карточки в настольной игре. Шнурок и перфорация "страниц" превращают книжку в разновидность игры-шнуровки, развивающей мелкую моторику ребенка, только в отличие от обычных игр-шнуровок, возможность соединять каждый раз разные страницы в разном порядке и сочинять к получившейся книжке новую историю, способствует еще и развитию воображения.
Маленькие дети очень быстро растут, и игрушки, которые увлекали их, так же быстро устаревают, ребенок теряет к ним интерес, перерастает их. «Понятные книжки» благодаря возможности добавлять "страницы" с новыми действующими лицами, придумывать более сложные сюжеты, сначала только показывать картинки малышу, а когда он подрастет, — позволить ему сшить книжку самому, будут долго интересны ребенку.
В маленькой книжке для родителей, которая входит в комплект, подробно описаны занятия с ребенком, разделенные на пять этапов с разными уровнями сложности соответственно возрасту.
Читателями не рождаются, ими становятся. Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте.
В раннем возрасте этот навык развивается благодаря работе по иллюстрациям - рассматриванию картинок и бесед по ним. «Понятные книжки» - серия картинок для вашего малыша. Понятными они будут для него потому, что все их сюжеты обращены к пока еще небогатому личному опыту ребенка, а тексты крайне просты и дают возможность малышу повторять звукоподражания, отдельные слова или короткие фразы. Выглядит наша книжка соответственно - четыре двусторонние странички, обложка и шнурок. Такая конструкция даст вам свободу в занятиях с малышом: можно работать с отдельными карточками (и в том числе вывешивать их за шнурок в кроватку или рядом на стену), можно соединять тем же шнурком обложку и произвольное число страничек (начиная с одной). А купив несколько наших комплектов, вы сможете составлять сюжеты книжек для ребенка по своему усмотрению. Когда малыш познакомится хотя бы с одной двусторонней страничкой, сделайте для крохи книжку, чтобы он учился ее перелистывать. Обязательно используйте при этом обложку, ведь книжка должна быть настоящей. Если малышу понравятся герои книжки, вы сможете выдавить для крохи из обложки картинку-игрушку. Этот персонаж книжки пригодится для игры, ваших сюжетных рассказов малышу.
Занятия поэтапно усложняются, в соответствии с возможностями ребенка. Всего предлагается 5 этапов - от игр с малышом 7-8 месяцев, до занятий с ребенком от полутора лет.
Этап 1: От игрушки объемной к игрушке нарисованной
Начинать знакомить малыша с картинкой лучше всего при соотнесении игрушки и ее изображения. Такое знакомство можно организовать разными способами. В "Методике..." подробно описываются показ из-за ширмы, показ на столе, показ настенной картины.
Этап 2: Картинка, изображающая действия одного персонажа
Игры с малышом 11-14 месяцев. Сюжеты становятся более сложными, ребенок не только разглядывает изображения, но и сам пытается воспроизвести с игрушкой действия, изображенные на картинках, или повторяет их сам.
Этап 3: Первая книга
Возраст от 12 до 15 месяцев. Малыш получает в руки книгу из 5-6 страниц, содержащую несколько персонажей.
Этап 4: Одинаковые действия, совершаемые разными персонажами
К 18 месяцам ребенок может понимать, что по-разному нарисованные куклы, мишки и зайчики, называются одним словом "кукла", "миша". Малыш учится обощать не только разные изображения, но и находить и показывать на картинках одинаковые действия, совершаемые разными героями.
Этап 5: Сюжетная картинка с несколькими героями м несколькими действиями
Ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев знакомят с сюжетными картинками, где два или три персонажа, и их действия различны. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка. Малыш учится отвечать на вопросы: "Кто это и что делает?" Это помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткий рассказ по картине.
Ю. А. Разенкова — известный специалист по раннему развитию детей, автор книг: «Игры с детьми младенческого возраста», «Развития речи детей раннего возраста, 10 месяцев -18 месяцев», «Мы: общение и игра взрослого с младенцем: книга для родителей» (в соавторстве с Баенской Е.Н. и Выродовой И.А.), «В пространстве материнских рук».
Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.
Если в 2-2.5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2-2,5 лет.
Задержка речи на стадии называния
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, можег надолго остаться на этом уровне Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за нзрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничсство с ребенком но типу "давай вместе". И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослымПорою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выраженню взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходи" организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.
Ориентация в основном на предметный мир
Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.
Удобно, если ребенок занимает себя сам. подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку"), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в "сороку-ворону" и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.
"Детские" слова могут препятствовать развитию речи
Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.Сообщение было изменено пользователем 26-04-2009 в 10:34
Fistashka75
Если в 2-2.5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит.
У нас 10 слов было ,но срочно к хорошему неврологу.По опыту, а так спасибо за советы, узнала кое-что новое.
сейчас как таковые нормативные рамки сглажены.многие дети вообще молчат до 3-х лет,накапливают пассивный словарь.а потом как прорвет,не остановите.а вообще,в любом случае надо искать первопричину замедленного развития речи.это как проходила беременность,роды,раннее развитие и какими соматическими заболеваниями переболел ребенок в раннем детстве,наследственный фактор и речевое окружение.я понимаю,что для каждой мамы ее ребенок самый лучший.но не делайте ребенку хуже из-за своих амбиций.прислушивайтесь к речи ребенка,присматриваетейсь к играм ребенка и, если что не так,не стесняйтесь и общайтесь со специалистами.чем раньше будет оказана помощь,тем легче и безболезненней все проблемы скорректируются.представьте себе,что мама холила и лелеяла свое дитятко,а у него куча неисправленных речевых проблем.вырос ребенок.захотел стать актером , телеведущим или политиком.а он кортавит,шепилявит и присвистывает."огромное спасибо" получит эта мама,упреки и комплексы ребенка.делайте судьбу своих детей своими руками.Сообщение было изменено пользователем 26-04-2009 в 10:26
Почему ребенок молчит?
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина?
Проведенные исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика «Сделай вот так!» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: драть каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно). С 7 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки»
Одна из возможных причин задержки в развитии речи – неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет с ними, повертев , откладывает в сторону. У такого ребенка острое желание – подойти к взрослому, прижаться к нему, стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, несамостоятельным, молчаливым, замкнутым.
Задержка развития речи возможна еще по одной причине. К концу первого года жизни – началу второго в словарном запасе ребенка есть несколько слов, очень своеобразных по своему значению и звучанию (аморфные слова-корни). Подобные слова могут надолго сохраниться в словаре и задержать возникновение полноценных слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу – произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации слово. А значит, ребенок не развивает свои речевые возможности.
Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону. Так, если ребенок в возрасте до полутора лет начинает говорить правильными предложениями, использует недетские слова, родители бывают в восторге и демонстрируют своим знакомым его необыкновенные способности. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от излишних впечатлений, в том числе и речевых.
Речь ребенка должна быть активной.
Все обращения ребенка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение. Так, если ребенок, выражая просьбу, протягивает руку к какому-нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить ее словесно: «Тебе киску дать? Скажи: дай киску». Если ребенок молча подходит и выставляет ногу, всем своим видом показывая, что ему надо надеть ботинок, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребенка, лучше предложить сказать ему, что нужно: «Скажи, что тебе нужно». Полезно давать детям поручения и такого рода: «Витя, пойди попроси у мамы носовой платок, скажи «дай платок» и принеси его мне». После того, как ребенок выполнит поручение, надо, особенно во втором полугодии второго года жизни, спросить, что он принес, куда ходил, где взял.
Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребенка. Так при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении малыша следует называть свои действия, предметы, которые ставятся на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это маленькая чашечка для Танечки» Через некоторое время малыш, подражая взрослым, будет и сам говорить эти слова, ставя посуду на стол.
Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Разбирая кроватку ребенка, спросить его: «Куда Алеша сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам, у него будут вытеснять из речи упрощенные слова.
Вызвать речевую активность можно и следующим образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка желание поправить взрослого, назвать предмет правильно.
Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, собираясь на прогулку, бесполезно говорить с малышом об игрушках. Лучше обратить внимание на то, что надо надеть кофту, шапку, сапожки и т.д.
На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, таких привлекательных для него предметов. Вот малыш увидел автомобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, она едет, гудит, что она красного цвета. А дома после прогулки спросить, что он видел на улице.
К концу второго года с ребенком можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он уже хорошо знает. Это развивает не только речь, но и память.
Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета может быть любая ситуация. Так, укладывая дочь спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у куклы кроватка маленькая». Указывая на величину, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом, чтобы ребенок видел их: где большая чашка, где маленькая, где большая ложка – где маленькая. Следует ребенку указывать и на цвет предмета. Дочери купили новое платье. Мать ей говорит: «Какое красивое платье у Светы. Красное!».
Для формирования речи на третьем году жизни важное значение приобретает развитие ориентировки в пространстве. Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, начинается пора бесконечных вопросов: «Что? Почему? Зачем?» Вопросы ребенка недолжны оставаться без ответов. Получив ответ, малыш чаще обращается к взрослым, что в свою очередь развивает его речь.
На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты, мебель, т.е. те предметы, которые он постоянно видит, которыми пользуется. Однако он еще не всегда знает, как эти предметы называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Взрослые должны не только называть окружающие ребенка предметы, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества. «Это лопата. Ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар». Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении он включит эти слова в свой активный словарь. Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем он нужен.
Словарь ребенка этого возраста довольно беден прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму. Вот вы принесли из магазина покупки. Не надо торопиться выкладывать их на стол. Это надо сделать вместе с дочерью или сыном. Вынимая из сумки, например, овощи, надо спросить: «Что это? Какого цвета? Какой формы?» Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, сто изображено на картинке, какого цвета, размера, формы предмет. Если ребенок не знает, то назвать должны сами взрослые. Если на картинке изображено несколько одинаковых предметов, но разные по величине или цвету, то надо спросить, похожи ли предметы, чем отличаются. Так ребенок будет не только запоминать и усваивать величину и цвет предмета, но и научится сопоставлять, сравнивать, объединять сходные предметы.
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Так взрослый, рассказывая, что он делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков будет строить стены?» Все это будет формировать у ребенка коммуникативные необходимые навыки.Сообщение было изменено пользователем 07-05-2009 в 11:19
Познавательное и речевое развитие ребенка от 0 до 7 лет.
Эти данные могут послужить ориентиром для родителей при определении уровня развития собственного ребенка.
до 6 мес. – издает отдельные звуки (фрикативные, гласные, заднеязычные); изменяет силу и высоту голоса, гулит (гу, гы); плачет-смеется;
6-12 месяцев - появляется лепет (слогоподобный, лепет «фразами»);
12 месяцев - слова, перемешанные с лепетом;
1 год 9 мес. – пользуется 2-словным предложением; указывает на 4 картинки; точно выполняет новое задание;
2 года – 3-хсловная фраза; активный словарь-100 слов; использует свое имя, когда говорит о себе; использует образец (при конструировании); сопоставляет по цвету; собирает из 3-х частей;
3 - 3,5 года – отвечает на вопрос «Сколько?» ( в пределах 2); узнает на ощупь знакомые предметы; показывает «большой - маленький, выше - ниже»; находит картинку, которая не подходит; называет 3-4 цвета; имитирует предложения из 4-5 слов; в спонтанной речи – высказывания из 2-3 простых предложений; выполняет простую инструкцию; дает сведения о себе; поет песни, рассказывает стихи; употребляет речевые формы вежливого обращения; начинает дифференцировать ед. и мн. число существительных; понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, В, ПОД, ЗА; использует в речи предлоги НА, У, С; показывает предметы со сходными по звучанию названиями; реагирует на заданный звук.
3,5 – 4 года - знает, для чего используются вещи, группирует картинки; называет 2 круглые вещи; считает до5; подбирает геометрические фигуры; знает «день-ночь»; отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Почему?; использует разнообразные предложения; использует глаголы прошедшего времени; четко произносит звуки «М, Н,П,Х,В,Г,Й».
4 - 4,5 года – называет круг, квадрат, треугольник; называет «сколько» в пределах 5; называет число ( 1-10); различает предметы по ширине, величине, длине, высоте ( путем прикладывания); понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО; выполняет 2-хступенчатую инструкцию; использует будущее время глаголов; повторяет предложения из 5-7 слов; называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, части суток, времена года; дифференцирует формы ед. и мн. числа; использует прилагательные и наречия для обозначения величины, качества, цвета, свойства предметов; употребляет существ. в косвенных падежах без предлога; называет детенышей 4-5 животных; пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами; задает вопросы о людях и законах природы; воспроизводит без ошибок простые двусложные слова ; повторяет пары слогов с оппозиционными звуками; выделяет в звуковом потоке заданный звук.
4,5 - 5 лет - дает 10 предметов по просьбе; решает простые примеры на сложение; сохраняет в памяти 5 предметов; называет антонимы по аналогии; говорит понятно полными предложениями; четко произносит звуки « С,З,Ш,Ж,Л»;
5 - 5,5 лет – группирует картинки по признаку (по принципу использования); решает простые примеры на сложение и вычитание; идентифицирует детали одежды, понимает значение существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов, образованных с помощью приставок У-, ВО-, ВЫ-, ЗА-, ПЕРЕ-; понимает условное предложение со словом « если»; появляются слова, обозначающие детали одежды, части машин, материалы, оттеночные цвета; правильно употребляет сущ. в Р.п. мн. числа согласует прилагательные с существительными в роде , числе; называет детенышей дом. и диких животных.; составляет рассказ по прочитанному тексту и серии из 2-3 сюжетных картин; воспроизводит слова из 3-4 слогов со стечением согласных; повторяет пары слогов, различающиеся по твердости-мягкости, звонкости-глухости; выделяет заданный звук в звуковом потоке; выделяет ударный гласный в начале слова;
5,5 – 6 лет – описывает сходство и различия; использует многократную классификацию; раскладывает 3 картинки в правильном временном порядке; рассказывает выдуманные истории; дает детальную информацию о себе; дает определения конкретным предметам; четко произносит звуки и звукосочетания «Р,ТП,КТ,ЛК».
6 – 6,5 лет – повторяет по памяти 10 слов; запоминает и рисует картинки; находит отличия на 2-х картинках; составляет квадрат из частей; определяет 4-ый лишний; называет число «больше», «меньше»; понимает грамматические формы (мама дочки, дочка мамы), смысл простых распространенных предложений; в активном словаре названия профессий, строительных инструментов, транспорта…; озвучивает выполняемые действия; воспроизводит фразы из 3-4 сложных слов; называет личностные характеристики людей (честный, справедливый, заботливый…); образует относительные и притяжательные прилагательные; подбирает синонимы и антонимы; использует диалогические формы речи; сравнивает предметы; использует простые распространенные предложения; называет признак предмета; использует предлоги В,НА,ЧЕРЕЗ,ПОД; составляет рассказ по серии сюжетных картинок ; определяет место звука в слове; выделяет начальный гласный в слове; анализирует ряд гласных;
6,5 – 7 лет – называет по памяти 10 слов; находит отличия; составляет узор по образцу; устанавливает простые аналогии; продолжает числовой ряд; решает задачи на 2 действия; делает звукобуквенный анализ слов; определяет Ь и Ъ; определяет количество слогов в слове; определяет время по часам; раскладывает серию из 6 картинок, составляет рассказ; пользуется сложноподчиненными предложениями; использует приставочные глаголы; использует уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.Сообщение было изменено пользователем 09-10-2009 в 17:21
Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Аноним 149
У нас такая проблема: ребенок в 2 года говорит только несколько слов типа "мама-папа", подражает разным животным. При этом много болтает на непонятном языке :( Когда хорошее настроение, в момент эмоционального возбуждения.
Задержки развития точно нет, пассивный словарь большой. Что нам делать?
Аноним 2
Fistashka75
какие вопросики волнуют и волнуют ли?
моему сыну 5 лет,он не любит что б ему читали,испробованы разные книги,и стихи и сказки и энциклопедии,и детские развивалки книжные типа смешариков
сама я без книжки и дня не могу,муж вообще не читает
как привить любовь к чтению?
мама
У нас такая проблема: ребенок в 2 года говорит только несколько слов типа "мама-папа", подражает разным животным. При этом много болтает на непонятном языке Когда хорошее настроение, в момент эмоционального возбуждения.
Задержки развития точно нет, пассивный словарь большой. Что нам делать?
Я думаю всё нормально лет до 2.5 прсто набюдайте, общайтесь, а если к 3-м годам так же будет-проконсультируетесь у логопеда.
Дочке 1 и3. Использует в речи фразы типа дай мне, дай чай, не надо, не буду, не могу, сегодня сказала пошли купаться, словарный запас около 80 слов. Вы написали, что
Fistashka75
Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону
Так стоит ли беспокоиться? Так-то девочка вроде спокойная, ночью спит хорошо, не капризная, активная.
Аноним 565
Fistashka75
могут ли аудиокниги, заменить живое чтение?
исключая
Fistashka75
Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения
это понятно....
и вообще интересно - ЧТО читать детям, сказки - для некоторый еще рано, из некоторых они уже выросли, стихи детские - многие знаем наизусть, а некоторые достаточно сложные (хоть и популярные) и дети просто не слушают, и как быть когда вслух читая не можешь передать интонацию, для ребенка ж это важно, если я коряво читаю....
а что делать julf сидишь читаешь сам взрослую книжку и ребенок просит почитать именно её))
или несет в стопидесяттысячный раз книжку только с картинками и слогами, а из этого уже вырос давным давно, и правда ли что ребенку все равно что читать - хоть молекулярную физику, главное вслух и с выражением))
а нужно ли ребенку запрещать ковыряться в носу? это ж тоже развитие мелкой моторики))
как я могу понять что логопед действительно помогает моему ребёнку, может просто нужно сменить логопеда?
я думаю,что мама за 5 лет узнала,что нравится ребенку.скорее всего уже есть проявление интереса к определенной тематике.например,нравится что-то узнавать новое про технику,животных и пр. вот и подсуньте ребенку книгу про это. например,если интерисуется животными есть рассказы Бианки.они про животных.разные книги про историю вещей. откуда появились такие предметы как компьютер и бла-бла-бла.может не нравится читать детские книжки.предложите Крапивина.я взахлеб читала его в детстве.можно попробовать подобрать определенных авторов.вы же не все сподряд читаете.главное проявится интерес к прочтению книги,а потом переключитесь и на классику,т.к.в школе все равно придется её читать.поймет процесс познания и прочтения через книгу.я,если честно,читаю больше познавательной и профессиональной литературы,чем классической,но ведь читаю и некоторые современные писатели затягивают в прочтение.главное предлагайте,а не заставляйте.дерзайте.Сообщение было изменено пользователем 22-06-2009 в 18:21
я некоторым родителям предлагаю заменить совместное чтение аудиокнигами,т.к. у многих нет времени на это,или у родителей дефекты произношения.а у ребенка должн быть образец правильной речи.в аудиокнигах читают актеры.у них правильная речь и ударения.
для каждого возраста есть свои сказки,стихи и проза.просто репертуар нужно подбирать согласна интересов и возраста ребенка.если же ребенок просит прочитать взрослую книжку,читайте.главное,чтобы в ней не было сцен жестоких убийств и эротики.когда придет их время,начитаются и этого.
если же ребенку нравится конкретная книга и он в сотый раз просит её прочитать,читайте.значит для него главное не содержание,а процесс.
а на счет ковыряния в носу,это не развитие мелкой моторики,а вредная привычка,успокоение или невоспитанность."Не ковыряй,а то мозги поцарапаешь,больно будет".Сообщение было изменено пользователем 06-06-2009 в 23:48
у каждого ребенка свой темп развития.просто до 3-х лет лучше не пускать развитие ребенка на самотек.планомерно развивайте все по-немножку."что до 3-х не успели,после 3-х уже поздно" - не помню автора,но к-т из великих педагогов-психологов.после 3-лет у ребенка наступает спад интереса к познанию и многое упускается.главное не заставляйте,а предлагайте.все получится,все придет своим чередом.
Аноним 565
зануда
как я могу понять что логопед действительно помогает моему ребёнку, может просто нужно сменить логопеда?
Развиваем речь от года до полутора лет
Из книги "Начальный детский лексикон" О. Е. Громовой.
Чтобы правильно и своевременно воздействовать на развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом своем возрастном этапе. Материал, который мы вам предлагаем, содержит не только объяснение закономерностей развития детской речи, но и практические упражнения, которые вы сможете использовать в процессе общения с малышом и на специальных занятиях с ним.
Как правило, первые слова появляются к 1 году, к 1,5 годам многие дети говорят около 50 слов, к двум годам появляются фразы из двух слов. Однако индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Тем не менее, независимо от этих темпов, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Поэтому стимулирующее воздействие на речь ребенка должно соответствовать именно той стадии, на которой дитя находится в настоящее время.
Достаточно часто молодые мамы используют в общении с малышом экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.) в большей степени, нежели собственно речь. Однако успешное развитие речи ребенка зависит от употребления вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.
Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов.
Внимание ребенка еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш вскоре не потерял интерес к занятиям, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т. п. Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный вашему ребенку.
Понятные книжки для детей раннего возраста
«Понятные книжки» — это серия для детей от полугода до двух лет, выпущенная издательским домом «Карапуз» при участии издательства «Творческий Центр СФЕРА». Автор серии — Ю. А. Разенкова. Каждая книжка — это пять картинок из плотного прессованного картона, первая картинка("обложка") сделана с вырубкой, то есть ребенок может вынуть изображение из страницы своей книжки, все страницы перфорированы, и в пакете с картинками лежит шнурок, которым ребенок сможет сшить вместе картинки в любом порядке, сделав таким образом свою первую книжку с придуманным им самим сюжетом.
Приобретя такую книжку, родители получают сразу несколько развивающих пособий для ребенка раннего возраста. "Обложка" с вырубкой — это первый пазл малыша. "Страницы" книжки достаточно прочны, их можно использовать и как предметные картинки для ознакомления малыша с миром, и как карточки в настольной игре. Шнурок и перфорация "страниц" превращают книжку в разновидность игры-шнуровки, развивающей мелкую моторику ребенка, только в отличие от обычных игр-шнуровок, возможность соединять каждый раз разные страницы в разном порядке и сочинять к получившейся книжке новую историю, способствует еще и развитию воображения.
Маленькие дети очень быстро растут, и игрушки, которые увлекали их, так же быстро устаревают, ребенок теряет к ним интерес, перерастает их. «Понятные книжки» благодаря возможности добавлять "страницы" с новыми действующими лицами, придумывать более сложные сюжеты, сначала только показывать картинки малышу, а когда он подрастет, — позволить ему сшить книжку самому, будут долго интересны ребенку.
В маленькой книжке для родителей, которая входит в комплект, подробно описаны занятия с ребенком, разделенные на пять этапов с разными уровнями сложности соответственно возрасту.
Читателями не рождаются, ими становятся. Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте.
В раннем возрасте этот навык развивается благодаря работе по иллюстрациям - рассматриванию картинок и бесед по ним. «Понятные книжки» - серия картинок для вашего малыша. Понятными они будут для него потому, что все их сюжеты обращены к пока еще небогатому личному опыту ребенка, а тексты крайне просты и дают возможность малышу повторять звукоподражания, отдельные слова или короткие фразы. Выглядит наша книжка соответственно - четыре двусторонние странички, обложка и шнурок. Такая конструкция даст вам свободу в занятиях с малышом: можно работать с отдельными карточками (и в том числе вывешивать их за шнурок в кроватку или рядом на стену), можно соединять тем же шнурком обложку и произвольное число страничек (начиная с одной). А купив несколько наших комплектов, вы сможете составлять сюжеты книжек для ребенка по своему усмотрению. Когда малыш познакомится хотя бы с одной двусторонней страничкой, сделайте для крохи книжку, чтобы он учился ее перелистывать. Обязательно используйте при этом обложку, ведь книжка должна быть настоящей. Если малышу понравятся герои книжки, вы сможете выдавить для крохи из обложки картинку-игрушку. Этот персонаж книжки пригодится для игры, ваших сюжетных рассказов малышу.
Занятия поэтапно усложняются, в соответствии с возможностями ребенка. Всего предлагается 5 этапов - от игр с малышом 7-8 месяцев, до занятий с ребенком от полутора лет.
Этап 1: От игрушки объемной к игрушке нарисованной
Начинать знакомить малыша с картинкой лучше всего при соотнесении игрушки и ее изображения. Такое знакомство можно организовать разными способами. В "Методике..." подробно описываются показ из-за ширмы, показ на столе, показ настенной картины.
Этап 2: Картинка, изображающая действия одного персонажа
Игры с малышом 11-14 месяцев. Сюжеты становятся более сложными, ребенок не только разглядывает изображения, но и сам пытается воспроизвести с игрушкой действия, изображенные на картинках, или повторяет их сам.
Этап 3: Первая книга
Возраст от 12 до 15 месяцев. Малыш получает в руки книгу из 5-6 страниц, содержащую несколько персонажей.
Этап 4: Одинаковые действия, совершаемые разными персонажами
К 18 месяцам ребенок может понимать, что по-разному нарисованные куклы, мишки и зайчики, называются одним словом "кукла", "миша". Малыш учится обощать не только разные изображения, но и находить и показывать на картинках одинаковые действия, совершаемые разными героями.
Этап 5: Сюжетная картинка с несколькими героями м несколькими действиями
Ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев знакомят с сюжетными картинками, где два или три персонажа, и их действия различны. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка. Малыш учится отвечать на вопросы: "Кто это и что делает?" Это помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткий рассказ по картине.
Ю. А. Разенкова — известный специалист по раннему развитию детей, автор книг: «Игры с детьми младенческого возраста», «Развития речи детей раннего возраста, 10 месяцев -18 месяцев», «Мы: общение и игра взрослого с младенцем: книга для родителей» (в соавторстве с Баенской Е.Н. и Выродовой И.А.), «В пространстве материнских рук».
Почему заговорить бывает трудно
Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.
Если в 2-2.5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2-2,5 лет.
Задержка речи на стадии называния
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, можег надолго остаться на этом уровне Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за нзрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничсство с ребенком но типу "давай вместе". И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослымПорою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выраженню взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходи" организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.
Ориентация в основном на предметный мир
Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.
Удобно, если ребенок занимает себя сам. подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку"), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в "сороку-ворону" и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.
"Детские" слова могут препятствовать развитию речи
Причины употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.Сообщение было изменено пользователем 26-04-2009 в 10:34
У нас 10 слов было ,но срочно к хорошему неврологу.По опыту, а так спасибо за советы, узнала кое-что новое.
сейчас как таковые нормативные рамки сглажены.многие дети вообще молчат до 3-х лет,накапливают пассивный словарь.а потом как прорвет,не остановите.а вообще,в любом случае надо искать первопричину замедленного развития речи.это как проходила беременность,роды,раннее развитие и какими соматическими заболеваниями переболел ребенок в раннем детстве,наследственный фактор и речевое окружение.я понимаю,что для каждой мамы ее ребенок самый лучший.но не делайте ребенку хуже из-за своих амбиций.прислушивайтесь к речи ребенка,присматриваетейсь к играм ребенка и, если что не так,не стесняйтесь и общайтесь со специалистами.чем раньше будет оказана помощь,тем легче и безболезненней все проблемы скорректируются.представьте себе,что мама холила и лелеяла свое дитятко,а у него куча неисправленных речевых проблем.вырос ребенок.захотел стать актером , телеведущим или политиком.а он кортавит,шепилявит и присвистывает."огромное спасибо" получит эта мама,упреки и комплексы ребенка.делайте судьбу своих детей своими руками.Сообщение было изменено пользователем 26-04-2009 в 10:26
С какого возраста можно записываться на прием к логопеду в поликлинике?
в поликлиннике обычно принимают с 3-х лет.а для консультации к логопеду вне поликлиники можно и раньше.
Почему ребенок молчит?
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина?
Проведенные исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.
Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика «Сделай вот так!» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте от 2 до 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: драть каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно). С 7 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки»
Одна из возможных причин задержки в развитии речи – неудовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с окружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразумным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ребенок предложенные игрушки берет, но не играет с ними, повертев , откладывает в сторону. У такого ребенка острое желание – подойти к взрослому, прижаться к нему, стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, несамостоятельным, молчаливым, замкнутым.
Задержка развития речи возможна еще по одной причине. К концу первого года жизни – началу второго в словарном запасе ребенка есть несколько слов, очень своеобразных по своему значению и звучанию (аморфные слова-корни). Подобные слова могут надолго сохраниться в словаре и задержать возникновение полноценных слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу – произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации слово. А значит, ребенок не развивает свои речевые возможности.
Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону. Так, если ребенок в возрасте до полутора лет начинает говорить правильными предложениями, использует недетские слова, родители бывают в восторге и демонстрируют своим знакомым его необыкновенные способности. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от излишних впечатлений, в том числе и речевых.
Речь ребенка должна быть активной.
Все обращения ребенка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение. Так, если ребенок, выражая просьбу, протягивает руку к какому-нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить ее словесно: «Тебе киску дать? Скажи: дай киску». Если ребенок молча подходит и выставляет ногу, всем своим видом показывая, что ему надо надеть ботинок, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребенка, лучше предложить сказать ему, что нужно: «Скажи, что тебе нужно». Полезно давать детям поручения и такого рода: «Витя, пойди попроси у мамы носовой платок, скажи «дай платок» и принеси его мне». После того, как ребенок выполнит поручение, надо, особенно во втором полугодии второго года жизни, спросить, что он принес, куда ходил, где взял.
Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребенка. Так при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении малыша следует называть свои действия, предметы, которые ставятся на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это маленькая чашечка для Танечки» Через некоторое время малыш, подражая взрослым, будет и сам говорить эти слова, ставя посуду на стол.
Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Разбирая кроватку ребенка, спросить его: «Куда Алеша сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам, у него будут вытеснять из речи упрощенные слова.
Вызвать речевую активность можно и следующим образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка желание поправить взрослого, назвать предмет правильно.
Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, собираясь на прогулку, бесполезно говорить с малышом об игрушках. Лучше обратить внимание на то, что надо надеть кофту, шапку, сапожки и т.д.
На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, таких привлекательных для него предметов. Вот малыш увидел автомобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, она едет, гудит, что она красного цвета. А дома после прогулки спросить, что он видел на улице.
К концу второго года с ребенком можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он уже хорошо знает. Это развивает не только речь, но и память.
Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета может быть любая ситуация. Так, укладывая дочь спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у куклы кроватка маленькая». Указывая на величину, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом, чтобы ребенок видел их: где большая чашка, где маленькая, где большая ложка – где маленькая. Следует ребенку указывать и на цвет предмета. Дочери купили новое платье. Мать ей говорит: «Какое красивое платье у Светы. Красное!».
Для формирования речи на третьем году жизни важное значение приобретает развитие ориентировки в пространстве. Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, начинается пора бесконечных вопросов: «Что? Почему? Зачем?» Вопросы ребенка недолжны оставаться без ответов. Получив ответ, малыш чаще обращается к взрослым, что в свою очередь развивает его речь.
На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты, мебель, т.е. те предметы, которые он постоянно видит, которыми пользуется. Однако он еще не всегда знает, как эти предметы называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Взрослые должны не только называть окружающие ребенка предметы, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества. «Это лопата. Ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар». Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении он включит эти слова в свой активный словарь. Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем он нужен.
Словарь ребенка этого возраста довольно беден прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму. Вот вы принесли из магазина покупки. Не надо торопиться выкладывать их на стол. Это надо сделать вместе с дочерью или сыном. Вынимая из сумки, например, овощи, надо спросить: «Что это? Какого цвета? Какой формы?» Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, сто изображено на картинке, какого цвета, размера, формы предмет. Если ребенок не знает, то назвать должны сами взрослые. Если на картинке изображено несколько одинаковых предметов, но разные по величине или цвету, то надо спросить, похожи ли предметы, чем отличаются. Так ребенок будет не только запоминать и усваивать величину и цвет предмета, но и научится сопоставлять, сравнивать, объединять сходные предметы.
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Так взрослый, рассказывая, что он делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков будет строить стены?» Все это будет формировать у ребенка коммуникативные необходимые навыки.Сообщение было изменено пользователем 07-05-2009 в 11:19
Познавательное и речевое развитие ребенка от 0 до 7 лет.
Эти данные могут послужить ориентиром для родителей при определении уровня развития собственного ребенка.
до 6 мес. – издает отдельные звуки (фрикативные, гласные, заднеязычные); изменяет силу и высоту голоса, гулит (гу, гы); плачет-смеется;
6-12 месяцев - появляется лепет (слогоподобный, лепет «фразами»);
12 месяцев - слова, перемешанные с лепетом;
1 год 9 мес. – пользуется 2-словным предложением; указывает на 4 картинки; точно выполняет новое задание;
2 года – 3-хсловная фраза; активный словарь-100 слов; использует свое имя, когда говорит о себе; использует образец (при конструировании); сопоставляет по цвету; собирает из 3-х частей;
3 - 3,5 года – отвечает на вопрос «Сколько?» ( в пределах 2); узнает на ощупь знакомые предметы; показывает «большой - маленький, выше - ниже»; находит картинку, которая не подходит; называет 3-4 цвета; имитирует предложения из 4-5 слов; в спонтанной речи – высказывания из 2-3 простых предложений; выполняет простую инструкцию; дает сведения о себе; поет песни, рассказывает стихи; употребляет речевые формы вежливого обращения; начинает дифференцировать ед. и мн. число существительных; понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, В, ПОД, ЗА; использует в речи предлоги НА, У, С; показывает предметы со сходными по звучанию названиями; реагирует на заданный звук.
3,5 – 4 года - знает, для чего используются вещи, группирует картинки; называет 2 круглые вещи; считает до5; подбирает геометрические фигуры; знает «день-ночь»; отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Почему?; использует разнообразные предложения; использует глаголы прошедшего времени; четко произносит звуки «М, Н,П,Х,В,Г,Й».
4 - 4,5 года – называет круг, квадрат, треугольник; называет «сколько» в пределах 5; называет число ( 1-10); различает предметы по ширине, величине, длине, высоте ( путем прикладывания); понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО; выполняет 2-хступенчатую инструкцию; использует будущее время глаголов; повторяет предложения из 5-7 слов; называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, части суток, времена года; дифференцирует формы ед. и мн. числа; использует прилагательные и наречия для обозначения величины, качества, цвета, свойства предметов; употребляет существ. в косвенных падежах без предлога; называет детенышей 4-5 животных; пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами; задает вопросы о людях и законах природы; воспроизводит без ошибок простые двусложные слова ; повторяет пары слогов с оппозиционными звуками; выделяет в звуковом потоке заданный звук.
4,5 - 5 лет - дает 10 предметов по просьбе; решает простые примеры на сложение; сохраняет в памяти 5 предметов; называет антонимы по аналогии; говорит понятно полными предложениями; четко произносит звуки « С,З,Ш,Ж,Л»;
5 - 5,5 лет – группирует картинки по признаку (по принципу использования); решает простые примеры на сложение и вычитание; идентифицирует детали одежды, понимает значение существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов, образованных с помощью приставок У-, ВО-, ВЫ-, ЗА-, ПЕРЕ-; понимает условное предложение со словом « если»; появляются слова, обозначающие детали одежды, части машин, материалы, оттеночные цвета; правильно употребляет сущ. в Р.п. мн. числа согласует прилагательные с существительными в роде , числе; называет детенышей дом. и диких животных.; составляет рассказ по прочитанному тексту и серии из 2-3 сюжетных картин; воспроизводит слова из 3-4 слогов со стечением согласных; повторяет пары слогов, различающиеся по твердости-мягкости, звонкости-глухости; выделяет заданный звук в звуковом потоке; выделяет ударный гласный в начале слова;
5,5 – 6 лет – описывает сходство и различия; использует многократную классификацию; раскладывает 3 картинки в правильном временном порядке; рассказывает выдуманные истории; дает детальную информацию о себе; дает определения конкретным предметам; четко произносит звуки и звукосочетания «Р,ТП,КТ,ЛК».
6 – 6,5 лет – повторяет по памяти 10 слов; запоминает и рисует картинки; находит отличия на 2-х картинках; составляет квадрат из частей; определяет 4-ый лишний; называет число «больше», «меньше»; понимает грамматические формы (мама дочки, дочка мамы), смысл простых распространенных предложений; в активном словаре названия профессий, строительных инструментов, транспорта…; озвучивает выполняемые действия; воспроизводит фразы из 3-4 сложных слов; называет личностные характеристики людей (честный, справедливый, заботливый…); образует относительные и притяжательные прилагательные; подбирает синонимы и антонимы; использует диалогические формы речи; сравнивает предметы; использует простые распространенные предложения; называет признак предмета; использует предлоги В,НА,ЧЕРЕЗ,ПОД; составляет рассказ по серии сюжетных картинок ; определяет место звука в слове; выделяет начальный гласный в слове; анализирует ряд гласных;
6,5 – 7 лет – называет по памяти 10 слов; находит отличия; составляет узор по образцу; устанавливает простые аналогии; продолжает числовой ряд; решает задачи на 2 действия; делает звукобуквенный анализ слов; определяет Ь и Ъ; определяет количество слогов в слове; определяет время по часам; раскладывает серию из 6 картинок, составляет рассказ; пользуется сложноподчиненными предложениями; использует приставочные глаголы; использует уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.Сообщение было изменено пользователем 09-10-2009 в 17:21
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ.
У нас такая проблема: ребенок в 2 года говорит только несколько слов типа "мама-папа", подражает разным животным. При этом много болтает на непонятном языке :( Когда хорошее настроение, в момент эмоционального возбуждения.
Задержки развития точно нет, пассивный словарь большой. Что нам делать?
моему сыну 5 лет,он не любит что б ему читали,испробованы разные книги,и стихи и сказки и энциклопедии,и детские развивалки книжные типа смешариков
сама я без книжки и дня не могу,муж вообще не читает
как привить любовь к чтению?
Я думаю всё нормально лет до 2.5 прсто набюдайте, общайтесь, а если к 3-м годам так же будет-проконсультируетесь у логопеда.
Дочке 1 и3. Использует в речи фразы типа дай мне, дай чай, не надо, не буду, не могу, сегодня сказала пошли купаться, словарный запас около 80 слов. Вы написали, что
Так стоит ли беспокоиться? Так-то девочка вроде спокойная, ночью спит хорошо, не капризная, активная.
Fistashka75
могут ли аудиокниги, заменить живое чтение?
исключая
Fistashka75
Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения
это понятно....
и вообще интересно - ЧТО читать детям, сказки - для некоторый еще рано, из некоторых они уже выросли, стихи детские - многие знаем наизусть, а некоторые достаточно сложные (хоть и популярные) и дети просто не слушают, и как быть когда вслух читая не можешь передать интонацию, для ребенка ж это важно, если я коряво читаю....
а что делать julf сидишь читаешь сам взрослую книжку и ребенок просит почитать именно её))
или несет в стопидесяттысячный раз книжку только с картинками и слогами, а из этого уже вырос давным давно, и правда ли что ребенку все равно что читать - хоть молекулярную физику, главное вслух и с выражением))
а нужно ли ребенку запрещать ковыряться в носу? это ж тоже развитие мелкой моторики))
как я могу понять что логопед действительно помогает моему ребёнку, может просто нужно сменить логопеда?
я думаю,что мама за 5 лет узнала,что нравится ребенку.скорее всего уже есть проявление интереса к определенной тематике.например,нравится что-то узнавать новое про технику,животных и пр. вот и подсуньте ребенку книгу про это. например,если интерисуется животными есть рассказы Бианки.они про животных.разные книги про историю вещей. откуда появились такие предметы как компьютер и бла-бла-бла.может не нравится читать детские книжки.предложите Крапивина.я взахлеб читала его в детстве.можно попробовать подобрать определенных авторов.вы же не все сподряд читаете.главное проявится интерес к прочтению книги,а потом переключитесь и на классику,т.к.в школе все равно придется её читать.поймет процесс познания и прочтения через книгу.я,если честно,читаю больше познавательной и профессиональной литературы,чем классической,но ведь читаю и некоторые современные писатели затягивают в прочтение.главное предлагайте,а не заставляйте.дерзайте.Сообщение было изменено пользователем 22-06-2009 в 18:21
я некоторым родителям предлагаю заменить совместное чтение аудиокнигами,т.к. у многих нет времени на это,или у родителей дефекты произношения.а у ребенка должн быть образец правильной речи.в аудиокнигах читают актеры.у них правильная речь и ударения.
для каждого возраста есть свои сказки,стихи и проза.просто репертуар нужно подбирать согласна интересов и возраста ребенка.если же ребенок просит прочитать взрослую книжку,читайте.главное,чтобы в ней не было сцен жестоких убийств и эротики.когда придет их время,начитаются и этого.
если же ребенку нравится конкретная книга и он в сотый раз просит её прочитать,читайте.значит для него главное не содержание,а процесс.
а на счет ковыряния в носу,это не развитие мелкой моторики,а вредная привычка,успокоение или невоспитанность."Не ковыряй,а то мозги поцарапаешь,больно будет".Сообщение было изменено пользователем 06-06-2009 в 23:48
у каждого ребенка свой темп развития.просто до 3-х лет лучше не пускать развитие ребенка на самотек.планомерно развивайте все по-немножку."что до 3-х не успели,после 3-х уже поздно" - не помню автора,но к-т из великих педагогов-психологов.после 3-лет у ребенка наступает спад интереса к познанию и многое упускается.главное не заставляйте,а предлагайте.все получится,все придет своим чередом.
нету там развития тонкой моторики, это развитие вредной привычки и нарушение слизистой оболочки носа
читайте
а с чего вы решили, что он вырос из этой книжки?
всецело вас поддерживаю
у ребенка успехи есть, после посещения логопеда?