Давайте же разоблачим несколько надоедливых призраков, создающих иллюзии, которых нет.
...
Помните в старом советском мультике про Карлсона, как существенную роль в сюжете играли простыни, с помощью которых воришки и Карлсон превращались в призраки? И мы ведь хорошо знали, что никаких призраков нет, что за простынями прячутся уже известные нам герои – но, однако, что-то ёкало в душе. А вдруг за простыней прячется что-то удивительное и незнакомое? То, чего мы давно уже ждем?
Точно такие же призраки по неизвестным причинам запускают СМИ и социальные сети в части пособий. Давайте же разоблачим несколько надоедливых призраков, создающих иллюзии, которых нет.
Но прежде чем разоблачать, давайте разберемся – как происходит превращение идеи о пособиях в закон о пособиях.
От идеи до закона – долгий путь
В законодательстве РФ четко и однозначно прописан механизм, который позволяет некую хорошую идею сделать законом.
Во-первых, идею недостаточно высказать в СМИ или обсудить ее в соцсетях. Необходимо написать законопроект, получить на законопроект отзывы профильных ведомств и Правительства РФ и внести его на рассмотрение в Государственную Думу РФ (нижнюю палату нашего парламента).
Во-вторых, Государственная Дума каждый законопроект рассматривает в трех чтениях – и на каждом этапе рассмотрение может затормозиться или вовсе прекратиться.
В-третьих, если законопроект принят Государственной Думой и уже стал законом, то и это еще не все. Он должен получить одобрение Совета Федерации (верхней палаты парламента) и быть подписан Президентом РФ.
И только после подписи Президента и официальной публикации идея становится законом, концепция пособия – настоящим пособием, выплата которого подтверждена конкретными денежными средствами.
Еще один любопытный момент – часто, когда готовится законопроект, его авторы устанавливают в конце дату начала его действия. Например, так - «Закон вступает в силу с 1 октября 2012 года». Это помогает четко определить, на какой финансовый год необходимо относить последствия принятия данного закона для бюджета.
Так как процедура принятия закона многоступенчата и достаточно сложна, далеко не все высказанные в СМИ идеи становятся законопроектами. И не все законопроекты становятся законами. Статистически законами становятся 3-7% законопроектов. Остальные так и остаются сформулированными идеями и текстами, «призраками законов» – и да, к сожалению, неплохо находятся поисковыми средствами интернета. Что и позволяет нам с Вами замечательно обманываться…
Призрак 1:
Девочки, девочки, если вы еще не знаете – идите и требуйте! Если вашему ребенку нет места в садике, то ему должны платить до трех лет 5000, нет, 5300!!! Закон уже давно принят!!!
Разоблачение:
Легенда о «пособии всем, кому не дали садик» бороздит просторы интернета уже четвертый год. Колоссальный общественный резонанс в свое время получил законопроект N 556611-5 «О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании"», внесенный депутатами Государственной Думы от «Справедливой России» Н.В. Левичевым и А.В. Беляковым в июне 2011 года. Именно в данном проекте содержится фраза о том, что «в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей», а с учетом районного коэффициента 15% и получаются те самые 5300.
Суть законопроекта была в том, чтобы силой заставить регионы установить обязательство по выплате компенсаций семьям, претендующим на устройство ребенка в детский сад, но получившим отказ в предоставлении такового в связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях в их населенном пункте. Авторы даже не рассчитывали, что такое пособие будет платить федеральный бюджет – нет, все обязательства по их проекту должны были лечь на плечи бюджета региона. Оценки, как регионы с этим будут справляться, авторы не приводили. Расчетов не делали. Никаких заключений не получали. Поэтому 5 сентября 2011 года законопроект был снят с рассмотрения Госдумой в связи с нарушением порядка внесения – отсутствия заключения Правительства РФ.
На этом история этого законопроекта заканчивается – авторы больше этот вопрос не поднимали, изменений не вносили, новых законопроектов на эту тему не готовили.
Стоит заметить, что с 1 сентября 2013 года исчез даже смысл повторного внесения этого законопроекта, так как вступил в силу новый закон «Об образовании», который, как и ранее, никаких требований о выплате компенсации за отсутствие путевки в садик на федеральном уровне не содержит.
Призрак 2:
Приняли закон, по которому всем во всех областях будут платить пособие до трех лет, а не до полутора. Половина страны уже получает! Вторая половина будет получать в 2014 году! Я точно знаю, это в интернете написано!
Разоблачение:
Законопроект N 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком» был внесен депутатами Государственной Думы от «Справедливой России» Е.Б. Мизулиной (да-да, той самой Мизулиной), А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым 6 июня 2011 года. Законопроектом предусматривалось продление выплаты пособия по уходу за ребенком до трех лет, причем задумывалось, что это продление будет осуществляться поэтапно – в 2012 году к выплате пособия должны были быть привлечены 22 региона, в 2013 году еще 24 региона, с 2014 года подразумевалось, что пособие будут платить везде в РФ.
30 августа 2011 года Правительство РФ дало отрицательное заключение на данный законопроект. По мнению Правительства, авторы законопроекта не просчитали финансовые последствия такой выплаты. Авторы посчитали, что пособие можно взять и заплатить из средств Фонда социального страхования, сократив какие-то другие расходы Фонда. Однако правительство отметило, что Фонду сокращать нечего – его бюджет и так дефицитен. Кроме того, авторы законопроекта неверно оценили количество получателей пособия и соответственно сумму расходов на продление выплаты, сильно их занизив.
Планировалось, что законопроект будет рассмотрен 14 декабря 2011 года. Однако 10 декабря 2011 года Советом Государственной Думы (это орган, который определяет конкретную повестку дня) было принято решение в повестку дня на 14 декабря 2011 года документ не включать, а перенести рассмотрение законопроекта на неопределенный срок.
Следовательно, сейчас документ в Думе находится, с рассмотрения совсем не снят – но очевидно, что в таком виде, с датами 2012 года, он не будет принят никогда. И авторы законопроекта либо должны его доработать и снова с измененным текстом проходить все круги подготовки документа к первому чтению – либо не делать с ним ничего. Что, видимо, и происходит. Видимо, авторам данный законопроект больше неинтересен.
Однако у документа действительно странная судьба. В 2011 году его как законопроект настолько часто цитировали и он настолько здорово был «на слуху», что его текст хорошо находится в интернете на запросы, связанные с пособиями. Да, в тексте все честно – сказано, что это законопроект, не закон. Но разве любители сделать сенсацию и заработать на ней заботятся о достоверности? Вот и появляются сенсационные статьи, в которых говорится, что «в Свердловской области уже с прошлого года платится пособие по уходу за ребенком до трех лет».
Пожалуйста, обратите внимание: когда Вы столкнетесь в соцсети с текстом, основанным на данном законопроекте, особенно любят цитировать из него деление на регионы, знайте – Вас обманывают.
Призрак 3:
Как? Ты еще не слышала, что за первого ребенка дают маткапитал? Это ведь говорили по радио!
Разоблачение:
Законопроект N 82972-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"» был предложен в 2012 году депутатом Государственной Думы от ЛДПР Михаилом Дегтяревым. В этом законопроекте предлагалось установить материнский капитал при рождении первого ребенка в размере 100 000 рублей.
Идея автора проекта заключалась в необходимости стимулировать рождение первенцев в более молодом возрасте с тем, чтобы в семье впоследствии появились еще дети.
Правительство дало на законопроект отрицательный отзыв. Во-первых, концепция поддержки маткапиталом – это концепция поддержки рождения вторых детей и не стоит, по мнению Правительства, путать ее с концепцией поддержки рождения первых. Во-вторых, такое стимулирование потребует дополнительных бюджетных расходов, а из какого источника их взять, автор не указал.
Три месяца на законопроект собирались отзывы от региональных законодательных органов и органов управления. Было получено 65 отзывов, из которых 20 положительных, 45 отрицательных. Правовое управление Государственной Думы и Комитет по вопросам семьи, женщин и детей также дали отрицательные заключения на законопроект.
20 ноября 2012 года данный законопроект рассматривался Госдумой РФ в первом чтении и был отклонен.
На этом законопроектная судьба идеи выплачивать маткапитал на первого ребенка была окончена. Новых законопроектов на эту тему в Госдуме РФ не рассматривалось.
Призрак 4:
Я два года не получала пособие малообеспеченной семьи. Мне же обязаны его теперь заплатить за эти два года!
Разоблачение:
Существует очень интересное заблуждение, которое в основном касается назначения и выплаты региональных пособий на детей малообеспеченной семьи. Часто мамочки полагают, что как только на свет появляется их дитя, где-то там, в бюджете, на ребенка заводится конвертик. В этот конвертик ежемесячно складывают конкретные персональные деньги на родившегося ребенка – пособия. И мама в любой момент может придти, стукнуть кулаком по столу и сказать – а ну выньте да положьте мне мой конвертик с пособиями на моего ребенка за все годы! А если ей откажут, то она будет свято верить, что кто-то нехороший вскрыл конвертик и украл деньги у ее ребенка.
Но, к сожалению, пособия назначаются по другому механизму. Запрос государственных пособий является правом родителя. И только сам родитель решает – хочет он сейчас реализовать право на запрос пособий или не хочет, нуждается он в них или нет, подходит ли его семья под условия, дающие право на выплату пособий, или не подходит. Никто другой – ни президент России, ни начальник отдела соцзащиты населения, ни директор организации-работодателя – не вправе самостоятельно, без заявления родителя, назначить кому-то какие-либо пособия на ребенка.
Поэтому когда в собес приходит родитель и подает заявление на пособие на ребенка, только с этого момента запускается механизм его назначения. И только после того, как принято решение о назначении пособия, на это пособие появляется строка в бюджете о его финансировании.
Следовательно, если ребенку 7 лет и мама решила запросить в собесе пособие на ребенка малообеспеченной семьи, задним числом за все семь прошлых лет оно назначено не будет – его назначат именно с того момента, когда мама решила реализовать свое право на пособие и подала об этом заявление, подтвержденное соответствующими документами.
Есть исключение – как правило, во многих регионах пособие на только что родившегося малыша можно назначать не мгновенно, а в течение 3 или 6 месяцев с момента рождения. Еще бывают исключения о назначении пособий задним числом для родителей детей-инвалидов. Но по общему правилу пособие все же назначается с даты, когда право на то, чтобы данное пособие запросить, было реализовано.
Буду очень рада, если вы, дорогие читатели, подскажете мне еще призраков, истинный облик которых нужно разложить по полочкам. Сделаем это вместе. Не дадим никому вводить нас пусть и в приятное, но заблуждение.