дорогие мои, Есть несколько вопросов, которые нужно обсудить.
Есть большое количество детей, которые хотят поучаствовать в проекте "письмо другу". так что в конце августа - начале сентября ждите новых анкет!
Предлагаю обсудить с директором интерната технический вопрос поездки на "проф. ориентацию" 30 августа, за круглым столом и чашкой чая. Автобус, бензин, сопровождение, питание и т.д.
"С миру по нитке" - 30 августа состоится первый мастер-класс по пластике. На данный момент есть некоторое количество собранных материалов, + мне еще надо забрать из двух мест, до конца августа думаю, заберу. Так же у нас есть 2 желающих провести мастер-классы: 1 мастер-класс по пластике, 2 мастер-класс по вязанию и 3 мастер-класс скорее всего будет просто занятием на развитие мелкой моторики - рисование. лепка.
так же 30 августа поздравляем наших деток с началом учебного года. шефы, кто поедет в интернат?
Вопрос, который волнует меня больше всего: надо ли дарить детям к 1 сентября канцтовары?
С одной стороны - детям вечно не хватает, ручки-карандаши теряются... а сейчас они пойдут в школы и будут учиться с домашними детьми. Т.е. разница будет еще более очевидной. Часть учебников для детей в школе покупают родители, т.е. у наших детей возникнут проблемы с учебниками.
А с другой стороны - канцтовары это тоже путь к иждивению? Что вы думаете по этому поводу? Или дарить только отличникам-хорошистам?
Еще вопрос: есть отличная идея - ввести ежемесячные премии для хорошистов. отличников и тех, кто исправит большее количество оценок, проявит большое старание и стремление учиться лучше. Премия в размере 50-100р. таких детей в интернате не так много.
Сейчас детям не дают стипендии, т.е. это будут карманные деньги и стимул учиться лучше.
Награждать на торжественной линейке. У младших детей, которые не выходят в магазины в одиночку - покупать им какую-нить мелочевку на эту сумму, на выбор детей.
смотря в какое время,а так то мы бы с мужем съездили,но опять же мы безмашинные.Да и с Андреем Мерлином надо уточнить расписание футбольной тренеровки.
Письмо Другу
надо ли дарить детям к 1 сентября канцтовары?
:dontknow: даже не знаю,на всех у нас точно не собрать,да и кто то говорил,что не желательно им одинаковые иметь.Может каждый своему подшефному только купит? опять же,как другие дети? %)
Письмо Другу
ввести ежемесячные премии для хорошистов
идея хорошая,но ... не все,имхо,согласятся постоянно вкладываться в это,раз еще и
Письмо Другу
Автобус, бензин, сопровождение, питание
*Artis*
смотря в какое время,а так то мы бы с мужем съездили,но опять же мы безмашинные.Да и с Андреем Мерлином надо уточнить расписание футбольной тренеровки.
время от нас зависит. скорее всего после обеда - т.е. после часа. но нужно выбрать время сначала, а потом договориться с директором.
*Artis*
даже не знаю,на всех у нас точно не собрать,да и кто то говорил,что не желательно им одинаковые иметь.Может каждый своему подшефному только купит? опять же,как другие дети? %)
просто есть желающие - одна из девочек с ю-мамы предложила помочь. Если захочет - она сама проявится в теме ;-) Т.е. вопрос в объеме, который соберем и исходя из этого объема распределить между детьми? Если каждый подарит своему подшефному - мне кажется это может привести к тому что дети потом будут клянчить подарки. или ждать шефов только с подарками. вот в чем проблема. эти подарки как бы все не испортили.
я считаю - надо по заслугам детей наградить. Как бы жестко это не звучало.
По поводу денег для хорошистов - я буду вкладывать. суть в том, поможет или навредит?
И по поводу автобуса - в теме уже отписывались девочки что хотят помочь. Я уверенна что общими усилиями на такое хорошее дело можно собрать. Это важнее для детей, чем всякие развлечения.
мне кажется, канцтовары - это необходимость
их бы вообще закупить, насколько денег хватит и просто пусть воспитатели раздадут.. как подарок их вручать как-то не хочется..
тетради - сколько листов (?), ручки, карандаши.. что еще надо? я не знаю сама.. может у воспитателей узнать
30-го я не поеду точно, я вернусь в город только 1 сентября.
Маша, поэтому, мне на следующей неделе обязательно надо все тебе передать, что я собрала для "С миру по нитке" и буклеты о нашей конторе, чтобы было с чем к руководству идти, а то потом я уеду. :)
Стипендии, судя по разговорам с моей подшефной, это бы их заинтересовало и простимулировало.
Но на это должны быть регулярные поступления денежных средств от спонсоров.
Канцтовары, мне тоже кажется, что специально дарить их не надо,
Мамзель
их бы вообще закупить, насколько денег хватит и просто пусть воспитатели раздадут
мне кажется, что необходимые вещи, такие как канц товары, одежду и тп. надо всеп подарить....чтоб никому обидно не было, а вот денежки нужно аккуратно распределять, так как с одной стороны стимул, с другой - не скажет ли нам чего-нить потом руководство дет дома, если дети их тратить начнут на сигареты и тп?
По-поводу сигарет: дети сбегают после школы, чтобы на заправке "зарабатывать" т.е. заправлять машины. так же некоторые дети попрошайничают в магазинах. Некоторые могут пойти на более крупное воровство. А дети которые будут хорошо учиться - навряд ли будут тратить деньги на сигареты.
Это просто разные дети))))
Юля как-то выкладывала ссылку на интересную статью, по поводу "дарить всем подарки" http://www.april-deti.ru/how1.php
эта статья заставила меня задуматься о том польза в этом или зло.
вот текст:
"Сиротам помогать надо. Это понятно.
И пока мы не начали активно работать с детскими домами, мы считали, что этот тезис настолько прост и понятно-однозначен, что обсуждать его особенно нечего, нужно брать и помогать.
При более близком знакомстве с проблематикой детских домов обнаружилось, что помощь бывает полезная и вредная. Многие благие намерения разбиваются о вечное наше "хотелось как лучше, а получилось:".
Вредная помощь
Самые привычные и понятные способы помощи сиротам, воспитанникам детских домов и интернатов - это, прежде всего, подарки (от простеньких игрушек и поношенных, но еще целых вещей до дорогих телевизоров), оплата развлечений и экскурсий и многие другие. Но вы когда-нибудь задумывались над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?
Предположим, приезжают в детский дом спонсоры и вручают детям дорогие подарки. Играет оркестр, дети танцуют, все рады и счастливы. Работают видеокамеры и фотоаппараты (очень важная деталь).
Давайте представим себе, как эту ситуацию видят дети: они постепенно начинают понимать, что можно получать от мира блага не за что-нибудь, а "бесплатно", только за то, что ты сирота. Сиротство - это способ вышибать из мира средства. Такая стратегия жизни.
Мы как-то пытались уговорить спонсора вручить подарки не всем поголовно, а, например, выделить в виде стипендии отличникам и ударникам, или тем, кто в последней четверти стал лучше учиться - деньгами или вещами, не важно. Спонсоры не согласились, и подарки - небольшие - получили все. За что? За то, что сирота.
Постепенно у детей вырабатывается стиль поведения "я сиротка", который помечен как "эффективный". Суть его состоит в следующем: ты демонстрируешь свое сиротство, после чего просишь от мира : чего угодно (иногда денег, иногда возможность опоздать или не выполнить поручение, оправдание лени и безответственности:). Мир обязательно тебе это даст или позволит.
Теперь проследим, что происходит дальше. Выходит воспитанник детского дома в жизнь, начинает учиться или где-то работать в тех же стратегиях: я сирота, мне больше положено. Не за хорошо выполненную работу, а только за то, что я сирота.
Очень скоро, болезненно и с трудом, бывший детдомовец начинает понимать, что мир ему ничего не должен, что все надо зарабатывать. И выработанная стратегия поведения рушится. А других-то нет!
Кто виноват в формировании такой стратегии поведения детдомовца? - Сотрудники детских домов, организующие подобные акции? - Спонсоры? - Социальная ситуация, требующая от администрации подобных мер?
Мы считаем, что причина в кратковременности нашего внимания, видения. Мы думаем о "прямо сейчас", а прямо сейчас подарки детям - это здорово. Как научиться думать про "значительно вперед"? Как должен быть устроен детский дом, да и вся социальная сфера, чтобы работники были вынуждены (или хотели бы, могли бы) видеть далекие последствия своих действий?
Пока учреждения, работающие с проблемой социального сиротства, устроены так, что видеть далекое последствие своих действий: ни к чему. Безусловно, бывают талантливые воспитатели детских домов или отдельные сотрудники социальной сферы, но это скорее случайность. Это заслуга "ненормальных" увлеченных педагогов (низкий им поклон), а не системный эффект.
Но мы отвлеклись.
Итак: не нужно приучать детей и окружающих их взрослых (воспитателей и других сотрудников детского дома) к подачкам и формировать тем самым психологию нищего.
Отдавая себе отчет в том, что заявленный тезис звучит как минимум странно, еще раз подчеркнем: речь идет не о том, что детям не нужно дарить подарки! Мы предлагаем обращать внимание на тот контекст, в котором ребенок получает те или иные блага. Нужно понимать, как каждая ситуация выглядит со стороны ребенка и пытаться представить, какие последствия для будущего ребенка это может иметь.
Полезная помощь
Давайте задумаемся над тем, чего больше всего не хватает детям-сиротам. Они, конечно, многого лишены, но что самое существенное? Какие именно лишения ставят на них печать сиротства и тем самым принципиально отличают от обычных детей, сколь угодно бедных, но все-таки не сирот?
Это не деньги, не одежда, не компьютеры - ведь множество "обычных семейных" детей живет в куда более худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Дело в чем-то более глубинном.
Воспитанники детских домов официально именуются "детьми, утратившими родительскую опеку". И это главное, чего этим детям не хватает - опеки. Именно в этом смысле и нужно им помогать. Хорошо, когда ребенка усыновляют, тогда опека восстановлена полностью. Но большая часть детей так и остается ничьими.
Детскому дому необходимы попечители и попечительская помощь (опека, попечитель - однокоренные слова!).
Вокруг слова "попечитель" наросло множество мифов. Один из таких странных мифов-предрассудков состоит в том, что попечитель - это тот, у кого много денег. Это неверно! Попечитель - тот, кто опекает, то есть берет на себя ответственность за судьбу ребенка, кто задумывается над тем, какие последствия повлечет то или иное событие и действие: Мы уверены, что позицию попечителя может занять любой здравомыслящий человек.
Сколь угодно большие деньги, врученные ребенку или детскому дому без учета последствий, - вредные деньги, это не попечительское действие, не опека. Попечитель думает о последствиях.
Есть множество ответственных способов помощи детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, куда более экономных, а иногда не требующих денег совсем. Попечительство требует скорее не денег и материальных затрат, а затрат духовной ответственности. Иногда это называют гражданской позицией.
Различные способы реальной и важной помощи
Многие люди считают, что быть попечителем - это нечто недосягаемо сложное, что это "не для простых людей", и вообще "это все страшно и непонятно". Мы хотим показать, что существует множество способов реальной помощи и, значит, настоящего попечительства в указанном выше смысле.
Способ первый. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча!) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком.
Способ второй. Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром - городом, природой, другими людьми. Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним его (и свои?) успехи и неудачи.
Небольшая оговорочка: если уж включать ребенка в свою компанию, в секцию или клуб, то "по-настоящему", а не как сиротку. Это значит, что с него нужно требовать ответственности и чести, помощи и "головы на плечах" - всего того, что вы требуете от себя и своих друзей. Иногда прощать, иногда ругаться - короче, чтобы все "по-настоящему".
Всепрощение и безнаказанное "не хочу - не буду, меня в другую секцию устроят" воспитывает все того же иждивенца и любителя "халявы", а не взрослого человека.
Способ третий. У социальных сирот нет опыта нормальной жизни в семье. У некоторых вообще нет опыта жизни в какой бы то ни было семье, у многих есть такой, что лучше бы его не было: Но ведь эти дети вырастают и образуют собственные семьи. А как создать собственную семью, если ни разу не жил в настоящей семье и по большому счету не знаешь, что это такое?!
Печальная статистика говорит о том, что сироты плодят сирот.
Поэтому ценнейшая помощь сироте - предоставление возможности пожить в семье. Другими словами: если вы возьмете на некоторое время "пожить" к себе в семью ребенка из детского дома, то вы окажете ему неоценимую помощь в обретении очень важного жизненного опыта.
Все та же оговорочка про настоящесть: "взять пожить в семью" - это не значит устраивать ребенку праздник каждый день. Ему необходим как можно более реальный опыт жизни в семье, включающий в себя все, что бывает:
выгуливание собаки и вынесение мусора,
ответственность за "младшего брата" или просто за младшего,
подарок на день рождения и пирожки на выходных,
поездка "к маме на работу",
подзатыльник от "отца" за то, что поступил "не как мужчина",
выяснение отношений,
общий семейный поход и многое другое.
Есть множество вариантов, как именно такое попечительское действие может быть оформлено юридически. Обращайтесь в детские дома, Вам о них расскажут.
Способ четвертый. Ребенку детского дома крайне необходимо хорошее образование. Как правило, дети детских домов и школ-интернатов учатся хуже своих сверстников. Есть такой термин - "запущенность", это когда никто в детстве ребенком не занимался: И вот вроде бы и голова светлая, и старается, а оценки плохие. Потому что учиться таким детям гораздо сложнее, приходится "продираться" и брать с боем то, что обычные дети легко проскочили, читая с бабушкой книжку на диване. Ведь не секрет, что программа начальной школы осваивается во многом за счет бабушкиного чтения книжек и прогулок с родителями, а не на школьной скамье.
Но детдомовец редко попадает в хорошую школу, а если попадает, то часто "не тянет" и переводится во вспомогательную. Сначала ребенку нужна индивидуальная образовательная программа и, значит, талантливый учитель. Если вы настолько образованы, что можете научить ребенка учиться, то цены вам нет! Помогите хотя бы одному, и это есть попечительство высшей пробы!
Если вы не педагог, то вы могли бы помочь тем педагогам, которые умеют вести индивидуальные образовательные программы для брошенных детей, но не получают за это ничего, поскольку государство не умеет за это платить.
Пара примеров: филиал Сбербанка города Железногорска оплатил образовательную программу для детей и воспитателей Детского дома; Красноярский завод цветных металлов несколько лет помогает в проведении зимних школ развития, в которых участвуют дети заводчан и Детского дома.
Конечно, большинство из нас не сбербанк и не завод. Но есть варианты попроще: учреждение стипендии воспитаннику детского дома, который лучше всех учится. Или тому, который больше всего троек или двоек в четверти исправил. Или, например, лучшему решателю задач на сообразительность. Или тому, кто успевает и учиться, и спортом заниматься. Вариантов множество, можно даже стипендию не деньгами выдавать.
Смета: 100 р. в месяц для воспитанника детского дома - ОГРОМНАЯ сумма, и ее вполне достаточно. Предположим, устанавливается 5 стипендий в различных категориях, получаем 500 р. в месяц. Итого в год: 6000 р.
Если процесс заявления стипендий и отбора стипендиатов обставить "правильно", то по действенности эта мизерная сумма окажется гораздо выше, чем "просто так подаренный" дорогой телевизор. Поскольку выданная таким образом сумма приучает к тому, что в жизни нужно трудиться, что бесплатно ничего не бывает. И еще такое действие показывает ребенку, что кто-то заинтересован в его учебе, что учиться стоит, даже если его "как бы настоящим родителям" до этого нет никакого дела.
Список вариантов и способов не ограничен. Мы уверены, что для каждого желающего занять гражданскую позицию можно придумать индивидуальный, приемлемый для него вариант помощи детям детского дома. Все начинается с малого.
Самое важное - научиться "далеко смотреть" и за каждым повседневным действием видеть возможное будущее ребенка.
Лирическое отступление
По большому счету дело не в сиротах. Просто количество брошенных детей говорит о нас с вами и нашем доме страшные вещи.
В принципе пристроить значительную часть детей-сирот не проблема: нужно отдать их адвентистам. Лучше даже не нашим, а американским - они просили, у них есть деньги, им зачем-то нужны наши сироты (зачем - не важно, это их проблемы). А мы будем так и жить дальше, рожая детей по пьяни и выбрасывая их на улицу.
Вот такой большой кукушатник.
Спасибо за статью. Интересно очень. И тема актуальная. Я вот ищу грань, чтобы не задарить, не приучить к "подачкам". Просто я тут 3 раза подряд съездила в лагерь и в свете этого мысли. Но потом поняла, что гостинцы и книжки-журналы я бы привезла и своему ребенку, и ребенку друзей. А вообще жутко от того, сколько эти детки не получили уже всего в жизни. Игрушки моя Настя все свои знает, помнит что дарили на каждый ДР. Хранит даже коробочку от блеска, который уже закончился.
Вчера устроили прощальную фотосессию в лагере. Потом фото ей вышлю.:-)
Мне нравится мысль про воспитание ответственности. Про то, что нельзя задаривать и нужно спрашивать с ребенка. Пока только думаю как это применить на практике.
МАША, ПРИВЕТ.
узнай ПОЖ-ТА когда приедет моя Наташка? если тебе не сложно. она пока у крестной. хочу к ней приехать 29-31 августа до 1 сентября. хочу ее застать.
мы ждем отмашки от завхоза - что скажут - сколько чего надо.
поедем по всей видимости примерно к 14-15 чтобы после обеда. по поводу машин мне пока неизвестно, т.к. я вероятнее всего еду из пер-ска. может быть кто-то отпишется - у кого места в машинах будут
Кто-то уже определился с поездкой? Я хочу поехать, может быть на своей машине, только я совсем не знаю дороги, даже как на Первоуральский тракт выехать...
дорогие мои, Есть несколько вопросов, которые нужно обсудить.
Есть большое количество детей, которые хотят поучаствовать в проекте "письмо другу". так что в конце августа - начале сентября ждите новых анкет!
Предлагаю обсудить с директором интерната технический вопрос поездки на "проф. ориентацию" 30 августа, за круглым столом и чашкой чая. Автобус, бензин, сопровождение, питание и т.д.
"С миру по нитке" - 30 августа состоится первый мастер-класс по пластике. На данный момент есть некоторое количество собранных материалов, + мне еще надо забрать из двух мест, до конца августа думаю, заберу. Так же у нас есть 2 желающих провести мастер-классы: 1 мастер-класс по пластике, 2 мастер-класс по вязанию и 3 мастер-класс скорее всего будет просто занятием на развитие мелкой моторики - рисование. лепка.
так же 30 августа поздравляем наших деток с началом учебного года. шефы, кто поедет в интернат?
Вопрос, который волнует меня больше всего: надо ли дарить детям к 1 сентября канцтовары?
С одной стороны - детям вечно не хватает, ручки-карандаши теряются... а сейчас они пойдут в школы и будут учиться с домашними детьми. Т.е. разница будет еще более очевидной. Часть учебников для детей в школе покупают родители, т.е. у наших детей возникнут проблемы с учебниками.
А с другой стороны - канцтовары это тоже путь к иждивению? Что вы думаете по этому поводу? Или дарить только отличникам-хорошистам?
Еще вопрос: есть отличная идея - ввести ежемесячные премии для хорошистов. отличников и тех, кто исправит большее количество оценок, проявит большое старание и стремление учиться лучше. Премия в размере 50-100р. таких детей в интернате не так много.
Сейчас детям не дают стипендии, т.е. это будут карманные деньги и стимул учиться лучше.
Награждать на торжественной линейке. У младших детей, которые не выходят в магазины в одиночку - покупать им какую-нить мелочевку на эту сумму, на выбор детей.
Что вы думаете по этому поводу?
смотря в какое время,а так то мы бы с мужем съездили,но опять же мы безмашинные.Да и с Андреем Мерлином надо уточнить расписание футбольной тренеровки.
:dontknow: даже не знаю,на всех у нас точно не собрать,да и кто то говорил,что не желательно им одинаковые иметь.Может каждый своему подшефному только купит? опять же,как другие дети? %)
идея хорошая,но ... не все,имхо,согласятся постоянно вкладываться в это,раз еще и
требуют денежных сборов.
а мой мастер-класс по батику забыли?
время от нас зависит. скорее всего после обеда - т.е. после часа. но нужно выбрать время сначала, а потом договориться с директором.
просто есть желающие - одна из девочек с ю-мамы предложила помочь. Если захочет - она сама проявится в теме ;-) Т.е. вопрос в объеме, который соберем и исходя из этого объема распределить между детьми? Если каждый подарит своему подшефному - мне кажется это может привести к тому что дети потом будут клянчить подарки. или ждать шефов только с подарками. вот в чем проблема. эти подарки как бы все не испортили.
я считаю - надо по заслугам детей наградить. Как бы жестко это не звучало.
По поводу денег для хорошистов - я буду вкладывать. суть в том, поможет или навредит?
И по поводу автобуса - в теме уже отписывались девочки что хотят помочь. Я уверенна что общими усилиями на такое хорошее дело можно собрать. Это важнее для детей, чем всякие развлечения.
забыли. извините! но в теме то записано, ближе к сентябрю я ее промониторю более внимательно.
а, хорошо. а то я думала - может, решили, что не нужно..
мне кажется, канцтовары - это необходимость
их бы вообще закупить, насколько денег хватит и просто пусть воспитатели раздадут.. как подарок их вручать как-то не хочется..
тетради - сколько листов (?), ручки, карандаши.. что еще надо? я не знаю сама.. может у воспитателей узнать
Говорила с завхозом. ориентировочно 15 августа нам скажут что у них есть и чего не хватает по канцтоварам. Т.к. зав. складом в отпуске
30-го я не поеду точно, я вернусь в город только 1 сентября.
Маша, поэтому, мне на следующей неделе обязательно надо все тебе передать, что я собрала для "С миру по нитке" и буклеты о нашей конторе, чтобы было с чем к руководству идти, а то потом я уеду. :)
Стипендии, судя по разговорам с моей подшефной, это бы их заинтересовало и простимулировало.
Но на это должны быть регулярные поступления денежных средств от спонсоров.
Канцтовары, мне тоже кажется, что специально дарить их не надо,
мне кажется, что необходимые вещи, такие как канц товары, одежду и тп. надо всеп подарить....чтоб никому обидно не было, а вот денежки нужно аккуратно распределять, так как с одной стороны стимул, с другой - не скажет ли нам чего-нить потом руководство дет дома, если дети их тратить начнут на сигареты и тп?
у них раньше были карманные деньги.. теперь перестали выдавать
По-поводу сигарет: дети сбегают после школы, чтобы на заправке "зарабатывать" т.е. заправлять машины. так же некоторые дети попрошайничают в магазинах. Некоторые могут пойти на более крупное воровство. А дети которые будут хорошо учиться - навряд ли будут тратить деньги на сигареты.
Это просто разные дети))))
Юля как-то выкладывала ссылку на интересную статью, по поводу "дарить всем подарки" http://www.april-deti.ru/how1.php
эта статья заставила меня задуматься о том польза в этом или зло.
вот текст:
"Сиротам помогать надо. Это понятно.
И пока мы не начали активно работать с детскими домами, мы считали, что этот тезис настолько прост и понятно-однозначен, что обсуждать его особенно нечего, нужно брать и помогать.
При более близком знакомстве с проблематикой детских домов обнаружилось, что помощь бывает полезная и вредная. Многие благие намерения разбиваются о вечное наше "хотелось как лучше, а получилось:".
Вредная помощь
Самые привычные и понятные способы помощи сиротам, воспитанникам детских домов и интернатов - это, прежде всего, подарки (от простеньких игрушек и поношенных, но еще целых вещей до дорогих телевизоров), оплата развлечений и экскурсий и многие другие. Но вы когда-нибудь задумывались над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?
Предположим, приезжают в детский дом спонсоры и вручают детям дорогие подарки. Играет оркестр, дети танцуют, все рады и счастливы. Работают видеокамеры и фотоаппараты (очень важная деталь).
Давайте представим себе, как эту ситуацию видят дети: они постепенно начинают понимать, что можно получать от мира блага не за что-нибудь, а "бесплатно", только за то, что ты сирота. Сиротство - это способ вышибать из мира средства. Такая стратегия жизни.
Мы как-то пытались уговорить спонсора вручить подарки не всем поголовно, а, например, выделить в виде стипендии отличникам и ударникам, или тем, кто в последней четверти стал лучше учиться - деньгами или вещами, не важно. Спонсоры не согласились, и подарки - небольшие - получили все. За что? За то, что сирота.
Постепенно у детей вырабатывается стиль поведения "я сиротка", который помечен как "эффективный". Суть его состоит в следующем: ты демонстрируешь свое сиротство, после чего просишь от мира : чего угодно (иногда денег, иногда возможность опоздать или не выполнить поручение, оправдание лени и безответственности:). Мир обязательно тебе это даст или позволит.
Теперь проследим, что происходит дальше. Выходит воспитанник детского дома в жизнь, начинает учиться или где-то работать в тех же стратегиях: я сирота, мне больше положено. Не за хорошо выполненную работу, а только за то, что я сирота.
Очень скоро, болезненно и с трудом, бывший детдомовец начинает понимать, что мир ему ничего не должен, что все надо зарабатывать. И выработанная стратегия поведения рушится. А других-то нет!
Кто виноват в формировании такой стратегии поведения детдомовца? - Сотрудники детских домов, организующие подобные акции? - Спонсоры? - Социальная ситуация, требующая от администрации подобных мер?
Мы считаем, что причина в кратковременности нашего внимания, видения. Мы думаем о "прямо сейчас", а прямо сейчас подарки детям - это здорово. Как научиться думать про "значительно вперед"? Как должен быть устроен детский дом, да и вся социальная сфера, чтобы работники были вынуждены (или хотели бы, могли бы) видеть далекие последствия своих действий?
Пока учреждения, работающие с проблемой социального сиротства, устроены так, что видеть далекое последствие своих действий: ни к чему. Безусловно, бывают талантливые воспитатели детских домов или отдельные сотрудники социальной сферы, но это скорее случайность. Это заслуга "ненормальных" увлеченных педагогов (низкий им поклон), а не системный эффект.
Но мы отвлеклись.
Итак: не нужно приучать детей и окружающих их взрослых (воспитателей и других сотрудников детского дома) к подачкам и формировать тем самым психологию нищего.
Отдавая себе отчет в том, что заявленный тезис звучит как минимум странно, еще раз подчеркнем: речь идет не о том, что детям не нужно дарить подарки! Мы предлагаем обращать внимание на тот контекст, в котором ребенок получает те или иные блага. Нужно понимать, как каждая ситуация выглядит со стороны ребенка и пытаться представить, какие последствия для будущего ребенка это может иметь.
Полезная помощь
Давайте задумаемся над тем, чего больше всего не хватает детям-сиротам. Они, конечно, многого лишены, но что самое существенное? Какие именно лишения ставят на них печать сиротства и тем самым принципиально отличают от обычных детей, сколь угодно бедных, но все-таки не сирот?
Это не деньги, не одежда, не компьютеры - ведь множество "обычных семейных" детей живет в куда более худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Дело в чем-то более глубинном.
Воспитанники детских домов официально именуются "детьми, утратившими родительскую опеку". И это главное, чего этим детям не хватает - опеки. Именно в этом смысле и нужно им помогать. Хорошо, когда ребенка усыновляют, тогда опека восстановлена полностью. Но большая часть детей так и остается ничьими.
Детскому дому необходимы попечители и попечительская помощь (опека, попечитель - однокоренные слова!).
Вокруг слова "попечитель" наросло множество мифов. Один из таких странных мифов-предрассудков состоит в том, что попечитель - это тот, у кого много денег. Это неверно! Попечитель - тот, кто опекает, то есть берет на себя ответственность за судьбу ребенка, кто задумывается над тем, какие последствия повлечет то или иное событие и действие: Мы уверены, что позицию попечителя может занять любой здравомыслящий человек.
Сколь угодно большие деньги, врученные ребенку или детскому дому без учета последствий, - вредные деньги, это не попечительское действие, не опека. Попечитель думает о последствиях.
Есть множество ответственных способов помощи детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, куда более экономных, а иногда не требующих денег совсем. Попечительство требует скорее не денег и материальных затрат, а затрат духовной ответственности. Иногда это называют гражданской позицией.
Различные способы реальной и важной помощи
Многие люди считают, что быть попечителем - это нечто недосягаемо сложное, что это "не для простых людей", и вообще "это все страшно и непонятно". Мы хотим показать, что существует множество способов реальной помощи и, значит, настоящего попечительства в указанном выше смысле.
Способ первый. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча!) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком.
Способ второй. Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром - городом, природой, другими людьми. Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним его (и свои?) успехи и неудачи.
Небольшая оговорочка: если уж включать ребенка в свою компанию, в секцию или клуб, то "по-настоящему", а не как сиротку. Это значит, что с него нужно требовать ответственности и чести, помощи и "головы на плечах" - всего того, что вы требуете от себя и своих друзей. Иногда прощать, иногда ругаться - короче, чтобы все "по-настоящему".
Всепрощение и безнаказанное "не хочу - не буду, меня в другую секцию устроят" воспитывает все того же иждивенца и любителя "халявы", а не взрослого человека.
Способ третий. У социальных сирот нет опыта нормальной жизни в семье. У некоторых вообще нет опыта жизни в какой бы то ни было семье, у многих есть такой, что лучше бы его не было: Но ведь эти дети вырастают и образуют собственные семьи. А как создать собственную семью, если ни разу не жил в настоящей семье и по большому счету не знаешь, что это такое?!
Печальная статистика говорит о том, что сироты плодят сирот.
Поэтому ценнейшая помощь сироте - предоставление возможности пожить в семье. Другими словами: если вы возьмете на некоторое время "пожить" к себе в семью ребенка из детского дома, то вы окажете ему неоценимую помощь в обретении очень важного жизненного опыта.
Все та же оговорочка про настоящесть: "взять пожить в семью" - это не значит устраивать ребенку праздник каждый день. Ему необходим как можно более реальный опыт жизни в семье, включающий в себя все, что бывает:
выгуливание собаки и вынесение мусора,
ответственность за "младшего брата" или просто за младшего,
подарок на день рождения и пирожки на выходных,
поездка "к маме на работу",
подзатыльник от "отца" за то, что поступил "не как мужчина",
выяснение отношений,
общий семейный поход и многое другое.
Есть множество вариантов, как именно такое попечительское действие может быть оформлено юридически. Обращайтесь в детские дома, Вам о них расскажут.
Способ четвертый. Ребенку детского дома крайне необходимо хорошее образование. Как правило, дети детских домов и школ-интернатов учатся хуже своих сверстников. Есть такой термин - "запущенность", это когда никто в детстве ребенком не занимался: И вот вроде бы и голова светлая, и старается, а оценки плохие. Потому что учиться таким детям гораздо сложнее, приходится "продираться" и брать с боем то, что обычные дети легко проскочили, читая с бабушкой книжку на диване. Ведь не секрет, что программа начальной школы осваивается во многом за счет бабушкиного чтения книжек и прогулок с родителями, а не на школьной скамье.
Но детдомовец редко попадает в хорошую школу, а если попадает, то часто "не тянет" и переводится во вспомогательную. Сначала ребенку нужна индивидуальная образовательная программа и, значит, талантливый учитель. Если вы настолько образованы, что можете научить ребенка учиться, то цены вам нет! Помогите хотя бы одному, и это есть попечительство высшей пробы!
Если вы не педагог, то вы могли бы помочь тем педагогам, которые умеют вести индивидуальные образовательные программы для брошенных детей, но не получают за это ничего, поскольку государство не умеет за это платить.
Пара примеров: филиал Сбербанка города Железногорска оплатил образовательную программу для детей и воспитателей Детского дома; Красноярский завод цветных металлов несколько лет помогает в проведении зимних школ развития, в которых участвуют дети заводчан и Детского дома.
Конечно, большинство из нас не сбербанк и не завод. Но есть варианты попроще: учреждение стипендии воспитаннику детского дома, который лучше всех учится. Или тому, который больше всего троек или двоек в четверти исправил. Или, например, лучшему решателю задач на сообразительность. Или тому, кто успевает и учиться, и спортом заниматься. Вариантов множество, можно даже стипендию не деньгами выдавать.
Смета: 100 р. в месяц для воспитанника детского дома - ОГРОМНАЯ сумма, и ее вполне достаточно. Предположим, устанавливается 5 стипендий в различных категориях, получаем 500 р. в месяц. Итого в год: 6000 р.
Если процесс заявления стипендий и отбора стипендиатов обставить "правильно", то по действенности эта мизерная сумма окажется гораздо выше, чем "просто так подаренный" дорогой телевизор. Поскольку выданная таким образом сумма приучает к тому, что в жизни нужно трудиться, что бесплатно ничего не бывает. И еще такое действие показывает ребенку, что кто-то заинтересован в его учебе, что учиться стоит, даже если его "как бы настоящим родителям" до этого нет никакого дела.
Список вариантов и способов не ограничен. Мы уверены, что для каждого желающего занять гражданскую позицию можно придумать индивидуальный, приемлемый для него вариант помощи детям детского дома. Все начинается с малого.
Самое важное - научиться "далеко смотреть" и за каждым повседневным действием видеть возможное будущее ребенка.
Лирическое отступление
По большому счету дело не в сиротах. Просто количество брошенных детей говорит о нас с вами и нашем доме страшные вещи.
В принципе пристроить значительную часть детей-сирот не проблема: нужно отдать их адвентистам. Лучше даже не нашим, а американским - они просили, у них есть деньги, им зачем-то нужны наши сироты (зачем - не важно, это их проблемы). А мы будем так и жить дальше, рожая детей по пьяни и выбрасывая их на улицу.
Вот такой большой кукушатник.
Спасибо за статью. Интересно очень. И тема актуальная. Я вот ищу грань, чтобы не задарить, не приучить к "подачкам". Просто я тут 3 раза подряд съездила в лагерь и в свете этого мысли. Но потом поняла, что гостинцы и книжки-журналы я бы привезла и своему ребенку, и ребенку друзей. А вообще жутко от того, сколько эти детки не получили уже всего в жизни. Игрушки моя Настя все свои знает, помнит что дарили на каждый ДР. Хранит даже коробочку от блеска, который уже закончился.
Вчера устроили прощальную фотосессию в лагере. Потом фото ей вышлю.:-)
Мне нравится мысль про воспитание ответственности. Про то, что нельзя задаривать и нужно спрашивать с ребенка. Пока только думаю как это применить на практике.
да... грань тонка. как-то нужно их учить быть не то чтобы благодарными... но и не потребителями.
МАША, ПРИВЕТ.
узнай ПОЖ-ТА когда приедет моя Наташка? если тебе не сложно. она пока у крестной. хочу к ней приехать 29-31 августа до 1 сентября. хочу ее застать.
спасибо заранее.
так может 30-го, с нами? если она будет в интернате
Маша, а 30 вы когда поедите? я без машины. может кто-то подберет и меня. расскажите что решили дарить или как поздравлять на 1 сентября.
мы ждем отмашки от завхоза - что скажут - сколько чего надо.
поедем по всей видимости примерно к 14-15 чтобы после обеда. по поводу машин мне пока неизвестно, т.к. я вероятнее всего еду из пер-ска. может быть кто-то отпишется - у кого места в машинах будут
Кто-то уже определился с поездкой? Я хочу поехать, может быть на своей машине, только я совсем не знаю дороги, даже как на Первоуральский тракт выехать...
неделя осталась! так что на этой неделе определимся что и как