С недавних пор школьники могут посетить экскурсию по оперному театру, побывать в костюмерной, заглянуть на сцену, увидеть потайную комнату...
...
Наш оперный театр отмечает в этом году столетний юбилей. Можно игриво отметить, что вырос он из музыкального кружка. Но это не тот кружок, где учились чему-нибудь и кое-как. В нем ставили роскошные постановки, выступала артистическая элита. Кружковая деятельность любителей оперы побудила городские власти к строительству театра. Теперь театр оперы и балета выглядит как старинная затейливая игрушка в окружении бушующей современности. Магазины, вечные пробки на проспекте Ленина, толпы студентов, суета… а возле оперного будто мистический пятачок: время останавливается. Подходишь к главному входу, и городской шум-гам утихает. Хочется постоять, помолчать. И, внезапно обернувшись, поймать краем глаза карету, кружевной зонтик, а рядом цилиндр и черный плащ. Увернуться от нервной лошади. С трепетом, близким к ужасу, увидеть в своих руках сломанную гвоздичку. Это аура театра творит с сознанием, рассеянным от близости к храму искусств, настоящие чудеса.
С недавних пор школьники могут посетить экскурсию по оперному театру. Ее стоимость: 100 рублей с человека. С собой нужно принести бахилы или сменку. Экскурсия начинается с вешалки: раздеваемся и идем за девушкой-экскурсоводом. По пути нам рассказывают об истории театра, его внутреннем устройстве: чем отличается лестница для бедных от лестницы для богатых зрителей. И почему с маленьких балкончиков, выступающих над фойе, слышен даже шепот снизу. Поэтому зрителям, ожидающим начало спектакля, следует быть осторожными в разговорах: сверху слышно все.
Далее нас пригласили на сцену. К сожалению, фотографировать здесь нельзя, и на сцену заглядывать нельзя, и в глубине заднего «кармана» сцены посторонним делать нечего. Идет подготовка к репетициям, спектаклям. Рабочие устанавливают декорации и шумно покрикивают на незваных гостей. Но мы все равно хулиганим, на несколько секунд приглашая детей выглянуть на сцену в щель занавеса: ну, как это можно, побывать в театре – и не увидеть сцену?.. Проводим несколько минут в полутьме – и идем дальше. Спускаемся в зал – удивительно пустой и величественный.
Если долго смотреть на пустые кресла, начинаешь видеть очертания людей. Призраки не дремлют. Поднимаемся на галерку и смотрим с верхотуры вниз. Стены украшены позолоченной фольгой – все-таки, когда театр заполнен людьми, трудно рассмотреть сверкающие стены и люстры, увидеть их во всей красе. Экскурсовод рассказывает, как была обнаружена потайная комната – «ловец звука» - созданная архитектором для акустического эффекта. Комната не имеет окон и дверей, но экскурсанты нетерпеливо интересуются, могут ли они прямо сейчас туда попасть. Увы, вход только для призраков оперы.
Также мы посетили музей театра, где выставлены афиши, костюмы, макеты декораций. Пожалуй, последнее – самое интересное для детей, которые убегают рассматривать миниатюрные композиции, оставив взрослых ахать над подлинным автографом Шаляпина. Крошечные дворцовые палаты или заснеженные терема, египетские гробницы. Изучая экспонаты, понимаешь, сколько труда вложено в каждую постановку, какое количество людей задействовано в работе.
Затем нам предложили примерить настоящие головные уборы и маски из костюмерных. Дети расслабились и устроили беготню вокруг афиш, сверкая по углам золотыми масками, полыхая плащами. Экскурсия закончена – обсуждаем впечатления, выходим на свежий морозный воздух с удовлетворенными лицами людей, побывавших в тайне.
Да, еще в конце был забавный момент: экскурсовод обещала показать нам, какой театр на самом деле огромный. Мы побывали в его малой части, а ведь есть еще масса скрытых помещений! Спускаемся вниз и торжественно смотрим на… план эвакуации. Действительно, мало где побывали! Экскурсовод сетует, что показ помещений из ряда «святая святых» (те же цеха) – это большая ответственность. И мало кто согласится сопровождать группы, да еще и с детьми, которые, как мы помним, умеют шалить, необузданные создания! Нам все равно понравилась эта экскурсия, хотя, по сути, нам показали то, что может увидеть любой зритель…
Любой театр овеян загадками и тайнами, его самые таинственные места – это сцена, пространство за сценой («карман»), костюмерные и гримерки. Даже взрослые посетители не смогли бы сдержать истинно детский порыв: все хочется потрогать! Хотя бы одним пальцем. Что уж сказать о детях. Немножко грустное, но необходимое отступление: детей в недрах театров не очень-то ждут. Их боятся. Дети могут все поломать. Везде залезть. Люди, занимающие ответственные должности в сфере искусства, часто выступают с заявлениями: нынешние дети любят только телевизор и компьютеры, их следует приобщать к высокому искусству… Но предложений для «приобщения» очень мало. Так и слышится ответ на наивный вопрос родителя: «Для этого надо нанять специальных людей, выделить специальное время, это сложнее, чем вы думаете!» Будем надеяться, что ситуация исправится. Например, в финском национальном театре существуют открытые дни. Детей впускают в костюмерные и реквизиторские цеха, раскрашивают настоящим театральным гримом. Уважаемые работники наших театров – не бойтесь детей! За ними проследят, правда-правда!
Информация для желающих посетить экскурсии:
Принимаются групповые заявки от 15 человек (можно собраться форумской компанией). Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Продолжительность экскурсии: 40-50 минут. С собой обязательно иметь бахилы.
ЦЕНА БИЛЕТА: 100 рублей с человека, руководитель группы — бесплатно. Рекомендуемый возраст детей: от 7 лет.
Телефоны для заявок: 343-350-77-52, +7-912-265-34-52 (Ирина Александровна).
Гардероб, зрительный зал - мы итак видим, когда заходим. Сбоку от сцены постоять - ну мало удовольствия (на сцену не пускают - а было бы интересно себя в роли актера почувствовать, продекламировать что-либо). Т.е. обратняя сторона театра так и остается в тени (ни гримерок, ни процессов подготовки спкетакля илли еще каких-нибудь штук)
В Киностудии мне больше понравилось - там дети задействованы, активны, а не просто слушают экскурсовода про историю театра и постановок.