Интервью с директорами, а также личные впечталения автора о гимназиях №№13, 39, 99, 144
...
Продолжение. Начало см.: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=3282
Интервью с директором гимназии №13
Тамара Арефьева: Развиваем коммуникативность
Досье: Тамара Арефьева, учитель истории, директор гимназии №13 с 2004 года, профессиональный педагогический стаж 32 года, из них 15 лет работает в тринадцатой гимназии.
U-mama: Функционирование научного общества, общешкольный праздник «День науки», кафедральная система работы учителей: создается ощущение, что ваша гимназия осознанно избирает ориентацию на науку.
Т.А.: Действительно, научное общество «Инсайт» представляет серьезное направление нашей деятельности – нашей образовательной программы и программы развития. Оно является инициатором и разработчиком содержания творческой деятельности учащихся, направленной на подготовку научных проектов: рефератов и других серьезных работ. В частности, три наших ученицы участвовали в серьезных семинарах-практикумах в Москве, где защищали свои научные работы и заняли первые места; на высокий уровень вышли наши ученики, работающие через общество «Одаренность и технологии», а также в рамках всероссийской программы «Шаг в будущее». Четвертый год мы празднуем в гимназии День науки. Это и праздник, и защита серьезных научных проектов.
U-mama: Локомотивом такой серьезной работы выступают учителя. А насколько они сами включены в научную деятельность?
Т.А.: Все наши учителя – очень творческие люди. Наша система работы – кафедральная: это означает, что существуют кафедры по образовательным областям, направляющие деятельность педагогов. И у нас многие педагоги участвуют в научно-практических конференциях и публикуются в различных сборниках педагогических работ. В частности, в прошлом году 9 человек выступали на конференциях, 15 работ было опубликовано.
U-mama: И об этих и других подобных результатах вы рассказываете родителям на своих регулярных родительских конференциях и приемах?
Т.А. На родительских конференциях, которые уже стали традиционными, мы делаем публичный доклад за год о деятельности школы, своего рода презентацию наших достижений. Всегда считаем, что живое общение дорогого стоит. На родительских собраниях выдвигают делегатов от каждого класса, мы собираемся в актовом зале, отвечаем на все вопросы; как и на всякой конференции, принимаем решение, которое является обязательным к исполнению для родителей, педагогов и учащихся. Четвертый год проводим приемы для родителей, чьи дети стали победителей разного уровня состязаний – творческих, спортивных, интеллектуальных. На этих встречах мы отдаем дань уважения родительскому труду, который был вложен, благодарим родителей. Это делает наши отношения с родителями более открытыми и более теплыми. Всегда было принято, что родитель приходит в школу тогда, когда его вызывают. Но если его приглашают для того, чтобы поблагодарить и отметить лично его родительские заслуги, это воспринимается совсем по-другому.
U-mama: Как поступить в вашу гимназию?
Т.А.: Есть школа будущего первоклассника – это школа развития, существующая как платная образовательная услуга, но она не является гарантией поступления. Тем не менее, существует практика: мы открываем школу развития для того, чтобы подобрать для себя учеников. В отличие от родителей, многие из которых считают, что их дети должны идти только в статусное образовательное учреждение, и это является залогом успеха, мы так не думаем. Более того, мы глубоко убеждены, что в таких школах, как наша, где основным профилем является иностранный язык, должны учиться дети, сориентированные именно на язык и имеющие к этому определенные задатки и способности. В школе развития мы не проводим каких-то срезов или контрольных, но в рамках этой школы разработана диагностика. Детей наблюдают наши психологи, лингвисты, педагоги, у них есть определенные формы занятий, разные измерители, и к окончанию этой школы они суммируют результаты своей диагностики и дают рекомендации. Сам процесс поступления регламентируется правоустанавливающими документами. Поступление через тестирование нам запрещено законом, но у нас и нет в этом необходимости, поскольку мы целый год наблюдаем ребенка.
U-mama: На форуме спрашивают, почему с в старшем звене нет профильных классов, как принято во многих школах?
Т.А.: Согласно закону об образовании, существует три типа образовательных учреждений, и один из них – это средняя общеобразовательная школа, которая, в свою очередь, подразделяется на три вида: гимназия, лицей, общеобразовательная школа. Лицей подразумевает углубленное изучение технических дисциплин. Гимназия – это гуманитарное образовательное учреждение. Наша гимназия, кроме того, еще и языковая, то есть наш профиль – это язык. Поэтому гимназический компонент мы можем использовать только на язык или на гуманитарные предметы. Все предметы федерального компонента мы выдерживаем. Но использовать гимназический компонент на математику мы не имеем права. И это мы объясняем всем родителям при поступлении. Но наши выпускники успешно поступают на технические или математические факультеты.
U-mama: И этим подтверждается тот факт, что собственно «языковость» ребенка – совсем не залог того, что он пойдет по гуманитарной «дорожке».
Т.А.: Самое главное, языковая школа дает очень важные навыки в развитии коммуникативности. А коммуникативность – это залог всего дальнейшего развития. Поэтому даже если ребенок здесь не получает дополнительного объема знаний по техническим дисциплинам, он в силу своего общего развития способен этот объем приобретать, попадая в определенные условия.
U-mama: Вопрос с форума: есть ли возможность перейти из в вашу гимназию из обычной школы?
Т.А.: Это все очень индивидуально, во всяком случае, есть примеры, когда дети приходят к нам из других школ и показывают хорошие результаты. Как правило, языковая корректировка все же необходима, и наша языковая кафедра с этим справляется. Более того, мы иногда даже склонны объявить дополнительный набор, потому что есть потребность разгрузить классы, вывести часть детей из переполненных классов, добрать и сформировать дополнительный класс. В частности, сейчас подобная ситуация сложилась в будущих пятых и седьмых классах: в каждой параллели у нас учится 3 класса по 30 человек, а мы хотели бы сделать 4 класса по 25 учеников.
Личные впечатления: «Ровная» школа: я не увидела в ней полярностей. Мне показалось, что здесь очень силен школьный дух: я по-хорошему удивилась дружелюбности и открытости директора и учителей (поверьте, незнакомый человек с фотоаппаратом нечасто вызывает подобные чувства), порадовалась сплоченности ребят на переменах, которая после окончания школы непременно перерастет в сплоченность выпускников (на сайте школы существует целый клуб выпускников 13-й гимназии). Понравилась ориентация на научную работу, декларируемая администрацией школы, хотя со стороны сложно оценить, насколько заявленное воплощается в реальном.
Интервью с директором гимназии №39
Наталья Стихина: Память и усидчивость как залоги успеха в изучении языка
Досье: Наталья Стихина, учитель русского языка и литературы, директор гимназии №39 с 1995 года, профессиональный педагогический стаж 33 года, из них 13 лет работает в 39-й гимназии.
U-mama: Регулярные программы обмена школьниками – редкость для языковых школ в наши дни. Как давно завязались эти контакты и насколько они стабильны?
Н.С.: Первые связи возникли еще в 80-е годы, тогда наши ребята и учителя впервые поехали во Францию по программе обмена, это была провинция Бордо. В 1998 году благодаря госпоже Грасия Дорель-Ферре (историк-географ по образованию, инспектор Реймской Академии) мы начали сотрудничество с учебными заведениями из региона Шампань-Арденн. Таким образом, возникла идея создание социального русско-французского исследовательского проекта «Индустриальное наследие регионов с исторически развитой металлургией». В 2002 году наша гимназия впервые приняла детскую французскую делегацию из этой провинции, была проведена международная конференция по проекту. В настоящее время работа по международному проекту продолжается, и теперь, в связи с расширением связей, он называется «Экономическое, социальное и культурно-историческое наследие Среднего Урала и регионов Франции». Младшие школьники переписываются со своими французскими сверстниками, а, начиная с пятого класса, учащиеся нашей гимназии изучают родной регион, готовят доклады на французском языке, а также имеют возможность участвовать в школьных обменах, которые осуществляются два раза в год. На данный момент у нас заключен договор о сотрудничестве с лицеем из г.Клермон-Ферран. С 7 по 16 апреля 2008 года состоится прием детской французской делегации из данного учебного заведения в нашей гимназии.
U-mama: Дети живут в семьях?
Н.С.: Да. Большинство семей в нашей гимназии участвуют в международном проекте с огромным удовольствием: оплачивают экскурсии, принимают в семьях французских детей.
U-mama: С какого возраста ваши ребята имеют возможность участвовать в этих программах?
Н.С.: Самые младшие – это 6-7 класс. Этот вопрос всегда предварительно согласовывается, поскольку подбираются семьи с детьми этого возраста, чтобы дети общались. И практика показывает, что чем младше дети, тем быстрее они адаптируются, находя общий язык со сверстниками.
U-mama: Учитывая такое активное сотрудничество с другой страной, я была удивлена, услышав в числе других традиций вашей школы о «покровских ярмарках» с чисто русским колоритом.
Н.С.: После наших первых поездок по программам обмена мы столкнулись с тем, что, по сравнению с французами, наших детей необходимо более глубоко знакомить с нашей культурой. Поэтому мы и начали каждую осень проводить покровские ярмарки, различные конкурсы – композиций из овощей и фруктов, детских поделок. Работает город мастеров, потешный и обжорный ряды, трактир. Покровские ярмарки – это всегда яркое, красочное, веселое мероприятие, которое нравится и детям, и родителям.
U-mama: Французский язык – довольно необычный выбор. Как вы думаете, чем руководствуются родители первоклашек, приводя своих детей учиться к вам?
Н.С.: Родителей привлекает высокое качество обучения, созданные условия для реализации родительских образовательных потребностей и стабильный коллектив преподавателей, в том числе и французского языка. Многие учителя французского языка являются выпускниками нашей школы, и это наталкивает на мысль, что здесь есть что-то такое, что любовь к своей будущей профессии, к детям закладывается в сердце ребёнка, и это, несомненно, заставляет людей возвращаться в родные стены.
U-mama: Необходимо ли обладать какими-то определенными качествами, чтобы изучать французский язык?
Н.С.: Необходима хорошая память и усидчивость. Залоги успеха – это внимание, азы культуры, умение слушать и слышать. Природная языковая способность тоже важна. Есть дети, которым тяжело дается язык: природа не дает им добиться успеха в этом отношении.
U-mama: Какие требования, в таком случае, вы предъявляете к поступающим в вашу гимназию?
Н.С.: Развитый фонематический слух и артикуляция. Если ребенок не слышит звуки, ему будет сложно изучать французский углубленно. Мы консультируем родителей, даем им рекомендации, рассказываем о реализуемых программах в нашей гимназии.
Личные впечатления: Они по праву называют себя камерной школой. Если все остальные лингвистические гимназии города довольно известны, «на слуху», то о 39-й гимназии мало кто слышал. Она и находится-то в стороне от шумных улиц, как бы обособленно, отдельно от всех. Эта школа действительно такая: обособленная, скромная, без выпендрежа. А гордиться, между прочим, есть чем: она лидер в регионе (не в городе, не в области, а в регионе!) среди школ с углубленным изучением французского; она известна в других городах, и вузы присылают запросы на ее выпускников; у нее очень хорошие некоммерческие программы международного школьного обмена, часть которых начала реализовываться по инициативе французской стороны. Скажу честно: моему удивлению не было предела, когда я обо всем этом узнала. А еще удивило то, как об этом рассказывали: без малейшего намека на хвастовство, как о чем-то само собой разумеющемся. Рассказы рассказами, но ощущение добротной, качественной школы не исчезло и после того, как я прогулялась по ней уже без сопровождения администрации. Единственное, состояние здания гимназии такого уровня оставляет желать много лучшего.
Интервью с директором гимназии №99
Элеонора Тихонова: Не хотим отдавать наших детей в математические школы
Досье: Элеонора Тихонова, учитель английского языка, директор гимназии №99 с 1985 года, профессиональный педагогический стаж 45 лет, из них 39 лет работает в 99-й гимназии.
U-mama: Вы называете естественно-математический профиль одним из сильных предметных направлений вашей гимназии. Как вам удается удерживать на высоком уровне математику, физику и другие подобные дисциплины, ведь статус гимназии предполагает ориентацию на гуманитарные предметы?
Э.Т.: Потребность в математике и других предметах естественно-математического профиля существует, но мы не можем охватить их в полном объеме – так, как это делают школы с углубленным изучением математики, потому что у нас не хватает часов. Тем не менее, мы этот профиль ведем. Из гимназического компонента мы добавляем к математике 2 часа, а в 8-11 классах – еще 1 час физики, 1 час химии, 1 час биологии. Где-то мы ведем эти предметы за счет ставок внеклассной работы. В каждой параллели мы выделяем один такой класс, называя его буквой «М» - математический. Это пошло от желания родителей и учащихся, мы не можем их запрос оставить без внимания. Есть спрос – выдвигаем наши предложения. Отдавать наших детей в школы с математическим профилем мы не хотим. Как это, на первый взгляд, ни парадоксально, если ребенок отличен в лингвистике, то он отличен и в математике. А если дети слабые, то они слабые и в той, и в другой сфере. Конечно, бывают отдельные исключения, когда язык идет отлично, а математика – хуже, и наоборот. Но чаще отличник по английскому языку и отличник по математике один и тот же, и терять таких детей нам не хочется. Поэтому мы пошли по пути организации математического класса и подготовительного факультета на базе УПИ.
U-mama: Интеллектуальные игры и марафоны – это «монетки» в ту же копилку?
Э.Т.: Дебаты, интеллектуальные игры я считаю нашей сильной стороной. Группу ребят по этим играм – это «Своя игра» и «Что? Где? Когда?» - и по дебатам ведет преподаватель-выпускник нашей школы. По «Что? Где? Когда?» наша команда заняла призовое место по городу и была отправлена в Пермь на зональные соревнования, где тоже оказалась в числе лучших. На базе нашей гимназии проходят городские соревнования по интеллектуальным играм. Традиционно, в преддверии всех олимпиад и научно-практических конференций, мы проводим интеллектуальный марафон для всех учащихся 8-11 классов. Это интеллектуальное соревнование в форме тестирования по всем предметам. Публикуем результаты, награждаем победителей.
U-mama: При такой ярко выраженной интеллектуальной направленности остается только удивляться вашим необычным и совсем нетипичным творческим кружкам – студиям керамики и живописи.
Э.Т.: У нас отличный преподаватель керамики, своя обжиговая печь, ребята все делают сами. На третьем этаже можно увидеть два огромных стенда с керамическими изделиями, сделанными нашими детьми. Детские работы участвуют в выставках и в нашем музее изобразительных искусств, и в музее истории Урала, и в библиотеке Главы города, и у губернатора. Второе серьезное творческое направление – это живопись. Этот кружок ведет преподаватель, который является членом Союза художников, она профессиональный художник: сама рисует, делает выставки и учит детей. Вот у меня в кабинете ее картина, написанная вместе с ребятами. На стенах школьных коридоров множество детских работ, выполненных под ее руководством. Ребята тянутся к ней, ходят заниматься с удовольствием.
U-mama: Еще одна грань внеклассной работы в вашей гимназии – это школьный музей. В чем его особенность?
Э.Т.: Наш музей начинался как музей Николая Островского еще в те годы, когда только становилась школа. Мы ничего не ломали, мы оставили раздел Николая Островского в музее, но обновили его другим направлением, которое называется «Милосердие». Оно посвящено людям, повторяющим подвиг Островского, тем, кто так же немощен, но активно участвует в жизни общества. Например, художница, у которой не действуют руки и которая пишет картины ногой. Или спортсмен, лишившийся ноги и окончивший после этого физкультурный институт, а ныне – председатель совета ветеранов и активный общественный деятель. И дети шефствуют над такими корчагинцами – посылают письма к праздникам, по возможности выезжают. Эти люди рассказывают о себе и своим примером учат, как можно не стонать, не пенять на судьбу, а приносить пользу в любом состоянии. И детям, большинство которых воспитываются в благополучных семьях, бывает полезно учиться милосердию и пониманию того, что такое боль – и душевная, и физическая. На примере этих мужественных людей мы стараемся сформировать в ребятах лучшие человеческие качества.
U-mama: Многие ли выпускники гимназии связывают свою жизнь с иностранным языком?
Э.Т.: Поступают после окончания школы на иняз не массово. Мы ставим более широкую цель: любой специалист со знанием иностранного языка – это кадр, который вдвойне ценен, будь то медик (а среди наших выпускников очень много врачей), инженерно-технический работник или математик. Есть ребята, которые учатся в экономических вузах, работают в банках и других подобных сферах. Знание языка помогает им совершенствоваться в собственной профессии. Такие специалисты более востребованы. Некоторые защищают дипломы на иностранном языке, часть ребят уехали жить и работать за рубеж – в США, Австралию, Австрию, Германию.
Личные впечатления: Вот где «моя» школа. С одной стороны, язык, который я так люблю. С другой стороны, курс на математику, без логики которой мне трудно. И с третьей стороны, такое сильное и необычное творческое внеклассное направление, керамика и живопись. В этой гимназии неуловимые критерии моих оценок превысили все прочие формальные показатели. Атмосфера, аура, дух, все то, что не описать словами, но что позволяет сказать: да, это твердая пять (чтобы вы не обвинили меня в предвзятости, замечу в скобках, что я сама окончила другую языковую школу). Очень понравились дети, я таких люблю. Они – обычные, без «пальцев» и крутизны, с одной стороны, и без застегнутых на все пуговицы рубашек – с другой. Жизненные, но умные разговоры на переменах, позитивный общий настрой и… мальчишка-старшеклассник, открывший передо мной дверь. И этот штрих к портрету 99-й школы меня окончательно покорил.
Интервью с директором гимназии №144
Валентина Бережинская: Не важно, какие у ребенка оценки
Досье: Валентина Бережинская, учитель русского языка и литературы, директор гимназии №144 с 1977 года, профессиональный педагогический стаж 40 лет, из них 30 лет работает в 144-й гимназии.
U-mama: У вашей гимназии – масса наград разных уровней, и, в том числе, несколько лет назад вы вошли в число ста лучших школ России. В чем причина успеха?
В.Б.: Гимназия никогда не работала ради наград. Наша миссия – удовлетворение прав граждан на качественное образование, наш девиз – «Открой талант в каждом ребенке». И это при условии, что мы не делаем отбора в десятые классы. Принимаем в первый, выпускаем из одиннадцатого. Не каждый ребенок может быть отличником, но в каждом есть что-то необыкновенное. Мы стараемся раскрыть такой талант, и если нам удается – это и есть главная наша награда.
U-mama: В таких условиях должна быть какая-то педагогическая «фишка», позволяющая, несмотря на отсутствие отбора в десятый класс, держать относительно высокий уровень выпускников.
В.Б.: «Фишкой» является любовь к ребенку. Нам помогает в этом реализация программ «Одаренный ребенок», «Я – благополучен». Технологии проектной деятельности стимулируют наших ребят к соотнесению требований внешнего мира с самим собой. Например, один из проектов, «Легко ли быть молодым», старшеклассники осуществляют с ровесниками штата Северная Каролина (США). А чего стоят проекты «Школы юных академиков» и «Я – гражданин Екатеринбурга» для 1-4 классов! Коллектив нашей гимназии добивается развития творческих способностей в каждом ребенке от 9% на начальной ступени до 35% на средней ступени и 60% к окончанию школы.
U-mama: Как вы это делаете, если не секрет?
В.Б.: Инновационное направление нашей гимназии – педагогическая поддержка каждого учащегося. Наши педагоги тщательно прослеживают раскрытие возможностей максимального развития школьника. Классный руководитель, учитель-предметник смотрят за каждым отдельно, а не за классом в целом. Мы сейчас уже пришли к идее, что оценка знаний – и даже не знаний, а оценка образования ученика у нас происходит так, как это было у иезуитов в XVI веке, которые придумали оценку и сравнение ученика с учеником. Мы к этому привыкли. Наша школа считает, что надо категорически от этого отказываться. Необходимо вести ученика и сравнивать его с ним же самим. И критерии наших отчетов в масштабах государства должны быть другими – в зоне ближайшего развития школьника. Не важно, какие оценки имеет ребенок. Он может иметь «три», но он пока на большее не способен, однако находится на сегодня в зоне своего развития. Мне очень нравятся швейцарские оценки – «хорошо», «очень хорошо», «очень-очень хорошо» (улыбается). И мы сейчас планируем приглашать к сотрудничеству другие школы, которые согласны с такой позицией. Ученик должен иметь индивидуальность, мы не должны планировать, каким ему быть. Мы можем составить образ выпускника, сделать какие-то наброски, но наброски! Не больше того! И ни в коем случае не ломать его под этот образ.
U-mama: С таким подходом вы и принимать в первые классы должны были бы всех желающих… На форуме традиционно спрашивают, необходимы ли подготовительные курсы для поступления в вашу гимназию.
В.Б.: У нас есть курсы подготовки к школе. Но они не являются гарантией поступления в гимназию №144. Мы готовим к школе вообще, не к 144-й школе. Другое дело, что абсолютно все эти ребята приходят поступать к нам. И это социальная проблема. Мы набираем всего два класса по 25-30 человек, при этом около 20 человек – это вторые дети, братья и сестры тех, кто уже учится в нашей школе. Мы стараемся выполнять рекомендации Министерства образования и принимать вторых детей – попробуйте-ка поучить двоих в двух разных школах! В результате у нас остается чуть больше одного класса вакантных мест, а в школе развития учатся 140-150 человек. И мы просто не можем всех принять. Для меня это самое страшное, потому что, на самом деле, всех надо посадить за нашу парту! И это понимают городские власти.
U-mama: Чем занимаются дети на подготовительных курсах?
В.Б.: Всего 8 часов занятий в неделю, из них 2 часа английского (учим имитации речи), 2 часа обучения грамоте (устная и письменная подготовка), 2 часа математики (тоже устная и письменная подготовка), 1 час этики общения и культуры поведения и 1 час занятий на тему «Окружающий мир и я». Занятия проходят с 16-00 до 17-45.
U-mama: На форуме спрашивают, почему немецкий язык вводится только с 10 класса?
В.Б.: Немецкий язык мы вводим только в старших классах, потому что мы хотели бы, чтобы дети действительно углубленно изучали один язык. Надо понимать, что можно ввести и три языка, только нам никто не позволит увеличить сетку часов, и это будет означать, что часы надо разделить на три. Именно поэтому мы не вводим рано второй язык: мы хотим дать возможность детям знать английский хорошо. Думаю, что мы с этим справляемся.
Личные впечатления: Школа с серьезной претензией на высокий уровень. По-хорошему амбициозное руководство, пытающееся в рамках своих кадровых и финансовых возможностей сделать максимум для воспитания Личности. Мне показалось, что в этой школе для педагогов (прежде всего, для самого директора) нет общего, серого понятия «ученики». Есть конкретный ребенок, с конкретными способностями, возможностями и потребностями, и эту индивидуальность гимназия пытается развивать, во всяком случае, она декларирует такой подход. Полагаю, особенно это важно в начальной школе, и прекрасно, если удается воплотить слово в дело. Вообще удивил системный подход к учебной и внеклассной деятельности. Одно «но»: несмотря на довольно высокий конкурс, уровень средних и старших школьников, как мне показалось после экскурсии по школе и прогулки около нее, все же на порядок ниже, чем в других языковых гимназиях.