Остеопатия, кинезиология… эти загадочные термины недавно вошли в нашу жизнь. Хотите узнать больше?
...
Остеопатия, кинезиология… эти загадочные термины недавно вошли в нашу жизнь. Хотите узнать больше?
А. Колесников. Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка
Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
Эта книга в мягкой обложке, выпущенная небольшим тиражом на плохой бумаге, является современным руководством по теории и практике работы с телом. Она написана увлекательно и просто, в ней действительно много качественной информации, пробуждающей сознание. Новый век открыл нам новые направления в медицине – к примеру, остеопатия. К врачам-остеопатам (кинезиологам, краниосакральным терапевтам) ходят с любыми проблемами. От логопедии до нефрологии, от аденоидов до плоскостопия. Весь спектр нарушений подвластен остеопату. Так ли это? В чем подвох? Корни растут из телесно-ориентированной психологии, очень давнему направлению, которое называют «мостиком между психологией и медициной» или разговором с телом на языке сознания.
Некоторые методы работы с телом, применяемые массажистами и мануальными терапевтами, могут показаться странными неискушенному человеку. Например, пациент обращается к массажисту с жалобами на боли в шее. Однако после обследования специалист, вопреки ожиданиям пациента, делает не массаж шеи, а растяжку икроножной мышцы и большого пальца на ноге. Недоуменный пациент не понимает, как можно помочь шее, не прикасаясь к ней. Однако это возможно. Такую ситуацию можно сравнить с прорванной плотиной. Когда плотина прорвана, то вода устремляется вниз по течению, и жители, живущие в зоне затопления, спасаются, как могут. Но бедные жители не могут не знать, что где-то там наверху есть плотина. Для них реальным является только то, что вода приходит и затопляет их земли. Они забираются на возвышения или уезжают в другое место. Прорыв плотины может происходить регулярно, например, в результате паводков. Жители так же регулярно терпят бедствия от наводнений, проклинают воду, прибывшую так неожиданно и приносящую такие значительные нарушения. Но то, что истинной причиной всех этих бед является именно прорванная плотина, они могут так никогда и не узнать, если только кто-нибудь из них не отправится вверх по течению и не обнаружит истинную «виновницу» несчастий.
Так и с шеей. Опытный мастер знает, что причина боли необязательно находится в том месте, где болит. И поэтому устраняет обычно не только последствие, симптом, но и саму причину боли. Тело – это отражение всего, что было с нами в прошлом и что происходит в настоящем. Все события жизни: радостные и печальные, большие и малые, приятные и не очень – запечатлеваются и остаются в теле.
Алексей Колесников специализируется в области телесной терапии, ее суть - лечение психики человека через изменения, производимые с телом. Он является специалистом по Образовательной Кинезиологии, инструктором семинаров и тренингов по практическим телесно-ориентированным методикам. Работает с «трудными» детьми в международных лагерях, в том числе и выездных оздоровительных лагерях для детей со специальными потребностями.
С чего начинается прием психолога, работающего по методике телесной терапии? С наблюдений за тем, как пациент стоит, сидит, двигается. За его привычными жестами, взглядами, положениями рук и ног. Полчаса наблюдений порою раскрывают всю историю отношений человека с его близкими людьми – и его отношение к себе самому.
На самом деле работа (с ребенком) не может считаться завершенной, если оставлен без внимания вопрос о связях и взаимосвязях в семье. Здесь существуют свои подводные камни и тонкости, знание которых многим может помочь в анализе происходящего с ребенком. Во-первых, тот, кто больше любит ребенка, тот его и калечит. Для малыша это означает, что, кто его больше держит на руках и нянчится с ним, тот почти наверняка передаст ему свои мышечные стереотипы и зажимы. Тот или иной мышечный рисунок родителей или няньки – это тоже информация, причем жизненно важная для ребенка. Его внимание «заточено» на нее. Помните, что до формирования способности к самостоятельному движению в пространстве и самостоятельного речевого кодирования информации все информационные потоки осуществляются только посредством телесных напряжений. Дети впитывают информацию, как губки воду. Причем усваивают они ее бесцельно, впрок.
Это значит, во-вторых, что вместе с тем или иным мышечным рисунком ребенок присвоит себе и соответствующее психоэмоциональное состояние, или, правильнее, предрасположенность к определенному состоянию своих родителей и вообще любого, с кем он вступает в контакт, особенно телесный.
Книгу хочется разбирать на абзацы и цитировать бесконечно. Высокая плотность информации на несколько строк. Автор уверяет, что самое важное игровое оборудование в играх с детьми – это их родители. Не только в играх, но и в повседневных делах. Мы и раньше понимали, что воспитать детей правильно, это непросто. А теперь оказалось, что родители (и другие близкие родственники) целиком и полностью управляют процессами, происходящими в детском организме с рождения. Это же скоро совсем не будешь знать, куда руки девать, как посмотреть на свое чадо. Чтобы не накликать какой-нибудь аппендикс.
Животные воспринимают только реальные стрессовые факторы. Они живут здесь и сейчас, выражаясь языком психологии. Например, нападение хищника, пожар, наводнение: они происходят в настоящем времени, а не в воображении животного. Сидит заяц, ест траву, вдруг за ним погнался волк: заяц убегает, он не думает, что надо сделать и как, просто ноги уносят его подальше от хищника. Если зайцу удается спастись, то он останавливается, отряхивается, сбрасывая стресс и напряжение, и снова ест траву. Для зайца у стресса есть начало и конец. У людей все как раз наоборот, стресса может и не быть вовсе, а мы его переживаем, потому что придумали этот стресс сами, в своей голове.
В первой части книги дается много теории по основам телесно-ориентированной психологии, ее применению обычными людьми в обычной жизни. Далее о «трудных» детях: агрессия, тревожность, неврологические диагнозы, дети с задержками в развитии, и о том, каковы причины их физиологического напряжения, а также какие ошибки допускают родители «трудных» детей, пытаясь оценивать их строго по диагнозу.
Пример физиологического напряжения у младенца. Я консультировал одну молодую семью (родителям было около 22 лет), в которой был трехмесячный мальчик. Его мама пожаловалась, что он с некоторого времени стал делать странное движение руками назад. Он отводил их согнутыми в локтях назад и вверх, причем делал это только тогда, когда его брали на руки. В другое время он спокойно себе ими двигал в разных направлениях, нигде подолгу не задерживая. Все попытки привести их в обратное положение давали только временный эффект, а потом все возвращалось на свое место. Врачи не смогли обнаружить гипертонуса мышц или какой-либо другой патологии и назначили массаж. Массажист проделал все сеансы как положено, но руки у мальчика продолжали также подниматься вверх и назад. При повторном осмотре неврологом и педиатром не было обнаружено ничего неправильного в развитии ребенка. Действительно, его развитие было хорошим, аппетит и сон были в порядке, гулять любил, любопытство проявлял. С точки зрения медицины не к чему было прицепиться.
Родители уже не знали, что делать, и решили обратиться на всякий случай к психологу. С психологической точки зрения в этом случае тоже все было хорошо. Совершенно непонятно, почему малыш так делал. Пообщавшись с ним, я не нашел ничего такого, что бы помогло мне понять, почему так происходит. В один из моих визитов папа мальчика подошел к нему и захотел взять на руки. Я заметил, что отец ребенка чувствует себя при этом неуверенно, как будто он боится взять сына на руки. Когда он все-таки брал ребенка, то его руки поднимались локтями назад и вверх. И у его сына автоматически повторялось это положение рук.
И завершает книгу практический раздел: комплекс упражнений для снятия различных «зажимов», помогающий улучшить состояние всех систем организма и провентилировать сознание, устроить гимнастику для мозга. В результате занятий дети – и их родители – учатся дружить со своим телом, понимать его сигналы, а тело в свою очередь тоже откликнется, ведь оно не чужое – родное. Все слишком просто? Если бы. Выпить таблеточку гораздо проще, вот только проблемы она не решает. Тем не менее, легионы «таблеточек» тянутся за малышами с рождения, а их родители продолжают быть нервными, зависимыми, отягощенными «деревянным» детством и микрострессами, отрицая всякую связь между своими «тараканами» и поведением собственных детей, которых не зря с древних времен называют «кровиночками». Дети как своя кровь, дети – копия нас, они внутри нас, даже вырастая.
Обязательно почитайте!
Цена книги в магазинах: ~70 руб.