Здесь нет традиционной сказки с мишками, зайчиками и снеговиками из заснеженного зимнего леса, а вместо всего этого…
...
В очередной раз администрация Екатеринбургского цирка удивляет горожан: водное шоу «Цирк на воде», одна из самых ярких и удивительных программ современного цирка, начала свою работу в минувшую субботу. Всего 12 дней, с 24 декабря по 8 января - роскошный подарок к новогодним праздникам!
Для уральцев Новый год и водные забавы вещи, в общем-то, друг от друга далекие, почти несопоставимые, и для меня оказалось удивительным попасть на такое необычное Новогоднее представление. Здесь нет традиционной сказки с мишками, зайчиками и снеговиками из заснеженного зимнего леса, а вместо всего этого… впрочем, давайте по порядку.
Четыре стихии
Привычной цирковой арены нет, вместо неё стоит какой-то круглый водоем, не совпадающий с моими стереотипными представлениями о цирке. Бассейн, да, конечно - подобные ему я видела не раз – но ощущается он как будто «не отсюда», и этой своей кажущейся неуместностью будит сознание, настраивает на необычности и обещает чудеса.
Лампы гаснут, и шоу начинается: тонкие пучки света пронизывают темноту, «лунными зайчиками» ложатся на воду, а вода в лучах прожекторов вдруг обретает глубину и в этой глубине появляются неясные тени. Тени поднимаются, становятся объемными, выныривают фантастическими нимфами, и в этот момент я понимаю, что надо успевать смотреть везде: действие происходит не только в воде, но и на «земле» - специальной площадке, закрывающей часть бассейна, и в воздухе: из клуба дыма, словно из ниоткуда, неожиданно появляется летучий корабль. «Пролог «Корабль» (гимнасты на воздушном корабле п/р Ольги Финтисовой) напомнил мне легенду об аргонавтах, отправившихся за золотым руном.
Лазерное шоу связывает все происходящее воедино и кажется, что артистам подвластны все четыре стихии: воздух, земля, вода и само лазерное шоу как стихия огня. Первые ощущения самые сильные. Эта «трехмерность» ошарашивает и захватывает, это одна из тех изюминок, ради которых стоит придти на представление. Забегая вперед, скажу, что таких «объемных» композиций в программе немало.
Техника на грани фантастики
Для того чтобы создать иллюзию водного мира, артисты привезли с собой 40 тонн реквизита, а монтаж специфического оборудования (бассейн, воздушные конструкции, подвесные устройства для подачи воды, лазеры для светового шоу) занял несколько дней! Бассейн, установленный на арене – уникальное сооружение, разработанное специально для этого шоу, и изготовленное по индивидуальному заказу французами, стенки его напоминают слоеный пирог: металлический каркас, деревянные боковые панели, несколько слоев изолирующего материала. Такое устройство делает бассейн надежным вместилищем огромной массы воды, и входит в него ни много ни мало - 170 тонн!
Собрать и налить воду – полдела, для того, чтобы артистам-людям и артистам-животным комфортно работалось, воду нужно подготовить. Оказывается, вода для бассейна берется обычная, водопроводная, её подвергают доочистке, фильтруют, пропускают через бактерицидные фильтры, кварцуют, насыщают кислородом – два огромных компрессора работают без устали всё время выступления. Дно регулярно чистят с помощью специальных приспособлений, напоминающих пылесос. Перед репетициями и выступлениями воду подогревают до 33 градусов.
Технический уровень представления очень высок, и это ощущается на протяжении всего действа. Установленный посреди бассейна круглый помост воистину чудо инженерной мысли! Он выполняет множество функций – служит площадкой для выступлений, для крепления различных опор и цирковых приспособлений, скрывает внутри массу сюрпризов – факелы, фонтаны, водяные завесы. Насколько красочнее становится зрелище, когда задействовано высокотехнологичное оборудование! Это и создает ощущение чуда. Чуда, за которым стоит много уникальных инженерных решений, труда…
Многогранное, многожанровое, фантасмагорическое
Представление я смотрела на одном дыхании. Очень трудно сказать, что понравилось больше, каждый номер по-своему хорош и необычен. Выступления сменяют друг друга, плавно перетекают одно в другое, перемежаются отличным, богатым лазерным шоу и составляют единую фантасмагорическую композицию. Пытаться передать словами впечатление от шоу, все равно, что описывать красоту и аромат цветка, говоря об особенностях его лепестков, тычинок и пестика. Этот цирк надо воспринимать всеми органами чувств, смотреть, слушать, чувствовать кожей, принимать всем сердцем, дать волю фантазии и воображению.
Программа «Цирк на воде» многожанровая, в ней работают клоуны и жонглеры, акробаты и воздушные гимнасты, дрессировщики со своими питомцами, пловцы. Артисты синхронного плавания под руководством Екатерины Булах - все профессионалы высокого уровня, мастера спорта международного класса по синхронному плаванию. Их выступления – а они сопровождали практически каждый номер, оказались удивительно красивыми, необычно-сказочными. Игра света в воде, вычурные костюмы и реквизит: оказывается, здешний водный мир населен кальмарами со светящимися щупальцами и креветками, причудливыми медузами и тритонами, и еще какими-то существами, которым я так и не смогла найти реальных прототипов.
В первом отделении хороши воздушные гимнастки Олеся Бизюкова и Алина Семисынова, исполнившие завораживающе нежный, гармоничный «Пластический этюд», раскачиваясь на старинной люстре с хрустальными подвесками. Действительно оригинальным было выступление «Оригинального жонглера» Константина Петюшова, я такого раньше видела.
Четырехлетней дочке понравились дрессированные пудели и похожие на смурфиков «Акробаты со скакалками» под руководством Андрея Шевченко.
И меня, и мужа впечатлило выступление Алексея Миночкина «Эквилибр на свободной проволоке», один из самых сложных цирковых жанров, требующий ежедневных многочасовых тренировок, незаурядного упорства и чувства равновесия. Так легко работает Алексей, словно танцует: стойка на руках, кувырок, снова стойка, и такой, казалось бы, ненадежный, качающийся снаряд – свободная проволока - в нужный момент словно становится тугой и твердой, помогая артисту исполнять трюки.
Свободная проволока подвешивается между двумя мачтами (или козлами), закрепленными на манеже. Образующийся провис троса создает для артиста определенную неустойчивость. Поэтому на свободной проволоке невозможно быстро бегать, прыгать, исполнять сальто. Оторвавшись от проволоки, артист не сможет вновь встать на нее из-за возникающей раскачки. На свободной проволоке исполняются трюки жонглирования, отдельные элементы ручного эквилибра, например стойка на двух руках, в том числе и в раскачке, стойка на одной руке. (Источник: http://terraincognito.ru/content/view/86/89/)
Во втором отделении сцена убрана, осталась только небольшая круглая площадка в центре бассейна, окруженная водой.
В какой-то момент мне подумалось, что я на этом представлении как Алиса, путешествующая по Зазеркалью. Вроде бы все знакомо, и в то же время странно, диковинно, сказочно. Меняются персонажи, места, сюжеты: вот Дюймовочка в цветке кувшинки плывет по реке, а к ней на руки, на плечи слетаются красивые белые птицы – это «Этюд с голубями» Светланы Лукьяновой. Самая настоящая Русалка, красавица с рыбьим хвостом, гибкая и пластичная, играет в заводи возле водопада. Да-да, водопад тоже самый настоящий! И водяная завеса теплого летнего дождя с неба – прямо из-под купола цирка. Этот дождь меня просто поразил…
А вот здесь - обитатели воображаемого водного царства, а, может, заросшего деревенского пруда, похожие на тритонов с длинными тонкими пальцами и морских коньков - «Гимнасты на корд-де парелях» п/р Ольги Финтисовой и «Гимнасты на ремнях» Алексей и Ольга Яцик и Дмитрий Магола. Лазерные спецэффекты создают иллюзию толщи воды, пронзенной солнечными лучами, и в этой сиреневой глубине колышутся длинные ленты водорослей, и кипит-бурлит своя, подводная, жизнь.
Отмечу очень яркую и зрелищную «Игру с огнем» Александра Шаповалова, и его же выступление «Укрощение питонов и крокодила».
С животными Александр работает в воде, и, должна признать, это позволило старому, уже знакомому многим зрителям номеру заиграть новыми красками. Малоподвижные на суше, в воде и крокодил, и питоны оказываются в своей стихии, двигаются грациозно и стремительно, сразу понятно, что животные эти - опасные хищники. Соскользнув в воду, крокодил в считанные секунды достигает бортика бассейна и выбирается на него, вызывая у зрителей восторженно-нервный смех и свист: дрессированный-то он дрессированный, да мало ли что животному в голову придет? На самом деле угрозы нет никакой, и даже пасть у крокодила завязана – ради полной нашей безопасности и спокойствия. Вода бурлит и пенится, смелый сильный мужчина борется с огромной змеёй и зубастой рептилией – хороший, зрелищный номер, думаю, понравится женщинам и детям.
«Гвоздь» второго отделения - «Дрессированные морские львы» под руководством Андрея Шевченко. Я уверена, что этот номер программы не оставит равнодушным никого - ни детей, ни их родителей. Глядя на это выступление, ловлю себя на мысли, что на арене вовсе не дрессировщик с животными, а равноправные партнеры, которые общаются, дурачатся, подтрунивают друг над другом. София и Боб выполняют трюки с явным удовольствием.
На суше морские львы немного неуклюжи, но бесконечно обаятельны, ну, а в родной стихии, в воде, изящны, стремительны и грациозны. Во время выступления София и Боб плавают в пресной воде, недолго, десять-пятнадцать минут - это не оказывает вредного влияния на их самочувствие, а содержатся они в условиях, близких к привычным, природным. Воду для бассейна специально готовят, фильтруют, обеззараживают и солят – обычно поваренной солью, на бассейн нужно целых четыре больших мешка соли!
В «Цирке на воде» с водой связаны и клоунские репризы. Надо сказать, довольно смешные – пару раз я хохотала чуть не до слез. Все представление на манеже работают клоуны Ровшан Халикназаров, Андрей Смирнов, Юрий Буллах, Константин Петюшов. Они не просто веселят публику, но и выполняют особые задания Деда Мороза, которые получают по специальному новогоднему телефону. И даже Ёлка в цирке на воде – есть! Конечно, она не может быть обыкновенной новогодней ёлочкой в такой удивительной цирковой программе, но об этом я рассказывать не буду, чтобы не лишать вас удовольствия увидеть все это своими глазами!
А придумали и подготовили это удивительное зрелище Яна и Андрей Шевченко. Андрей - директор программы, Яна - автор, художественный руководитель и генеральный директор Московского «Цирка на воде», она же сочинила все эти оригинальные костюмы. Хореограф программы – Сергей Коваленко.
Мы смотрели представление с 12 ряда – отлично, видно происходящее в воде, на «земле» и в воздухе. Если хотите рассмотреть детали, костюмы – а они того стоят! – садитесь поближе. На первый и второй ряды билеты не продают, и не из-за брызг, а потому, что высокий бортик бассейна закрывает обзор.
В заключение скажу, что нашей семье представление понравилось – и маме, и папе, и младшей, четырехлетней дочке, хоть она и вертелась уже к финалу, и старшей (ей четырнадцать). Вывод напрашивается сам собой: если вы хотите провести несколько часов все вместе, семьей, и так, чтобы интересно было всем – скорее приходите и смотрите «Цирк на воде»!
Мы в январе идем, с 3-х леткой - надеюсь хотя бы до антракта даст насладиться зрелищем!
У меня один вопрос - зачем ходят с маленькими детьми? До двух лет примерно. Они ж орать начинают минут через 20 после начала....а еще через 10 минут родители начинают орать на них. Ужас, честное слово%
А у меня как всегда "практический вопрос" - видела какая грязная вода была в бассейне, мне интересно как часто ее меняют? там ведь и животные плавают))
MarLap, как я поняла, воду не меняют - её очищают в режиме "нон-стоп": кварцуют, фильтруют, подвергают бактерицидной очистке. Во время представления постоянно работают две большие установки. 170 тонн воды быстро не поменяешь ))