В этой статье познакомимся с главными музыкальными инструментами в оркестре — барабан, туба, арфа, орган и контрабас. Как они устроены, какая у них роль в оркестре и как узнать их звуки.

Из зала этих скромных работяг разглядеть не так-то просто. Путь к ним лежит через лес смычков и паутину струн. Но именно барабаны — любимые и узнаваемые инструменты всех детей, а потому рассказ о самых больших оркестровых инструментах начинаем с них.

Барабан

Большой барабан — главный представитель армии ударных инструментов. Если всех его родственников собрать в одном зале, то зрителям негде будет сесть. На свет барабаны тоже появились раньше других инструментов — много тысяч лет назад, когда кому-то пришло в голову «поиграть», ударяя камнем о камень. Барабан не сразу стал музыкальным инструментом. Он сменил множество профессий, прежде чем добрался до музыки! Передавал информацию на огромные расстояния, задавал ритм, чтобы работалось слаженно, и даже решал споры: кто искуснее барабанит — тот и прав. На что способен барабан в составе оркестра рассказывает артист Уральского филармонического оркестра Андрей Алексеев.

На видео Андрей Алексеев, солист Уральского филармонического оркестра (ударные)

Туба

Оставаться невидимым и видеть все — больше всего подходит оркестровой тубе. Музыкант, играющий на этом инструменте, сидит в крайнем правом углу сцены. И если о его местоположении мы можем догадаться лишь по звуку, прорезающем весь оркестр, то он видит не только коллег на сцене, но и слушателей в зале.

Туба — самый большой и самый низкий медный духовой инструмент. Длина этой гигантской улитки в развернутом виде достигает 6 метров. Даже самый высокий музыкант кажется рядом с ней карликом, но только не Олег Соловей — тубист Уральского филармонического оркестра.

На видео Олег Соловей, солист Уральского филармонического оркестра (туба)

Музыка для детей в филармонии. Первое знакомство

Когда лучше начать первое знакомство с филармонией, классической музыкой и как подготовить ребенка к посещению концертного зала.

Читать дальше о посещении филармонии

Арфа

Если бы арфа превратилась в бабочку, на которую она так похожа, мы сказали бы, что это самая большая бабочка в мире. В древности она была инструментом богов, в средние века — монахов, в ХХ столетии — аристократов, а в наши дни — завораживающим инструментом, который слушают все.

Неземное звучание арфы поддерживает мифы о ее божественном происхождении, хотя на самом деле прародителем этого инструмента был обычный деревянный лук.

Еще Пифагор считал, что звуки арфы обладают целебными свойствами. В наши дни в нетрадиционной медицине используется арфотерапия — одно из направлений виброакустической терапии. В оркестре ей поручают самые волшебные партии, потому что звучание этого инструмента заставляет забыть о земном притяжении.

На видео Вероника Лемишенко, солистка Уральского филармонического оркестра (арфа)

Орган

Только один из множества музыкальных инструментов может быть назван Королем. Тот, что в звучании подобен оркестру, а статью и величием напоминает средневековый замок. Орган — великан среди инструментов. Из концертного зала можно увидеть лишь его фасад, за которым скрываются тысячи труб, лестницы и переходы.

Органисту во время концерта приходится играть руками и ногами, переключать регистры и смотреть в зеркало, в котором он видит дирижера, управляющего оркестром.

На видео Тарас Багинец, органист Свердловской филармонии

Детские концерты во взрослой филармонии

В этой статье расскажем, как классическая музыка влияет на детей и какие концерты стоит посетить в филармонии.

Узнать больше о влиянии классической музыки

Контрабас

Когда-то играть на контрабасе могли только взрослые. Инструмент размером с папу (185–190 см) невозможно было освоить без табурета даже самым крепким детишкам. А для игры на четырехметровом гиганте, который хранится в музее Парижской консерватории, наверное, потребовалась бы пожарная лестница.

Во второй половине XVIII обязательным атрибутом контрабасистов была кожаная перчатка — тугие струны сложно было нажимать незащищенными пальцами. Зато нашим детям, играющим на контрабасе, не нужны ни перчатки, ни лестницы. Даже для 6–7 летних ребят можно подобрать соответствующий инструмент, который будет басить и «расти» вместе с музыкантом.

Видео с контрабасом, Елена Снегирева, артистка Уральского молодежного оркестра

Этот материал был полезен?