Все чаще и чаще родители набирают в поисковике словосочетание "раннее развитие детей", ведь они хотят, чтобы их ребенок вырос умным и гармонично развитым человеком.  Вот когда и у нас родилась дочурка, я задумалась, как же  развить речь нашей малышки. Особенно остро встал для меня этот вопрос, когда я стала наблюдать за окружающими нас детками.

У очень многих происходит задержка речи, у некоторых очень даже серьезная. Эти наблюдения подтвердил мне и наш педиатр, сказав, что вообще у основной массы детей  нынешнего поколения в раннем возрасте существует задержка развития речи. Я проштудировала несколько сайтов и сделала для себя выводы. По истечении 1,5 лет я хочу поделиться своими успехами. И конечно, советами и рекомендациями.

1. Поощряйте интерес к окружающему миру.

Особенно интенсивно становление речи происходит в раннем возрасте, то есть до двух лет. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, так как активный запас слов помогает излагать мысли, а для этого детям следует давать возможность безбоязненно высказываться, поощрять их интерес к окружающему миру. Те слова, которые малыш сначала только воспринимал, а затем понимал, при определенных условиях он начинает произносить самостоятельно и целенаправленно.

Не пеленайте ребенка, пусть ручки у него всегда будут свободными, ведь для развития очень важно изучать свои ручки, смотреть, как они двигаются.

Не затыкайте рот пустышкой,  когда ребенок не спит. Он ведь тоже хочет общаться с вами.

Предлагайте малышу интересные предметы для разглядывания. Как только дочурка научилась держать в руках предметы, когда мы гуляли, я давала пощупать ей предметы различной фактуры шишки, листочки. А сейчас она уже подросла и сама познает мир.

2. Как можно больше общайтесь с ребенком.

Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать ребенка своей речью. Для него в первые месяцы важны не столько слова, сколько интонация, выражение лица и жесты. Именно подражание развивает подвижность губ и языка, и у ребенка формируется навык отвечать на ваши слова.

Ваш малыш быстро сообразит, что внимание можно привлечь криком. А вы, по крику определив, что беспокоит ребенка, проговаривайте то, что вы делаете: "Ты голодный, вот мы сейчас будем кушать." "Ты мокрый, сейчас мы поменяем тебе подгузник" и т.п.

Помните, что все знания об окружающем мире ребенок получает, наблюдая и общаясь с вами. Не оставляйте его надолго одного и не будьте молчаливой мамой.

3. Развивайте мелкую моторику рук.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

* Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

* Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

* Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

* Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

* Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. Для начала подойдет крупная мозаика, где детали 4-5 см.

 

 

* Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

* Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. Я, например, просто взяла деревянную лопатку с дырочками из кухонного набора и красивый цветной шнурок.

 

 

* Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. Первой изобретенной мной игрушкой стало панно с пуговицами. Моя дочурка сразу очень заинтересовалась. На какое-то время она просто затихала, перебирая эти пуговки. 

А когда интерес пропал к панно, я сделала двухстороннюю небольшую подушечку: на одной стороне все те  же пуговицы (только на другом фоне), а с другой я пришила хрюшку (а вообще подойдет  любой персонаж)  со всякими детальками, позволяющими тренировать маленькие пальчики. Затем у нас появился «паровозик». Так назвала это изделие бабушка Ксюши.

 

 

* Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

 

 

* Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Такие массажные шарики диметром 3 см  можно купить в любой Роспечати.

 

 

* Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами. Например, вот такой мячик.

 

 

4. Ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.

- Например, нашей малышке очень понравилось, и она стала достаточно четко говорить первым слово «открыть». Она хорошо понимала значение этого слова. Тогда мы стали включать его во все игры и  у нас стал налаживаться более долгий контакт. Результат: Ксюшенька стала более усидчивой и внимательной. Очень большой популярностью  у нее пользуются плакаты из серии «ЛИНГ. Читаем с мамой».

 

 

- Не забывайте про музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, но всегда ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.

- Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми.

5. Как можно больше гуляйте с малышом.

Наш участковый педиатр говорит: «Какое количество часов вы гуляете с ребенком, на такую оценку вы его ростите!!!» Конечно, во всем нужна мера.

Природа устроена мудро, и в окружающей среде мы можем найти все необходимое для предупреждения болезней и сохранения здоровья.

Давно известно, что кислород - самый необходимый и востребованный элемент в нашем организме. Кислородное голодание (гипоксия) является одной из главных бед жизни человека в современном индустриальном обществе. В результате нехватки кислорода в крови нарушается работа мозга, понижается иммунитет, значительно ускоряется процесс старения организма, увеличивается риск заболеваний органов дыхания. Американские ученые считают, что проблемы с речью и развитием мозга в детстве прямо пропорциональны степени гипоксии.

Роль ультрафиолетового излучения очень велика. Оно повышает тонус организма, умственную и физическую работоспособность, сопротивляемость к инфекциям, стимулирует деятельность желез внутренней секреции, кроветворение.

Вывод: все эти пять пунктов не требуют от вас каких-то больших денежных вливаний, а только терпения, внимания к ребенку и немножко творчества.  А в итоге у вас растет замечательный, внимательный, активный, позитивный и развитый  малыш.

Поделюсь нашими успехами: в свои 1,5 года Ксюшенька говорит и понимает значение достаточно большого количества слов, складывает два-три слова  в предложение, очень общительная, любознательная и активная растет девчушка. Мы с мужем очень счастливы, чего и вам желаем!!!

В подготовке статьи использованы материалы следующих сайтов:

http://r-rech.ru/index.php/2009-01-28-12-25-42.html

http://eraland.ru/progress/

http://maminsite.ru/early.files/early5.html

http://www.medlinks.ru/article.php?sid=7247

http://www.farmatrade.ru/10.php

Этот материал был полезен?