Мне хотелось создать дидактический материал для получения знаний, умений и навыков, развивающий, обучающий и интересный в любом возрасте, безопасный, удобный и мобильный
...
Мне очень хочется рассказать о развивающей книжке, которую я сделала для моего сына Михаила. Идея появилась еще во время беременности, но к ее воплощению приступила, когда сыну было два месяца.
В самом начале все задумывалось как коврик, состоящий из 16 квадратов. Каждый квадрат со своим сюжетом.
Все сюжеты были проработаны на бумаге:
- что будет изображено,
- размер и материалы деталей,
- возможные действия, которые можно совершать с некоторыми деталями,
- какие навыки можно приобрести,
- какие задания можно придумать.
Мне хотелось создать дидактический материал для получения знаний, умений и навыков. Хотелось, чтобы коврик был не только развивающим и обучающим, но и интересным в любом возрасте, а также безопасным, удобным и мобильным в использовании.
Я пересмотрела много статей в интернете по этой теме – большое спасибо за идеи!
Когда большая часть фрагментов была создана, стало понятно, что такой объем информации необходимо выдавать порциями, чтобы внимание было сконцентрировано на определенном сюжете. Кроме этого, чтобы выполнять действия с некоторыми деталями, требуется жесткое основание. А удобство использования коврика размером 1,5х1,5 м всегда вызывало сомнение.
Именно в этот момент развивающий коврик превратился в развивающую книжку.
В итоге на свой первый день рождения сын получил замечательный подарок - развивающую книжку.
Теперь подробно расскажу о книге
Книга состоит из 12 листов, два из которых обложка. На каждом листе есть петли, через которые протягивается шнурок. При помощи шнуровки все листы прикрепляются к обложке. Такое соединение позволяет разобрать всю книгу по листам (например: если нужно раздать нескольким детям).
Книжка закрывается на застежку, которая служит еще и ручкой для переноса.
Основа каждого листа книги – тонкий синтепон, натянутый на ДВП размером 30х30.
Каждый лист книги сделан таким образом, что с одной стороны листа находится сюжет, а на обратной стороне – картинка с цифрой. На картинках кроме цифр изображены животные (медведь, зайцы, котята, утята, цыплята, еж, собака, стрекозы, мыши), фрукты, овощи, предметы (малина, морковь, косточка, корзина, яблоки, лейка). Поэтому с помощью таких картинок изучаем не только цифры. Сын озвучивает всех животных, которые изображены на картинках, показывает у них части тела. Называет овощи и фрукты. До счета пока не дошли.
Все четные цифры нашиты на материал одного цвета, нечетные на материал другого цвета.
Каждый лист обрамлен атласной лентой своего цвета.
Листы в книге расположены в порядке усложнения действий, которые может совершать ребенок с каждым сюжетом.
При изготовлении книги практически весь материал был найден в закромах у родных и близких, покупались только атласные ленты, детские пуговицы, разноцветные нитки, ДВП.
Книга создавалась с таким расчетом, что ребенок может играть с ней и без присмотра взрослых и не только дома, поэтому все детали крепко прикреплены к страницам книги.
Все выступающие детали: пуговицы, бисер, блестки пришиты крепкими капроновыми нитками через пуговицы, которые находятся на внутренней стороне. Такое усиление было сделано для того, чтобы их нельзя было вырвать с корнем.
Все съемные детали на длинных прочных нитках прикреплены к основанию страницы для того, чтобы они не потерялись при игре.
1 страница
На странице нашиты два ряда кусочков тканей разной фактуры: шелк, шерсть, фланель, ситец и т.д. Кусочки ткани нашиты в одном ряду слева направо, а в другом наоборот. Большая часть тканей одного ряда повторяется и в другом, но в каждом ряду есть непарные. Парные ткани в рядах пришиты по разному: полоски в одном ряду вдоль, в другом поперек, ткань в одном лицом вверх, в другом ряду лицом вниз.
В самом начале сын просто перелистывал ткани. Потом некоторым тканям дали «имена»: папин шарф, бабулина кофта, Мишина пеленка и стали искать определенные ткани в одном ряду. Теперь ищем парные ткани.
2 страница
На странице «Цветик-семицветик». Лепестки сделаны из широкой атласной ленты, сердцевина связана крючком. У цветка пришита только сердцевина, которая заполнена синтепоном. Лепестки соответствуют цветам радуги, их можно дергать, можно выворачивать.
3 страница
На странице изображено звездное небо в центре которого на липучке прикрепляется либо Луна либо Месяц. И луна и месяц соединяются атласной лентой с центром картинки, это позволяет не терять детали. Звезды сделаны разного размера и из разных материалов: ткань двух видов, наполнена синтепоном, пуговицы, бисер, блестки.
Сейчас сын ищет самую маленькую, самую большую звездочку, открепляет и прикрепляет луну или месяц.
4 страница
На странице небольшой фрагмент дорожного движения – три машины и светофор. Одна из машин маленькая – это покупная аппликация.
В грузовой машине в правую сторону едет собака. Кузов машины – это карман, в котором спрятаны атласные ленты. На лентах нанизаны деревянные бусины: белая, черная, коричневая; круглая, овальная; большая, маленькая. Колеса у грузовой машины сделаны из кусков линолеума, они свободно вращаются на пуговицах.
В легковой машине в левую сторону едут медведь с шариками и теленок. Колеса сделаны из больших деревянных пуговиц, у которых высверлена середина и они свободно вращаются на пуговицах.
Передние фары этих машин – пуговицы, задние – вышиты нитками.
Светофор – это кусок драпа, часть которого пришита к основанию картины, на нее пришиты три пуговицы. Другая часть позволяет открывать и закрывать пуговицы.
5 страница
На странице домик, на крыше которого есть чердачное окно.
Рядом с домом деревянный забор. Забор сделан из куска соломенной салфетки, плотно пришит к основанию картинки.
Домик заполнен синтепоном и прострочен - имитация бревен. В центре дома большое окно с раскрывающимися ставнями. Ставни закрепляются на липучку. За ставнями – занавеска. Если отодвинуть или поднять занавеску, то там можно увидеть собаку. Чердачное окно сделано из куска линолеума. Окно пришито в одном месте к основанию и вращается вокруг места прикрепления. На чердаке притаилась мышка.
Если отогнуть край крыши, то можно увидеть бабочек.
6 страница
На странице кораблик. Корма кораблика пришита к основанию. На корме три окна – иллюминатора – сделанные из куска линолеума. Каждое окно пришито в одном месте к основанию и вращается вокруг места прикрепления. За каждым иллюминатором свой пассажир – медведь, собака, пчела. На носу корабля находится якорь, который прикрепляется на липучке. Сам якорь на толстой веревке – имитация якорной цепи.
На корме пришит медведь – покупная аппликация. Парус корабля пришит только нижней стороной к основанию. Верхний конец паруса пришит к атласной ленте таким образом, что если потянуть за ленту вниз – парус спустится, если потянуть вверх – парус поднимется. Таким же образом сделан красный флаг. Другие флажки гирлянды (остальные цвета радуги) вырезаны из широкой атласной ленты и пришиты к основанию только одной стороной.
Рядом с кораблем летают чайки – они вырезаны из широкой атласной ленты и пришиты к основанию только телом, а крылья свободны. Чтобы атласные ленты не распускались, все края оплавили.
7 страница
На странице летний день. Ярко светит солнце, у солнца лучики не пришиты.
Рядом летают бабочки (все бабочки на прочных нитках, которые закреплены под одним из лучиков).
Бабочки летают над цветочками (у цветочков пришиты только сердцевины и стебельки).
Цветочки растут на берегу прудика, в котором ракушки и плавают рыбки. Ракушки – это пуговицы, одна пришита внизу справа, другая вверху слева.
Рыбки двух видов: пуговицы и покупные аппликации. Рыбки пуговицы пришиты в разных местах и плывут в разных направлениях. Рыбки аппликации на прочных нитках, которые закреплены снизу пруда.
Бабочки и рыбки прикреплены прочными нитками к основанию для того, чтобы не потерялись при игре.
Рыбки, цветочки и бабочки разных цветов. В дальнейшем предполагается давать задания в виде: «посади красную бабочку на желтый цветок», или «положи зеленую рыбку в пруд, чтобы она плыла вправо», или «положи голубую бабочку выше красной».
На лужайке стоит яблоня со спелыми яблоками. Яблоки сделаны из пуговиц двух видов и разного цвета.
У основания ствола дерева растет трава, в ней карман в котором спрятался червячок (голова червячка – бусина, тело – сплетено из капроновых ниток. Червячок на прочной нитки закреплен в кармане).
На кроне яблони сидит стрекоза, у нее пришито только тельце. Под деревом стоит корзина с ягодами.
Все пуговицы пришиты прочными нитками через дополнительные пуговицы, которые находятся на изнаночной стороне (чтобы не вырвать с корнем).
8 страница
На странице новогодняя елка, под которой лежат подарки. Подарки перевязаны атласными лентами, которые завязаны бантом. Бантики можно развязывать и тренироваться их завязывать.
Елка связана спицами из шерстяных ниток двух цветов. Игрушки на елке – это детские пуговицы: кошка, лев, цыпленок, паровоз, лягушка, утка, ракушка, слон, лошадка, гриб, медведь, звездочки трех цветов. Сын показывает, называет и озвучивает все игрушки.
Гирлянда на елке состоит из бусинок разного диаметра, цвета и формы, которые нанизаны на крепкую нитку. Причем, бусины нанизаны так, что на каждом ярусе многие повторяются, но есть и неповторяющиеся. Бусины свободно передвигаются по крепким ниткам.
Пока сын только передвигает бусины из стороны в сторону.
В дальнейшем будем искать парные и непарные бусины.
9 страница
На странице голубое небо и три тучки.
Темная тучка – грозовая, она шелестит (внутри целлофан). Тучка пришита только одной стороной и в нее прячется дождик (белый и синий бисер, пришитый на прозрачный шифон) и молния (атласная лента, застроченная в определенной форме).
Голубая тучка пришита одной стороной и под ней сделано отверстие, куда прячется солнце. Чтобы солнце спряталось, необходимо потянуть за ленту, которая находится в верхней части страницы. Чтобы солнце выглянуло из-за тучи необходимо заглянуть за тучку и потянуть за лучики.
За белым облачком, в специальном отверстии спряталась радуга. У радуги своя лента, благодаря которой радуга двигается. Появляется и прячется радуга аналогично солнышку.
10 страница
На странице четыре кармана. У всех карманов своя особенность открывания.
Чтобы посмотреть, что находится в первом кармане, нужно отогнуть резинку. В кармане спряталась семья: мама, папа, сын. Фигурки сделаны из ниток и закреплены в кармане атласной лентой.
Чтобы посмотреть, что находится во втором кармане, нужно сначала расстегнуть две пуговицы, а затем открепить липучку. В кармане спрятался зайчик со счетами. Счеты сделаны из деревянных бусин трех цветов. Бусины нанизаны на крепкую нитку, по которой они свободно передвигаются. У зайца на шее бантик, который можно развязывать и завязывать.
Чтобы посмотреть, что находится в третьем кармане, нужно расстегнуть молнию. В кармане в двух противоположных углах на разноцветных атласных лентах нанизаны разноцветные деревянные бусины.
Пока сын просто расстегивает молнию, достает и убирает бусины на лентах.
В дальнейшем планируется давать задания вида:
- слева на зеленой ленточке большая коричневая бусина, а справа, какая бусина на зеленой ленточке;
- справа большая белая бусина на красной ленте, а на какой ленте слева большая белая пуговица;
- сложи все белые пуговицы вверх, а все темные вниз;
- все цветные бусины спрячь в карман.
Чтобы посмотреть, что находится в четвертом кармане, нужно нажать на кнопку на зажиме и отодвинуть зажим по шнурку.
В кармане на шнурке нанизаны предметы, сделанные из разных материалов: ткань, кожа, резина, дерево, пластмасса, стекло, железо.
Обложка книги тоже содержит много интересного.
На внутренней стороне обложки с одной стороны нашиты основные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, прямоугольник, трапеция, квадрат, треугольник, параллелограмм). Они сделаны из разных тканей (шелк, каракуль, ситец, бархат, искусственный мех). Фигуры пришиты к основанию под разным углом, для того, чтобы научить ребенка определять фигуры по основным признакам.
На другой стороне – игра. Из двух разных тканей сделаны два лабиринта, необходимо передвигать бусины, которые находятся внутри лабиринтов.
Между сторонами находится потайной карман. Внутри кармана спрятаны детали, на обеих сторонах которых настрочены буквы. Гласные буквы вышиты красными нитками, согласные – синими. Из этих букв можно составить первые, основные слова: мама, папа, сын, баба, деда и их имена.
На лицевой стороне обложки пришит карман на молнии. На кармане вышиты инициалы сына и год создания книги.
Внутри этого кармана находится двусторонний пазл.
Пазл состоит из девяти деталей, на обеих сторонах каждой детали рисунок.
Края деталей обшиты разными строчками, подсказывая, какие из сторон детали внешние, а какие внутренние.
Детали пазла и буквы – это единственные детали в книге, которые не прикреплены. Если их прикрепить, то очень сложно будет с ними играть. Но чтобы их достать, необходимо приложить небольшие усилия и пока ребенок маленький, то он не сможет сделать это самостоятельно.
Вот такую замечательную книгу Мама Надежда сделала для своего сына Михаила Алексеевича Коробкова в 2008 году.
Если у Вас возникнут вопросы или пожелания пишите: nadi.kor@bk.ru
Нижний Новгород 2009 год.
Интересно, кто ставит за такие работы оценки ниже 5?
столько труда вложени!!!
вы молодец