Кристенсен Соби Ларс "Посредник", Донна Тартт "Тайная история. Щегол" и Джумпа Лахири "Низина"
...
Кристенсен Соби Ларс. Посредник
«Иностранка», 2015 г.
Тот, кто читал гениального «Полубрата», по умолчанию купит и прочитает все остальные книги Кристенсена тоже, что бы он не написал, хоть расписание самолетов. Тут ведь как: либо момент погружения случился, либо книга держит на поверхности. Ремарка, например, не все любят, несмотря на ауру «всем подойдет». Сравнение неспроста, Ларс Кристенсен – современный Ремарк. Чистый мужской голос без гормональных отклонений, чистота до стерильности. И ощущение тревоги. Пугает он, как и Ремарк. Вот-вот, сейчас-сейчас кто-то вылезет из-под кровати. Не детектив и не триллер, а мурашки бегают от начала до конца. Не писатель, а крадущийся тигр, затаившийся дракон.
Новая книга состоит из двух частей: в первой живут мальчики. Играют, ссорятся, примыкают к лидерам, смеются над «лохами», заглядываются на кокетничающих девиц. Во второй части – угрюмые взрослые. Странная история о должности посредника – человека, чья обязанность сообщать родственникам о беде. Актеры говорят: не знаешь, как сыграть - будь странным. А этот писатель и знает, и странный. Читаешь и думаешь: что он хочет сказать? Не успеет мысль проехать, а ты уже знаешь - что. Живые описания людей, улиц, отношений, при этом автор не выделывается и не старается читателя очаровать, он сыплет песок, а ты в нем вязнешь. Бархан из четких ровных перфекционистски
«Но, собственно говоря, из всех секретов троллейбуса, если не считать штанг-токоснимат
Цена книги в магазинах ~400 руб.
Донна Тартт. Тайная история. Щегол.
Corpus, 2015 г.
Что сказать о Донне Тартт такого, чего не пропели миллионы восторженных читателей. Гадость какую-нибудь? Нет. Понравилось, захватило, ждем новых книг. Почему это считается детективами – загадка, не детективы это, а философская драма. «Тайная история» - о группе студентов, изучающих античную культуру и древние языки. Мы смотрим на них глазами одного из участников действа, самого незащищенного в виду непосвященности в групповую тайну. Он и так примеривается к своему новому кругу, и эдак, пытается разгадать страшные тайны. Убийство спланировано и происходит, но оно не главное. Шикарные описания, наблюдательные заметки о психологии людей со съехавшей на почве осознания своей избранности крышей.
Книга «Щегол» интереснее по замыслу, поскольку группу странненьких студентов по каким только фильмам и книгам уже не таскали, а мальчик, в состоянии шока укравший картину, это свежо. Мальчика мотает по опекунам, по неприятным друзьям, его судьба тесно связана с обереганием картины, впитыванием пороков и муками совести. Глубокие эмоциональные переживания и попытки сбросить их доступными способами через падение, моральное и физическое.
По весу книг заметно, что автора распирает. У нее талантище, но в силу популярного обстоятельства «родилась не в то время» она с ним не справляется. Жила бы лет двести назад. Обе книги не причесаны и напоминают «Шантарам», тоже сдутый шарик в итоге. Что-то бурно происходит, на выходе - пшик. Тартт талантливее, но не прибралась как следует. Тут затянула, там глуповато повернула, концовки тают в мутной водичке. В любом случае читать бы и читать такие книги. Ее сравнивают с Рубиной, а мне видится 100% Айрис Мердок, все любимые акценты Мердок соблюдены. Третья книга писательницы – «Маленький друг» - не удалась ей.
Цена книги в магазинах ~500 руб.
Джумпа Лахири. Низина
«Центрполиграф», 2015 г.
Неровные впечатления от книги. Ее предыдущие были глотком воздуха, свежий букет сирени. Или гималайских эдельвейсов. Чистая светлая художка. А здесь глубокая драма. Индийские мальчики, бедный район в заболоченной мусорной низине. Мальчики вырастают, пути их расходятся – один пропадает в борьбе, другой в светскости. Канвой проходит судьба женщины, ставшей женой для обоих. Переезд в Америку, адаптация, воспитание ребенка, и победа трагического прошлого над будущим, прошлое ломает все хорошее.
Есть женщины – не матери по натуре. Могут отойти от ребенка, оставить его и со стороны наблюдать всю жизнь, как растет одинокий цветок, пестует в голове множество пчел, жужжащих о ненужности хозяина никому-никому на этой земле. Поразительно на самом-то деле, насколько дети привязаны к матерям. Несмотря на имидж самостоятельного героя или оторвы, или другой театральный образ. Отец может быть любым, а мать они не прощают, сила отождествления себя с матерью – самая мощная, какая только бывает во вселенной. Примерно об этом книга. Но затянутая и неторопливая, словно бормочущее радио.
Цена книги в магазинах ~400 руб.