В нашем обзоре книга Елены Мишиной "Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения"
...
Елена Мишина. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения.
Издательство Питер, 2012 г.
Неожиданно интересная, весьма познавательная книжица о застенчивости детей. Есть такое правило: прежде чем спорить, нужно разобраться с определениями. Чтобы не случилось фехтование фразами, противоположными по смыслу. Застенчивость тоже частенько путают - со скромностью, например. Или с яркими проявлениями интроверсии, когда ребенок не мир под себя подстраивает, а пытается подстроиться под мир, и будет делать это всю жизнь. Вполне естественные индивидуальные качества интроверта: наблюдательность, склонность к самоанализу, осторожность в выборе друзей, нелюбовь к шумным местам.
Застенчивость – это другое. Книга поможет разобраться, что именно. Здесь кроется распространенная ловушка для родителей и педагогов: застенчивые дети считаются удобными. Они неконфликтны, не лезут «куда не следует», не кричат, не спорят. Застенчивый ребенок приравнивается к послушному, и все взрослые с облегчением вздыхают и хвастают своим замечательным тихоней перед родителями «невоспитанных» детей. А педагоги ставят его в пример…
Застенчивые дети, как правило, менее активны. Физическая подвижность всегда мешает процессу обучения. Но если направить ее в нужное русло и заинтересовать ученика, то из непоседы получится вполне приличный хорошист. Зато застенчивому ребенку жизненно необходимо повышать физическую активность – это позволит ему снять психологическое напряжение и раскрепоститься.
Застенчивые дети бесконфликтны. С застенчивым ребенком никогда не возникнет конфликтных ситуаций. Он – интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, негодования и тем более не станет перечить взрослому. Такое положение дел устраивает многих учителей и воспитателей. Правда, есть одно «но». Внешнее несогласие с чем-либо вызывает внутренний конфликт между «я» ребенка и происходящим. Однако эта дисгармония мало волнует лжепедагогов, которые уверены в авторитетности мнения взрослого человека.
Застенчивые дети беспрекословно выполняют задания. Еще больше подкупает учителей-диктаторов безоговорочное выполнение команд. Незастенчивый ребенок найдет тысячу отговорок для бездействия, в то время как застенчивый молчаливо согласится с заданным. Разве это не удобно: без лишних слов получить желаемое. И пусть полученный результат не всегда соответствует правильному варианту ответа, зато педагог сэкономил время и нервы.
Из этой информации вытекает важный вывод: если вы чувствуете, что ваш ребенок – застенчивый, не ограждайте его от общества и физической активности. Это очень распространенная ошибка: раз ребенок прячется от жестокого мира, его хочется защитить… часто таких детей не определяют в детсад, не водят на шумные мероприятия, и кружки подыскивают «для ума», а не для тела. Ребенка ведут по жизни бережно, как хрупкое растение, но в случае застенчивости такое воспитание во вред.
В книге проводятся причины застенчивости с анализом ситуаций. Здесь же тренинги, пальчиковые, физические и мимические игры специально для повышения уверенности в себе. В общем-то, почти вся книга представляет собой сборник психологических игр. Следующий раздел книги – классификация детства по Марии Монтессори о сензитивных периодах развития. Любая мама замечает, что ее ребенок в определенные периоды становится «особенно умным» и начинает много понимать, впитывать и делать трезвые, подкрепленные новым уровнем развития выводы.
Начиная с 3 лет, у ребенка зарождается осознанная боязнь чужих людей. Задача взрослых – не воспитать у ребенка страх незнакомого человека, а развить умение дистанционного общения. Дети не должны дичиться новых знакомых, но говорить с ними откровенно ребенок не обязан. Застенчивость в этом случае может возникнуть из-за неправильного формирования самосознания ребенка, когда ему сложно отделить свое «я» от «я» близкого человека, например мамы. Он до такой степени привязан к матери, что боится заговорить, когда ее нет рядом. Нередко застенчивость формируется у детей, родители которых чрезмерно пугают их незнакомыми людьми, к примеру, глупыми сказочными персонажами Бабаем, Букой и пр. А вот еще один не совсем сказочный герой, но также наводящий ужас на всех детей в группе моего ребенка - злой милиционер с клеткой, который придет к ребенку, если тот не будет слушаться. Вот это точно страшно. Непрофессионализм педагога налицо! Сначала у ребенка формируется страх, потом скрытность и замкнутость (лучше я смолчу, а то посадят в клетку!), а как следствие – застенчивость. Воспитывать в ребенке чувство страха глупо, а вот развить понимание того, что можно, а что нельзя, просто необходимо.
К сожалению, в нашей стране запугивание детей – в традициях, им злоупотребляют до сих пор, особенно бабушки, педагоги, врачи старой закалки. Взрослые расписываются в собственной беспомощности: проще пригрозить, чем объяснить.
Книга небольшая, в ней мало авторского текста, больше практических занятий для тех, кто хочет заниматься с ребенком дома во благо искоренения застенчивости, особенно перед школой или поступлением в детский сад.
Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978545900719