Маэстро моды посвятил массу времени разгадыванию тайн в этом мире камней и металлов и составил свою картину развития этого дорогого во всех смыслах искусства.
...
Уроки по истории моды от Александра Васильева были бы неполными без лекции об украшениях. Ведь никакой модный образ без них нельзя считать завершенным. Поэтому маэстро моды посвятил массу времени разгадыванию тайн в этом мире камней и металлов, посетил десятки музеев и архивов, прежде чем составил свою картину развития этого дорогого во всех смыслах искусства.
Самые загадочные факты истории
Первые украшения появились несколько тысяч лет назад. Конечно, сначала это были примитивные материалы: кости, чешуя рыбы, черепашьи панцири, зубы животных, перья птиц, ракушки. Их носили в виде бус, браслетов и сережек.
С открытием металла появляется интерес к другим украшениям. В эпоху Древнего Египта уже стали появляться диадемы, ожерелья, оплечья, все это было сделано из золота. Камни в них не использовались. Многие украшения были снабжены бубенчиками, чтобы все мужчины слышали, что к ним приближается красавица.
Античные империи сменили варвары, кочевники. Их украшения тоже были сделаны из золота, плюс появляются камни. Особенно популярное сочетание: бирюза и рубиновое стекло. Не рубины, а именно стекло. И вот здесь заключается главный парадокс: чтобы это стекло выдуть, необходимы печи. Чтобы соорудить печи, необходимо создать поселение. А они жили в седле. И до сих пор никто понятия не имеет, каким образом эти кочевники находили место для ювелирного искусства и добывали рубиновое стекло. На скаку?
После того, как были открыты и драгоценные металлы, и драгоценные камни, история украшений развивается стремительно. В эпоху средневековья мы уже можем наблюдать огромное количество самых разных колье, сережек, перстней, а в эпоху Возрождения дамы были просто с ног до головы украшены драгоценными камнями и металлами. И не только дамы!
В то время, когда в эпоху барокко вся Европа носила огромные камни в прическах и на платьях, сеточки-оплечья с жемчужинами, по два-три перстня на каждой руке, где же была Франция? А Франция была в этот момент беднее остальных. Это во-первых, а во-вторых – у французов уже тогда был хороший вкус. У них существует очень важное чувство - чувство меры. Они знают, когда достаточно, больше не надо.
В начале XX века появляется стильная бижутерия. Модельер Эльза Скиапарелли стала делать украшения из пластика. Одно из самых знаменитых ее украшений – колье в стиле сюрреализм, на прозрачном пластике тараканы и жуки ползают вокруг вашей шеи. Это был прорыв.
Сейчас бижутерия заполонила нашу планету, но истинные леди по-прежнему отдают предпочтение бриллиантам или, на крайний случай, жемчугу.
Как правильно?
Как правильно выбирать жемчуг. Кажется, что жемчуг идет всем. Но есть одно важное правило. Выбирая жемчуг, будь то серьги или бусы, необходимо сравнить оттенок жемчужин с оттенком ваших зубов. Если вы купите белоснежный жемчуг, а у вас желтоватые зубы, то вы испортите все. Потому что эти желтоватые зубы будут выглядеть еще желтее на фоне этого ожерелья. Все будут смотреть не на жемчуг, а на ваши зубы. Также жемчужину нужно приложить к глазу. Ведь у каждого из нас разный оттенок глазного яблока: белый, желтоватый, голубоватый и т.д.
Как правильно носить бриллианты? Однажды во время лекции по украшениям я сказал, что бриллианты – камни после пяти. И одна моя студентка сказала: «А у меня все бриллианты после пяти карат!» Вообще-то речь не о каратах. А о том, что носят их после пяти часов вечера. С утра можно носить изумруды, рубины, сапфиры. А вечером бриллиант выглядит намного лучше, чем при палящем солнце. Бриллиант не терпит солнечного света, свет убивает его блеск, и камень выглядит дешевым стеклом. Кроме того, могу сказать, что бриллиант – зимний камень. В мерцании снега он выглядит гораздо выигрышнее.
Как правильно носить браслеты? Один браслет – это буржуазно, а если их четыре – это всегда стильно. Не бойтесь носить несколько браслетов.
Невостребованные, но любопытные
На протяжении истории появлялись украшения, соответствующие духу и реалиям той или иной эпохи. Многие канули в небытие, и их мы можем сейчас лицезреть лишь на старых картинах.
Флаконы для хранения духов в виде раскрытого апельсина. На каждой дольке имеется маленькая пробочка. Носили такие «апельсины» в виде кулона на цепочке.
Эгрет – заколка для пера. Она крепилась на волосы, и в нее вставлялись перья для прически.
Стомакер – передняя часть корсета, плотная, полностью сделанная из драгоценного металла с вкраплениями камней.
Несессор - небольшая коробочка на цепочке. Она носилась либо на мужских панталонах, либо в складках женской юбки. Что хранилось в несессоре? Во-первых, иголка, нитки и маленькие ножницы. Одежда, в которой дамы приезжали на бал, была сшита не на машинке, а вручную. И часто во время танца отрывались оборки и кружева. Дамы в туалетной комнате быстро приводили в порядок свою одежду. Во-вторых, там хранилась вилка и ложка. Дело в том, что столовые приборы в те времена делались из золота. Но на балу подавать такие приборы было опасно, так как они «делали ноги». Поэтому каждому посетителю бала нужно было носить личные приборы.
Драгоценные табакерки. В ту пору не курили, а нюхали табак. Чихание в то время считалось очень полезным для организма. И вот светское общество собиралось и усиленно чихало в носовые платки, это считалось очень здорово.
Сотуар. Прически в эпоху Ренессанса были настолько высокими, что их необходимо было укреплять. Было такое украшение, которое называлось сотуар. Это нитка жемчуга без застежки. Ее нельзя закрепить на шее, но булавками можно приколоть на высокую прическу.
Траурные украшения. После французской революции аристократия обеднела. Они стали носить черные ленточки на шее, в том месте, где должна была пройти гильотина. Также большой популярностью пользовался у женщин траурный браслет с портретом погибшего мужа.
Маленькая подставка в кулачке дамы, в который она вставляла букетик фиалок или других цветов, чтобы отбивать неприятный запах мужского пота во время танца. Они были сделаны из золота, серебра, украшенные бриллиантами, жемчугом, эмалью. Мужчины танцевали во фраках, фрак сделан из шерсти, а шерсть в поту вальса пахнет псиной. Дезодорантов не было. Дамы у носа держали такого рода букетики, они были просто необходимы.
Лучший способ выклянчивания бриллиантов у мужа от Александра Васильева
Отправляетесь с подружкой в магазин, выбираете себе, допустим, брошку, примеряете и просите продавца ее отложить. Вернувшись домой, рассказываете мужу: «Сегодня был дождь, мы с Зиночкой зашли его переждать в ювелирный магазин. Я увидела там такую красивую брошку! Так мне идет, у меня день рождения скоро, нет-нет я не прошу, это дорого, конечно. Но я ее отложила». Дальше обсуждаете детей, работу, поездки и т.д. Ночью в три часа вы просыпаетесь с криком. «Что случилось?» - спрашивает муж. «Ой, опять эта брошка приснилась». На следующую ночь в три часа вы просыпаетесь с тем же криком. Так три ночи подряд. На четвертый день он купит вам ее, так как он не любит, когда его будят в три часа ночи. Проверено на сотнях моих учениц!