Л. Гаврилов "Всем на удивление", С. Черный "Когда никого нет дома", М. Махова "Бог играет на флейте" и Г. Ладонщиков "Про больших и маленьких".
...
Лев Гаврилов. Всем на удивление
Издательство «Дельфин», 2016 г.
Иллюстратор: Ясинский Геннадий
Правда, нет ли,
Но однажды
В доме десятиэтажном,
Где кафе и гастроном,
Поселился Астроном
Со своею мамою –
Старой доброй дамою –
И Василием – Котом.
Образ великого ученого как рассеянного человека в пижаме с волосами дыбом навеян западными фильмами и биографиями отдельных гениев. В советское время ученые попадались, казалось, на каждом шагу. Такие же люди, как учителя, дворники или повара. Только очень-очень умные. Школьники были отлично осведомлены (да-да, в отличие от нынешних, больше знающих о курьезах британских ученых), чем ученые занимаются. Чаще всего научную деятельность связывали с освоением космоса, и если ребенок хотел стать ученым, то непременно астрономом.
В книге «Всем на удивление» инженер-изобретатель Лев Гаврилов рассказывает об астрономе – профессоре Звездочкине, достаточно безумном и с нулевой адаптацией к социуму. Профессор поселился у своей мамы с верным помощником, котом Василием, и через год мама не выдержала: повесила объявление о поиске воспитателя для своего «ребеночка» за вознаграждение. Кто научит профессора правилам поведения? Маме подсказывают великолепную идею – отдать Звездочкина в детский сад. Там и режим, и коллектив по уму, и обмен бесценным опытом. Эксперимент удался. Профессор учится быть вежливым и аккуратным, фантазирует как дитя, учится и учит, смотрит волшебные сны. Стих написан в задорной манере, эмоционален, заставляет мам прослезиться: сколько мы таких стихов слушали по радио в детстве! Их читали авторы…
Книга для детей дошкольного возраста. Добрая, светлая, и правила вежливости и гигиены всегда пригодятся.
Саша Черный. Когда никого нет дома
Издательство «ЭНАС-КНИГА», 2016 г.
Иллюстратор: Анатолий Елисеев
О чем думает маленький мальчик, оставшись дома один?
Буду петь я громко-громко!
…Буду громко-громко петь,
Чтоб из печки сквозь потемки
На тесемке не спустился к нам медведь...
Не боюсь ни крыс, ни буки, -
Кочергою в нос его!
Ни хромого черта клуки,
Ни гадюки - никого и ничего!
В небе тучка, как ягненок
В завитушках, в завитках.
Я не мальчик, я слоненок,
Я тигренок, задремавший в камышах...
В семье будущего поэта было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Один был брюнетом и получил прозвище «черный», которое и стало его псевдонимом. Биографию Саши Черного называют сборником чудес, это история Золушки со странным концом. Беспризорника, сбежавшего из дома, берет к себе на попечение состоятельный благотворитель, дает мальчишке крутое образование. За свою насыщенную жизнь скандальный поэт успеет повоевать с цензурой и на поле брани, и умрет в одночасье от сердечного удара, и могилу его не найдут. «Красиво пылал и красиво сгорел», о подобной судьбе мечтали все творческие люди с бойцовским характером.
Его стихи – цветная болтовня. Богатство красок в сумасшедшем калейдоскопе. Они словно наскакивают на читателя, хватают его и тянут куда-то, задиристо убеждая, ругая и хваля. Саша Черный говорит стихами как ребенок, не скрываясь за рамками моральных норм. Почему гиена такая злая? – да потому что уродливая, и характер мерзкий. Так объяснил бы ребенок. У детей всё по-простому, честно. И сюжеты похожи на детскую говорильню, когда ребенок что-то быстро-быстро и очень убедительно сочиняет: мальчик засовывает игрушечной лошадке шоколад в живот, потому что ртом она не ест. А по ночам приходят тараканы и съедают шоколад. Какая гадость! – сказал бы какой-нибудь угрюмый взрослый. Стихи-игра, стихи-дуракаваляние. Читать их следует с театральными интонациями и позами, кривляясь как можно более возмутительно.
Мария Махова. Бог играет на флейте
Издательство «Абрикобукс», 2016 г.
Иллюстратор: Мордякова Эя
Катя старательно пишет письмо, она знает все буквы.
В её палате большое окно, на кровати кукла.
Она выводит тщательно каждый слог
и повторяет губами, и пишет: «Доброе утро, Бог!
передай моей маме, что у нас всё в порядке, у меня и Андрюши,
что я поправляюсь, что я всех слушаюсь».
А потом, в конце, после точки и запятой,
вдруг дописывает: «Если можешь ты всё на свете,
если ты в самом деле на свете умеешь всё –
то сыграй мне на флейте…»
Из письма Катя делает самолёт,
а затем на большой подоконник встает,
и в форточку самолёт отпускает.
Она видит, как он улетает.
Катя знает немного, но знает точно –
Бог получит письмо и поймёт её почерк,
Катя смотрит на небо и улыбается –
она скоро поправится.
И вдруг дождь сквозь солнце пошёл прыгучий,
вот сейчас начнется, смотри и слушай,
Катя видит радугу разноцветную
за большим окном – трудно не заметить!..
и кричит: «Смотрите, смотрите, это –
Бог играет на флейте!..»
Услышали музыку? Автор – музыкант, бард. Интересный эффект: стоит прочесть несколько стихотворений Марии Маховой, начинаешь отчетливо видеть за ними другого известного музыканта: «Он умеет слышать дыхание у цветка. И сидеть у воды, понимая воду без слов. А ещё он может ловить сачком облака. Он пастух облаков». Гребенщиков, да и только.
Стихи Марии Маховой убеждают нас, что всё хорошо. Таков посыл. Девочка видит во сне огромных львов-исполинов, гладит их и спокойно катается на спинах. Звездочет пасет облака и полностью растворен в природе, в философии звездного света. А от стихотворения «На берегу моря», отвечающего на детский вопрос «откуда я взялся» со всей духовной и творческой мощью, заключенных в простых словах, заплачут даже суровые моряки – найдите, стихи автора есть в ее ЖЖ.
Если после каждой строчки хочется отвести глаза в сторону и подумать о чем-то своем, о некоей потере или светлом воспоминании – значит, это хорошие стихи, глубокие. В некоторых моментах взрослому станет неловко, слишком уж «неудобные» темы затрагиваются. Смерть, одиночество и что-то бесконечное за гранью – то место, где спит душа вселенская, и дети никогда не становятся взрослыми, и, и… Стихи ориентированы на детей постарше, дошкольникам их читать тоже можно, особенно девочкам. Из минусов стоит отметить формат: книга узкая и длинная. Издатели несомненно преследуют благую цель, выпуская книги огромные и квадратные или узкие и длинные. Но пора им продумать и бонусы в виде книжных шкафов по смешной цене для постоянных покупателей с крепкими полками разной ширины под любой выпендреж.
Георгий Ладонщиков. Про больших и маленьких
Издательство «Нигма», 2016 г.
Иллюстратор: Павлова Вера
Существует легенда, как Георгий Ладонщиков стал детским поэтом, пройдя путь от ученика монтера до инженера-связиста. Однажды он чинил телефон у Самуила Маршака. Слово за слово, стих за стих, и вот сам мэтр горячо советует простому связисту заняться поэтическим творчеством. Совет даром не пропал, были выпущены десятки замечательных книг. В основном стихи Ладонщикова посвящены профессиям. И в принципе человеку-труженику, его умениям. И трогательные стихи о природе с непременной привязкой к какой-то деятельности.
Тёплый ветер дует тихо,
Светел небосвод.
Пчёлы дружно на гречихе
Собирают мёд.
На зелёные дорожки,
Где следы колёс,
Свесил сизые серёжки
Великан овёс.
Рожь, качаясь.
Тянет в небо рыжие усы.
Море зреющего хлеба
В бусинках росы.
Множество стихов о красоте труда, о человеческих возможностях. Труд бывает домашним и по специальности, труд у пограничника, служащего своей стране, трудится малыш, бросая семена в борозду, и школьник, закрепляя навыки, полученные в фотокружке. Животные и птицы тоже трудятся, выполняя свою миссию. Стихи ориентированы на возраст 6-9 лет, родителям придется объяснять слова, не употребляющиеся в наше время. Или вполне живучие, но дети их не слышат по понятным причинам, нет больше культа рабочего человека, оставшегося в прошлом веке.