Источник: https://www.u-mama.ru
Опубликованы результаты исследования.

Фото: https://pixabay.com

Социологи Уральского федерального университета выяснили, кто является социальным героем современной молодежи.

Специалисты опросили 641 респондента в возрасте 18–30 лет и составили портрет героя. Оказалось, это обычный человек (так считает 59 % опрошенных), которым двигает доброта и сочувствие (так полагают 50 %), он живет среди нас (36 %) и не стремится получить благодарность (50 %) и признание (36 %).

«В представлении современной молодежи социальным героем может стать любой человек, который в повседневной жизни демонстрирует ответственное поведение и следует социальным нормам, принятым в обществе. Чтобы стать социальным героем, не нужно обладать какими-то особыми чертами и сверхспособностями, социальные герои живут рядом с нами», — поясняет руководитель исследования, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Наталья Антонова.

С точки зрения молодежи социальными героями могут быть самые разные люди.

«Практически все респонденты социальными героями считают волонтеров и доноров, то есть тех людей, которые безвозмездно оказывают помощь другому. К числу социальных героев опрошенные отнесли и ближайший социальный круг — родителей, прародителей, братьев, сестер, друзей, то есть тех, кто находится рядом и своими жизненными выборами демонстрирует ответственность в принятии решений», — рассказывает Наталья Антонова.

Социальными героями выступают и исторические персоны, деятельность которых была направлена на демонстрацию и продвижение идей гуманизма, милосердия, сострадания, справедливости: Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг.

Кроме того, героями молодежь считает тех, к кому применимо понятие социального служения: представителей педагогической общности, оказывающих влияние на формирование личности, успешное освоение ею социальных норм и ценностей, а также врачей, социальных работников, пожарных, спасателей, от деятельности которых зависит жизнь и здоровье человека. 

«Мы наблюдаем трансформацию феномена героя: герой — это не только человек, приносящий себя в жертву, ставший мучеником. Это практически любой индивид с крепким морально-нравственным фундаментом, который не пройдет мимо тех, кто нуждается в помощи, кому она здесь и сейчас необходима. По сути, социальный герой ориентирован на альтруистическое поведение, стремится улучшить мир и живет по принципу “кто, если не я”», — добавляет Наталья Антонова.

Вместе с тем социолог уверена: массовый героизм стране не грозит. Социальный герой не статусная позиция, не дает возможность социального восхождения в элитные группы или получения каких-либо наград.

«Социальный героизм — это скорее история о потребности в социальной идентичности молодежи, желания быть причастным к новым (старым) ценностным ориентирам, таким как доброта, бескорыстная помощь, отзывчивость, гуманность, человеколюбие, участливость, — перечисляет специалист. — Полученные данные свидетельствуют о том, что со стороны молодого поколения наблюдается запрос на человеческие отношения, поддержку и соучастие. Такое отношение придает молодежи уверенность в будущем, а также повышает доверие к людям и институтам».

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 24-28-20018) и правительства Свердловской области.

В топ-10 страхов россиян вошли запрет на вейпы и растущая зависимость от Китая

Люди зря ходят в тренажерный зал и пьют омегу-3, считает профессор-генетик