Екатерина Мурашова. Класс коррекции

Издательство Самокат, 2010 г.

У Екатерины Мурашовой в книгах присутствует питерский дух. Питерцев ни с кем не спутаешь, их манера общения, самовыражения, их коллективное бессознательное совершенно особое. Хотя это и штамп, и то же самое можно сказать о жителях Урала или Сибири. Но вот Мурашова – семейный психолог из Санкт-Петербурга. О ее незаурядной личности можно прочитать в предыдущих обзорах, посвященных книгам о воспитании: 

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5978

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2098

«Класс коррекции» - художественная книга для подростков. Многие читатели отметили удивительное сходство этого произведения с культовым шедевром от Мариам Петросян «Дом, в котором». Тоже о детях-инвалидах с физическими и умственными отклонениями, о детях из неблагополучных семей. Эти дети учатся в специальном классе под буквой «Е», классе коррекции. Наверняка некоторые читатели вспомнят картинку из своего детства: в любых школах бывают коррекционные классы, и отношение к учащимся из них соответствующее. Их считают ущербными не только ученики из «нормальных» классов, но и педагоги. Не нужно кривить душой и делать вид, что этого не происходит – это есть везде. В большинстве своем. Но работают в гимназии и адекватные педагоги, пытающиеся сломать стереотипы и обеспечить детям из класса коррекции здоровые впечатления от жизни, да только не очень получается.  

В среду новый учитель географии сказал:

— А знаете что, ребята? Давайте в субботу съездим с вами за город, на экскурсию. Посмотрим горные породы и минералы, характерные для нашей области. Вот хоть в Саблино. Там есть очень интересные обнажения с окаменелостями.

— Как это — «обнажения с окаменелостями»? — тут же заинтересовался Таракан, делая неприличные жесты. Все, кто понял намек, громко захихикали. Остальные захихикали просто так. Бедный географ! Нашел, кому предложить. Наверное, ему из всех параллелей дали только «дэшек» и «ешек». Вот он и выбрал наименьшее зло — нас.

— Вы знаете, Сергей Анатольевич, нас ведь на экскурсии не берут, — серьезно сказала Маринка.

— Почему?

— Потому что мы себя плохо ведем, — тоном девчонки-ябеды проблеял Игорь Овсянников.

— Но, может, ничего? Не так уж плохо? — спросил учитель, и мне опять стало его жалко. — Есть же и в вашем классе ребята, которые хотят что-то знать. Крылова? Антонов? Стефания?

Тут уж все заржали просто в голос, а Таракан сзади стукнул Стешу по плечу и крикнул ей прямо в ухо:

— Стешка! Хочешь обнажения смотреть?

Стеша медленно обернулась, осветила Таракана взглядом своих лазоревых глаз, подумала и ответила:

— Хочу.

Однажды в классе появился новенький с диагнозом ДЦП. С него и начинается волшебная история – мальчик знакомит друзей с параллельным миром, куда у него есть доступ, и где больные дети становятся здоровыми, и их все любят, конечно. Знакомая ситуация? Да! - любой ребенок придумывает себе сказочную страну. Ребенок вступает в мир, как чистый лист, и со временем понимает, что и любить его будут не все, и жалеть не все, и вообще, все какое-то черно-белое. И у каждого в итоге получается своя страна, планета, параллель. Это нормально. Ненормально, когда волшебная нереальность становится единственной радостью в жизни, потому что частенько бьют, оскорбляют, осмеивают, отталкивают. В книге много живых диалогов, рассказов о нелегких судьбах, случаях, явно взятых психологом из своей обширной практики. Дети в этой повести жестоки и романтичны, они – великие мастера в придумывании защитных приемов от взрослых. Они собраны, как воины.

В последние годы издательства повернулись лицом к подростковой аудитории. И в частности издательство «Самокат» выпускает хорошие книги для детей 14-18 лет (серии называются «встречное движение», «лучшая новая книжка») – ни одной лишней, все можно смело рекомендовать большим детям к немедленному прочтению.

Цена книги в магазинах ~200 руб.

Давид Гроссман. С кем бы побегать

Издательство Розовый Жираф, 2011 г.

Все книги для подростков пронизаны леденящим ветерком, тем самым, который на грани. На какой-либо грани окажешься, тут тебе и ветерок. Пустота, одиночество, страх перед бездной и странное ликование от ощущения себя колючей звездой в космосе. Написать иную историю нельзя, где вы видели счастливого подростка. Уличные акробаты на роликах и скейтах не в счет. В этой книге тоже букет молодежной грусти, печали, талантов, соблазнов. В центре повествования он и она: его ведет по городу ее собака. Он ищет ее, а она ищет свой секрет. Собака связывает обоих героев, никогда не видевших друг друга. Собака рассказывает ему про ее привычки и маршруты, поневоле он набредает на бывшие места ее обитания, на случайных людей в ее жизни.

Главных героев книги зовут Тамар и Асаф. Тамар обладает природным даром, у нее чудесный голос. В поисках своего секрета она устраивается «на работу» в городскую мафию, заправляющую уличными музыкантами, факирами, акробатами – детьми из неблагополучных семей, веселящих публику, пока их надсмотрщики обчищают карманы зевак. Дети, впрочем, не только из плохих семей, есть и такие же, как Тамар, искатели приключений, а есть просто наркоманы.

Старый велосипед «Ралли», доставшийся в наследство от Носорога, Асаф вытащил из чулана еще накануне вечером. Он уже несколько месяцев не садился на него. Следовало подкачать колеса, смазать цепь и счистить толстый слой грязи с фонаря и с рефлектора. Выехав на улицу рано утром, когда ночная свежесть еще не уступила дневному зною, Асаф почувствовал себя удивительно счастливым и снова принялся насвистывать, но только теперь не себе, а Динке. Она скакала рядом, то забегая вперед, то возвращаясь, с обожанием глядя на него. Поводок он удлинил веревкой, и теперь они наслаждались новым видом совместного движения: собака иногда даже скрывалась на миг из виду, но тут же спешила обратно. Разумеется, Асаф предоставил Динке роль проводника, прекрасно понимая, что это — самое лучшее. Он крутил педали и видел, что бежать рядом с велосипедом для Динки — привычное дело; воображение тут же подкинуло картинку: Динка бежит между двумя велосипедами, по узенькой дорожке, вьющейся среди зеленого луга, и поочередно, с одинаковым восторгом, поглядывает на обоих велосипедистов. И все же ему показалось, что в это утро Динка ведет его не так целеустремленно. Пробует там, возвращается тут… Не то чтобы он возражал покружить по пробуждающимся, зевающим улицам, среди ящиков с молоком, и связок газет на асфальте, и струек воды, стекающих со свежевымытых тротуаров перед магазинчиками, пронестись мимо собачьей няньки, выгуливающей пяток подопечных, разом завистливо забрехавших на Динку… Скоро он понял, что собака тащит его к окраине Иерусалима. Что дальше? — спросил себя Асаф. Куда она поведет его теперь, в Тель-Авив, что ли? Динка легким галопом бежала рядом, как лошадки на карусели в луна-парке, отталкиваясь поочередно то передней, то задней парой лап, но, в отличие от карусельных лошадок, вдруг резко вильнула в сторону. Асаф видел в точности, как это произошло: сначала Динкин нос уловил некий сигнал среди тысяч запахов и воспоминаний, наполнявших воздушное пространство, затем она остановилась, вернулась назад, снова понюхала, постояла, расшифровывая сигнал собственного носа, и вдруг сорвалась с места и во всю прыть понеслась по новому маршруту.

Асаф бежит за собакой, попадая в мелкие истории, пока оба героя не встречаются почти под землей. Повесть собрала множество хвалебных откликов, по ней сняли фильм. Лично мне после прочтения опять стало обидно за образ родителей в таких книгах. Родители ведь и хорошими бывают иногда, ну, чуть-чуть, немножко таких родителей бывает на планете, все же. Не все отстраняются от детей, нервно проживая рядом свою неудавшуюся жизнь, как паровоз, дятлом стучащий по голове, когда ты спишь. В любом случае книга очень полезна и для родителей тоже, чтобы лишний раз вспомнить себя в этом возрасте и проникнуться щемящим чувством потери, которое испытывают подростки. Детство закончилось. Требования выросли. Хочется спрятаться. Хочется бежать…

Цена книги в магазинах ~450 руб.

Метки:
Этот материал был полезен?