Этот музей – отличное место, где ребенок может пощупать те вещи, которые для нас вполне привычны, а для него – безумная экзотика. Тут все можно. Дергать, крутить, нажимать!
...
«А не сводить ли нам Гришу в музей трамваев?» - ненароком обронил муж. И я загорелась. Музей оказался не только трамвайным, но и троллейбусным. Вдобавок – бесплатным. Работает только в будни до 17 ч, поэтому садик пришлось пропустить… Сотрудника в музее два, оба очень милые – руководитель Людмила Ильинична и экскурсовод Евгения. Они же проводят платные выездные экскурсии на трамвае, поэтому договаривайтесь о походе в музей заранее по телефону 257-13-19 (251-48-19), иначе рискуете никого не застать.
Я созвонилась, договорилась, мы пришли всей семьей. Находится музей недалеко от южного трамвайного депо (впрочем, и от метро «Геологическая» тоже не очень далеко), в небольшой встройке между двумя жилыми домами по адресу Степана Разина, 51. Пришли мы туда вчетвером, а зашли внутрь вдвоем. Коляску, в которой спал младенец, сотрудники музея сперва разрешили докатить до комнаты, в которой этот музей расположен. Разрешить-то разрешили, но уборщица, моющая пол при входе, не пустила. Муж в сердцах сказал, что театр начинается с вешалки, а этот музей – со швабры. И ушел гулять по улице.
Так что ходили по музею мы втроем: я, Гриша и милая девушка Евгения.
Первое и главное впечатление: этот музей – отличное место, где ребенок может пощупать те вещи, которые для нас вполне привычны, а для него – безумная экзотика. Они не всегда имеют отношение к транспорту, ну и пускай, так даже интереснее. Тут все можно трогать. Руками! Дергать, крутить, нажимать.
Второе впечатление – музей не очень большой, и это хорошо. Для моего почти пятилетнего сына – в самый раз. И то проскакали мы «галопом по Европам», потому что экспонатов в музее множество.
Вот только некоторые:
* Карта, где отмечены все города, где есть трамваи и троллейбусы, а также даты их появления. В Екатеринбурге первый трамвай зазвенел по рельсам в 1929 году, троллейбус пошел в 1943.
* Старинные фото старинных трамваев. Например, модель, садиться в которую надо было прямо «через стенку», с улицы, в каждое «купе» – свой вход. Или фото смешного автобуса 1913 года выпуска, вместимостью 15 человек – как нынешняя маршрутка.
* Рельсы и «хваталки», которыми эти рельсы таскают. Хваталки для шпал тоже были.
* Руль от старого трамвая оказался похож на ручку от мясорубки, а красный штурвал оказался… тормозом.
* Звонок, в который Гриша, конечно, позвонил – раньше кондукторы с его помощью подавали сигналы водителям. Один звонок – поехали, два звонка – стой! Три звонка – внимание, что-то случилось!
* Руль от троллейбуса (крутить можно). Старинный телевизор, старый телефон с переключателями (щелкать можно) и тугим диском… Гриша и Евгения разыграли целую сценку, как из диспетчерской звонят водителю трамвая.
* Компостер и аппарат по продаже билетов – яркое воспоминание моего детства. Меня тогда мучил вопрос: а как эта штука определяет, сколько я денег туда кинула. А если я сжульничаю? Для Гриши этот агрегат тоже оказался «родным» - ведь именно на такой Заяц компостирует Волка в мультике «Ну, погоди!». Жаль, денежку кинуть не догадались, но билетик выкрутили, продырявили и забрали на память с разрешения экскурсовода.
* Печатная машинка, недавно попавшая в музей из редакции газеты трамвайно-троллейбусного управления, имела большой успех. Это вам не банальный компьютер, здесь слова печатаются сразу на бумажке. Вау, да?
* Подарок школьника на недавний юбилей ТТУ – книжка с вырезанными из бумаги «объемными» трамваями.
* Карта, где загораются огоньки – вот это все депо, это все конечные остановки…
* Пульт управления трамваем – настоящий, хоть и неработающий. Можно посидеть и представить себя водителем.
* Металлические трамвайные колеса – старинное и современное, до блеска отполированные рельсами.
Вторая серия
У музея есть и еще одна экспозиция – под открытым небом, в квартале ходьбы. Там – парк, где ночуют трамваи; мойка, где они чешут свои бока об огромные белые валики; и четыре старинных трамвайчика, запертые на амбарные замки. Каждый из них для Гриши открыли, и мой сын побегал, посидел и порулил всеми четырьмя трамваями. Эх, через 10 лет придем снова, и нам дадут поуправлять настоящим (!) современным работающим трамваем. И вам дадут, если у вас уже ноги достают до педалей. Ну и если начальство разрешит…
А пока – вот 4 трамвая. Один из них – сочлененный, состоящий из двух вагонов с «гармошкой» посредине. Он один такой на весь бывший Советский Союз сохранился. Еще один трамвай – кинозвезда, его снимают в фильмах про «те годы». А самый важный раритет – первый уральский трамвайчик, с козырным номером 001 на борту. Такой весь булгаковский, с реечками, с задней площадкой, с сиденьями, как в электричке. Наверное, такой и ездил-грохотал по Патриаршим, когда Аннушка разлила масло…
В общем, полазили мы по трамваям, сказали Евгении спасибо, и пошли по осенней солнечной улице, усыпанной золотыми листьями. Так и останется этот поход у меня в голове: трамваи и шуршащая осень…
Музей трамвайно-троллейбусного управления, он же музей развития электротранспорта г. Екатеринбурга, он же музей истории трамвая и троллейбуса.
Степана Разина, 51, тел. 257-13-19, 251-48-19. Е-mail: cultura@ettu.ru.
Рабочее время: пн-пт, 10.00-17.00.
Бесплатно!!!
Единственная платная услуга – проведение обзорных экскурсий по городу для групп школьников и старших дошколят. На улицах города трамвай останавливается, в него заходят Хозяйка Медной горы, настоящий ГИБДДшник… Стоит это около 6 тысяч рублей с группы...
Посмотреть все фото вы сможете на дружественном портале Uralweb.ru
Читайте также: Музей "Истории трамвая и троллейбуса" в Екатеринбурге. Видеоэкскурсия