Источник: https://www.u-mama.ru
Эксперты не согласны: большое количество великих людей получали плохие оценки в школе из-за нестандартного мышления.

Фото: https://pixabay.com

В процессе интервью на ПМЭФ-2021 ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьмин назвал одной из причин бедности в России - "неуспешных" школьников.

"Очередная тема, которую поднимает Вышка (НИУ ВЭШ) — и я рад, что правительство тоже видит ее и пытается в этом отношении что-то с этим сделать, — образовательная неуспешность. Есть такой термин — образовательная неуспешность, или образовательная бедность. Условно говоря, в каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают. Если у родителей есть деньги, то таким детям нанимают репетиторов. А если нет?" - сказал Кузьмин. Он назвал работу с образовательной неуспешностью — важной повесткой реформы школьного образования.

"Ведь, что означает доля неуспевающих в школе в 20-30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников. У нас средний по миру уровень образовательной неуспешности — порядка 25%. Это уровень, например, Бразилии или Индии. Но эти страны — трудоизбыточны, у них традиционно высокая безработица. Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении. В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10%. России нельзя отставать".

На вопрос, каким образом можно изменить ситуацию, Ярослав Кузьмин ответил примером Финляндии, где в классе работают два учителя, один из которых занимается подтягиванием неуспевающих учеников. Это дорогой метод: Финляндия тратит на образование 8% ВВП, а Россия — 3,5% ВВП. По мнению ректора, в России следует финансово поддерживать школы с низкими образовательными результатами, это практикуется в многих странах.

"Но корень, основа образовательной неуспешности, лежит глубже — в основе самой классно-урочной системы. Она сформировалась еще в 17 веке и до сих пор лежит в основе школьной методики по всему миру. Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть 60%. Остальные выпадают", - заключил Кузьмин, отметив, что рутину домашних заданий и уроков в целом решит активное внедрение цифровых технологий.

Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург в беседе с "Лайфом" не согласился с мнением о влиянии "двоечников" на бедность страны. Часто троечники и двоечники, по словам Ямбурга, добиваются высоких результатов, так как это люди с нестандартным мышлением, которые просто не вписываются в программу обучения. 

Юноши-студенты стали чаще выбирать профессию учителя

На ВИЗе построят детский сад и школу