Учитель остается на своем месте, год за годом ведет урок и смотрит в глаза учеников. Как изменился этот взгляд за 40 лет
...
Жизнь идет вперед: меняются времена года, курс доллара, президенты, гаджеты в наших карманах. Одни дети вырастают, им на смену приходят другие - и тоже вырастают. А учитель остается на своем месте, год за годом ведет урок и смотрит в глаза учеников.
Перед Днем учителя мы поговорили о переменах в обществе и постоянстве детской души с Натальей Эдуардовной Бартош - пианисткой, замечательным учителем музыкальной школы. Наталья Эдуардовна преподает 44 года: первые 3 года в городе Судогда Владимирской области, затем - в музыкальной школе Асбеста №1.
Мы задали “вечные” вопросы: в чем ценность музыкального образования? Чем отличаются дети прошлых времен от сегодняшних учеников? А может быть, это миф и нет никакой разницы между ребятами разных эпох? - и их детство зависит от нас, взрослых?
“А как у нас с величием души?
Всё остальное, кажется, в порядке,
Но, не играя в поддавки и прятки,
Скажите, как с величием души?
Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?
А как там с доблестью, геройством, славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умён ли сильный, угнетён ли слабый?
Прошу ответ”.
Б. Слуцкий
U-mama: Наталья Эдуардовна, вы преподаете музыку 44 года и видели детей разных поколений: 80-е, 90-е, “нулевые”, наши дни… За это время мир заметно изменился, появились новые средства связи, нам стало доступно больше разных благ. Повлияло ли все это на детей, изменило ли их? Или дети есть дети во все времена?
Наталья Эдуардовна: Мир всё время стремительно меняется. То, на создание чего раньше требовалось много усилий физических и масса времени, сегодня делается мгновенно. С одной стороны, сказка стала былью – средства связи всегда под рукой. Одним нажатием мышки любой человек: взрослый, ребёнок - может вызвать «джинна» - подсказчика из интернета. Но эта лёгкость порождает ложное мнение: «Я всё знаю!» Отсюда нежелание тратить время на вчитывание, скурпулёзное изучение чего-либо. Жаль, но это – факт.
Дети хватают по верхам – много всего и в разных областях. Да ведь и взрослые вынуждены поступать так же!
U-mama: Как современные дети общаются по сравнению с ребятами прошлых поколений?
Н.Э.: У детей в разговорном языке не принято говорить внятно и связно, многие слова просто вышли из употребления. Язык стал более «бытовым». Может быть, это станет нормой: кивок, словечко на сленге – всё понятно. Но мы, преподаватели, желаем разговаривать с учениками на равных, хотим слышать их собственное мнение. Вот это – трудно. Им же легче быть обезличенными муравьишками.
Зачастую дети приходят к нам, не умея выучить и рассказать маленький стишок, спеть, пусть и фальшивя, песенку. Но зато они уже успели познакомиться с бранными словами, и это не вызывает отторжения у их родителей. Да и дома, как становится ясно, этот лексикон привычен (увы, трёхлетний мой внук, эдакий ангелочек, недавно, что называется, огорошил).
Как много нужно вложить в ребёнка родителям – ещё до школы! Нужно с ним разговаривать, ведь он и на мир-то смотрит вначале нашими глазами, копируя наши реакции.
U-mama: Получается, меняющийся мир влияет на родителей, и у них вырастают изменившиеся дети...
Н.Э.: Каждый день зависит лишь от нас самих, каким он будет. Чем мы его наполняем? Каким тоном мы говорим с ребёнком? Ободряющим, или осуждающим? Угрожаем, поучаем, идём на поводу?
Думаю, характер ребёнка – сложный ли, уступчивый ли – не задаёт «доминанты». Будет человек успешен в дальнейшей жизни или нет, зависит не от характера. Думаю я, что родители, а не школа, приводят ребёнка к успеху – неуспеху. Просто надо найти ключики к нему.
Пожалуй, природа детства не изменилась за несколько десятилетий. Как раньше были ученики ленивые и прилежные - так и сейчас. Трёх-, четырёхлетки - дети по природе с доминантой правого полушария мозга: все они талантливые, креативные, энергичные. Вечные двигатели. Мозг их «взрывается» от идей, и границ они не видят. Им всё подвластно.
Вот когда вступает в дело левое полушарие - в возрасте 6-7 лет, начинаются перекосы, капризы, своеволие. Сваливаются обязанности. И родители, и дети нервничают, начинается учёба.
U-mama: И здесь уже подключается влияние педагогов и школьной программы.
Н.Э.: Не знаю, как обстоят дела в общеобразовательной школе, но подозреваю, что предметы из школьной программы не очень выстроены по отношению к детской психике. Когда мы с внуком заполняли рабочую тетрадь по «Окружающему миру», я поняла, что вымученными заданиями (нарисуй, сфотографируй, приклей, вырежи, вставь) отбивается трепетное отношение к природе, хуже того, рождается какое-то злое чувство на эту «подставу».
В нашей сфере, музыкальной, мы, педагоги, подходим к каждому ученику со своей меркой. Ищем контакты-ниточки, развиваем прежде всего сторону эмоциональную. Каждый урок должен нести открытие. И родителей стараемся обязательно заинтересовать делами своего ребёнка. Конечно, это непросто при новом пропускном режиме (антитеррор), когда на групповые уроки родителей не пускают, но на индивидуальные-то можно пройти вместе с педагогом по записи на вахте (спасибо, что хоть это ещё разрешается).
U-mama: Пользуются ли сегодня дети новыми возможностями для учебы? - например, легко находят музыку в интернете, скачивают ноты, смотрят записи концертов - и растут благодаря этому?
Н.Э.: Компьютер – да, помогает тем, кто увлекся, быстро найти слова песни, скачать ноты, которые им интересны. Хотя я сама ищу у себя или в обычной библиотеке то, что нужно, сканирую и даю играть. Курсы компьютерные я прошла, к ученикам могу вполне за советом обратиться, им это даже лестно.
U-mama: Есть ли различие в том, как относились к учебе ребята в начале вашей практики и в последние годы? Как готовили домашние задания, участвовали в подготовке праздников и концертов?
Н.Э.: Думаю, что здесь всё, как и раньше. Простая школа для ребят - обязаловка, задания они всё равно сделают, или спишут. А что-то самим придумать: прочитать стишок, рассказать о пьеске, которую исполняют, кажется лишним, не хочется.
В музыкальной школе есть совместные выступления, концерты, спектакли. «Рыбу» - заготовку-сценарий делаю сама, репетируем текст с каждым учеником на уроке, как и исполнение произведения, потом на общем показе всё выстраивается в целое. Прошу детей говорить друг другу замечания – по характеру исполнения, по темпам, по динамике, ритмичности. Жаль, что свои мысли высказывать ученики поначалу не любят, опять-таки, может быть, в школе учат сумме знаний, а не приучают мыслить?
Сегодня в обществе размыты границы – не совсем понятно, что такое хорошо, и что такое плохо. Кто виноват? – Нет ответа. У пионеров были права и обязанности, даже клятву давали. Учиться было положено. А теперь – дети не виноваты, что взрослые им не указывают границы дозволенного. Ответственность за действия ученика за порогом школы заканчивается. Ну, и еще – дети учатся на играх-«стрелялках». А злая природа разрушения заложена в генах человека. «Кто кого» – с воинственных первобытных времён. Чему тут удивляться?
U-mama: Расскажите, чем ценна музыкальная школа для ребенка, в какое бы время он ни жил?
Н.Э.: У наших учеников развита эмоциональная сфера. Они умеют «ловить» чужие эмоции и сами чувствуют других людей. А взрослея и умнея, умеют себя выразить - вон сколько выступать приходится, умеют «держать лицо», кто-то продолжает играть на инструменте (неважно, каком), осваивают самостоятельно другие инструменты, поют, танцуют, даже сами ставят танцы.
Ах, да, и многие попутно играют в театральном нашем коллективе. О, эти новогодние спектакли, один другого интереснее! Этого года – мюзикл (сами поют!) «Красавица и Чудовище», честное слово, не без недостатков, кое-где фальшивили, но играют-то «от души», что уж точно даёт умение держаться на людях и говорить.
Вот, кстати, проблема у нас на Урале – говор наш, говорок быстрый уральский с проглатыванием окончаний. Я из Владимира, но он, говор, и меня тоже захватил, мама моя, тоже в прошлом музыкант, каждый раз подмечает: «Ты почему-то повышаешь голос в концах фраз!»
U-mama: Концерты пианистов тоже, наверное, дают особый опыт?
Н.Э.: Фортепианная природа не очень располагает к выездным концертам. Ученики сдают программы на академических концертах, конкурсах этюдов и аккомпанементов, на технических зачётах. На выездные концерты обычно охотно выставляют баянистов, вокалистов - как солистов или же в ансамблях. Или детей в ярких народных костюмах с отделения «Музыкальный фольклор».
Мы вынуждены брать с собой синтезатор. Сейчас практически нет настроенных инструментов в детских садах, тем более, в различных организациях.
U-mama: Подытоживая: музыкальная школа отлично дополняет общеобразовательную в любые времена?
Н.Э.: Я бы сказала так: «Руководители общеобразовательных школ, не мешайте педагогам дополнительного образования! А мы сами разберёмся с нашими детьми. Не делайте «вторые» смены с 11 часов. Дети никуда не успевают! Мы и так давно занимаемся со второй смены. По утрам школа стоит пустая, а вечером нам классов не хватает».
Дети и их родители хотят учиться у нас в музыкальной школе. Статус у нашего заведения высокий, конкурсный отбор. Учащиеся часто поступают дальше в учебные заведения – скажем, в АКИ (Асбестовский колледж искусств – соседнее с нами здание). Да и если потом наш выпускник выбирает другую специальность, музыкальное образование резко повышает шансы стать успешным человеком. Точно!
Подытоживая, скажу: по моему мнению, за 20-30-40 лет не столько дети изменились, сколько всеобщее мироустройство.
Мы благодарим Наталью Эдуардовну за добрый и глубокий рассказ! И поздравляем всех, кто учит и наставляет наших детей, с Днем учителя и воспитателя! Пусть ваш труд приносит вам радость, пусть вас окружает уважение, любовь и наша благодарность!