Татьяна Бабушкина. Что хранится в карманах детства. События, объединяющие больших и маленьких, или Уроки фантазии
...
Давайте рисовать! А также лепить, строить, думать… Уроки фантазии от известного педагога.
Татьяна Бабушкина
Что хранится в карманах детства. События, объединяющие больших и маленьких, или Уроки фантазии.
Издательство: Б-ка «Шкiльного свiта» (Киев), 2005 г.
Сначала о том, как нам не хватает детских творческих студий с увлеченными педагогами. Теми самыми педагогами из советских документальных фильмов – с горящим взором, с невероятной любовью к своему делу и твердыми намерениями донести до детей истины творческого мира понятным языком. Некоторым еще удается держаться на плаву, они что-то где-то ведут хотя бы частным образом. Постепенно все лучшее в образовании будет придавлено отходами нашего смутного времени. Неувязка получается: с одной стороны детей нынче стараются развивать по современным методикам. И мамы с рождения приучают лялек к прекрасному, изучая книжки, подсовывая малышам пальчиковые краски и пасту для лепки чуть ли не с полугода. С другой – учить есть кого, а учиться не у кого. Шансов все меньше, коммерции все больше.
Татьяна Викторовна Бабушкина, она же – ТиВи, она же ТиВиша - руководительница подросткового клуба ЭТО («Эстетика, Творчество и Общение»), преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета. К сожалению, с 2008-го года ко всем регалиям нужно прибавить прошедшее время – была. Она была яркой неординарной личностью. Клуб назывался «кочевым» – они организовывали лагеря в разных углах страны, ездили в детские дома и интернаты, посещали культурные места, общались с известными людьми… дети даже на стройках работали, зарабатывая деньги, даже теплотрассу прокладывали к детскому дому. Деятельность клуба не нравилась советской системе, и его всячески подавляли. И было за что – чтение запрещенной литературы типа «Доктора Живаго», постановка спектаклей по Ричарду Баху – в начале 80-х все это еще было преступлением.
Сегодня наших детей, да и любого взрослого, способна поразить - и тут же оставить в равнодушии - видимая географическая исчерпанность мира. Земля уже выглядит как тесная, всезнаемая, небольшая планета. Человечество, географически исчерпав себя, тем не менее, печально глядит на компьютерно неподвижного ребёнка. И даже не утруждает себя понятием, что приход к компьютеру начинается с отсутствия многообразия воспитывающих путешествий. Мы сами убиваем в ребёнке путешественника в малых кругах нарастания пространства.
Раньше многие взрослые понимали эту важность. Недаром, когда маленький Владимир Одоевский в детстве сломал ногу, переживающая бабушка сажала его в экипаж, и каждый день возила вокруг дома, усадьбы. Мудрая бабушка понимала, что без этих маленьких путешествий ребёнок будет двигателен, как ни странно, только внешне, а внутренний двигательный мир не разовьется. Сегодня ребёнок настолько обездвижен, что у него сокращается и та, и другая способность познания пространства.
Давайте вспомним, в чем раньше измерялось пространство? В локтях. Двигаясь, присаживаясь, ползая, прислоняясь, измеряя собой, своей неуемностью окружающее, ребёнок измеряет пространство вокруг себя и в своем теле. Старые мультфильмы дарят нам удивительные, «живые» единицы измерения (Мартышка, Удав, Попугай), придумайте новые. Сделайте интересное исследование окружающей комнаты в ладошках, шагах, прыжках, в ребятах, взявшихся за руки.
В 16 веке испанский философ Ксавье де Местр написал книгу, которая тут же стала необычайно популярна во многих странах. В произведении таится открытие целой бесконечности в пространстве малой комнаты. Автор пишет о том, как он любит свой дом. О том, что его письменный стол находится на таком-то градусе широты и долготы, его кровать в стольких-то шагах от стола, что если идти по компасу, то кресло расположено на юге, стол - на севере и т. д. Мгновенный подъем своего дома до уникальности единственной точки на земле и есть основа значимости родной земли, которая сегодня утрачена.
Читая похожие книги, коих все меньше становится, поневоле думаешь об упущенных возможностях. О том, сколько дел и забот мешают заняться развитием ребенка на полную мощь. Но многие родители просто не знают, с какой стороны подступиться к творческому образованию, и они с удовольствием бы перепоручили детей талантливым педагогам из ближайшего центра развития. Благо их сейчас много. И хочется, чтобы ребенок хотя бы частично узнал, прочувствовал то, что пишут в своих книгах Татьяна Бабушкина или Елена Макарова.
На юге халабудой называется маленький домик, размером с сарайчик. В педагогике - домик, сотворенный из одеял, открытых зонтов, столов, занавесок, домик, созданный ребёнком по своему размеру и подобию, ребёнком, ищущим уюта и защищенности. Как в это можно играть? Для этого стоит вспомнить «придумку» Шацкого - сказку на естности. И, по совету Джанни Родари, «калькировать» её, взяв хотя бы того же Винни Пуха и его компанию. А чтобы персонажей хватило на всех, предложите детям быть Винни, Тигрой, Осликом по желанию и в любом количестве. И каждое множественное животное поселите в отдельный домик. А потом, взяв, к примеру, сюжет о кормлении Тигры, с которой непонятно что делать (ведь ни меду не ест, ни вкусных желудей) осуществите сюжет гостевания от одной халабуды к другой, со все увеличивающимся количеством участников. Но это уже потом... Главное произошло вначале. Когда дети, не спеша, обживали свои домики по законам извечного жанра дочки-матери. В глубине сундучок больше напоминает кладовочку. Здесь можно найти самые обыкновенные предметы: клубок ниток, картошку, башмак, лодку... Но стоит их достать по отдельности, как мы можем увидеть обычный предмет в необычном измерении, где он выступает как главный герой события.
Мы постоянно говорим о диалоге ребёнка с миром, но часто первое слово отдаем себе или ребёнку. А мир взирает, слушает и молчит. Поэтому многие наши встречи носят имена предметов, от лица которых ведется игровое повествование. Дерево, Яблоко, Хлеб, Письмо, Колесо, Стрела могут рассказать нам массу интересных вещей… Достаем и невидимое, но значимое, идущее прямо в сердце. Это запахи праздников. Оказывается, ванилин хорош не только в пирогах, но и на руках взрослого. Он радует и успокаивает одновременно. А вот пряничный домик можно покрасить, на манер забора Тома Сойера, цветной глазурью с корицей. Кожица мандаринов - самые запоминающиеся духи детства. А прогоревшие бенгальские огни рядом со взрослым пахнут доверительностью.
Чтобы заниматься с детьми по ТАКОЙ методике, нужно, как кажется, абсолютно уйти от реальности. И желательно перед этим пройти психоаналитика, чтобы в голову не лезли проблемы семейные, проблемы рабочие, проблемы выдуманные. Это другая сторона мира, где предметы живут своей собственной одухотворенной жизнью, и понимание его тоже должно быть овеяно одухотворенностью. Сколько раз на дню наши дети пытаются пригвоздить наше внимание к своему фантазийному огню, и сколько раз мы от этого отмахиваемся…
Татьяна Бабушкина была удивительным педагогом, настоящей звездой. Сегодняшний обзор – не просто знакомство с книжкой, но и воспоминание о хорошем человеке. Вот эту заметку ТиВиши опубликовали в день, когда ее не стало, но об этом еще никто не знал.
Когда день становится Днем...
В приближении трепетной даты 9 Мая, касаясь ее в разговорах со своими подростками, я думаю: насколько проникновенно они ее воспринимают? Мне кажется, для того чтобы растущий человек мог ощущать свою связь с историей, ориентироваться в потоке культурных меток, он должен иметь собственный опыт яркого переживания дат. И здесь очень важен сопровождающий взрослый, который разделяет ценность даты, увеличивает ее значительность, помогает ребенку разглядеть многообразие праздничных отношений. Начинается все с простого – с дня рождения ребенка, самой естественной и самой соблюдаемой даты. Нет ничего хорошего в школьной традиции, когда именинник приносит в класс конфеты: поздравленными оказываются учитель и одноклассники, а не ребенок. Это праздник наоборот. Между тем детям очень нужны даты, пусть не совсем обычные. Один детдомовский мальчик отмечал каждый год день рождения собаки – он его придумал, но четко соблюдал дату и каждый раз дарил подарок: пачку заварного крема, тот избыток, которым, ему казалось, можно порадовать собаку. А в одной семье отмечают день рождения Боба. Когда-то под впечатлением известной истории дочь с мамой в весеннее время высадили фасолину, она проросла, и теперь каждый год они ждут повторения сказки. Уже не вдвоем: весеннюю фасолину выращивает почти весь класс. Но День Боба на каждом подоконнике наступает в свой час.
К размытым кочующим датам дети относятся особенно внимательно. Например, договорились о Дне Одуванчика, даже о Днях. Это ведь и «Веснушки весны», и «Парашютики лета». Вино из одуванчиков изготовляется так: набирается полный стакан пуха и вставляется трубочка: его пьют «наружу», выдувая воздух из стакана.
Еще нечеткая плывущая дата: мы в клубе всегда отмечали День первого снега. И сколько бы лет ни прошло, где бы ни находились выросшие ребята, с первым снегом мы думаем друг о друге, это как сигнал к общему сбору. Я знаю семьи, которые отмечают дни рождения любимого поэта, «пьют чай с ним»; дни первой встречи папы и мамы. Или вот: мама с почти взрослым сыном празднуют День Следа на песке: с самого первого года жизни ребенка они ходят на речку – гуляют и фотографируют отпечатки своих ступней на влажном песке. Множество фотографий с датами! Что бы ни было, но дата, которая обретает для ребенка значение в общении с родными и близкими, – это не просто скрепляющее обстоятельство, а опыт переживания события как личной ценности, опыт хранения памяти. Только приучившись к тщательности празднования «своих» дат, человек готов к прочувствованному проживанию дат исторического масштаба…
«Сколько мне ни говорили о Победе, – рассказывает мой ученик, – я не испытывал никакого волнения. Но вдруг – это было 6 мая – отец разрешил мне не ложиться спать и смотреть фильмы о войне столько, сколько я захочу. Я мог даже не ходить в школу. Это было впервые: родители спят, а я смотрю телевизор. Один! Фильм за фильмом... Не сразу, конечно, но я все-таки туда прошел, в 9 Мая. Теперь это моя дата – не только число». (Газета «Первое сентября»)
Книгу «Что хранится в карманах детства» вряд ли переиздадут когда-нибудь, но ее легко найти в виртуальных архивах.
В обзоре использованы материалы сайта http://www.mydetstvo.com/ (фото Т.Бабушкиной).
Книги Елены Макаровой по искусствотерапии:
«В начале было детство» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2043,
«Освободите слона»: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2819,
«Лето на крыше» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=3009.