Дж.Стэмм, П.Спенсер "Умный малыш. Как развивать ребенка с рождения до 3 лет", И.Б. Широкова "Как помочь себе и ребенку. Ваша любимая проблема"
...
Как устроен мозг ребенка? Что такое здоровая психика? Ответы профессионалов.
Дж.Стэмм, П.Спенсер. Умный малыш. Как развивать ребенка с рождения до 3 лет.
Издательство: Питер, 2010 г.
Покупатель выбирает книгу по одежке. По оформлению, названию. Сложные названия не приветствуются, у читателя должна быть мотивация: взять, полистать. Назови книгу «Функциональное отображение внутренней картины мозга, методики развития», и она будет пылиться на полке, несмотря на прекрасное содержимое. В результате рождаются бесконечные клоны «умного ребенка»: как развить ребенка, как воспитать правильно, как повысить интеллект… и так далее. Эти книги имеют разных авторов и выпущены в разных издательствах, но похожи друг на друга как близнецы. Трудно понять, под какой обложкой скрывается очередная халтура, а где спрятан клад. В данной книге определенно есть клад. Она очень хорошая. Несмотря на банальное название.
Дети рождаются в самых разных жизненных условиях и ситуациях. Там, где царствует арктический холод, их закутывают в одеяла из медвежьих шкур, а в тропических джунглях мать таскает голенького ребенка на простейших подвесках, прижимая к телу. Дети слышат разные языки, не говоря уж о бесчисленных диалектах. Эти родные голоса могут быть громкими, резкими и пьяными или мягкими, мелодичными и дружелюбными. Ребенка будут намеренно ограждать от суровых жизненных реалий или бросят его на произвол судьбы. И с самого начала детский мозг начинает приспосабливаться к тем обстоятельствам, в которых оказался. Не существует единой модели того, что требуется для выживания растущего мозга, так как вариантов окружающей среды – множество. Мозг начинает только с общего указания «наращивать связи по необходимости», и изменения в нем происходят именно таким образом исключительно в целях выживания! Оно зависит от постоянного приспособления к изменениям внешних условий и потокам входящей информации. Этот инстинкт выживания является бессознательным, но очень мощным. Скорость, с которой юный мозг адаптируется ко внешнему миру, позволяет малышу извлечь максимальное преимущество из тех семейных, культурных условий, в которых ему довелось родиться.
Книга начинается с душещипательной истории: у автора, доктора Джил Стэмм, родился ребенок весом 500 г. Несмотря на целый букет неутешительных диагнозов, девочку удалось выходить. Автор самым подробным образом освещает особенности развития мозга ребенка от рождения до трех лет – в том числе и у детей «особых». Здесь и физиологическое строение мозга и нервной системы, развитие внимания, страхи, стрессы, влияние эмоций, воспитание, уход… И, конечно же, полезные советы, методики, игры.
Яркая особенность книги: она очень приятно написана. Автор действительно трудился и пытался донести до читателей свою правду; не возникает никаких сомнений в том, что все написанное он пропустил через себя, пережил, прочувствовал.
«Малыш, смотрящий видео, на котором заснят, например, цветок, вне зависимости от того, насколько профессионально выполнена съемка, не испытывает ничего похожего на реальные ощущения, которые у него возникают при прикосновении к настоящему цветку. Чувствовать его мягкие, бархатистые лепестки и крепкий, гибкий стебель, сорвать цветок и ощутить на руках его кусочки, нюхать его аромат… Аналогичным образом, когда он смотрит видеозапись, на которой ребенок резвится под струями оросителя, это даже отдаленно не напоминает возникающие ощущения, когда на коже блестят капли холодной воды, а босые ноги касаются колючей и мокрой травы». Образно, точно. Как будто смотришь фильм.
Сон и еда в одно и то же время, привычный подход к ребенку – важная часть обучения саморегуляции. Когда вы создаете такую поддержку, системы мозга и тела учатся осознавать эти ровные, предсказуемые модели и соответствующим образом приспосабливаться к спокойной и надежной уверенности. Со временем это помогает вашему ребенку лучше управлять собой. Так зарождается самодисциплина, обучающая самоконтролю или саморегуляции.
Разумные пределы: когда я говорю «разумные», то имею в виду «подходящие по возрасту». Любой годовалый ребенок «еще разок» потянется за пультом дистанционного управления телевизором после того, как вы скажете: «Нельзя», потому что его мозг нацелен на обучение путем повторной проверки. (Когда я это сделал, мама сказала «нельзя». А что будет, если я все-таки нажму хотя бы одну кнопочку?) У всех двухлетних детей наблюдаются вспышки гнева, частично потому, что в силу развития они хотят больше, чем физически способны сделать. Знание того, что является «нормальным поведением» для ребенка в данном возрасте, поможет вам направлять его поведение в конструктивное русло. Вместо того чтобы наказывать ребенка, который не может сопротивляться интересу к заинтриговавшему его предмету, лучше убрать этот предмет из зоны досягаемости или вывести малыша из сложившейся ситуации.
Здесь все, что хочется знать о детском мозге и развитии его связей. Эта важная информация поможет родителям детей с диагнозом СДВГ или другими неврологическими проблемами. Об этом автор тоже пишет. Как и о возрастных потребностях к исследованию мира и детских реакциях, которые порою выглядят странно и даже возмутительно. Мы многое теряем, не пытаясь узнать глубокую суть происходящего, мы не догадываемся, как непрост наш годовалый (двухлетний, пятилетний, но все равно маленький) ребенок. Также интересно узнать о влиянии на развитие мозга массажа, общения, чтения, прикосновений, и о правильном обучении малыша речевым навыкам, повышении IQ.
Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978549807238.
И.Б. Широкова. Как помочь себе и ребенку. Ваша любимая проблема.
Издательство: Речь, 2006 г.
Небольшая книжка в мягкой обложке представляет собой сборник рекомендаций профессионального психолога. Разные проблемы, разные возрасты. Все пересекается между собой. Книга легкая, написана с юмором, читается на одном дыхании. Что-то вроде отчета, впечатлений о своей работе.
«Ты кричишь – и я кричу», - объясняет дочь, по-своему воспринимая идею справедливости и претендуя на равенство прав двух личностей – мамы и дочери. Если вы положили ребенку в корзинку только яблоки, то он и поделиться может с вами только яблоками. «Да кто ты такая, со мной равняться, тебе сколько лет?!!» - КРИЧИТ мама. Вот оно! Вернее, она – причина повышенного тона дочери. Ребенок со своим и маминым возрастом не считается, а мама – считается. Мама с правом ребенка на равенство в поступках не считается, а ребенок только об этом и думает. Ребенок слышит слова о том, как мама устала на работе, но для ребенка это только слова, он не представляет себе, не понимает, что это за усталость, потому что сам этого еще не испытал. Эти слова для ребенка пусты. Постепенно выясняем причины скандалов или, собственно, одного и того же скандала, который никак не закончится. Умеем мы сто раз на дню наступать на одни и те же грабли. Дело в том, что свои грабли мы не замечаем: глаз «замыливается», смотрит на них – и не замечает. Надо, чтобы посторонний человек, например – психолог сказал: «Ой, а почему у вас тут грабли стоят, может, попробовать их переставить?» Чаще всего приходим примерно к таким выводам:
Внутреннее резюме мамы:
«Мне орать можно, потому что у меня нервы, а тебе нельзя, твое дело – слушаться. Я живу ради тебя, а ты не ценишь. Я ору ОТ БЕССИЛИЯ».
Внутреннее резюме дочери:
«Я тоже человек, и мне обидно, что ты на меня только орешь, а я больше всех люблю именно тебя. Я ору ОТ ОБИДЫ».
Понемногу обо всем: психология маленьких детей, их обучение и развивающие пособия, выбор няни, психологическая готовность к школе. Тут же о левшах и правшах, школьных неврозах, о помощи первокласснику. Книга состоит из маленьких занятий с практическими советами плюс немного полезной информации научного свойства. Также приводятся высказывания детей, веселые истории о взрослом непонимании детских проблем и проблемок, примеры обучающих раскрасок, простое тестирование.
Цена книги в магазинах: ~100 руб.