При поступлении в школу вашему ребенку предстоит пройти собеседование с психологом. Для чего оно нужно, как проходит собеседование - об этом в статье "из первых рук"
...
Готов ли ребенок к школе? Этим вопросом задаются родители, похоже, уже с 2-х - 3-х летнего возраста своего чада. Школы развития, почти принудительная социализация, подготовительные курсы. И никакой гарантии, что ребенок хорошо адаптируется и в школе проблем не будет. Бывает наоборот – практически никаких занятий, а в школе у ребенка все нормально, ну, во всяком случае, так утверждает мама. Да и еще напасть – предстоит собеседования со школьным психологом. Что будет на собеседовании с учителем, можно предположить: игры со словами, счет, чтение, возможно, логические ряды. А вот психолог? К чему готовиться?
Диагностика школьной готовности психологом начинается с того момента, когда ребенок вошел в кабинет…
Вот заходит молодой человек, а родители привычно снимают с него куртку, шапку, приглаживают волосы (мда, кто ж тебе в сентябре, ребенок, куртку с шапкой снимет, стресс – все разделись, а ты не успел, да еще вещи постоянно теряются). Девочка – зашла и, театральным жестом закрыв лицо руками, отворачивается к стене. Мама: «Она у нас такая стеснительная, с ней надо подружиться». А в классе 25 детей, и каждый имеет право на доброжелательное внимание и особое отношение. Интересно, будет ли готова мама объяснять дочери в сентябре, что учитель не может спрашивать только ее, хвалить только ее. А если учитель сегодня уделил особое внимание другому ребенку, то это совсем не значит, что учитель тебя не любит.
Важная процедура – знакомство. Называю себя, говорю, что я психолог. Спрашиваю, знает ли, зачем сюда пришел. Частые ответы: «В школу записываться» (ну, я-то в школу не записываю). Иногда пожимает плечами, иногда говорит, что родители сказали, что надо в школу идти. Называет свои фамилию, имя, отчество (отчество могут назвать далеко не всегда.) Как зовут маму, папу? Иногда вдруг совсем детсадовское - «папа Дима», ладно, может, волнение, поможем. Домашний адрес... Камень преткновения: кем работают родители. Ответы: «на работе; за компьютером; директором; не знаю, они мне не говорили».
Папы и мамы! Даже первокласснику можно объяснить, кто такой менеджер, программист, бухгалтер. Ему же очень надо знать про вас, про свою семью больше. Это то, что будет его поддерживать в нелегкий период адаптации к школе. Да и связь с вами крепче будет.
Беседуем о школе. Вопрос «Хочешь ли в школу?» можно не задавать, даже если не хочет, не скажет. А вот интересно, как ты думаешь, какой у тебя будет любимый предмет в школе? КАК химия? Вынуждена тебя огорчить, малыш, химию в первом классе не изучают. Но посыл интересный… А сколько лет в школе учатся, знаешь? А сколько уроков в день будет? Если не знает, рассказываю. Интересна реакция: «Письмо каждый день? У-у-у, я это не люблю…» (а вот это вопрос уже к родителям: когда ваш ребенок успел приобрести негативное отношение к письму?). А читать любишь? А какую тебе вчера книжку читали? Родители начинают объяснять, что именно вчера так сложилась ситуация… (Знали бы вы, что именно это же самое сказали уже родители троих детей до вас).
А теперь давай сыграем в школу. Я буду давать тебе задания, а ты их постараешься выполнить.
Память. Сколько слов запоминает из 10 случайных простых слов (лес, окно, вода). 3-4 – маловато. А если я еще раз слова скажу, сколько сможешь повторить?
Мальчик. Запомнил с первого предъявления четыре слова.Читаю слова еще раз – повторяет пять, но… других. Читаю еще раз – снова пять, и снова нет слов из предыдущего повтора. А теперь представьте, если учитель на уроке попросила его повторить правило.
Снова мальчик. Запомнил 7 слов, но … «гроза» вместо «грома», «лоб» вместо «носа». Запоминаешь ассоциативно? Молодец. Но хорошо ли ты слышал те слова, которые я произносила? И умеешь ли отличать похожее от одинакового? А если я прочитаю тебе небольшой рассказ, несколько предложений, сможешь ли запомнить, о чем он был?
А картинки как запоминаешь? Можно смотреть полминуты, потом я картинки закрою, а ты мне скажешь, что запомнил… А интересно, почему ты взглянул на картинки и отвернулся со словами «Я запомнил». Ты еще не знаешь, что узнать и запомнить – это не одно и то же? И никогда не играл в «Парочки» и «Что изменилось?». Это очень увлекательные игры! Только не на компьютере. Карточки надо руками, а не «мышкой» переворачивать. Правда, для такой игры нужен партнер. А мама так устала вечером…
Осведомленность. Основа мышления. Несколько лет наблюдаю интересную картину. Осведомленность будущих первоклассников стала мозаичной. Может знать планеты Солнечной системы и не знать, кто такой карась. А как называется столица нашей Родины?
Собеседование в тот раз проходило 10 мая. Вчера был праздник, цветы ветеранам, салют. Какой праздник был вчера? – День Победы. Скажи, пожалуйста, а какую победу мы празднуем? Кто кого победил? – Молчание, вопросительный взгляд в сторону родителей...
Есть такое задание. Я называю слова, а ты к моим словам придумай два своих, чтобы подходили. Я начинаю «Стул, диван…» Здесь проблем, обычно не бывает: «стол, кресло и т.д» Иногда пугаются, что слишком просто, начинают искать подвох. А как все это одним словом назвать ? Правильно, мебель.
Девочка. Я называю: «Москва, Париж…», продолжает «Арбат, Штальман» А как назвать все это одним словом? Магазины…
Исключение лишнего. Я тебе назову слова (покажу картинки). Все слова (картинки) друг к другу подходят, а одно лишнее. Найди его. «Молоко, сметана, колбаса, сыр, ряженка…». Варианты: «нет лишнего; ряженка, мы ее не покупаем, а что такое ряженка (помните про осведомленность?), сыр, он твердый…» Задание очень показательное. Для того, чтобы обобщать и сравнивать, необходимо уметь относить предмет к определенной категории. А для этого нужно понимать, что здесь главное. В нашем примере – не твердость, а сырье (молоко или мясо).
Это наболевшее. В погоне за творчеством мы иногда забываем дать основы. В тетрадке для младшей группы «Раз ступенька, два ступенька» есть недопустимые, на мой взгляд, задания: «Две рыжие кошки, черная кошка, рыжая собака (картинки). Кто здесь лишний?» Предполагается, что правильных ответов два: собака, потому что все остальные кошки. Черная кошка, потому что остальные - рыжие. Так нельзя. Ребенок должен сначала усвоить, что принадлежность к кошачьему племени важнее цвета. Из той же тетради, только для другой группы: собака, шкаф, стол на трех ножках. Кто здесь лишний… Какие варианты будут, уважаемые родители?
Задания на аналогии. Это многим взрослым знакомо: что подходит к ноге так же, как перчатка к руке? Стол-скатерть, пол - … (выбери из моих слов: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди). Знаете, какой ответ самый частый после правильного? Пыль! Что же у нас на полу-то лежит… Задание это сложное, логическое мышление только начинает развиваться. Именно с этим заданием плохо справляются шестилетки, год - разница серьезная. И еще это задание хорошо показывает, понимает ли ребенок, что между предметами/явлениями есть связь. А то иногда возникает проблема определить связь между градусником и температурой.
А мы продолжим. Можешь ли скопировать образец? Вырезать кружок из бумаги? Завязать шнурок на моем планшете-шнуровке?
Все это время ребенок себя как-то ведет, ему интересно или нет, он сталкивается с неудачей и реагирует на нее. Это бывает показательней, чем само выполнение заданий.
И еще… Если мы с будущим первоклассником встретились первый раз, можно предположить, что на результаты диагностики повлияла незнакомая ситуация и волнение. Пусть встреча со школьным психологом не становится для Вашего ребенка стрессом.
…Сегодня мы идем к школьному психологу, который хочет познакомиться с ребятами, поступающими в первый класс. Он предложит тебе интересные задания, а ты их постараешься выполнить. Если нам эти задания понравятся, мы сможем поиграть в них дома…
Я не скажу с уверенностью, что нынешнее поколение добьется большего, благодаря новым требованиям в школе, прохождению психологов и т.п. Ведь никогда не будет утопии и все разом не станут умными и мудрыми.
В шесть лет ребенок не может провести какие-либо связи между явлениями и предметами, но ведь в 1 классе они и не нужны.
к слову, в началке мне было дико скучно получать одни абсолютно круглые пятерки)))
так что дело еще и в интерпретации. в примере про девочку с арбатом и штальманом - возможно у ребенко своеобразное чувство юмора?)) ну или по крайней мереона разбирается в современных реалиях)) я бы спросила у нее что-нить про моду и стили- вот поразила бы она вас утонченностью вкуса и стремлением к гармонии!))
задумка то хорошая, но загадочная "готовность к школе" очень часто не выявляется и в восемь лет и что таким деткам делать?
Психолог тестирует психологические процессы, которые помогут ребенку или подведут его в обучении. Вот человек пишет - готовность к школе не выявляется и в 8 лет и что с этим делать... Так это родителям надо было делать, раньше! Помогать тренировать память, развивать мышление, эмоциональную сторону.
Или вот - я не знаю, чем занимается мой папа, хотя сама уже не ребенок. Так психолог обращает внимание на то, что уровень осведомленности ребенка не должен оставаться в районе "до года". Он способен в 7 лет впитать очень много! И чем больше его потчуют, тем интереснее ему и тем лучше он оперирует информацией! Не нужно называть это тестом на пригодность! Это тест, направленный на то, чтобы помочь ребенку! Предположить, какие могут быть сложности у него и предложить родителям позаниматься именно развитием памяти или мышления с помощью конкретных заданий...
Стол-скатерть, пол - … (выбери из моих слов: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди). Знаете, какой ответ самый частый после правильного? Пыль! Что же у нас на полу-то лежит…" а что? разве ответы не соответсвуют действительности??? Да, было бы действительно весело, только если бы не было так грустно.....Такое ощущуние, что психолог не знал как "докопаться" до детей, до их "непутевых родителей".
"Сколько слов запоминает из 10 случайных простых слов (лес, окно, вода). 3-4 – маловато. А если я еще раз слова скажу, сколько сможешь повторить?" А вот положа руку на сердце, взрослый сознается, сколько ОН слов может повторить? Это сложное задание.
и что-то я упустила очень важное... почему сейчас ребенок, когда идет в школу уже должен не просто знать буквы, но и читать предложения, приятельнице сказали, что при поступлении в школу (раз вы так хотите к нам) нужно читать 35 (!) слов в минуту! Это что?
верно подметили Hvost: "учителя сейчас работать вообще не хотят или не умеют, им подавай "готовых и быстро схватывающих программу детей". А кто не такой, значит "не готов к школе". Зачем такая школа вообще нужна, спрашивается?" и эта статья оччччень показательна....
В общем лучше бы услышать конкретные игры, конкретные книги и разные развивашки, какие вы рекомендуете, и набор знаний которыми должен обладать поступающий в 1 класс. Поняла , что столицы должен знать, да?разве это обязательно?