Психолог объяснил, почему современные школьники не способны решать простые задачи

Источник: https://www.u-mama.ru

Фото: https://pixabay.com

Психолог объяснил, почему современные школьники легко умножают и считают, но не способны решать текстовые задачи. Об этом пишет "Доктор Питер".

Чтобы современный ученик начальной школы разобрался в условии задачи, порой приходится устраивать танцы с бубнами. Семейные вечера у родителей и детей превращаются в сценку из КВН: "Я тебе сказала, закрой рот и читай еще раз условие задачи!" - "33 емлекопа", - "Чего?!" - "33 емлекопа" - "3 землекопа!"

Психолог Родион Чепалов рассказал, что неумение сконцентрироваться на текстовой задаче - это не "ухудшение поколений", а отражение того, как изменилась среда, когнитивные привычки и сама структура обучения. Он назвал три отличительных признака современных школьников, которые объясняют подобную закономерность.

1. Тип мышления. "У детей XXI века доминирует клиповое и реактивное мышление: мозг привыкает работать в коротких, быстро сменяющихся фрагментах информации (соцсети, видеоформаты, геймификация). Это развивает скорость реакции, визуальную память, способность параллельно удерживать несколько потоков данных, но снижает терпение, глубину анализа и навык „держать задачу в голове“", — говорит психолог.

Раньше школьники росли в условиях дефицита информации и были вынуждены глубже обрабатывать то, что получали. Отсюда лучше развита способность раскладывать задачу на смысловые части, удерживать сюжет и контекст.

2. Сильная автоматизация навыков. Дети стали раньше осваивать различные тренажеры: приложения и программы. Это развивает навыки счета, но не учит видеть смысл задачи.Например, подросток может быстро вычислить 27×3, но затруднится понять, почему в задаче про яблоки нужно не умножать, а делить.

3. Перегрузка учебной программы. "У школьников меньше времени на „медленное мышление“ — глубокую обработку, построение моделей. Они учатся выполнять действия быстро, но не всегда понимают, что именно делают", — пояснил специалист.

Элементарные задачи приводят школьника в ступор, потому что они требуют:

выделить главное слово в тексте;

построить причинно-следственную цепочку;

перевести текст в математическую модель.

"Это навыки функциональной грамотности, а не арифметики", — подчеркивает Родион Чепалов.

Например, в задаче: "У Маши было 12 наклеек, она использовала 4. Сколько осталось?" многие дети "застревают" на интерпретации глагола "использовала": они читают текст фрагментарно и не формируют цельной картинки ситуации.

Рекомендации эксперта:

  • Учите не столько счету, сколько смыслу. Давайте задачи в форме историй, комиксов, ситуаций из жизни, чтобы ребенок видел реальный контекст.
  • Развивайте медленное мышление: давайте короткие задания "объясни словами, что здесь происходит", "нарисуй задачу", "составь свою задачу по картинке".
  • Уменьшите зависимость от готовых решений. Пусть ребенок сначала пытается решить устно или на черновике, а не сразу проверяет ответ в приложении.
  • Развивайте межполушарные навыки: работа с текстом, планирование, анализ — то, что делает арифметику осмысленной.

"Современные дети не „хуже считают“, а иначе думают. Они быстро выполняют операции, но медленнее строят смысловые модели — и это можно корректировать через обучение пониманию, а не только вычислению", — резюмирует психолог.

Что не так с людьми, которые не любят Новый год

Пять признаков, которые выдают в вас токсичного человека

9 причин, почему женщины не уходят от абьюзеров

Вот не надо говорить, что современные дети чего то там хуже делают.
Сделайте нормальные учебники!
Теория, правило, задания на закрепление материала.
И не такая теория, в которой детям ещё докопаться надо до формулировок, а нормальными словами, используя схемы, таблицы и рисунки, как это было у нас когда-то.

Напишите нормально задачи и правила и проблем не будет.
Всё проще некуда

Мы были такими же, но нас учили, а сейчас оказывают услугу

Бесконечный тираж этого «клипового мышления» современных детей уже наводит на размышления о клиповом мышлении самих психологов, которые вокруг ярлыка продолжают наворачивать повторяющиеся смыслы…
Современные дети, конечно, отличаются - но отличаются они не в минус, а в плюс: у способных детей с хорошей памятью на свойственные старшему поколению умения выделять смысл накладывается еще и свободное ориентирование в большом количестве информации, умение ее быстро искать и систематизировать
У тех, у кого способности базовые пониже - они либо такие же, какими были неуспевающие в нашем и старших поколениях, либо «улучшены» все той же ориентацией в информации, которая таким детям позволяет легче плыть

Very black Jack (ex유지니아): Напишите нормально задачи и правила и проблем не будет.

Будут и есть! Неужели вы правда думаете, что учат учителя только по учебникам.

Новости U-mama.ru: Элементарные задачи приводят школьника в ступор, потому что они требуют:
выделить главное слово в тексте;
построить причинно-следственную цепочку;
перевести текст в математическую модель.
"Это навыки функциональной грамотности, а не арифметики",

Да, и еще раз да. Поэтому функциональной грамотности уделяется много внимания.

Стерва: а сейчас оказывают услугу

И очень часто не качественно

Мой пример: основной предмет 7 класс
У педагога 6 часов в неделю в нашем классе, она не может научить элементарному, при этом хороший класс, воспитанный, не глупый.
И ничего лучше чем давать контрольные домой или разрешить пользоваться «хоть чем, лишь бы написали не на 2» она не придумала. И всем пофиг, и администрации, и классному руководителю и даже родителям, которые не вмешиваются в учебный процесс.

Нынешние дети гораздо взрослее и рассудительнее, чем были мы в этом возрасте. Я с удовольствием общаюсь со своей 14 летней, иногда ее аргументы на мои тезисы поражают мудростью
Я такой не было, и подружки мои в этом возрасте были ещё совсем детьми.

Да современные дети намного больше нас знают и лучше решают задачи. Те, кто учил математику по Петерсон, решают в младших классах более сложные задачи, чем были в нашем советском детстве. Я сдавала выпускной по математике на "5" не напрягаясь, а сейчас смотрю задания ЕГЭ "профиль" и удивляюсь.

Chайkа: Будут и есть! Неужели вы правда думаете, что учат учителя только по учебникам.
Большая часть по учебнику, эт непонятные темы, не связанные логикой

А если ученик болел, вы пытались прочитать параграф и что-то из него понять?!

Сама пробовала это по физике 9 класс, география 5 класс и тп, у меня высшее.... Нихрена не понятно
В параграфе по электромагнитной индукции, после набора слов нет ни одной формулы

То что сейчас ребенок изучает в 10 классе, я даже в институте не проходила 😭
Одно общество чего стоит.
Про химию, биологию и математику молчу

Аноним 472: А если ученик болел, вы пытались прочитать параграф и что-то из него понять?!

Да, некоторые учебники сейчас ужасны( но не из-за них школьники такие.

Chайkа: некоторые учебники

А какие не ужасны? Пример есть? Вы же не предметник? В начальной школе преподаете?

Аноним 588: А какие не ужасны? Пример есть? Вы же не предметник? В начальной школе преподаете?

Сейчас русский язык и литературу преподаю. По русскому языку, начиная с начальной школы, правила неудобоваримые в учебниках. И в 5-6 классе становятся ещё хуже для восприятия.
Математика Школа России после Петерсон или хотя бы Тонких, Демидовой - не развивающие совсем учебники и мало материала для отработки навыков. Приходится подбирать много дополнительного материала.

Chайkа: По русскому языку, начиная с начальной школы, правила неудобоваримые в учебниках

Согласна, ужас ужасный

Шумелка Мышь:

Полностью согласна. Учебники кошмарны. Я отлично помню как прочитав папу раз параграф по физике прекрасно поняла, почему сын никак не может понять тему. Я, отлично её зная будучи в школе призёром по физике, по нему бы ничего не поняла, насколько все изложено коряво. Пошла нашла советский учебник и о боги, клипоао4 мышление ребёнка куда то делось и он с первого раза понял что такое правило буравчика и как решать задачи по теме

А правила русского изложены так, что ребёнок не в состоянии ни запомнить, ни понять. Опять приходилось объяснять все словами своего советского детства. И все в голове ребёнка укладывается. А введение звукового разбора в началке уже даже доказано, что привело к росту безграмотность в написании. Йожики не просто так появились и не потому, что дети отупели

Зойка-пересмешница: Да современные дети намного больше нас знают и лучше решают задачи

Аноним 714: Нынешние дети гораздо взрослее и рассудительнее, чем были мы в этом возрасте.

Только преподаватели ВУЗов и работалатели с вами почему не согласны. Вместо того, чтоб проходить вузовскую программу, приходится изучать школьную. И.т.д. и т.п. кто все таки врёт или вы или вышестоящие структуры, которые вынуждены учит дальше или давать работу.

Аноним 330: домой или разрешить пользоваться «хоть чем, лишь бы написали не на 2» она не придумала. И всем пофиг, и администрации, и классному руководителю и даже родителям, которые не вмешиваются в учебный процесс.

Вас это удивляет? Вот вам возмущает, большинство устраивает, главное оценки хорошие и их не трогают. И все из-за кучки шизанутых, которые выклянчивают липовые пятерки , для утешения своего эго.
На выходе, малограмотные общество, и пара блаженных мам как выше, которые уверены, что дети сейчас умнее.

Аноним 219: То что сейчас ребенок изучает в 10 классе, я даже в институте не проходила 😭
Одно общество чего стоит.
Про химию, биологию и математику молчу

А толку то? Мыслить не умеют, без репетиторов ничего не доходит. И в результате работают как ЕГЭ сдают. Скажешь делать - делают, смысла не понимают.

svetlonio: Учебники кошмарны. Я отлично помню как прочитав папу раз параграф по физике прекрасно поняла, почему сын никак не может понять тему. Я, отлично её зная будучи в школе призёром по физике, по нему бы ничего не поняла, насколько все изложено коряво. Пошла нашла советский учебник и о боги, клипоао4 мышление ребёнка куда то делось и он с первого раза понял что такое правило буравчика и как решать задачи по теме

О том речь. Все как в жизни куча непонятных слов и англицизмов, за которыми скрывается пустота. Эти за мудреные учебники знаний не дают. За сложными оборотами скрывается фикция. Для понятия и принятия сути, вполне хватает простых понятных слов из старых советских учебников, созданных для людей, которых учили думать.

Само получилось: толку то? Мыслить не умеют, без репетиторов ничего не доходит. И в результате работают как ЕГЭ сдают. Скажешь делать - делают, смысла не понимают.

У меня мыслящий ребенок, никто не скажет что ему 16.
Хоть про политику поговорить, хоть про историю, хоть книги обсудить , хоть спектакли. Но да, не все такие, младшие у меня другие, мыслят хуже, чем старший, хотя разница не большая и занималась всегда со всеми одинаково .

психологи, такие психологи. странные.
решение задач это отдельный навык требующий автоматизации и причем тут счет?
дяденька, вам надо снова идти учиться. и перестать хайповать на словах "клиповое мышление".

Аноним 219: Одно общество чего стоит.

а что там такого страшного?

Аноним 219: математику молчу

Ошибаетесь, ЕГЭ профиль легче, чем примеры из пособия для поступающих 30летней давности.

Нормальные дети, только часто невнимательные. Вот это да, есть. Отвлекаются.
В уме считают, каверзные вопросы задают. Я препод, если что.

Аноним 849: Ошибаетесь, ЕГЭ профиль легче, чем примеры из пособия для поступающих 30летней давности.

Поддержу. Чтобы сдать ЕГЭ профиль по математике достаточно изучить все типовые конструкции и методы решений. Но как только попадается нетиповой пример, для решения которого надо просто понять его смыл, большинство учеников в ступор впадают. Не могут выйти за рамки шаблонов.
Умеющим решать ЕГЭ профиль почему-то тяжело дается даже уровень Б из Сканави.

Аноним 219: Само получилось: толку то? Мыслить не умеют, без репетиторов ничего не доходит. И в результате работают как ЕГЭ сдают. Скажешь делать - делают, смысла не понимают.
У меня мыслящий ребенок, никто не скажет что ему 16.

Дети разные все. И психологи скорее всего про большинство вещают. Что печально.
Сын в лицее в пригороде Екб учится. Все дети отбор проходили. Так вот, после посещения их уроков математики поняла, что без работы не останусь.
Учительница преподает прекрасно. Все четко, последовательно, доступно. Я сама заслушалась. Но включены в работу 6 человек из 27. Остальным это просто не надо. У них телефоны.

Может это потому, что мой учится в хорошем классе, в зс ездит, на олимпиады - дети мне современные очень нравятся.

Аноним 849:

Про 30 лет назад не скажу, я 25 лет назад поступала в вуз, и профиль не математический

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения. Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

Все разделы