Спектакль «Катя и принц Сиама» не такой откровенно-детский, как «Щелкунчик» или «Морозко», но вполне пригодный для просмотра детьми школьного возраста
...
Балет Павла Овсянникова «Катя и принц Сиама» - одна из самых свежих постановок Оперного театра, представленная впервые в конце прошлого театрального сезона, в марте 2011 года. Не просто «впервые в Екатеринбурге», а вообще – впервые в нашей стране. Либретто написано по одноимённой книге Эйлин Хантер и Нариссы Чакрапонг где рассказана реальная история любви русской девушки Екатерины Десницкой и тайского принца Чакрапонга, случившаяся сто лет назад в Петербурге (Нарисса Чакрапонг – их внучка).
Оперный театр как театр, куда можно и нужно ходить с ребёнком, я открыла для себя как-то довольно поздно – ребёнку уже вовсю шёл десятый год. На самом деле многие спектакли можно смотреть с детьми лет на пять-шесть моложе – например оперу «Морозко», которая поставлена чётко по сказке, даже программку брать не надо, чтобы было понятно всё от начала и до конца. Или балет «Щелкунчик», где достаточно накануне перечитать историю про Щелкунчика по которой он поставлен, и тоже вопросов при просмотре не возникнет.
Спектакль «Катя и принц Сиама» не такой откровенно-детский, как «Щелкунчик» или «Морозко», но вполне пригодный для просмотра детьми школьного возраста, может быть даже и старшего дошкольного. Формат «для всей семьи». Понятен каждому, кто уже освоил сказку про Золушку, особенно девочками, ибо в этом балете происходит то самое «выйти замуж за принца», никогда не теряющее актуальности (собственно, в знаменитом Щелкунчике тоже эта тема присутствует).
Балет «Катя и принц Сиама» ОЧЕНЬ красочный и нарядный – ещё бы, действия происходят то во дворце короля Таиланда (Сиам – это как раз Таиланд и есть, старое название, сохранившееся разве что в названии породы сиамских кошек), то во дворцах Петербурга. И даже когда сюжету требуются питерские улицы – это всё равно выглядит шикарно, потому что декорации сделаны настолько объёмно и правдоподобно, что Саша тут же узнала и ростральные колонны, и университетскую набережную, и разводные мосты, и крылатых львов на мосту, у которых мы фотографировались.
Костюмы тоже шикарные, ведь на сцене в качестве действующих лиц в основном императоры и императрицы, тайские танцовщицы, российские девицы на балу. Забавно только было смотреть на офицеров «в колготках», но это у меня профдеформация после армии, где я изо дня в день видела настоящих. А в остальном очень достоверно – и любовь, и разлука, и снег, и серьезность ночной Невы, и белые питерские ночи и война, и родительский гнев. И всепобеждающая любовь – как в сказке.
В основе сюжета – история девушки Кати и тайского принца, приехавшего в Петербург по приглашению Николая II и учившегося в пажеском корпусе с 1897 года. Катя тоже была не из крестьян, но всё же кровей не королевских. Познакомились Катя и Чакрапонг в марте 1905 года на балу и сразу же полюбили друг друга. Но поженились только к концу года, и вовсе не потому, что долго и старательно выбирали цвет лимузина на свадьбу.
Шла русско-японская война, и Катя ушла на фронт сестрой милосердия, даже не успев попрощаться с любимым, а принц ждал и писал письма – его на фронт никто не отпустил, всё-таки чремвато международным скандалом. После возвращения невесты Чакрапонг с нею вместе направился домой, а венчались молодые уже в дороге – в одном из храмов Константинополя (Венчание показано в балете вполне убедительно, как впрочем и всё остальное).
В Сиаме-Таиланде молодой принцессе-иностранке не очень-то обрадовались. Хоть принц Чакрапонг и не был наследником престола, а все равно ему негоже было жениться без спросу и отцовского разрешения – такое самоуправство очень разгневало папу-короля Раму V. Но нелегальная невестка понравилась маме мужа – свекрови то есть (да-да, и такое бывает!), и постепенно та всё уладила, научив невестку правильным тайским танцам и смягчив гнев супруга – ей хотелось счастья для сына. Отсюда мораль – у хорошей свекрови и невестка счастлива! И стали принц и Катя жить-поживать в любви и согласии – так заканчивается спектакль.
Впрочем, балет непременно надо увидеть, потому что даже если тысячу раз его услышать – это будет совсем не то! Обязательно купите программку, но не дочитывайте сразу до конца – пусть сказка останется сказкой с положенным ей хеппи-эндом.
Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут с одним антрактом.
Композитор Павел Овсянников
Либретто Яны Темиз
Хореограф-постановщик Василий Медведев
Дирижёр-постановщик Михаил Грановский
Художник-постановщик Дмитрий Чербаджи
Все фото - с сайта http://www.uralopera.ru/