"Я пишу правильно. От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать", "Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик" и "Правил легче нет на свете! Орфографические фантазии"
...
Н.С. Жукова. Я пишу правильно. От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать.
Издательство «Эксмо», 2013 г.
Пособия Жуковой неизменно становятся бестселлерами из года в год. Эта книга продолжает жуковский «Букварь», для работы с ней ребенок должен быть по минимуму подготовлен – например, закончить первое полугодие в 1 классе. Или его «подковали» в детском саду, и пособие «Я пишу правильно» поможет подготовиться к школе. Не будут лишними и занятия со второклассниками, которых одолел «первоклассный» морок, и они никак не могут справиться с безграмотностью. Психологи говорят, что безграмотность в начале второго класса накрывает многих, а через год ситуация исправляется. Поэтому поводов для паники нет, если солидный второклашка делает «садичные» ошибки в написании слов, но внимание и постоянные занятия ему, безусловно, требуются, чтобы проблема не превратилась в «ужас-ужас».
Дети, допускающие ошибки в словах, не очень любят писать, они привыкают, что за письмо их ругают. И в «жуковской» книге письменных заданий немного, больше творческих, направленных на поддержание интереса к учебе, повышению самооценки. Упражнения полностью адаптированы под маленького слушателя. «Согласные звуки состоят из голоса и шума. Согласные звуки трудно петь, а некоторые просто невозможно. Приложи ладонь к горлу и сравни, например, произношение гласных звуков «а», «и» со звуком «т» или «ф». Чего уж проще, и без заумных формулировок. Яркие смешные рисунки отвлекут ребенка от мыслей о начале скучного урока. Задания настолько увлекательные, что взрослым тоже понравится их выполнять. Например, вставить пропущенные буквы нужно не просто в слова, а в подписи к картинкам, также и с незаконченными предложениями. На страницах оживают различные ситуации из жизни, понятные ребенку: вот кот прыгает со стола и толкает вазу, к столу в панике бежит девочка, надеясь спасти вазу. Кто прыгает, кто падает и кто бежит? А кто при этом сидит и ухмыляется в сторонке? (мышка) Это забавно, и просьба так и эдак применить вопросы к предложениям, ответить «куда», «откуда», «почему» и «отчего» не вызовет отторжения. Упражнения побуждают ученика фантазировать, да что там – режиссировать собственные сюжеты.
Цена книги в магазинах ~240 руб. (80 стр., офсет, цветные иллюстрации, увеличенный формат, твердая обложка)
В.Агафонов. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик.
Издательство «Ювента», 2007 г.
Книжка выпущена очень давно, но ее все еще можно раскопать в магазинах (и реальных, и интернет-магазинах). Серия «Новый образовательный проект» Ольги Соболевой. В ней множество прекрасных стихов на заучивание словарных слов по принципу «неправильных» ассоциаций. Что общего между бараном и барабаном, городом и огородом, «вдруг» и «друг»? Зато словарные слова – такие упрямые, никак не проверяемые – запоминаются со стихами на раз-два. Некоторые строчки «впечатываются» в голову накрепко и всплывают, когда это необходимо. Во время диктанта или сочинения. «Капли капают: кап-кап. Мы «аптека» пишем с «ап»!», «суп бурлит в них словно квас, а «кастрюля» пишем с «кас»!», «в деревне, где малина, коровы, простокваша, жила-была машина, а звали ее… Маша», «в тихой заводи завод погремушки выдает – сотни тысяч погремушек и для рыб, и для лягушек!»
Приобрел великий хан
Диво дивное – диван.
А наутро в гневе хан:
«У меня пропал диван!»
Говорят все слуги хана:
«Не видали мы дивана!»
Тут диван пришел из сада.
Погулять дивану надо!
Очень рад великий хан:
«Диво дивное – диван!»
Стихи можно читать каждый день по несколько страниц, возвращаясь к началу и начиная с середины. За короткое время они запомнятся, а это и есть цель. Словарные слова будут щелкаться, как орехи.
Цена книги в магазинах ~70 руб. (64 стр., офсет, ч/б иллюстрации, увеличенный формат, мягкая обложка)
О.Соболева, В.Агафонов, О.Агафонова. Правил легче нет на свете! Орфографические фантазии.
Издательство «Дрофа Плюс», 2013 г.
Еще одно известное пособие из «Новой образовательной школы». Эту серию вообще стоит купить всем, кто готовится к школе или уже учится в начальной школе. Причем упражнения будут полезны и в первом, и во втором классе, если есть проблемы с грамотностью, запоминанием правил. Здесь опять стихи, они легко запоминаются, в них спрятаны правила: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, заглавные буквы, разделительный мягкий знак, приставки «при» и «пре», чередование гласных в корне слова, правописание местоимений и многие другие.
Переходи по переходу,
Звони погромче, чтоб слышать звон,
Водичку пей, но прыгай – в воду,
Скажи слоненку, где бродит слон…
***
Ты просишь о чем-то
И что-то даешь,
Ты любишь кого-то,
И песню поешь,
И к звездам летишь,
И по лесу шагаешь,
И сказку братишке
Об эльфах читаешь.
Но тот, кто об этом
Решит написать,
Быть должен поэтом
И правило знать:
Чтоб второму лицу
Были буквы к лицу,
Чтоб у буквы «ша»
Расцвела душа,
Ты уж поспеши –
Мягкий знак пиши!
Без него никак!
Здравствуй, Мягкий Знак!
Личное мнение: в предыдущей книжке стихи были как-то интереснее и качественнее, в них заключены целые истории со своим характером, с эмоциями, а эти стихи пустоваты и несколько натужны. Но картинки-комиксы прекрасные, есть мини-тренажеры – задания с пропущенными буквами, и подробные инструкции для мам.
Цена книги в магазинах ~250 руб. (72 стр., офсет, твердый переплет, цветные иллюстрации, увеличенный формат)