В России 42% учителей задают "домашку" на выходные и каникулы, хотя это запрещено законом.
Фото: https://ru.depositphotos.com
Эксклюзивные данные о ситуации с домашними заданиями в школах "Российской газете" представил Институт стратегии развития образования РАО.
- Мы получили срез состояния домашней учебной работы в школах России. Провели массовое анкетирование: в нем более 217 тысяч участников - учителей, учеников и их родителей. Даже и не думали, что откликнется такое огромное количество людей, - рассказала завлабораторией дидактики и философии образования, доктор педагогических наук Ирина Осмоловская. - Некоторые результаты нас поразили. Например, когда мы спросили учителей, задают ли они школьникам задания на выходные дни и на каникулы, то 42 процента ответили: "Да, задаем". А вот выполняют задания на выходных и на каникулах 80 процентов учеников! Интересное получилось расхождение. И это при том, что по закону на каникулы задавать "домашку" нельзя. Но многие дети просто не успевают все сделать. Кроме того, у одного школьника несколько учителей преподают разные предметы. Вот и получается, что больше половины учителей на каникулы и выходные не задают, но "работают" на них все равно почти все школьники.
Более 70% родителей заявили, что перегрузка домашними заданиями резко увеличилась.
Масштабное исследование "домашки" в 40 регионах России было проведено впервые за всю современную историю. Ключевая цифра: более 95% учителей задают ее ежедневно после каждого проведенного ими урока.
Первоклассникам не должны задавать на дом, однако в электронном журнале учитель пишет прочерк, а в родительский чат - полный набор. Здесь и задания в рабочих тетрадях, и прописи, и счет, и окружающий мир. 88% родителей первоклашек подтверждают: на дом задают, и прилично.
Учителям не хватает часов. На биологию в 5-м классе отводится 1 час в неделю. Параграф учебника по этому предмету состоит примерно из 1,5-2 листов текста, включает около 7 ранее неизвестных школьнику терминов, 3-4 рисунка, вопросы по теме.
- Необходимо сместить центр тяжести изучения и отработки материала именно на урок. По некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий. На ИЗО - дорисовать картину на уроке, на технологии - доделать поделку и не перекладывать ее на родителей, посмотреть фильм про композитора на уроке музыки, отработать порядок действий при чрезвычайной ситуации на ОБЖ вместе с учителем, - говорит Ирина Ускова. - Домашние задания должны "дружить" со здравым смыслом, не нарушать здоровье школьников.
Сами учителя призывают разработать электронное домашнее задание к каждому параграфу в виде тестов. И - убрать из открытого доступа готовые домашние задания.
Алихан Динаев, "Учитель года России-2018":
- Опрос еще раз подтвердил, что мы живем в стране домашних заданий и заваленных домашней работой детей. Нет ничего удивительного, что школьники активно списывают ответы из интернета. Конечно, одного урока катастрофически не хватает. И конечно, каждый учитель хочет, чтобы дети полностью освоили программу, лучше знали его предмет. Но пока каждый учитель решает эту проблему самостоятельно, ничего не изменится. Нужна координация на уровне школы и педагогического коллектива. А к этому пока, к сожалению, готовы далеко не все. Вот мой опыт. В основной школе я практически не задаю домашних заданий, а если и задаю, то это творческие работы с длинным дедлайном. Например, зачем писать реферат, если вместо этого можно попросить нескольких ребят в группе создать страницу в соцсетях о Петре Первом, М.А. Булгакове или даже теории относительности? Какое творчество ребята могут здесь проявить!
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:
- Моей дочке-третьекласснице задали прочитать небольшой рассказ: волк гонится за козленком, затем падает в болото и погибает. Нужно было письменно ответить, понравился ли рассказ. И почему. Дочка написала: "Рассказ не понравился. Волка жалко". Учитель ей пишет: "Неправильно, рассказ должен был понравиться!" Лучшего способа отбить у ребенка любовь к предмету мне представить сложно. Зачем нужна "домашка" на зазубривание терминов, которые в обычной жизни никогда не пригодятся? Синекдоха, эпифора, анафора, метонимия, дактиль, амфибрахий, анапест… Я слушала, как дочь-девятиклассница разбирает стихотворение Пушкина "Анчар", и у меня отпало желание его когда-либо перечитывать. К сожалению, наша система образования взяла из советской системы не только все хорошее, но и все плохое.
Новости U-mama.ru: Первоклассникам не должны задавать на дом, однако в электронном журнале учитель пишет прочерк, а в родительский чат - полный набор. Здесь и задания в рабочих тетрадях, и прописи, и счет, и окружающий мир. 88% родителей первоклашек подтверждают: на дом задают, и прилично.
Ну ну.
Кто придумал безотметочную систему и отсутствие дз в 1 классе? Он о чем думал в этот момент? Пытались повысить таким способом мотивацию? А во 2 кл хрясь мордой о суровую реальность! А ребенок не понимает- в 1 классе ничего не делал, и тут не буду. Он привык ходить в школу без дз. Там же первые слезы и истерики по поводу оценок.
По поводу обьемов согласна, иногда перегибают. Особенно, если на каникулы задают
Аноним 492
Запретить нужно всем домашки уже давно и проблем не будет и безоценочную систему, идём к этому, но так как-то медленно
Аноним 726
Сами же учителя и придумывают этот дурдом с образовательной программой свей эксклюзивной статусной супер-дворовой школы. Самим же потом не хватает часов. Зачем?
Аноним 91
Пуританка: По поводу обьемов согласна, иногда перегибают
есть такое
из крайнего: 2 класс. Вся домашка задана сегодня на завтра: математика 2 номера, русский 2 упражнения, английский 3 номера письменно+ грамматика+ новые слова, литература стих (5 четверостиший).
Пришла из школы в 18.30 (вторая смена), вся домашка на вечер, т.к. утром следующего дня надо на кружок бежать.
Так то не слабо.
Аноним 356
Кто ответит на вопрос?
Почему 30 лет назад дети не горбатились сутками над учебниками, но вырастали грамотными, наша страна была самой грамотной в мире, самой образованной, а сейчас все наоборот?
Правда?
Вы ошибаетесь.
Есть фгос, есть допущенные к работе умк. А школа страдает. Им надо извратиться и впихнуть невпихуемое в учебный план.
А еще есть санпин, которые запрещает свыше 21-37 часов для каждой параллели в неделю, в зависимости от класса.
Поэтому, например, родная литра, родной русский ведутся всего одну четверть. Потому что уже некуда впихивать. Взяли час у филологов и поделили по 0.25 часа на родной рус, родную лит и второй ин яз.
Аноним 726
Пуританка ,
А кто разрабатывает ФГОС? И что такое УМК?
Аноним 751
Аноним 356: Кто ответит на вопрос?
Почему 30 лет назад дети не горбатились сутками над учебниками, но вырастали грамотными,
Тоже не пойму
Вроде все лучше и проще должно быть, а по факту какая-то ерунда выходит
Гонка за объёмом информации
Аноним 419
рефераты реально бесят. Абсолютно бессмысленная деятельность. Сказала своей: научишься писать сообщения как следует, и тогда я начну писать формальные писульки за тебя. А сама будешь делать только интересные тебе работы. Задолбали формальной мурой!
Аноним 726 ,
Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем прописаны предметы, обязательные для школ и результат обучения. Разработчик-министерство. Учителей не спрашивают, поверьте
УМК - учебник.
Аноним 726: Сами же учителя и придумывают этот дурдом с образовательной программой свей эксклюзивной статусной супер-дворовой школы. Самим же потом не хватает часов. Зачем?
учителя????? ага если бы, программа стандартная, учитель не имеет права выкинуть темы. только переставить. На стандартную программу накладывается учебник. Вот и твори в пределах, а пределы узкие.
Аноним 559
Новости U-mama.ru: Провели массовое анкетирование: в нем более 217 тысяч участников - учителей, учеников и их родителей. Даже и не думали, что откликнется такое огромное количество людей,
Аноним 356: 30 лет назад дети не горбатились сутками над учебниками
Да прям. Очень много задавали. И в библиотеке сидели, и ночами зубрили. А курсовые на 50 листов в ручную мелким почерком... И не дай бог, помарка в конце листа и заново переписывать. Ужас.
Аноним 272
Аноним 356: Почему 30 лет назад дети не горбатились сутками над учебниками,
Интеллектуальный уровень детей тогда был выше. Тогда дети с сохраненным интеллектом учились в одной школе, дети с УО - в специальных (назывались вспомогательными), со своей программой, посильной. Теперь где будет учиться ребенок решают родители, школа не имеет права отказать. Даже если ребенок откровенно не усваивает программу. А таких в классе обычно процентов 20, с разной степенью проблемы. Раньше такие дети учились бы в другой школе и по другой программе. а теперь виноват учитель и виновата домашка. Вчера сын (2 класс) делал домашку по лит.чтению (прочитать и ответить на вопросы - 10 мин.) и по русскому языку ( из четверостишья найти предложение с главным смыслом, списать и подчеркнуть непарные согласные звуки - еще 10 мин. с повторение правил и тренировкой на произвольном тексте). По математике обычно задают или один номер с примерами или одну задачу в одно действие, а если задали 2 номера - так просто радость какая то, есть хоть что поделать. Программа упрощена до предела, давайте отменим еще и домашки, оценки и как говорил Жириновский, в институты принимать всех по желанию, а не по способностям. Раньше домашку задавали огого сколько, без всяких рабочих тетрадей, а теперь 12 листовую тетрадь исписать за четверть не могут.
Аноним 356: наша страна была самой грамотной в мире, самой образованной, а сейчас все наоборот?
Не была наша страна никогда самой грамотной. Было хорошее физико-математическое образование в спецшколах, а средний уровень был очень средний.
Плохо образованные люди строили посредственную экономику, которая потом и рухнула.
Сравните с Финляндией, где после войны образование стало национальным проектом.
Если до 50-х у СССР с Финляндией было схожее ВВП (у финнов побольше), то к 1980 они обгоняли нас уже почти в два раза. И это мы ещё больше всех в мире нефти продавали.
Вот что значит хорошее образование.
Очень хочу такое же.
Без домашек и оценок.
Аноним 356
fanatkaeburga: И в библиотеке сидели, и ночами зубрили. А курсовые на 50 листов в ручную мелким почерком... И не дай бог, помарка в конце листа и заново переписывать. Ужас.
Курсовые в школе?
Про вузы не говорим, речь о школе. Не помнится ночей в библиотеке в начальной школе.
Освобождались из школы в 12 часов, делали домашку за полчаса, гуляли, играли, в секции и кружки бегали.
В средней школе было еще легче, там главное было внимательно слушать на уроках.
Какие горы д/з с мамой по ночам? Не было такого!
Пуританка: Кто придумал безотметочную систему и отсутствие дз в 1 классе? Он о чем думал в этот момент?
Я бы его к стенке поставила, так с 1 класса испоганить понимание обучения. Раньше пришел ребенок из садика и сразу понимает принцип обучения, вот материал, вот проверка и закрепление домашка. А сейчас че за жопа и почему разница между 1 и 2 классом. Он во 2 понять не может школа то одна почему принципы разные.
Аноним 356: Курсовые в школе?
в вузе. Аноним 356:
Освобождались из школы в 12 часов, делали домашку за полчаса, гуляли, играли, в секции и кружки бегали.
В средней школе было еще легче, там главное было внимательно слушать на уроках.
Было, только я сама сидела без родителей. И сочинения по истории писали, и спектакли на французском ставили. Может у вас феноменальная память была и все правила и теоремы в классе запоминали, но в моей школе было очень много дополнительных заданий, кроме домашнего.
Аноним 518
Аноним 356: Освобождались из школы в 12 часов, делали домашку за полчаса, гуляли, играли, в секции и кружки бегали.
В средней школе было еще легче, там главное было внимательно слушать на уроках.
Какие горы д/з с мамой по ночам? Не было такого!
+++++
Я не помню домашки в школьные годы.
Помню интересные уроки и факультативы, литературные вечера в школе и клуб психологии для старших классов, море времени на улице и у друзей в гостях (и гости у меня, толпами, постоянно). Кружки, секции, выступления, соревнования.
Много-много книг - вот с ними, да, сидела по ночам втихушку от мамы.
Ну сочинения я писала долго, да, потому что в заданный интервал страниц не вмещалась, мне надо было мыслью по древу
А сейчас (и до дистанта) моя дочь сидит до 12-1 ночи, ничего не успевает, художку закончила в том году и хорошо, с ней ещё жёстче дедлайн был.
Аноним 356
Аноним 272: давайте отменим еще и домашки, оценки
Давайте.
Если вам мало домашки задают, что мешает взять доп литературу, занимательные задачки, читать книжки, играть в развивающие игры, в футбол, хоккей, шить игрушки.
Раз не задано в школе, так и делать это все запрещено?
У многих бестолковая бесполезная домашка сжирает все время.
Эксклюзивные данные о ситуации с домашними заданиями в школах "Российской газете" представил Институт стратегии развития образования РАО.
- Мы получили срез состояния домашней учебной работы в школах России. Провели массовое анкетирование: в нем более 217 тысяч участников - учителей, учеников и их родителей. Даже и не думали, что откликнется такое огромное количество людей, - рассказала завлабораторией дидактики и философии образования, доктор педагогических наук Ирина Осмоловская. - Некоторые результаты нас поразили. Например, когда мы спросили учителей, задают ли они школьникам задания на выходные дни и на каникулы, то 42 процента ответили: "Да, задаем". А вот выполняют задания на выходных и на каникулах 80 процентов учеников! Интересное получилось расхождение. И это при том, что по закону на каникулы задавать "домашку" нельзя. Но многие дети просто не успевают все сделать. Кроме того, у одного школьника несколько учителей преподают разные предметы. Вот и получается, что больше половины учителей на каникулы и выходные не задают, но "работают" на них все равно почти все школьники.
Более 70% родителей заявили, что перегрузка домашними заданиями резко увеличилась.
Масштабное исследование "домашки" в 40 регионах России было проведено впервые за всю современную историю. Ключевая цифра: более 95% учителей задают ее ежедневно после каждого проведенного ими урока.
Первоклассникам не должны задавать на дом, однако в электронном журнале учитель пишет прочерк, а в родительский чат - полный набор. Здесь и задания в рабочих тетрадях, и прописи, и счет, и окружающий мир. 88% родителей первоклашек подтверждают: на дом задают, и прилично.
Учителям не хватает часов. На биологию в 5-м классе отводится 1 час в неделю. Параграф учебника по этому предмету состоит примерно из 1,5-2 листов текста, включает около 7 ранее неизвестных школьнику терминов, 3-4 рисунка, вопросы по теме.
- Необходимо сместить центр тяжести изучения и отработки материала именно на урок. По некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий. На ИЗО - дорисовать картину на уроке, на технологии - доделать поделку и не перекладывать ее на родителей, посмотреть фильм про композитора на уроке музыки, отработать порядок действий при чрезвычайной ситуации на ОБЖ вместе с учителем, - говорит Ирина Ускова. - Домашние задания должны "дружить" со здравым смыслом, не нарушать здоровье школьников.
Сами учителя призывают разработать электронное домашнее задание к каждому параграфу в виде тестов. И - убрать из открытого доступа готовые домашние задания.
Алихан Динаев, "Учитель года России-2018":
- Опрос еще раз подтвердил, что мы живем в стране домашних заданий и заваленных домашней работой детей. Нет ничего удивительного, что школьники активно списывают ответы из интернета. Конечно, одного урока катастрофически не хватает. И конечно, каждый учитель хочет, чтобы дети полностью освоили программу, лучше знали его предмет. Но пока каждый учитель решает эту проблему самостоятельно, ничего не изменится. Нужна координация на уровне школы и педагогического коллектива. А к этому пока, к сожалению, готовы далеко не все. Вот мой опыт. В основной школе я практически не задаю домашних заданий, а если и задаю, то это творческие работы с длинным дедлайном. Например, зачем писать реферат, если вместо этого можно попросить нескольких ребят в группе создать страницу в соцсетях о Петре Первом, М.А. Булгакове или даже теории относительности? Какое творчество ребята могут здесь проявить!
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:
- Моей дочке-третьекласснице задали прочитать небольшой рассказ: волк гонится за козленком, затем падает в болото и погибает. Нужно было письменно ответить, понравился ли рассказ. И почему. Дочка написала: "Рассказ не понравился. Волка жалко". Учитель ей пишет: "Неправильно, рассказ должен был понравиться!" Лучшего способа отбить у ребенка любовь к предмету мне представить сложно. Зачем нужна "домашка" на зазубривание терминов, которые в обычной жизни никогда не пригодятся? Синекдоха, эпифора, анафора, метонимия, дактиль, амфибрахий, анапест… Я слушала, как дочь-девятиклассница разбирает стихотворение Пушкина "Анчар", и у меня отпало желание его когда-либо перечитывать. К сожалению, наша система образования взяла из советской системы не только все хорошее, но и все плохое.
Путин обещал школам быстрый интернет в 2021 году
В Волгограде школьника заперли в шкафу на весь урок
Новости U-mama.ru ,
Образованию в России давно хана. Только и остались домашки ,лишь бы 2 не было. А в головах ветер
Ну ну.
Кто придумал безотметочную систему и отсутствие дз в 1 классе? Он о чем думал в этот момент? Пытались повысить таким способом мотивацию? А во 2 кл хрясь мордой о суровую реальность! А ребенок не понимает- в 1 классе ничего не делал, и тут не буду. Он привык ходить в школу без дз. Там же первые слезы и истерики по поводу оценок.
По поводу обьемов согласна, иногда перегибают. Особенно, если на каникулы задают
Запретить нужно всем домашки уже давно и проблем не будет и безоценочную систему, идём к этому, но так как-то медленно
Сами же учителя и придумывают этот дурдом с образовательной программой свей эксклюзивной статусной супер-дворовой школы. Самим же потом не хватает часов. Зачем?
есть такое
из крайнего: 2 класс. Вся домашка задана сегодня на завтра: математика 2 номера, русский 2 упражнения, английский 3 номера письменно+ грамматика+ новые слова, литература стих (5 четверостиший).
Пришла из школы в 18.30 (вторая смена), вся домашка на вечер, т.к. утром следующего дня надо на кружок бежать.
Так то не слабо.
Кто ответит на вопрос?
Почему 30 лет назад дети не горбатились сутками над учебниками, но вырастали грамотными, наша страна была самой грамотной в мире, самой образованной, а сейчас все наоборот?
Правда?
Вы ошибаетесь.
Есть фгос, есть допущенные к работе умк. А школа страдает. Им надо извратиться и впихнуть невпихуемое в учебный план.
А еще есть санпин, которые запрещает свыше 21-37 часов для каждой параллели в неделю, в зависимости от класса.
Поэтому, например, родная литра, родной русский ведутся всего одну четверть. Потому что уже некуда впихивать. Взяли час у филологов и поделили по 0.25 часа на родной рус, родную лит и второй ин яз.
Пуританка ,
А кто разрабатывает ФГОС? И что такое УМК?
Тоже не пойму
Вроде все лучше и проще должно быть, а по факту какая-то ерунда выходит
Гонка за объёмом информации
рефераты реально бесят. Абсолютно бессмысленная деятельность. Сказала своей: научишься писать сообщения как следует, и тогда я начну писать формальные писульки за тебя. А сама будешь делать только интересные тебе работы. Задолбали формальной мурой!
Аноним 726 ,
Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем прописаны предметы, обязательные для школ и результат обучения. Разработчик-министерство. Учителей не спрашивают, поверьте
УМК - учебник.
учителя????? ага если бы, программа стандартная, учитель не имеет права выкинуть темы. только переставить. На стандартную программу накладывается учебник. Вот и твори в пределах, а пределы узкие.
а что, можно было отказаться?
Да прям. Очень много задавали. И в библиотеке сидели, и ночами зубрили. А курсовые на 50 листов в ручную мелким почерком... И не дай бог, помарка в конце листа и заново переписывать. Ужас.
Интеллектуальный уровень детей тогда был выше. Тогда дети с сохраненным интеллектом учились в одной школе, дети с УО - в специальных (назывались вспомогательными), со своей программой, посильной. Теперь где будет учиться ребенок решают родители, школа не имеет права отказать. Даже если ребенок откровенно не усваивает программу. А таких в классе обычно процентов 20, с разной степенью проблемы. Раньше такие дети учились бы в другой школе и по другой программе. а теперь виноват учитель и виновата домашка. Вчера сын (2 класс) делал домашку по лит.чтению (прочитать и ответить на вопросы - 10 мин.) и по русскому языку ( из четверостишья найти предложение с главным смыслом, списать и подчеркнуть непарные согласные звуки - еще 10 мин. с повторение правил и тренировкой на произвольном тексте). По математике обычно задают или один номер с примерами или одну задачу в одно действие, а если задали 2 номера - так просто радость какая то, есть хоть что поделать. Программа упрощена до предела, давайте отменим еще и домашки, оценки и как говорил Жириновский, в институты принимать всех по желанию, а не по способностям. Раньше домашку задавали огого сколько, без всяких рабочих тетрадей, а теперь 12 листовую тетрадь исписать за четверть не могут.
Не была наша страна никогда самой грамотной. Было хорошее физико-математическое образование в спецшколах, а средний уровень был очень средний.
Плохо образованные люди строили посредственную экономику, которая потом и рухнула.
Сравните с Финляндией, где после войны образование стало национальным проектом.
Если до 50-х у СССР с Финляндией было схожее ВВП (у финнов побольше), то к 1980 они обгоняли нас уже почти в два раза. И это мы ещё больше всех в мире нефти продавали.
Вот что значит хорошее образование.
Очень хочу такое же.
Без домашек и оценок.
Курсовые в школе?
Про вузы не говорим, речь о школе. Не помнится ночей в библиотеке в начальной школе.
Освобождались из школы в 12 часов, делали домашку за полчаса, гуляли, играли, в секции и кружки бегали.
В средней школе было еще легче, там главное было внимательно слушать на уроках.
Какие горы д/з с мамой по ночам? Не было такого!
Я бы его к стенке поставила, так с 1 класса испоганить понимание обучения. Раньше пришел ребенок из садика и сразу понимает принцип обучения, вот материал, вот проверка и закрепление домашка. А сейчас че за жопа и почему разница между 1 и 2 классом. Он во 2 понять не может школа то одна почему принципы разные.
Было, только я сама сидела без родителей. И сочинения по истории писали, и спектакли на французском ставили. Может у вас феноменальная память была и все правила и теоремы в классе запоминали, но в моей школе было очень много дополнительных заданий, кроме домашнего.
+++++
Я не помню домашки в школьные годы.
Помню интересные уроки и факультативы, литературные вечера в школе и клуб психологии для старших классов, море времени на улице и у друзей в гостях (и гости у меня, толпами, постоянно). Кружки, секции, выступления, соревнования.
Много-много книг - вот с ними, да, сидела по ночам втихушку от мамы.
Ну сочинения я писала долго, да, потому что в заданный интервал страниц не вмещалась, мне надо было мыслью по древу
А сейчас (и до дистанта) моя дочь сидит до 12-1 ночи, ничего не успевает, художку закончила в том году и хорошо, с ней ещё жёстче дедлайн был.
Давайте.
Если вам мало домашки задают, что мешает взять доп литературу, занимательные задачки, читать книжки, играть в развивающие игры, в футбол, хоккей, шить игрушки.
Раз не задано в школе, так и делать это все запрещено?
У многих бестолковая бесполезная домашка сжирает все время.