Заряна и Нина Некрасовы. Ты учись, а мы поможем! О подготовке к школе и первых школьных годах. Как помочь ребенку?
...
Заряна и Нина Некрасовы. Ты учись, а мы поможем!
Дошколенок – младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет.
Издательство: Питер, 2010 г.
Давненько у нас не было обзора новых книг от Некрасовых. Хочется похвалить издателей за оформление обложки – книги Некрасовых приятно брать в руки, они яркие, позитивные, солнечные. Содержание не всегда удовлетворяет въедливого критика, но авторы бестселлера «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти!» не снижают скорости, завлекая читателей живым эмоциональным диалогом.
Книга рассказывает о подготовке к школе и первых школьных годах. Как помочь ребенку адаптироваться, перестроить свое «детсадовское» сознание на новый лад, сконцентрироваться на занятиях. И, конечно, обширный практикум для родителей. Как уже было замечено в прошлых обзорах – читая книги, понимаешь, что воспитывать и учить нужно родителей. В первую очередь. Это родители отлучаются от груди, привыкают к горшку, адаптируются к детскому саду, готовятся к школе… огромный и сложный труд над собой. А дети всего лишь идут по заданному природой пути.
Человек – социальное существо. И по «лесенке» ему одному не подняться. Чтобы научиться жить в этом мире, чтобы узнать законы его и узнать самого себя, ему нужен посредник, помощник, проводник в большой мир. Им и становятся для ребенка родители (и/или другие близкие, заботящиеся о нем). Но – важный момент! Качественными проводниками родители становятся только тогда, когда отношения «взрослый-ребенок» строятся ими не по принципу «ты маленький, я большой, я научу тебя», а «ты растешь, и я тебе помогу научиться…» Не диктовать, не опекать, а по-мо-гать – вот что больше всего от вас надо растущему человеку. Причем эта помощь в разном возрасте, конечно же, разная.
Для дошколенка родители – защитники и «оберегатели».
Школьнику нужен родитель-помощник, который дает знания (в самом широком смысле); таких родителей младшеклассник оценит превыше всего.
Подростку, ребенку старшего возраста, нужен родитель-друг, опытный и тактичный.
Вот и выходит: ребенок растет – должны расти и родители (чтоб в отстающих не оказаться).
Содержание книги впечатляет названиями глав и разделов. «Кризис предшкольный: особенности. Что изменяется в детях и в нас», «Разберемся с «хочу» и «надо». Переводим одно в другое», «Отступление о вреде перехваливания, или другой взгляд на суть похвалы». Практикумы: «Копилка успехов», «Листик самостоятельности», «Луковые истории». «Слагаемые подготовки или как строить/ся домик для школьника», «Уметь наблюдать, замечать и сравнивать, или Как овладеть основными мыслительными действиями». И так далее. Просто песня. Здесь и различные тесты на готовность, и развитие речи, и воспитание волевых качеств, и творческое мышление, и наблюдение за природой. А на деле в книге опять много ВОДЫ. Чересчур много, она сочится из каждой страницы. Авторы заговариваются, «забалтываются». Возьмем, например, практикум «Луковые истории».
«Лук» - это что такое?», - конечно, ребенок ответит, и даже покажет. А вы удивите его: «Нет, лук – это то, из чего можно целиться и стрелять». И тогда он сам сможет сделать вывод об очень забавных словах: тех самых, которые звучат одинаково, а обозначают разные вещи. Попросите вспомнить и назвать еще такие забавные пары. Не получается? Подскажите (чуть-чуть), например, только первую букву: «к»: коса, кран. Пользуйтесь ситуацией! Если детке узнать захочется, как это так получилось («Что, слов не хватило?») – поговорите об этимологии слов. А если при этом еще и словарь достанете, и вместе с ребенком пороетесь в нем - за урок вам «пятерочка с плюсом». Впрочем, куда повернет разговор – то и поддерживайте; и/или сами поворачивайте в нужном вам направлении. Например, можно поговорить о других словах – тех, что звучат по-разному, но обозначают одно и то же. У вас не школьный урок, и время не поджимает – можно заниматься спокойно, углубленно изучать и предмет, и явление, и слово. Что вы сами любили в детстве? (Детям всегда интересно знать, как родители были маленькими, как «жили», росли, учились.) Любили историю – тот же «лук» или «кран» станет поводом поговорить о прошлом, о быте славян и о нашем быте. Любили ботанику? Расскажите, как изучали луковицу под микроскопом (или в лупу рассматривали), как выращивали садик на подоконнике.
И так далее. Это не практикум, это компот. Хотите – это делайте, хотите – то, а не хотите, не делайте. Куда пойдет, туда и повернете. Складывается ощущение о неважности происходящего, о притягивании «за уши». Что-то авторы то ли хотели донести, то ли не хотели…
С детьми надо заниматься в игровой форме, с родителями - нет. Либо продумывать эту игру. В книге заигрывание с родителями происходит в фривольной манере – мол, мы такие милые, говорят авторы. Полюбите нас, поверьте нам.
Не получается. Приходится фильтровать и выцеживать. Ведь идеи-то в книге даются прекрасные, правильные. Действительно, все так и есть: обучение детей в домашних условиях должно происходить в форме живого диалога с постоянной раскруткой качеств привычных вещей и явлений. Ребенок может миллион раз вымыть руки и не узнать лет до десяти, откуда вода в кране. Тысячу раз повернуть ключ в замке и не задуматься, как устроен замок, и чем разные замки отличаются. Такие, казалось бы, «ненужные» знания проходят мимо, не расширяя сознание, не меняя мировоззрение. Все это на самом деле необходимо. Простота и суть вещей.
Когда мы идем на работу и работаем – мы знаем, ради чего делаем это. И даже если работа страшно поднадоела – просто так не бросаем. На это у нас есть причины – мотив. Мотив – ради чего я делаю то-то и то-то – во многом определяет и наши поступки, и наши эмоции – общий настрой. А теперь давайте подумаем, ради чего отправляется в школу наш дошколенок. Какой у него мотив? Фактически никакого – это мы его отправляем. Потому что время пришло. У детки пока не мотив, а мотивчик (полученный, кстати, от нас): «я большой», «у меня красивый портфель», «в детсад не надо ходить…», «пойду в школу с красивым букетом», «у меня будет новый пенал – как у Петьки-соседа», и т.п. Все перечисленное (и все подобное) – это мотивация на внешние признаки. Работает она недельку-другую, ну, может, месяц-другой. На «внешнем мотиве» далеко не уедешь: при первых же трудностях дитя затоскует: «лучше бы я в садик ходил», «Да ну ее эту школу!» Ребенок должен почувствовать преимущество школы – вот тогда и начнется «большой переход».
Авторы книги продвинуты в вербалике и готовы поделиться наработанным опытом. По сути, книга об этом и есть: как разговаривать с ребенком. О чем. Как из обычных повседневных диалогов вынести пользу в плане обучения и психологической коррекции. Какие «камни» ожидают дошкольника в подготовительный период, и с чем ему захочется побороться в начальных классах. Как укрепить его уверенность в своих силах, не сойдя с позиции защитника. Научить доверию.
А также психологические тесты, игры, стихи, забавы и много другой информации, рассеянной и вкрапленной, вставленной как попало, но в целом, в целом-то книга читается легко, и на том спасибо.
Книга и фоторепортаж с ее презентации на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978549807582.