Бывают сладкие девочки-принцессы, а бывают храбрые девочки-принцессы, с которыми случаются странные и опасные вещи, которым приходится проходить сквозь сложности и несправедливости, ничуть не роняя своего нежного достоинства. Каждый из фильмов в этой подборке – сказко-терапевтичен, каждый может сделать зрителя чуть более сильным и добрым, хотя все они по-своему страшные и переживательные, я бы сказала, многие из них - не для дошколят. Два моих мальчика смотрели все эти фильмы, не отлипая от экрана. Ведь мальчикам тоже могут быть интересны девичьи отчаянные истории, - хотя бы потому что глубоко внутри они ищут подходы к девочкам, хотят их понимать и дружить по-настоящему.

«Маленькая принцесса»

Режиссер – Альфонсо Куарон, США, 1995. Фэнтези, драма, семейный. 97 минут.

Это очень красивый, проникновенный и очень, очень переживательный фильм. Он снят по известной книге американской писательницы Фрэнсис Бернетт «Таинственный сад». Его режиссер Альфонсо Куарон снимал такие известные и прочувствованные фильмы, как «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Дитя человеческое», «Гравитация». Девочка Сара живет вместе со своим папой, британским военным, в Индии. Ее мама умерла, когда Сара была маленькой, и отец делает для дочери все, как для маленькой принцессы, ее жизнь в Индии похожа на прекрасную сказку. Но вот начинается Первая мировая война, отец Сары должен ехать на фронт, он устраивает дочь в благородный пансион, где в свое время училась ее мама. Сара впервые остается одна, без близкого человека, в чопорной Англии. Но недаром Сара воспитана как принцесса, она ведет себя настолько естественно и достойно, несмотря на злобность главной дамы-воспитателя или проделки одноклассницы.

Сара добра и напитана отцовской любовью, она умеет сочувствовать и держать сердце открытым, а еще она умеет рассказывать дивные истории, индийские легенды – и это помогает ее жизни в пансионе, девочки становятся очень дружны с нею. Но в каждом переживательном фильме наступает ужасный момент: в пансион приходит письмо с новостью о том, что отец Сары погиб на фронте, а его партнеры по делам оставили Сару без наследства. Хозяйка пансиона со смесью торжества и жалости отбирает у Сары все ее вещи для оплаты счетов и отправляет ее на чердак. Сара становится служанкой в пансионе. Когда девочка чертит «защитный круг» на полу, как в индийской легенде о Раме, ложится в него и шепчет полночи: «Папа, пожалуйста…» - честное слово, в эти минуты веришь, что даже очень большое горе можно пережить, не растеряв любви в сердце.

В роли служанки Сара остается доброй принцессой, и именно благодаря этому начинает совершаться чудо. Чудо – конечно же, с индийским духом. Все закончится хорошо, лучше, чем в книге Фрэнсис Бернетт.

Это фильм – о силе и доброте, которые помогают и в благополучные времена, и в самые мрачные. А еще эта картина потрясающе фактурна: сцены в Индии словно напитаны солнцем и густым теплым ветром, английские сцены с их подробными прорисовками отдают холодом и строгостью. При всей сказочности сюжета, фильм очень осязаемый, живой и реалистичный.

«Воровка книг»


Режиссер – Брайан Персивал, США-Германия, 2013. Драма, военный, семейный. 131 минута.

Это очень теплое, душевное, грустное, сильное и красивое кино. Действие фильма тоже происходит во время войны, но уже Второй мировой. Сразу скажу, в фильме много смертей, но они смягчены «голосом рассказчика», который сопровождает нас весь фильм: этот голос словно принадлежит духу, который встречает человеческие души после смерти. Он принимает их в свои теплые объятья – и нам уже не так страшно за тех, кто погиб во время войны.

Девятилетняя Лизель приезжает в Мюнхен к своим приемным родителям – ее родная мама отдает девочку на удочерение, чтобы та могла выжить. Лизель не умеет читать, и приемный отец помогает девочке научиться этому. С каждым днем чтение значит для Лизель все больше, прочитанные книги помогают ей пережить страшные и странные вещи, которые происходят вокруг. Приемная семья Лизель укрывает беглого еврея в подвале, во время его болезни Лизель читает ему книги – и тем спасает Макса. Вокруг цветет нацистское движение, «неправилные» книги сжигают на площадях, приемного отца Лизель посылают на фронт за то, что он вступился перед полицейскими за своего знакомого. «Никак не могу понять, что он сделал плохого? - спрашивает Лизель. – Он напомнил людям о человечности», - отвечает Макс. О человечности напоминают и книжные истории. Лизель приходится воровать (точнее, брать на время) книги в голодное и скудное время, чтобы продержаться самой и помочь другим.

В разговорах с Максом Лизель открывает свой дар – умение рассказывать истории. И именно этот пробудившийся дар спасает ей жизнь во время бомбежки. Это еще один фильм о силе, упорстве, чистом сердце и той вечной связи с красотой и ясностью мира, которые помогают пережить страшные вещи, и делают жизнь прекраснее в лучшие времена.

Это еще и отличное кино об одном из самых сложных мест в истории 20 века – гитлеровская Германия изнутри – он показывает, что не только прекрасные вещи, но и страшные вещи делаются человеческими руками.

«Коралина в стране кошмаров»

Режиссер: Генри Селик, США, 2008. Мультфильм, фэнтези, триллер. 100 минут.

Мультфильм про Коралину – потрясающе подробно проработан. Пластика персонажей, выражения лиц, глаза, жесты, вязаные кофточки – все бесконечно умиляет. Но уже по одной заставке видно, что фильм непрост: это небольшой детский ужастик, но с хорошим смыслом. В мультике встречаются в самом деле страшные сцены, связанные со злой колдуньей, - немного отвратительные, немного кошмарные, явно не для самых чувствительных деток. Но поскольку по сценарию добро побеждает даже такое фактурное зло, как в «Коралине», то просмотр смело можно рекомендовать. Тем более что в мульте заостряется такая важная и распространенная проблема: что делать, если твои родители заняты работой и обращают на тебя мало внимания, так что тебе даже кажется, что их неплохо бы сменить на кого-то более радостного и щедрого? – А вот и нет, детишки, доходчиво отвечает мультик, папа и мама – лучшие люди для вас.

А родителям мульт помогает в очередной раз понять простую истину: иногда детям достается так мало внимания, что они начинают придумывать или искать новый мир, а ведь там можно и в колодец провалиться или встретится со страшной колдуньей, которая в обмен на иллюзию попросит у ребенка самое дорогое.

Коралина с родителями переезжает в новый дом, и пока мама с папой не отрывают носов от рабочих ноутбуков, девочка обследует дом, находит волшебную дверцу в параллельный мир, где ее ждут другие мама и папа, такие веселые и ласковые, вот только вместо глаз у них … пуговицы. Постепенно выясняется, что «другая мама», которая хочет заполучить Коралину насовсем, - злая колдунья, которой так грустно и одиноко в мире, что она крадет души детей, соблазнившихся ее маскарадом. Коралине приходится начать настоящую войну с колдуньей, чтобы вернуть в свой мир настоящих родителей и спасти души детей, которых когда-то похитила колдунья.

В фильме много очень честных, прочувствованных сцен про детско-родительские отношения, про решительность, про смелость: когда Коралина засыпает, плача, в пустой родительской кровати, когда она готовится пойти на встречу с колдуньей, когда встречает спасенных родителей. Фильм оставляет ощущение победы, трезвой расслабленности и легкого восторга. А Генри Селик показал, что не только Тим Бертон способен создавать мультипликационные триллеры с отличной музыкой.

«Храбрая сердцем»

Режиссер – Марк Эндрюс, США, 2012. Мультфильм, семейный, приключения. 100 минут.

Это очень динамичный, яркий и веселый мультфильм о том, что бывает, когда мама слишком строга и требовательная, а дочка – очень своевольна, жизнелюбива и эгоистична. Действие происходит в шотландских холмах и лесах. Дочь короля шотландских кланов Мерида растет в любящей семье с веселым отцом-воином, строгой матерью-королевой, которая на каждом шагу объясняет дочери, как должна вести себя принцесса, и тремя маленькими братьями.

Когда Мериде объявляют, что вскоре в их землях соберутся женихи, чтобы бороться за ее руку и сердце, девушка в ужасе отказывается от замужества и делает все, чтобы расстроить дело, хоть это и идет вопреки древним традициям. Она даже обращается за помощью к ведьме, добывает «волшебный кексик», чтобы изменить свою судьбу и угощает им маму, главного надзирателя за исполнением всех правил. И, конечно, эгоизм приводит к кошмарным последствиям: пока Мерида спрашивает маму, которая корчится от боли в животе, не передумала ли она насчет ее женитьбы, мама превращается … в медведицу! И вот после этого принцессе приходится проникнуться всей серьезностью проблем, о которых рассказывали древние легенды. Она пытается исправить дело и вернуть маме человеческий облик, пока ее отец пирует с вождями кланов. Ярость, бессилие, слезы, прощение и благодарность, любовь и дружба, - все это будет в мультике.

Фильм, при всей своей сказочности и веселости, очень поучительный, его бытовая философия пригодится в любой семье, где подрастают дети. Технически фильм сделан идеально (недаром это Pixar под присмотром Walt Disney). Сцены и виды в фильме нельзя назвать чарующими и захватывающими дух, все действие картины происходит в сумрачном замке и его окрестностях, но визуальный ряд отчетливо спасают медведи!

Шотландский колорит применен словно «для галочки», внимание на нем не заостряется, а вожди кланов, приехавшие бороться за руку принцессы, и вовсе карикатурны (как бы шотландцы не обиделись). Так что, в сухом остатке, это – веселый яркий фильм о волевой девочке и ее строгой маме, о любви и компромиссе между «хочу» и «надо», детям он точно должен понравиться!

«Энн из Зеленых Крыш»

Режиссер – Кевин Салливан, США, Канада, Германия, 1985. Драма, семейный. 199 минут (в 2 частях).

Этот чудесный, замечательный, добрый фильм – снова про рыжую девочку, как «Храбрая сердцем», и снова про сироту, как «Воровка книг». Фильм снят по повести Люси Монтгомери. Один из вопросов фильма для российского зрителя: есть ли жизнь в Канаде? Ибо действие фильма происходит на рубеже 19-20  веков в канадской провинции, среди аккуратных домиков и чопорной обстановки.

В маленьком городке, населенном сухими и черствыми жителями, появляется рыжеволосая девочка Энн. Она попадает в приемную семью к престарелым брату и сестре и постепенно изменяет жизнь городка. Девочка отчаянно хочет найти свое место и настоящую семью, стать нужной, но ее мало кто понимает: «рыжая морковка» очень вспыльчива, может сказать резкое слово, разбить грифельную доску о голову мальчика в школе, который смеялся над ее цветом волос. При этом она нежна и романтична, любит книги и просит, чтобы ее имя (Ann) писали с «е» на конце, потому что так изящнее… И «болтливость» Энн, а на самом деле – ее желание найти общий язык с людьми, настолько выдающиеся, что она постоянно попадает в странные ситуации и заставляет жителей городка меняться, оттаивать, становиться мягче. В фильме столько разных характеров! – и всем этим людям предстоит договариваться друг с другом.

Фильм очень размеренный, искренний и нежный, так умели снимать еще до 90-х, он очень захватывает и оставляет удивительно теплое и светлое ощущение, рассказывает о самых важных вещах: о любви и дружбе, о правде и лжи, о непонимании между людьми – и борьбе за понимание.

Если вы знаете другие фильмы и мультфильмы про храбрых девочек, напишите о них в комментариях к данной статье :)

Этот материал был полезен?