В ноябре 2023 года городские власти сообщили, что департамент образования начал внедрение единой системы выставления оценок – так называемой матрицы критериального оценивания. Процесс завершится в течение двух лет. В 2025 году школьники Екатеринбурга будут получать отметки по новой системе.
Сейчас в большинстве случаев оценки выставляются на основании личных требований, опыта и мнения учителя. Зачастую профессионализм педагогов позволяет ребятам получать честно заработанные отметки. Однако вопрос оценивания остается острым.
Чтобы сделать этот процесс объективнее, муниципалитет подготовит типовые списки требований, предъявляемых к школьным работам 1-9 классов: сочинениям, проектам, диктантам, устным ответам и многим другим.
Они будут доступны как детям, так и родителям. К каждому требованию из списка приложат пояснение и количество баллов, которые можно набрать, соблюдая условия. Некоторые критерии будут оцениваться выше других, а их сумма – конвертироваться в привычную отметку: «5», «4», «3» или «2».
Система позволит педагогам ставить более объективные оценки, а школьникам – осознавать, за что именно они набрали то или иное количество баллов. Благодаря критериальному оцениванию учителям станет легче понимать, какую часть материала ребята усвоили хорошо, а какую следует пройти еще раз.
Сегодня система используется частью школ Екатеринбурга в тестовом режиме. В сентябре 2025 года опыт передовых учреждений распространят на все учебные заведения города.
Как пишет E1.RU, систему разрабатывают в методическом центре «Дом учителя». Помогает педагогам Марина Битянова — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета.
— Давайте по-честному: в школах работают разные педагоги. У учителя русского языка в пятом классе свое понимание, за что он будет ставить тройки, четверки, пятерки. А если в шестом классе при каких-то обстоятельствах ребят взял другой педагог — у него будут другие требования, — объяснила E1.RU Алена Крюкова, директор екатеринбургского «Дома учителя».
Матрицы оценивания будут одинаковыми для всех школ города. Это значит, что у всех учителей будут единые требования к любой работе по любому предмету и четкие критерии оценки. Непонятные "четыре с минусом" или "три с плюсом", отражающие субъективный взгляд конкретного педагога, перестанут существовать, объясняют авторы разработки.
Старая система не позволяла оценить креативность детей, индивидуальность. В критериальной матрице можно будет оценить любой вид деятельности.
По критериальной системе оценок работает 47-я гимназия, где ученикам выставляют за работу от 1 до 10 баллов, а затем баллы пересчитывают в оценку. В гимназии № 155 перешли на средневзвешенную систему оценок: каждый тип работ имеет свой коэффициент. Контрольная работа имеет больший вес при подсчете итоговой оценки за четверть, чем обычное домашнее задание.
Учитель, исколовшая школьника циркулем, вернулась к работе в той же школе
Учитель пытался защититься от драчливого ученика, и его вынудили уволиться