После смерти Диора его модный дом возглавляли разные дизайнеры, но никому не удавалось добиться тех продаж и ажиотажа, которые были при скромном, добрейшем и совершенно гениальном мастере своего дела.
...
Его страсть к загадкам мира моды с каждой разгаданной тайной только растет. Изучив досконально жизнь Коко Шанель, он принялся за другого мэтра моды – Кристиана Диора. И пока в биографии дизайнера не осталось ни одного непонятного момента, ни одной невнятной фотографии и ни одного секрета – Александр Васильев не успокоился.
Тайна первая. Детская
Кристиан Диор родился в 1905 году в глубоко буржуазной семье в портовом городе Гранвиль. Отец его был промышленником – хозяином завода сельскохозяйственных химикатов. А мама – красивой женщиной, которая никогда не работала, любила элегантно одеваться и выращивать цветы. Вы скажете, что, конечно же, воспитание мамы повлияло на то, что в семье вырос гений моды? На самом деле, повлияли оба родителя в равной степени. Судите сами.
Отцовская фабрика с удобрениями так дымила, что соседи часто говорили: «Диор сегодня что-то развонялся». Неприятный дым, которым было окутано детство Диора, стал невольной причиной тому, что кроме одежды Кристиан впоследствии стал производить духи.
Дом, в котором родился Кристиан Диор – старый особняк с красивым фасадом, выкрашенным розово-кремовой краской. Дом был окружен роскошным садом из роз и гортензий. Все детство он провел на этих аллеях, читал книги на скамейках в окружении цветов. И если посмотреть крайне внимательно на бутоны роз, особенно на сорт, который по сей день растет в том саду, то можно увидеть силуэт юбки, предложенный Диором спустя годы! И эти тонкие лепестки напоминают юбки со множеством тюлевых подъюбников, которые он создал и прославился на весь мир. Платья «нью лук» были созданы благодаря этим розам!
Но сразу позади сада находилось трагическое место – католическое кладбище. Каждый день Диор наблюдал процессии женщин в черных траурных платьях. Это тоже повлияло на его творчество, ведь в коллекциях Диора всегда преобладал черный цвет.
Тайна вторая. Русская
В 1929 году произошел кризис, рухнул доллар и обанкротились все: и торговцы, и предприниматели. Обанкротилась и фабрика Диора по выработке удобрений. Рабочих распустили, а у отца Кристиана от переживаний случился сердечный приступ. Он скончался.
Не выдержав горя, вскоре умерла и мать Диора. Кристиан остается сиротой, причем без дома, фабрики и денег. Юноша очень переживал, ему даже пришлось полечиться в специальной клинике. А после лечения друзья посоветовали ему немного попутешествовать, чтобы развеяться.
Диор почему-то решил поехать в Россию, по маршруту Москва-Ленинград. Вернулся он в полнейшем ужасе и сказал: «Я не хочу, чтобы женщины одевались так, как одеваются в России. Я буду дизайнером одежды!» А вы знали, что гения моды подарила миру по сути Россия? Вот такой толчок дала ему наша страна. Кристиан Диор идет учиться в художественную школу, а после начинает рисовать модели одежды. Некоторые из них удается продать в журналы мод. Постепенно он начинает зарабатывать и формироваться, как дизайнер.
Тайна третья. Военная
Еще до Второй мировой войны рисунок Диора окреп так, что он попал в Дом моды Роберта Пиге. Он ассистировал дизайнеру, сам много рисовал и помогал ему. Все больше и больше в его рисунках проглядывает тот самый силуэт «нью лук».
Париж был оккупирован немецкими войсками уже летом 1940 года. У дизайнеров моды появилась новая публика – жены немецких офицеров. Мода этого периода соответствовала стилистике военного времени. Вся обувь – только на платформе. Пройти по разбитым дорогам на каблуках или на тонкой подошве было невозможно. Француженки переоделись в неженственную одежду, стали летчицами, танкистками.
Единственным оружием француженок военных лет стала губная помада. Мир знает десятки фотографий парижанок 40-ых годов, красящих губы на улицах города. Впервые во Франции началась массовая проституция. Мужья ушли на фронт, город переполнен немецкими офицерами, женщинам нужно зарабатывать, чтобы кормить детей. О какой моде могла идти речь?
Один за другим закрываются модные дома Парижа. Но Диор попадает под крыло кутюрье Люсьена Лилонга. Люсьен совершенно не умел рисовать, и Диор очень выручил его в этом. Он снова и снова набивает руку в эскизах, и даже во время войны продолжает создавать легкие, воздушные модели с рюшами, нежных оттенков. Война не смогла убить в Диоре искателя женственности и красоты.
Тайна четвертая. Суеверная
После войны Диор со своим партнером Пьером Бальменом решили открыть свой Дом моды. Оба уволились со своих мест работы и стали разрабатывать бизнес-план. Но в последний момент Пьер Бальмен тайно от Диора договорился со спонсором и открыл модный дом, оформив его только на себя. Кстати, этот бренд существует до сих пор. Диор остался не солоно хлебавши: без иллюзий, без работы, без денег и перспективы на будущее.
Но в один прекрасный день он брел по улице Парижа и споткнулся о железную звезду. Эта звезда до сих пор хранится в музее Кристиана Диора. Он упал на колено, и будучи человеком очень суеверным, сказал: «Это судьба. Сегодня что-то хорошее случится». И как только он поднял глаза, то увидел своего друга детства – Марселя Буссака, текстильного магната, миллионера уже в ту пору.
Друзья обнялись. «Как дела?» – спросил Буссак. «Плохо», - сказал Диор, и рассказал свою историю. Кристиан Диор поведал Буссакуо своей задумке открыть модный дом. О том, что он хочет шить широкие женские платья, желательно из черной шерсти. В голове Буссака заработала счетная машинка. Потому что на складах у него лежали завалы черной шерсти, которая была не в моде и которую никто не покупал.
Буссак и Диор купили оборудование, затем нашли частный особняк, который был перестроен в Дом Моды Диора в 1947 году.
Тайна пятая. Оглушительная
Четыре года войны женщины Франции буквально голодали. Поэтому к концу войны талии у парижанок были 49-50 см. Диор успешно пользовался этим фактом. Он мечтал создать образ идеальной женщины – с тончайшей талией и красивыми бедрами. Он решительно шел к образу «нью лук», который перевернул мир.
Первая коллекция Диора была показана зимой 1947 года. Это было совершенно новое слово в моде: платья с подчеркнутой талией, с пышной юбкой, женственные, элегантные. Журнал «Харперс Базаар» первым опубликовал положительный очерк о коллекции Диора. Он же первым употребил термин «нью лук» - новый образ. Это была революция в мире моды.
Одна из самых известных моделей коллекции – «бар». Она называлась так, потому что была создана специально для одиноких женщин, которые ходят в бар, чтобы познакомиться с мужчинами. Приталенный жакет без подплечников, с баской, нежного охристого цвета, темно-коричневая плиссированная юбка, шляпа – салатница по мотивам ядерного взрыва в Хиросиме. Обувь – туфли с острым носком и на узкой шпильке.
Это был взрыв, полнейший успех. Костюм «бар» за тот сезон был скопирован двенадцать тысяч раз.
Тайна шестая. Женская
Многие считают, что успех Диора был головокружительным из-за того, что он сумел разгадать психологию женщины.
Диор часто использовал один и тот же сюжет в своих рекламных кампаниях. Это фотография женщины в пышном платье, которая поднимается по лестнице. Мы не видим ее лица. Все вокруг освещено. Она смотрит наверх, где ее ждет «принц».
Эта картинка, по мнению Диора, воплощала в себе полнейшее и абсолютное женское счастье: она прекрасна, успешна, на ней дорогое платье, она поднимается по лестнице жизни вверх, наверху ее ждет возлюбленный, а вокруг ни одной конкурентки.
Прав ли он был? Это судить женщинам. Но после подобных кампаний продажи возрастали в разы. А в его модный дом тянулись вереницы звезд и знаменитостей: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Грета Гарбо, Грейс Келли, Софи Лорен, Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди…
Платья Диора из коллекции прет-а-порте могли копироваться до 12000 раз. А из коллекции от-кутюр – только 3 раза. Причем с условием, что все модели должны быть отосланы в разные страны, для того, чтобы две или даже три женщины случайно не пришли на один вечер в одном и том же платье. Как это случилось однажды на московском кинофестивале: Софи Лорен и Лиз Тейлор приехали в абсолютно одинаковых платьях от Диора. Причем, одна из Италии, другая из Америки. Лорен, как только увидела Тейлор, сразу убежала в гостиницу переодеваться: конфуза удалось избежать.
Тайна седьмая. Личная
Одна из тайн Диора заключалась в том, что он всю свою жизнь любил только одну женщину – свою мать. Ее изысканные наряды, которые он помнил всю жизнь, часто вдохновляли его; ее душистый сад вообще преследовал Диора на протяжении всей карьеры: он то и дело вплетал в платья садовые мотивы или пытался воссоздать аромат гортензий в своих духах. Даже все его манекенщицы были похожи на его мать: невысокого роста, с тонкой талией и узкими щиколотками…
Он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы сделать женщин прекрасными. Но при этом, он так и не полюбил ни одну женщину.
Всю свою жизнь он прожил под одной крышей с художником Кристианом Бераром. Они вместе работали и вместе жили.
Но в 1957 году Диор влюбился в алжирского джазового певца, который был строен и хорош собой. Когда Кристиан увидел, что алжирец не проявляет к нему интереса, он решил, что ему необходимо похудеть, и тогда любовь станет взаимной.
Надо оговориться, что Диор очень любил вкусно и много поесть.
Итак, приняв такое решение, Диор отправляется на знаменитый термальный курорт Монтекатини-Терм, где несколько недель пьет минеральную воду и занимается промыванием желудка.
К концу лечения Диор не выдержал и плотно пообедал. Неподготовленный организм не выдержал нагрузки, и великий дизайнер ушёл из жизни 24 октября 1957 года в возрасте 52 лет от сердечного приступа.
После смерти Диора его модный дом возглавляли разные дизайнеры, но никому не удавалось добиться тех продаж и ажиотажа, которые были при скромном, добрейшем и совершенно гениальном мастере своего дела.