Валентина Тарасовна Иванова. О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всем на свете

Издательство Речь, 2011 г.

В советское время была традиция на телевидении: часто показывали документальные фильмы о красоте какой-либо профессии. Передачи о замечательных педагогах, – которых мы в своих школах не очень-то наблюдали, к сожалению – о шахтерах, комбайнерах… воспитателях. Сейчас невыгодно снимать такие фильмы. Дети мало знают о профессиях – даже тех людей, кого они наблюдают изо дня в день. А ведь в каждой профессии много своих нюансов, скрытых от стороннего взгляда, но прибавляющих гордости за свое дело. И самое грустное – дети мало знают о труде. Можно сказать, что раньше у труда была реклама, а теперь это понятие размытое.

…В аннотации к этой книге сказано: «В блокадном Ленинграде все дети, ходившие в детские сады, остались живы». Удивительно, правда? В чем был секрет? Детей, как ни жестоко звучит, оберегали от тягот жизни их родителей. Многие взрослые в блокаду работали сутками и на износ. Поэтому детей отдавали в садики, как в интернат – на неделю. И что хорошего могли дать родители детям, кроме самого факта присутствия? Нервное напряжение, тоска, голод, страх. В детских садах детям было лучше. За ними присматривали педагоги-труженики. Дети находились не только под присмотром, но и в системе. К ним применялся особый подход. Воспитатели пытались вывести детсадовцев из стресса, подкормить лишний раз, согреть – и обязательно порадовать. То, что спасало в войну, это ощущение радости, счастья. Валентина Иванова работала воспитателем в блокадный период, а затем после войны она вместе с соавторами создала педагогическую технологию "Детский сад - Дом радости".

Почему дошкольник поступает плохо? Из вредности? Нет, из неумения выйти из создавшегося положения. Нельзя малыша путать со школьником. Школьник может сделать что-то дурное нарочно, совершенно сознательно, чтобы тебя огорчить. А малыш не может, он не умеет еще вредничать. Но то и дело оказывается виноватым. Он просто мало знает и умеет. Поэтому все время попадает впросак. Не может выйти из возникшей ситуации – и никто ему не подсказал, как из нее выбраться. Так сложились обстоятельства, и он в этих обстоятельствах не мог, не знал, как поступить правильно.

И это надо понимать: не торопиться обсуждать и обвинять. Все дети не засыпают, потому что они очень возбуждены и не могут успокоиться. А когда ты начинаешь их ругать за это, они чувствуют себя виноватыми. Ты же их обвиняешь в том, что они плохо себя ведут. А если ты плохо делаешь – выходит, что ты сам плохой. А малыш не хочет быть плохим. Он интуитивно чувствует, что должен верить в себя, как в хорошего человека, он стремиться быть хорошим.

В книге собраны беседы с Валентиной Ивановой. Собраны, надо сказать, небрежно – есть повторы. Но даже те крохи, которые опубликованы в этой небольшой книге, имеют большую ценность. Как для педагогов, воспитателей, так и для родителей. Валентина Иванова излагает глубокие истины простым языком. Ребенок не плохой, а хороший… не капризный, а неопытный… Тот самый случай, когда из одного абзаца читатель получает информацию, равную десяти лекциям в педагогическом институте. Или году работы в детском саду. Например: дошкольников нельзя учить! Они не школьники. Их нужно не учить, а воспитывать. Взрослым хочется, чтобы дети побыстрее стали самостоятельными, часто слышатся замечания: ведь ему уже год! Ему уже шесть лет, а он все еще… родителям трудно смириться, что их ребенок в чем-то отстает. Они вкладывают в него надежду и неудовлетворение от собственных неуспехов. Ребенок волочет на себе груз за всех сразу. В книге показано, как воспитатели мягко, спокойно, без эксцессов приучают детей к мысли, что все решаемо, из всего есть выход. Они не заставляют детей метаться в поисках решений. Не заставляют чувствовать себя виноватыми. Бесполезно внушать дошкольнику чувство вины, он все равно не знает, как им распорядиться.

Успехи ребенка во многом могут зависеть от нашего контакта с родителями. И надо искать дорожку к ним. Здесь есть такой характерный момент. Один папа считает, что главное, чтобы ребенок очень хорошо сочинял стихи, придумывал загадки, был первым в этом. Другой уверен, что ребенок должен хорошо строить. Тогда это его герой. Или вот один папа говорил: «Нечего моему куклу пихать, парень должен машинами заниматься!» У каждого свое. Вот мама: «Вы уж только научите его читать!» Ей это самое главное. И нет смысла говорить, что рановато пока читать, что надо ему сначала захотеть читать, а потом научим. Это пустое. «Да-да, - отвечаем, конечно – будем читать». И этой маме я буду о первых буквах, которые ее сын запомнил. А другой – о том, что стихи хорошо говорит, ну а тому папе не позабуду сообщить, когда с машинками хорошо возился. Каждому папе или маме нужно говорить о тех успехах их ребенка, которые их особенно волнуют. Хотя у всех та же программа. Только одного с одной стороны раскрываю больше, другого с другой. А так каждый ребенок оказывается лучше именно с самой желательной стороны.

А потом начинается свой театр. Я вот рассказываю папе о машинах – а подходят за другим ребенком. И я его родителям восхищенно рассказываю, какие их сын сказки замечательные сочинял. А тот папа задумывается – а мой? И ему тоже станет интересно не только про машины, но и про сказки. «Как это у него получается, а у моего нет? Хочу, чтобы у моего тоже это было!»  - «А, пожалуйста. Сделаем».

 

 

Много ли сейчас таких педагогов на своих местах. Ситуация такова, что не очень. Автор рассказывает много интересных историй из жизни садика. К примеру, однажды она заметила, что один из ребят нехорошо обращается со своей мамой. И она вовлекла весь персонал в игру с целью привить уважительное отношение к матери – взрослые старались хвалить маму ребенка, расспрашивали его о ней. И постепенно ребенок сам увидел свою маму в новом свете. Воспитатель – это педагог, прежде всего. Родители должны воспитывать ребенка, прививать ему семейные ценности и приоритеты, но они часто не знают – как правильно. Какие методы применить, как найти нужный ключ. И педагог в этих случаях должен подсказать. Повезло тем, кто встречается в жизни с такими специалистами.

В последних главах рассказывается о творческих уроках (лепка). Книга отлично подходит для подарка воспитателю и учителю, а также всем, кто интересуется вопросами воспитания детей. У нее небольшая цена, душевные черно-белые иллюстрации (фотографии), и мизерный тираж 1000 экземпляров.

Желающим рекомендую поближе познакомиться с серией «детская психология» издательства «Речь», в ней вышло немало редких и прекрасных книг маститых авторов.

Цена книги в магазинах ~150 руб.    

Этот материал был полезен?