Мы побеседовали с Михаилом Асташовым, победителем Кубка мира по паратриатлону в 2019 году, атлетом, который, не имея рук и ног, доказал, что возможности человека безграничны.

Михаил Асташов — инвалид с детства, он родился с нарушениями опорно-двигательного аппарата. До 5 лет жил в Бурятии, в доме малютки «Аистенок». Затем Михаила перевели в реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Куса Челябинской области.

Именно там он и начал заниматься спортом - подопечные центра могли заниматься с помощью протезов и специального оборудования. Сначала это был бадминтон, затем настольный теннис, плавание.

В этом году Михаил стал лучшим на российском чемпионате по паратриатлону, выиграл Кубок мира и теперь имеет все шансы поехать на Паралимпиаду-2020 в Токио.

— Михаил, когда вы решили, что будете профессиональным спортсменом?

— Когда я был маленький, я никогда не думал, что достигну каких-то высоких спортивных результатов.

В детском доме, в Кусе, у нас было много занятий. Мы рисовали, я умею шить и вышивать, но больше всего времени я уделял посещению спортивных секций. Мне просто нравилось заниматься спортом.

В Кусе я начал играть в бадминтон. Когда мне исполнилось 18 лет, я уехал обратно в Бурятию, потому что у меня нашлись родители, там я стал заниматься настольным теннисом.

В 2012 году я начал плавать, даже был чемпионом и рекордсменом России. Но у меня не было возможности «отобраться» на международные соревнования, так как уровень и результаты зарубежных парапловцов были значительно выше, чем мои. Я «стоял на месте», после чего решил попробовать себя в других дисциплинах. 

Михаил владеет всеми стилями плавания - брасс, баттерфляй, кроль, "спина".

— Вы начали заниматься дуатлоном?
 
— Да, я начал заниматься дуатлоном (дуатлон включает две дисциплины — плавание и бег) у Владимира Венеаминовича Алыпова. У меня не было своего велосипеда, и я не умел кататься. Затем появился велосипед, после чего я начал принимать участие в соревнованиях по спринт триатлону (спринт триатлон включает три вида — плавание 750 м, велосипед 20 км и 5 км бег).

— Что из триатлона любите больше всего? 

— Мне нравится плавание (задумывается). Да, если честно, мне все виды нравятся. Есть проблемы с беговой частью, так как в России мне не могут подобрать комфортные протезы для бега. В итоге я каждый раз травмируюсь. Бежать могу, но протезы натирают ноги.

— У вас не было протезов для рук?

— Были, но я не смог к ним привыкнуть, мне было неудобно.

Надо сказать, что Михаил своими руками виртуозно управляется и с бутылкой воды, и с мобильным телефоном. Пока я беседовала с его тренером, он оперативно отправил мне в почту фотографии со стартов.
 
Михаилу на соревнованиях при переодевании помогает тренер. Больше ни одному спортсмену по паратриатлону такого не разрешено. Для Михаила сделано исключение, так как с такой инвалидностью он — единственный в мире паратлет.

Времени на переодевание у Михаила уходит больше, чем у других атлетов, поэтому ему приходится «отрабатывать время» на дистанции.

— За кого вы сейчас выступаете?

— Я уже второй год живу и тренируюсь в Екатеринбурге. Выступаю за 2 региона — Бурятия и Свердловская область, вхожу в сборную России.

— Какое у вас образование?

— Средне-специальное образование — оператор ЭВМ, высшее — веб-дизайнер. Но по специальности я не работал. 

— Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Его мало, практически нет. В свободное время я отдыхаю, лежу возле телевизора или провожу время у компьютера за просмотром сериалов.

— Спорт — это средство от депрессии. У вас не бывает депрессий совсем?

— Мне всегда говорят, что я позитивный, что у меня никогда не бывает грустного лица (улыбается). Спорт мне помогает. 

— Кто сейчас самые близкие люди в вашей жизни?

— В Екатеринбурге это семья Алыповых, тренер и его сын Иван. Они мне очень сильно помогают.

— Вы живете у них в семье?

— Нет, живу я в общежитии Уральского лесотехнического Университета. Я — самостоятельный, могу за собой ухаживать. 

— Вы считаете себя инвалидом?

— Нет, я себя не считаю инвалидом. Я не вижу никаких ограничений, я живу такой же жизнью, как обычные люди. Тренируюсь, готовлю еду, убираю квартиру, стираю. 

— Как окружающие относятся к вашей инвалидности?

— Я не стесняюсь. Летом хожу в шортах, протезы видно. Иногда подходят, спрашивают, чаще стесняются, поэтому просто разглядывают. 

— Как не опустить руки?

— Очень многое зависит от самого человека. Многие люди с инвалидностью боятся окружающих, запираются у себя дома и не выходят. Потом привыкают сидеть дома и кроме компьютера ничего не видят.

— Вас не сравнивают с Ником Вуйчичем?

— Иногда сравнивают. Но у него всё сложнее, у меня полегче.

— Вы женаты?

— Нет, холостой и одинокий (смеется). Времени нет. 

Задали мы несколько вопросов и его тренеру Алыпову Владимиру Венеаминовичу.

Владимир Вениаминович Алыпов (слева)

Справка. Владимир Вениаминович Алыпов. Мастер спорта по велосипедному спорту, заслуженный тренер России. Сейчас Владимир Венеаминович возглавляет федерацию триатлона Свердловской области. Его сын Иван Алыпов — известный лыжник, бронзовый призёр зимних Олимпийских игр 2006 года в Турине. Второй его сын Андрей — мастер спорта по триатлону.

— Какой Миша спортсмен?

— «Невозможно» — его любимое слово (смеется). (Миша тут же возражает: «Я уже так не говорю»). Гоняю его, он способен вывернуться, найти причину, по которой ему страшно или тяжело. Помню, как в Испании построили временный мостик, он был достаточно крутой, Миша отказывался на него заезжать и съезжать, приходилось его толкать вверх, потом спускать. Он говорил «Я разобьюсь». Пока не убедился, что сможет сделать, не решался. А вообще он очень быстро набирает форму и прогрессирует. 

— А какой человек?

— Он очень порядочный и честный, трудолюбивый и позитивный.

— Какая у вас ближайшая цель?

— Попасть на Паралимпиаду в Токио в 2020 году. В России у Миши нет соперников, отбор на Олимпиаду будет на уровне мира. 

Когда ребята ушли на тренировку, я ещё долго разговаривала с Владимиров Вениаминовичем. О том, как он научил Мишу правильно питаться, как Мишу уронили во время групповой гонки на Чемпионате мира по велоспорту и он не смог завершить дистанцию, как после этого паратлеты приходили извиняться перед Мишей и о многом другом.

Скажу честно, что даже не знаю, кому больше повезло — тренеру с подопечным или Михаилу, у которого появилась настоящая спортивная семья, в которой его искренне любят и переживают за него.

Этот материал был полезен?