Говорят, что если кому посчастливится в новогодние праздники увидеть живого тигра, тому весь 2010 год будет сопутствовать удача. Если вы верите в эту примету, отправляйтесь в цирк!
...
Говорят, что если кому посчастливится в новогодние праздники увидеть живого тигра, тому весь 2010 год будет сопутствовать удача. Если вы верите в эту примету, отправляйтесь в екатеринбургский цирк и запаситесь терпением: живых тигров покажут в самом конце спектакля под названием «Тайны старого замка». А до того вас ждёт встреча с дрессированным ёжиком на воздушном шаре, с Дедом Морозом на верблюде, учёными собаками и многими другими героями …
Новогодняя суть событий
Какой же новый год без Деда Мороза? В этом году в Екатеринбургском цирке сказочный персонаж, одетый в традиционный долгополый костюм выезжает на арену… на верблюде! Дети и взрослые радостно аплодируют – непонятно, чему больше: Деду Морозу самому по себе или такой неожиданной трактовке привычного образа. Верблюду прицеплены рога – мой шестилетний Данил сразу это замечает, и рассудительно поясняет сидящим рядом детям: «Ну ясно! Дед Мороз же ездит на оленях, у них – рога. Просто в этот раз оленей в цирке не было, были одни верблюды – пришлось им рога приставлять»…
Помогая себе посохом, Дед в роскошной шубе степенно сходит на землю со своего транспортного средства, и на вопрос клоуна: «Ты откуда?» констатирует очевидное – «От верблюда!»
Надо сказать, что клоунада в нынешнем представлении просто отличная! Уж на что мой Даня сдержанно относится к клоунам, но даже он в этот раз над некоторыми номерами просто заливался. По всей вероятности, в цирке ещё звучит эхо Всемирного Фестиваля Клоунов, который завершился совсем недавно: все клоунские номера на редкость смешные и изобретательные, а в роли главного злодея – Заслуженный артист России клоун Вячеслав Дурдинов. Впрочем, Чудо-Юдо в его исполнении – совсем не коварное (хотя и чинит препятствия Деду Морозу и его помощникам на протяжении всего спектакля).
Вообще-то сначала этот персонаж (по задумке авторов, ключевой в спектакле) появляется в виде анимированного героя, созданного на арене с помощью компьютерной графики. Это колючее чудовище (на самом деле совсем не страшное) коварно хихикает – ведь именно оно украло ёлку. И уж затем – по хитроумному замыслу режиссёра-постановщика – виртуальное Чудо-Юдо обретает физические формы: на арене появляется второй Дед Мороз в аляповатой красной шубейке и клоунских ботинках. «Я – настоящий Дед Мороз, а ты – синтетический!» - он дерзит новогоднему деду, сообщая, что похитил не только ёлку, но и волшебный посох Деда Мороза. Как выясняется, без него дедушка бессилен. Остаётся уповать на помощь своих сторонников, которые и отправляются на поиски посоха, параллельно показывая цирковые номера.
Ну конечно, редко какой новогодний сценарий (где бы то ни было) обходится без этого традиционного хода: коварный злодей желает испортить праздник, похищая тот или иной новогодний атрибут, команда положительных героев ему противостоит и в финале добро торжествует, ёлка зажигается и Новый Год начинается. Ура!
Но до зажигания ёлки мы доберёмся ещё ох, как нескоро! Программа – по крайней мере на премьерном показе была хоть и интересна, но ужасно затянута: первое отделение продолжалось … 2,5 часа! И лишь за ним последовал антракт и второе отделение с тиграми продолжительностью около 40 минут.
Расскажем по порядку о наиболее запомнившихся номерах.
Верблюды в новогодней программе выглядят весьма экзотично. Кроме того, что как минимум один из них способен работать «оленем» Деда Мороза, они также показывают умение вальсировать, ходить по барьеру, валяться на спине и даже бегать вприпрыжку. Причём, довольно бодро! Аттракционом «Путешествие на верблюдах» руководит артистка Ирина Володина.
А вот ёжики на арене смотрятся уж совсем необыкновенно – не то, что привычные цирковому зрителю верблюды! Лично мне впервые довелось видеть ежей в цирке. Прежде мне встречались дикобразы, но они не делали ничего особенного – только бегали по барьеру, пролезая через расставленные на пути кольца. Номер «Дрессированные ёжики» Заслуженного артиста России Николая Яшукова – это клоунада, милая, добрая и удивляющая. Лично мне самым поразительным показалось то, что ёжи не сворачиваются в клубок, что бы с ними ни вытворяли! Собственно, вытворяют-то с ними немногое: ёжик возит тележку, пролезает через дыру в заборе и подпрыгивает на воздушном шаре. Шар – самый настоящий, и при неосторожном обращении может лопаться с оглушительным шумом. Клоун Яшуков при помощи ассистента усаживает ежиху (он называет её Марьей Петровной) на большой воздушный шар и подбрасывает в воздух. Ежиха аккуратно приземляется обратно на шарик, и тот остаётся цел. Ежиха – тоже остаётся невредимой, и даже балансируя высоко в воздухе, не сворачивается клубочком, она ничего не боится! Это и есть настоящие новогодние чудеса – если учесть ещё и то, что обычно зимой ежи впадают в спячку.
Собачки из номера «Собачья академия профессора Ермакова» тоже демонстрируют чудеса сообразительности. Ими руководит Заслуженный артист России Николай Ермаков. Рассевшись за парты, собачки внимательно слушают своего «учителя», когда их вызывают, выходят к доске на задних лапах, отвечают урок (читают, считают, поют и делают за-ряд-ку!). Особенно же старается белый пудель: назначенный дежурным, он старательно стирает с доски. «Учитель» Ермаков отлично справляется со своей ролью – «в классе» у него тишина. А если кто и начинает «перешёптываться» или «подсказывать», педагог грозит вызвать родителей в школу – и собаки от стыда закрывают морду лапами. Номер очень смешной! Главным образом, ещё и потому, что собаки не просто выходят на арену и показывают свои умения (петь, гавкать, танцевать – это обычно показывают все цирковые собаки) – они играют спектакль! У каждой – своя роль и свой характер: кто-то опаздывает, зевает и лениво «отвечает урок»; кто-то изо всех сил «тянет руку»; кто-то «списывает»; а кто-то «подсказывает» стоящему у доски товарищу.
Клоуны также хороши все. Клоунский дуэт Вячеслав Дурдинов и Сергей Митрофанов очень любит прибегать к помощи зала: «последите за ним, пока я схожу за кулисы» - и дети стараются, кричат, когда поставленный «в угол» проказник пытается стянуть оставленное на тарелке яблоко. Также с диким восторгом дети поддерживают традиционную игру с залом – состязание мальчиков и девочек. «А вот кто громче всех шумит..?» - клоун не успевает даже закончить вопрос, а зал уже вздымается многоголосым «Я!». (Хотя эта всем известная игра предполагает командный зачёт, а вовсе не индивидуальное первенство. Но что уж поделаешь – вот такие нынешние дети индивидуалисты!) Наконец, клоуну удаётся закончить фразу: «…мальчики или девочки?» И зал взрывается ещё более оглушительным визгом. На мой субъективный взгляд девочки визжали громче Хотя, может быть, это оттого, что их просто было больше в зале, ведь «на 10 девчонок по статистике 9 ребят»
Комические акробаты с номером «Бравые пожарные» тоже вызывают смех в зале – смешные и ловкие, в своём мини-спектакле о жизни пожарных они обыгрывают самое разное оборудование. Есть у них и лесенка, и насос, и бочка, и багор и даже тент, чтобы ловить падающих погорельцев. Руководит весёлой пожарной командой артист Александр Комиссаров.
Эксцентрики на воздушном шаре под руководством Заслуженного артиста России Евгения Седова мало того, что смешные – они ещё и страшно отважные. Детишки-то хохочут-заливаются, когда то один, то другой из них вываливается из корзины стилизованного под ретро воздушного шара, но взрослым (ну или по крайней мере, мне) очевидно: артисты страшно рискуют. Они проносятся на своём шаре на высоте нескольких метров, и при это «сыпятся» из корзины, совершенно ничем не привязанные! (во всяком случае, если страховка и есть, то она совсем не видна).
А вот «Звёздные канатоходцы» под руководством Заслуженной артистки России Марины Волжанской вытворяют под куполом цирка такие чудеса, что дух захватывает и без всякого смеха. Сопровождаемые героической музыкой, эти красавцы и красавицы бороздят межгалактические просторы – купол цирка украшен мерцающими звёздами, а на артистах серебристые «космические» костюмы. По натянутой на высоте больше 10-ти метров проволоке они катаются на роликах и на велосипедном колесе, балансируют с шестом и мужчины с завязанными глазами носят женщин на руках. Спустившись с небес, звёздные удальцы получают из рук Деда Мороза факел и отправляются на поиски волшебного посоха в старинный замок Чуда-Юда…
Не зря говорится, что хорошего должно быть помаленьку – и даже самых поразительных или смешных номеров может оказаться слишком много. Уже по истечение часа с небольшим некоторая часть зала начинает подниматься со своих мест. И дело тут не в том, что номера скучные: просто 2,5 часа – это очень много для одного циркового отделения, и тем более это много для маленьких детей. Через полтора часа после начала представления слышно, как в зале капризничают малыши – родители с малявками 2-3 лет к концу первого отделения почти все уже вышли в фойе, а некоторые отправились домой, не дожидаясь второй части программы.
О том, с какого возраста уместно водить детей в цирк, сказал на состоявшейся после представления пресс-конференции Заслуженный артист России Вячеслав Дурдинов (Чудо-Юдо, он же – клоун с карандашом): «За последнее время отношение людей к цирку очень поменялось. Сейчас всё больше приходят родители с малышами 1-2 лет – но это совершенно не желательно! Во-первых, малыши не выдержат цирковое действие, и ничего не поймут. Во-вторых, и сами родители отвлекаются – тоже толком не видят представление. Раньше детям до пяти лет вход в цирк был запрещён. А сейчас раз с детьми можно бесплатно, вот все и идут. Такого раньше не было. Я начинал работу ещё в советском цирке. Кстати, я и в вашем городе работал с вашим нынешним директором – мы тогда были молодые с Анатолием Марческим. Это было 30 лет назад... А вообще я в цирке 38 лет. И с тех пор сознание зрителя очень сильно поменялось. Раньше никому и в голову не приходило ходить в цирк с маленькими детьми!»
«Наконец-то тигры!» - наверняка, воскликнули самые стойкие из зрителей, у которых хватило сил досидеть до начала второго действия. Заявленные в афишах и повсеместно разрекламированные тигры вышли на сцену спустя 2 часа 50 минут после начала представления. И то не сразу. В антракте арену успели обнести высокой сеткой и укрыли зловещим чёрным занавесом с изображением скалящихся хищников – и как только погас свет, всем сразу стало ясно, что второе отделение действительно не предназначено для маленьких детей. Если первая часть программы – весёлая, смешная, удивительная, но никак не пугающая, то второе отделение – настоящий страх и ужас.
Акробаты-жонглёры под руководством Халиля Сафаргалина, уже виденные нами в самом начале представления, вновь появляются на арене. Но если в первом отделении эта спортивная молодёжь бодро играла в зимние игры под весёлую музыку, то во втором – уже танцует жутковатые пляски в костюмах скелетов. Скелеты-акробаты жонглируют костями и мячами в виде хэлоуинских тыкв, они танцуют брейк-данс и играют с огнём.
Кроме скелетов в «Старинном замке» присутствует и другая нечисть в исполнении балетной труппы екатеринбургского цирка. На в общем-то добродушного, хотя и ехидного Чуда-Юда не осталось и намёка – похититель посоха Деда Мороза во втором отделении уже не появляется. Собственно, и героев, которых можно было бы узнать по первому отделению, во втором также не обнаруживается – складывается ощущение, что программа слеплена из двух разных спектаклей. Они отличаются по декорациям, героям, по настроению и, естественно, различна их целевая аудитория.
Дрессировщики тигров, пантер и леопардов, Заслуженные артисты России Наталья и Андрей Широкаловы под патетическую музыку показывают настоящий драматический спектакль, в котором есть всё: и недетские страсти, и сексуальность, и игры с открытым огнём, и конечно же, представители семейства кошачьих. Совершенно настоящие, и очень опасные. Они рычат, хлещут себя хвостами по бокам, и иногда отказываются выполнять команды, огрызаясь на своих укротителей. Широко разрекламированные «символы года», в общем-то на поверхностный взгляд не делают ничего особенного (или просто сказывается зрительская усталость после затянутого первого действия?): тигры встают в красивые позы, тигры валяются на полу, тигры перепрыгивают с одной колонны на другую (на высоте 5 метров), тигры ходят по брёвнышку и тигры перепрыгивают друг через друга. Слава богу, на арене нет набившего оскомину горящего обруча, через который так любят прогонять кошек дрессировщики всего мира.
На пресс-конференции артисты рассказали нам, что на самом деле в этом аттракционе немало уникальных номеров:
«Ну во-первых, нигде в мире на такой высоте тигры и пантеры не прыгают –самая высокая колонна у нас 5 метров. Также нигде в цирке вы не увидите, как пантера летает под куполом цирка. Задом тигры ходят в других спектаклях – да, но это удаётся сделать очень редко. И достаточно трудно – заставить кошку пятиться задом. Часто говорят, что цирковых животных колют чем-то или кормят успокоительным – так вот, это неправда. На арене – настоящие хищники, они опасны, и вы видите, как они рычат. И это при том, что все наши кошки были рождены в неволе. Тигры и две пантеры, которых вы видели, родились у нас в цирке, а леопарда мы взяли в зоопарке».
Между прочим, бедным тиграм приходится работать в непростое для себя время: у кого как, а у этих тигров сейчас – сезон спаривания. За кулисами тигры и тигрицы содержатся в разных клетках, чтобы исключить незапланированную беременность (читай: противостоять природным кошачьим инстинктам). А вот на арене животным приходится встречаться и, как пояснили дрессировщики Широкаловы, в такие дни укротителям приходится быть бдительнее, чтобы не допустить тигриных интимностей во время представления.
На премьере новогодней программы в Екатеринбургском цирке возник такой «опасный момент», когда тигр намеревался овладеть тигрицей при полном зале восхищённых зрителей. Впрочем, почти никому из публики этот момент не был заметен – дрессировщик «раскусил» намерения своего питомца за несколько секунд до прыжка, и встал между тиграми. Как рассказал после представления Андрей Широкалов, опытный глаз укротителя позволяет ему предупреждать такие конфузы.
«Гон» продолжается у животных примерно недели две, а затем наступает ещё более сложное время: не получивший сексуального удовлетворения самец, выпущенный на одну рабочую площадку с самкой, может забыть о своей сценической задаче и наброситься на тигрицу уже с другими намерениями: чтобы искусать её и проучить за своё неполученное удовольствие. В такие дни дрессировщикам нужно быть предельно осторожными – разъярённый тигр может быть очень опасен. Затем «горячая пора» у животных проходит, и они снова становятся цирковыми кисками – эффектными и в меру послушными.
Осталось добавить, что новогодняя программа в цирке по традиции будет демонстрироваться недолго: уже после 10-го января гастролёры с тиграми и другими животными отправятся в дальнейшее путешествие по стране, а в екатеринбургском цирке начнётся подготовка к новой программе.
Ещё больше фотографий с премьеры – в фотоальбоме автора http://www.u-mama.ru/albums/show.php?album=14672
(просим не судить строго за качество любительской фотосъёмки с 15-го ряда )
Стоимость на новогодние представления такая же, как и в обычные дни: от 200 до 500 рублей.
Расписание представлений поможет уточнить автоответчик в кассе цирка – 257-27-83
И вообще это представление было граммотно выстроенно. Самые скучные для детей номера (воздушные акробаты и жонглеры) были самыми первыми и дети еще неуставшие с удовольствием смотрели. Мой нагляделся на гимнастов, жонглеров, канатоходцев, акробатов сказал, что хочет также научиться)))).
Самым запоминающимся номером для сына были ёжики! Он в антракте даже побежал с ними фоткаться.
На счет продолжительности - нам было настолько интересно, что мы не заметили сколько по времени было представление! Я только очень удивилась, когда дома на часы посмотрела))) Мой непоседа не егозил и не страдал от скуки, а сидел ВСЕ представление и с удовольствием смотрел - это для меня показатель интересности номеров!!!