Программа стилизована под арабскую экзотику, украшена восточными танцами, конными номерами и факельным шоу. Специально для ю-мамы артисты поделились секретами дрессировки
...
«Цирк Сафари» гастролирует в Екатеринбурге до 30 августа. Спешите видеть бокс с кенгуру, захватывающие прыжки леопардов через горящее кольцо, номера с крокодилами, ламами, страусами зебрами и верблюдами.
Программа стилизована под арабскую экзотику, украшена восточными танцами, конными номерами и факельным шоу. Специально для ю-мамы артисты поделились секретами дрессировки.
- Мы против насилия в нашем цирке. К дрессуре мы подходим по-человечески, животному должно быть интересно на арене. Мы стараемся их не заставлять, а лишь подмечать то, что любопытно и интересно конкретному зверю в повседневной жизни – и эту черту его характера развивать...
Так о своих питомцах говорит заслуженный артист России, художественный руководитель «Цирка Сафари» Сергей Нестеров. Вместе с женой Еленой Федотовой он создал свой аттракцион с участием экзотических животных: на арену выходят верблюды и зебры, крокодил и страус, леопарды разгуливают без поводка и намордников, а кенгуру боксирует с клоуном… Впрочем, обо всём по порядку.
Битвы титанов: «Бокс с кенгуру»
Безусловный хит первого отделения программы – это «Бокс с кенгуру». Не каждый день увидишь кенгуру, боксирующего на ринге, даже если ты – самый первый поклонник телепередач про животных. Конечно, каждый школьник (да и всякий любознательный дошкольник) знает, что в природе кенгуру не только хорошо прыгают (между прочим, на 5 метров в длину и 3 метра в высоту!), но и отлично лягаются задними ногами. А такой мощный хвост у кенгуру – как раз для того, чтобы опираться на него во время прыжков и пинков. Так поступают самцы, выясняя отношения – мощный удар задними конечностями может отбросить противника на несколько метров. Лягающийся кенгуру – зверь очень опасный.
Но, как ни странно, чтобы заставить кенгуру лягаться в цирке, в первую очередь нужно вызвать его доверие и не напугать, объяснил дрессировщик, заслуженный артист Сергей Нестеров:
- С любым животным вообще важно вызвать в звере расположение, доверие и не задавить его психику. Так, что касается бокса с кенгуру, то тут для нас было важно дать ему почувствовать себя сильнее человека. Это же природное его свойство – выяснение отношений между двумя самцами. И чтобы заставить кенгуру лягаться на манеже, нужно сделать так, чтобы он почувствовал себя сильнее человека. Одно неверное движение – и кенгуру испугается, а если он ускачет с ринга, то никакого «бокса» не получится. Он должен верить дрессировщику и чувствовать себя непобедимым – тогда он будет работать в этом номере. Но бьёт кенгуру действительно сильно – человека мы защищаем специальным жилетом.
В номере «Бокс с кенгуру» дрессировщик Сергей Нестеров выступает в роли рефери – кенгуру по имени Скиппи обнимает его, а вот пинает он – своего противника, артиста Кирилла Федотова (конферансье представляет его как «Кирилла Небалуева, очень дальнего родственника боксёра Николая Валуева»). Человек предстаёт в номере неудачником и простачком. Кенгуру же в своей розовой маечке и австралийской юбочке выглядит очень интеллигентно и совсем не грозно. Но вот – свисток! Трибуны кричат и рукоплещут! Противники сошлись на ринге, и… Неожиданно, вместо того, чтобы драться своими крошечными боксёрскими перчатками, кенгуру поднимается на хвосте и со всей силы лягает соперника в живот. Тот отлетает, словно тряпичная кукла.
«Нашего гостя из Австралии за его неукротимый нрав прозвали Австралийский лев!» - объявляет ведущая соревнования (заслуженная артистка России, дрессировщица Елена Федотова).
«А я… А я.. А я – Российский выхухоль!» - кричит с ринга полуживой «боксёр Небалуев».
В других номерах программы принимает участие ещё один кенгуру – его зовут Роки, и он в полтора раза ниже своего собрата. Именно с Роки все желающие могут сфотографироваться в антракте. А те, кто купит специальный брелок с цирком Сафари, по словам конферансье, получат право «бесплатно погладить кенгуру»
Если вы мечтаете самостоятельно дрессировать кенгуру…
Рассказывает Сергей Нестеров:
«Для животного какие-то вещи делать в принципе несвойственно, и это будет смотреться насильственно. Задача дрессировщика – быть внимательным и подмечать то, что лучше всего удаётся зверю, что ему нравится делать, когда он спокоен, весел, когда он играет в своей обычной жизни. Ты порой смотришь – и вдруг он сделал что-то необыкновенное раз, другой, и третий. И ты думаешь: «красиво!.. а как бы сделать так, чтобы он это повторил?» Попробуйте заставить зверя – ничего не получится! Для дрессировщика самое главное – это найти подход к животному и научить его повторять те вещи, которые ему нравятся. Нужно сделать так, чтобы зверю самому захотелось повторить этот трюк».
Также в первом отделении
Конный номер показывает дочь Елены Федотовой и Сергея Нестерова. Родители открыли семейную тайну: несколько лет назад Настя очень просила «лошадку». Мама и папа, зная, насколько опасной может быть верховая езда, решили подарить ей совершенно неукротимую лошадь. Они подумали, что девушка потерпит неудачу и откажется от своей затеи – как бы не так!
«Я считаю его своим учителем, - говорит Анастасия Федотова про своего любимца. - С этой лошадью никто не справлялся. Я единственная не отступилась. Хотя война у нас с ним была самая настоящая – я просто летала по манежу, много раз падала с него. Он что хотел со мной, то и делал – он всех всадников, кто к нему подходил, просто сбрасывал. И я поняла: что если сейчас я его не оседлаю, то на него не сядет больше никто. Никто просто не сможет. Его зовут Ринго – с ним, как на ринге, постоянная борьба. У меня хватило упорства, он вывел меня на определённую ступеньку – я очень горжусь этим, и я горжусь моим Ринго».
Вот так. Родители надеялись, что у дочери ничего не получится, а получилось наоборот: сегодня Анастасия Федотова – обладатель главного приза «Золотой Слон» и лауреат международного конкурса артистов цирка в Москве! В своём номере она предстаёт в роли обольстительной амазонки на гарцующем пегасе. Конь-огонь пританцовывает вместе со своей всадницей, и галантный конферансье отвешивает ей изящные поклоны.
Кстати, в роли конферансье – иллюзионист, заслуженный артист России Андрей Иванов. Вместе со своей женой, заслуженной артисткой России Мариной Ивановой они поражают публику номером с горящими шпагами. Спрятанную в тесный фокусный ящик супругу, мсье Иванов собственноручно прокалывает насквозь – а ей хоть бы что! Марина показывается вновь из совершенно пустого ящика живая и невредимая. А вместе с ней – ещё и загадочным образом оказавшийся там… бейсболист. Чудеса! Аттракцион так и называется – «Обыкновенное чудо».
А вот клоун Харри (заслуженный артист России Игорь Яшников) – ничего (ну, или почти ничего) не прячет от публики. Его излюбленное занятие – «хождение в народ». Так, под его руководством, чей-то папа из зрительного зала (по всей видимости, совершенно неожиданно для себя самого) вдруг встаёт на ходули (сидя при этом на плечах у клоуна). В другой раз публика пытается сорвать с удочки воздушные шарики, которыми клоун дразнит детишек и взрослых. Между прочим, Харри объехал весь свет – он работал в Америке, Финляндии, Норвегии, а в Монте-Карло получил Серебряного Клоуна на международном фестивале циркового конкурса. В клоунаду Харри пришёл не сразу – Игорь Яшников прошёл почти все цирковые профессии, осветителя, униформиста, акробата, жонглёра, эквилибриста… Он не был разве что дрессировщиком. И лишь когда почувствовал, что пришло время закончить карьеру акробата, он решил стать клоуном – «и однажды утром я проснулся Барабашкой», говорит Игорь Яшников.
Завершается первое отделение «Экстремально-акробатической фантасмагорией «Сеть». Лауреаты III всемирного фестиваля циркового искусства, акробаты в костюмах пилотов не просто демонстрируют на батуте чудеса акробатики, а разыгрывают целое театрализованное действо с элементами клоунады. В лазерных лучах они, лёгкие и гибкие, мелькают под куполом цирка на трапециях... Для взрослых и детей старшего возраста номер выглядит впечатляющим. Однако, моя двухлетняя Аня прижалась к папе с криками «Ой, боюсь, боюсь!»
Вообще, что касается ребёнка: для двухлетки, наверное, всё же рановато ходить в цирк на большие представления. Первое отделение длится 1 час 20 минут, и дочка то и дело рвалась «пойти погулять», хотя номера с животными ей, безусловно, были интересны. Тем более, что самое интересное зверьё началось во втором отделении…
Второе отделение: «зверьё моё!»
Впрочем, и тут звери не выскакивают на арену сразу после третьего звонка: сначала они показываются на экране. Второе отделение начинается с документальных кадров – как пьют воду зебры, как охотится крокодил, как бежит по прериям прекрасный поджарый леопард, как скачет кенгуру…
Нужно сказать отдельно о световой аппаратуре в нашем цирке. Кроме тематических кадров, появляющихся на больших экранах время от времени, общую стилистику представления поддерживает и «оживающая арена». Прошли те времена, когда шустрые униформисты после каждого номера меняли ковёр на манеже, как декорации в театре – сейчас это делается одним нажатием кнопки. С помощью специального проектора арена то имитирует змеиную кожу, то шкуру зебры, тигра или леопарда, то павлиний хвост… Временами на ней возникают удивительные пейзажи, под ногами артистов плывут облака, протекают реки, летят огромные бабочки или пламя вспыхивает, почти как настоящее…
Вся программа «Цирка Сафари» проникнута ароматом Востока. Это единое театральное действо, костюмированное шоу с характерными арабскими аксессуарами, живым огнём, арабской музыкой, танцем живота и, конечно же, экзотическими животными…
Анастасия Федотова – непокорная дочь своих родителей и прекрасная амазонка из первого отделения – во втором отделении предстаёт в новом образе. Повелительница змей извивается в арабском танце с гигантской белой змеёй на бёдрах. Бело-жёлтая змея (или это питон-альбинос?), выглядит далеко не флегматично – вертит головой и с любопытством знакомится со зрителями, когда его проносят вдоль первого ряда.
Зрителям первого ряда, можно сказать, повезло – звери в «Цирке Сафари» практически в шаговой доступности. Настя – та ещё шалунья – держит на руках крокодила, он делает стойку на её ладони, но с первых рядов отлично видно, что он живой и очень даже зубастый.
И затем – и вовсе, о, ужас! совершенно нешуточные звери – леопарды без намордников, живые и настоящие вальяжно разгуливают по манежу. Они ездят верхом на пони, скачут через горящий обруч, рычат на дрессировщика, шипят, как разъярённые кошки… А иногда леопарды даже плюются, рассказал дрессировщик Сергей Нестеров:
«Ошибочно думать, что цирковые хищники – это такие домашние безобидные киски. Я могу сказать про наших животных: их главные качества – это адекватность и рассудительность. Да, он скалится на меня, такова его природа. Но это не проявление агрессии. Когда мы за кулисами, они мяучат, как кошки. Ни разу я не слышал рыка от леопарда в свой адрес. Во время работы – да, он шипит, и даже плюётся, бывает. Но это – часть номера. Эти леопарды у нас уже 12 лет, они попали к нам котятами и выросли в цирке вместе с программой «Цирк Сафари». Ну да, нас спрашивают, почему они такие упитанные, хотя в природе – это такая поджарая кошка? Но понимаете, кому-то на манеже нужно быть поджарым – либо дрессировщику, либо леопарду».
В какой-то момент леопард оказывается на арене без поводка – когда ему необходимо совершить прыжок. В одном случае он прыгает через кольцо, в другом – его ловит в свои объятия сам дрессировщик. Шутка ли – леопард весит около 80-ти килограммов, и Сергей Нестеров принимает его «на грудь», как домашнего любимца! А затем тащит на плечах, как пятнистую шкуру. Выйдя на поклон вместе с дрессировщиками, леопарды трутся ушами о ковёр, как самые обыкновенные кошки, а леопард Томас даже ложится на спину, подставляя дрессировщику брюхо. Конферансье комментирует: «Леопард Томас очень любит аплодисменты, и без аплодисментов отказывается уходить» - публика бьёт в ладоши, но Томасу, видимо, нравится валяться на ковре. За кулисы леопарда волокут за лапы, а он, похоже, даже урчит от удовольствия.
Секреты дрессуры
Как правильно вести себя с хищником.
Елена Федотова:
«С животным главное – не напугать. Животное – не человек, и ему потом трудно будет объяснить причину того, что его напугало, и что на самом деле ему ничего не угрожает… При работе с животным все окружающие люди должны быть спокойны – от дрессировщика до униформистов (так называют в цирке рабочих, которые в промежутках между номерами переставляют цирковой реквизит; в нашем цирке их можно отличить по красным жилетам и синим рубашкам). Когда представление идёт по плану, без сбоев, чётко, слаженно, а люди не нервничают, спокойны и знают, что и когда нужно делать… - тогда и животное будет чувствовать себя в безопасности...»
Сергей Нестеров:
«Если вы хотите почувствовать, что испытывает животное, когда оказывается в непривычной обстановке, то представьте себе такую картину: вы усталый поздним вечером приходите домой, открываете ключом дверь, попадаете в свою тёмную прихожую… и вдруг включаются все лампочки, музыка, хлопушки, петарды, ото всюду кричат «Happy birthday!». Допустим, это друзья решили устроить вам сюрприз… Как вы отреагируете на это? Наверняка, неадекватно. С животными то же самое. Для зверя всё должно быть предсказуемо и спокойно. И никаких «Happy birthday!»
Если уж говорить о дрессировке, то, по словам самих артистов, труднее всего поддаются дрессировке зебра и пони. На арену выходит во всех смыслах «пёстрая компания»: зебра, тройка пони, лошадь Ринго и леопардовая голландская мини-лошадь Мизинчик. Этот малыш – самый удивительный из всей группы: передняя часть туловища у него серая, а задняя – белая в тёмных леопардовых пятнышках. Мизинчик – самый молодой участник труппы, в нашем городе он первый раз выходит на арену в этом аттракционе, и ещё не со всеми задачами справляется. Зато «старшие товарищи» - пони очень хорошо чувствуют его неуверенность и ведут себя по отношению к новичку иногда очень жестко:
«У них, у пони, ещё та дедовщина существует! – рассказывает Сергей Нестеров. – Поверьте мне, большие зажимают маленьких, не дают им работать, учиняют разборки… Но иногда мы позволяем животным самим выяснить отношения. Был такой случай с нашей собакой – московская сторожевая взяла привычку кусать верблюда за ноги. Такая у него была игра. Мы не вмешивались – когда-то же это верблюду надоест? Он терпел-терпел, а однажды взял – и побежал на трёх ногах, а третью специально поджал (уж не знаю, как ему это удалось). Пёс по обыкновению выскочил, чтобы укусить, а верблюд как даст ему ногой по морде!.. Всё. С тех пор они об этом даже не вспоминали – ни пёс, ни верблюд. Они сами выяснили отношения. А если бы я вмешался, вряд ли мне бы удалось остановить их, может, они до сих пор бы ссорились. Но такое бывает редко. В цирке звери адекватные».
На грани адекватного
Один из необычных номеров «Цирка Сафари» - «серия пенальти» с Зеброй Чапой. Мощным ударом задних копыт зебра посылает в зал огромные мячи – один за другим. Зрителям только и остаётся, что прикрывать головы руками: удары настолько сильные, что мяч может прилететь не только в лицо и руки, но и по затылку, когда возвращается обратно с верхних рядов. Маленьких детей лучше и вовсе спрятать – они могут испугаться не на шутку. Ведь вся трудность для зрителя ещё в том, что мячей – несколько, и уследить за всеми сразу невозможно: один летит спереди, другой в это время может возвращаться из-за вашей спины. Впрочем, нам повезло – к огромному удовольствию Ани мяч (с неё ростом) несколько раз пролетел совсем рядом. А вот одному папочке на соседнем ряду ощутимо досталось по макушке. Впрочем, говорят, обходится без травм – мячи совсем лёгкие, хотя и огромные.
Дрессировщики говорят, что такой «футбол» для зебры – это просто игра. Но игра – действительно на грани агрессии. В природе зебры таким образом защищаются от хищников. Мы спросили дрессировщицу Елену Федотову: что чувствует зебра, когда вот так пинает мяч? Оказывается, что зебра не разъярена и не напугана – она просто так работает:
«Эта конкретная зебра – самец по имени Чапа-Чупс, он по натуре своей очень агрессивный. Но поддаётся к отработке именно этого трюка – номер подходит ему по характеру. Мы смотрели – какая черта его характера является ведущей и может быть использована для постановки трюка. Для него лишний раз показать – «вот какой я, посмотрите» - это удовольствие. И здесь мы просто вырабатываем у него инстинкт: мяч появился – значит надо ударить. Для Чапы сейчас это не страх и не защита. Это просто работа. Поверьте мне, если зебра по-настоящему злится – тогда бывают такой силы и резкости удар, что мяч никуда не улетает, потому что зебра просто пробивает его насквозь»…
Если вы ещё не до конца напуганы новым представлением, то мы добавим, пожалуй, ещё вот что: знаете ли вы, чем плюются верблюды? В фильме «Джентльмены удачи» не совсем верно показан этот аспект верблюжьей физиологии – он плюётся не той белой пеной, которая иногда показывается у него на губах, а кое-чем похуже, рассказал Сергей Нестеров:
«Верблюд плюётся жёлтым, ужасно вонючим содержимым своего желудка, которое отвратительно пахнет и очень долго не отмывается. Они плюются, когда видят врага перед собой. Или чувствуют опасность. А та пена, которая у них на губах, - это нормальное явление. Это у людей пена на губах плохо, а верблюд – жвачное животное, и пена у него должна быть. Вот если её нет, значит он себя плохо чувствует. Но даже если он решит плюнуть, то в зал не доплюнет. Аттракцион «Цирк Сафари» существует 12 лет, и ни разу за это время верблюд не плевался на арене – это очень спокойные и адекватные животные»
Лично оценить, насколько спокойны и адекватны четвероногие артисты цирка, вы можете, отправившись на представление: гастроли «Цирка Сафари» в Екатеринбургском Государственном Цирке продолжаются до 30 августа.
Цена билета от 200 до 500 рублей.
Представления идут:
- каждую среду – в 11:00;
- каждое воскресенье – в 15:00;
- а по субботам – два представления в день: в 11:00 и в 15:00.
Справки и групповые заявки по телефонам 257-27-83, 257-83-48, 257-76-02
Катя, а все-таки, на твой взгляд - как почти двухлетке это действо? и на какие места посоветуешь? я в цирке чайник. )
то есть, ряд, сектор.. чтоб дитю интереснее было.
сектор не особо важен, а ряд однозначно берите первый-второй, максимум третий. с рядов повыше бывает невидно, мы однажды с шестого, сидя в хорошем секторе напротив выхода артистов, оч плохо видели, а ребенок сразу отвлекаться начинает, если обзора нет. сектор лучший - напротив выхода артистов, так его и называют обычно, но это неважно, круглая же арена. главное - ряд.
присоединяюсь к словам птицы по поводу усидчивых двухлеток. можно, конечно, только на второе отделение. но я бы советовала взять билет у самого прохода, чтобы выходить-заходить время от времени. это не слишком гуд, конечно. хотя, бабушки-контролёры с пониманием относятся - им можно шепнуть, что мы мол, "пописить". входить-выходить лучше в перерывах между номерами - как бы нам ни хотелось уйти не замеченными, артисты это видят, им неприятно видеть наши спины. да и зрителям мешают шатающиеся в разгар действа фигуры.
вот. билеты - чем дороже, тем места баще, это ясно. напротив выхода артистов - самые лучшие, спору нет. и чем ближе - тем интереснее. но и с ближних рядов трудно сбежать незамеченным ;)
можно удерживать внимание ребёнка, шепча чего-нибудь ему, какими-то историями сопровождать действо ну и всякими там "ой, смотри-смотри..."
а вот пищей-питьём лучше не увлекаться. максимум - попкорн, и по штуке в руки. иначе просмотр представления рискует превратиться в пикник на обочине с проливанием на себя сока, размазванием мороженого-шоколада-бутерброда... фууу. имхо, но я против еды в зале. напиться-наесться лучше дома. или в антракте на худой конец (хотя там ещё та еда).
вообще, антракт в цирке - это отдельная песня. я стараюсь не выходить в фойе второго этажа, ибо там столько соблазнов, шариков-игрушек-фонариков.. потом дитёныш отказывается с этим расставаться, и вся эта дребедень жутко мешает в кресле. мы в антракте пасёмся у барьера - глядим на лошадок-кенгурей и т.п.
а ведь есть сайт у цирка? поискала, не нашла. можете ссылкой поделиться, если знаете?
то есть, самые прекрасные места - напротив выхода, у прохода и этак первый ряд, да?
увидела ссылку )
а почему такое расписание, что не каждый день? от наполняемости зала или усталости артистов зависит?
Я чуточку не согласна с ptica_we, мне кажется что ряд сильно не имеет значения, ну в разумных пределах, я не говорю 17 и 1 сравнивать, а вот с 1-7 все хорошо видно, главное сектор, чтоб сидеть лицом к выходу артистов, а это примерно с 1 по 20 места. Чем меньше цифра в общем, тем лучше.
Само представление ну чесслово для меня на троечку, мне не очень понравилось, не впечатлило. Порадовало только второе отделение, где выступали верблюды, зебра была, леопарды, ну животные в общем. Я только еще не поняла, где был обещанный страус???
Ведущий так интересно еще объявил о начала 2-го отделения: "То, ради чего вы пришли, наконец, начнется!" А все первое отделение мы что делали тогда? ))))))))
Что касается ребенка, ребенок выдержал, но с боооольшим трудом, умаялась.Начало канеш ее впечатлило, она впервые на представлении, потом ей все надоело, сидеть надоело, стоять надоело, дождались перерыва, побегали. Заходим в зал на второе, а она не хочет, просится на улицу, но животные все-таки ее отвлекли, она на них с удовольствием поглядела. Зебра пинала мячи зрителям, нам ни один не прилетел, доча очень расстроилась))))))
Теперь с нетерпением ждем новую программу, обязательно еще пойдем.
цена бы "снижена на 50 процентов" - и была она от 200 до 300 р. ЧТО У ЭТИХ ЦИРКОВЫХ с математикой? Или людей за лохов держат.
Гриша (5 лет) был в восторге, но это наш первый поход в цирк. Сидели сбоку - фокусы не видно было вообще , только боковину-шторку платформы. Вместо клоуна Харри была пара из США.