Подарок от наших известных психологов: две книги - "Развитие личности ребенка от рождения до года" и "Развитие личности ребенка от года до трех"
...
Развитие личности ребенка от рождения до года
Издательство: Рама Паблишинг, 2010 г.
«Развитие личности ребенка» - это серия книг, посвященная этапам развития ребенка от рождения до шестнадцати лет. Раньше она выходила в издательстве «У-Фактория» и считалась довольно таки дефицитной. Ее искали все – и родители и студенты. В написании статей к книгам принимали участие солидные специалисты высокого уровня: психологи, педиатры, педагоги. Многие из них хорошо известны рядовому читателю, интересующемуся вопросами детского воспитания. Например, психолог из Санкт-Петербурга Марина Осорина («Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»); наш бывший земляк, а ныне московский психолог Илья Слободчиков; местные психологи: Елена Кочева, Валентина Ильина. И другие.
Книга о ребенке «от рождения до года» состоит из нескольких частей. Первая посвящена истокам: семья как она есть. Пока их только двое. Все знают, что любая семья проходит через этапы притирок друг к другу: от романтизма до зрелости, от розовых очков до золотого пенсне. Психологи рассказывают, как приходит осознавание своей родительской миссии, и чем чревато рождение ребенка в неподходящий «притирочный» период – например, когда романтическая пелена спадает, и начинается противостояние, которое либо приведет к компромиссу, либо прошла любовь.
У любого человека, каким бы рациональным и приземленным он ни был, обязательно есть то, что называется «идеальным представлением», «идеальным образом». Понятие «идеальное представление» означает желаемое с учетом всех запросов «по максимуму». В действительности так конечно не бывает. Однако хочется. В этом «хочется», собственно, и заключается смысл: идеальная семья – это та модель семьи, тот вариант, который хочется видеть. Итак, во-первых, чем «реальнее» позиция человека, чем лучше он представляет возможную действительность, тем меньше будет проблем. Не стоит, разумеется, думать, что начинать надо с критической оценки всего происходящего. Когда он и она начинают вести собственную, отдельную от всех других жизнь, появляется огромная масса мелочей (и не только), на которые раньше внимания не обращалось или обращалось, но вскользь. Как известно, мелочи имеют скверную тенденцию к накоплению, и, когда их становится слишком много, изначальное легкое раздражение перерастает в настоящее неприятие.
Во-вторых, семья – это всегда несвобода. Это больше обязанностей, чем прав, это больше отдача, чем получение, это в равной степени победы и поражения, это всегда изменение – постоянное, непрерывное.
Отечественные психологи пишут в специфической манере, их размышления «звучат» отстраненно. Словно полноводная река из мыслей, выводов, жизненных законов течет и затягивает читателя в мелкие водовороты. Нет проповеднического задора, авторы не пытаются понравиться, они приглашают к совместным раздумьям.
Текст перемежается примерами из жизни и цитатами из великих. По всему разделу красной нитью проходит тема ребенка: каково ему будет родиться в такой ситуации - или в другой. Хорошо ли ему будет, комфортно ли.
Далее идут разделы о беременности, здесь уже медицинская точка зрения превалирует: проблемы с зачатием, вынашиванием, психоэмоциональное состояние будущей мамы и ребенка, роль отца. Пожалуй, самая интересная часть книги – это психическое развитие новорожденного. Мы все еще крайне мало об этом знаем. О том, как распознавать сигналы младенца, реагировать на плач, чувствовать характер эмоций, осуществлять уход за ребенком исходя из его темперамента. Развивать родительскую чуткость. Этот раздел мог бы стать отдельной книгой.
Если интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая причина возникновения страдания новорожденного – сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующим биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно психологическое или физическое, одна из основных общих причин страдания ребенка. Другой важной причиной страдания является неудача – реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид и некоторые другие. С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.
Один из них – это социализация страдания через наказание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже наказывают его за это. К чему это может привести? Ребенок попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к притворству, изоляционизму, что вызывает апатию и усталость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.
Это важно. Подавляя у ребенка искренние эмоции, мы учим его врать. Придумывать себе маски, от которых в первую очередь сами же родители впоследствии и пострадают, и будут жаловаться на них окружающим.
Далее книга рассказывает о делах приземленных: кормление ребенка до года, уход за ним, организация безопасного пространства, прогулки, игры. Как и во многих книгах подобного рода, здесь немало анахронизмов, куда же без них, но они не раздражают придирчивого читателя. И не такие уж они прискорбные. Небольшая статья отводится особым деткам, имеющим какие-либо диагнозы – и заканчивается сборник статьями Марины Осориной «Значение колыбельной песни в формировании модели мира у маленького ребенка» и «Освоение домашнего пространства».
Цена книги в магазинах: ~315 руб.
Развитие личности ребенка от года до трех
Издательство: Рама Паблишинг, 2010 г.
Еще более фундаментальный труд. Количество авторов заметно увеличилось: психологам из Екатеринбурга помогают их коллеги из Германии, Англии, а также преподаватели из УрГПУ, медколледжа, УГТУ-УПИ. И снова на одном дыхании не прочтешь, здесь все серьезно.
«Раннее детство – открытие большого мира» - раздел об адаптации ребенка к окружающему пространству. О том, как меняется влияние взрослых людей и привычных вещей на ребенка по мере взросления, о возрастных кризисах. Специалисты дают советы – да-да, уже пошла практика. Как выводить ребенка из сложных ситуаций, кажущихся простыми (вроде конфликтов в песочнице), а также много полезной информации о защитных механизмах детской психики, часто принимаемых взрослыми в меру своей.. ну, не испорченности, а скажем мягче – зашоренности за злостные манипуляции.
«Познание и творчество» - конечно же, таланты. Поведение ребенка в игре, в рисовании и нехитрых играх, расшифровка знаков и тревожных «звоночков». Развитие талантов, общение, культурное воспитание, лидерские качества и другие психологические особенности в выражении себя.
«Право быть самим собой» - раздел о страхах, различных темпераментах и полярных чувствах от радости до гнева, от обиды до удовольствия. О том, как адекватно воспринять чувства ребенка, сопоставив их с темпераментом и.. возрастом. Все проблемы ведут к одной точке: родители забывают, что их ребенок еще совсем маленький, и непонимание начинается с шальной мысли «он ведь уже большой и должен…»
Возникновение страхов у мальчиков нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него «настоящего мужчину». При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой.
Здесь четко высвечивается еще одна проблема воспитания: как развить в ребенке личность цельную, но не «плохую», наделав при этом минимум необратимых ошибок.
«Здоровье ребенка в период раннего детства» - название раздела говорит само за себя. Аспекты физического и психического здоровья, питание, закаливание. Возможные отклонения в развитии, и как с ними жить – аутизм, гиперактивность, тревожность.
«Малыш и цивилизация» - как ни странно, раздел начинается со статьи об отлучении от груди. Вполне адекватной, разумной. Далее приучение к горшку, статьи об играх (как научить играть) и книгах (как развить интерес к чтению). Здесь тоже много специфики, классификаций – например, какие игрушки подходят в период болезни, какие считаются полезными, и как игрушки прививают гендерные стереотипы.
Текст насыщен примерами из жизни, играми, стихами и потешками, книга являет собой большой труд, изучить который было бы полезно всем родителям, которых не пугает сухость научного подхода.
Цена книги в магазинах: ~345 руб.
ПОДРОБНЕЕ https://vk.cc/7U4P96