Самый современный взгляд на проблему
...
Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя - цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.
Чтение - почти “святое” занятие, к которому родители мечтают пристрастить детей. И не зря: читающий человек больше знает о мире, лучше соображает, у него есть особый источник удовольствия на всю жизнь, ему легче войти в круг образованных и успешных людей. Так как же привить ребёнку любовь к чтению.
Не давите: у книги много конкурентов
Чтение сегодня - совсем не то, каким оно было в нашем детстве. Мы читали почти вынужденно: среди всех доступных удовольствий 20-30 лет назад книга была где-то в ТОП-3. Сегодня у детей огромный выбор развлечений помимо чтения: мультики, лего, компьютерные игры, кукольные домики и модный спортивный инвентарь.
Из этого следует пара практических выводов.
1. Книги должны быть интересными, красивыми, приносящими радость, чтобы выдержать конкуренцию. Это мы “на безрыбье” могли читать томительного Жюля Верна, а современный ребенок бросит непонятную книгу и переключится на Майнкрафт.
Поэтому в нежный период, когда человек только втягивается в самостоятельное чтение, подбирайте для него интересные книги. Советуйтесь с ним, прислушивайтесь к его мнению, поощряйте чтение книжных серий, даже если вы сожгли бы их темным вечером у помойки, будь ваша воля. Если сын или дочка привыкнет получать радость из книг - постепенно они познакомятся с более классическими и “высокодуховными” образцами.
2. Не навязывайте чтение. Ребенку очень легко “утечь” в другие приятные занятия, если чтение вдруг покажется давящим и скучным. Не заставляйте дочитывать нудный рассказ, не ставьте условия (“Пока не прочитаешь 10 страниц, гулять не пойдешь”). Старайтесь заинтересовать, увлчь, пусть чтение будет связано с позитивными эмоциями.
Помогите научиться читать по-настоящему
Часто дети не находят удовольствия в книгах, потому что они научились только технике чтения: связывать буквы в слова и узнавать знакомые слова в тексте, видеть смысл фраз и даже запоминать прочитанное. Этот уровень чтения - технический, информационный.
Следующий уровень чтения - это связка между текстом и воображением. На этом уровне ребенок начинает живо представлять все, о чем читает, в его фантазиях возникают образы - мультики в собственной голове. “Мама мыла раму”, - какая мама? моя? или подруги Вики? она мыла раму тряпочкой, вода была налита в наше красное ведерко, а на маме были желтые перчатки, но главное, чтобы мама не выпала в открытое окно! - так за простым текстом раскрывается целая драма, полная чувств.
Книги в семье 21 века: что меняется к лучшему?Плюсы и минусы бумажной, электронной и аудиокниги. |
При таком чтении ребенок начинает по-своему представлять и интерпретировать текст, у него появляются вопросы, книга становится стартовой площадкой для полета собственной фантазии и собственного исследования. Этот творческий процесс стимулирует развитие и приносит много удовольствия, так что выйдя на этот уровень, дети начинают любить чтение.
Чтобы ребенок не застрял на “техническом” уровне и перешел к уровню творческому, помогите ему включить фантазию. На это работают книги с хорошими картинками, выразительное эмоциональное чтение вслух и небольшие обсуждения прочитанных книжек. Расскажите, как вы представляете героев: какого-нибудь мышонка Пика - как он ходит на своих маленьких лапках и на кого из ваших знакомых похож. Зарядите чтение эмоциями, фантазируйте вместе с ребенком - это ключ к успеху.
Создайте привычку - потребность в чтении
Чтобы появилась привычка читать, чтение должно приносить удовольствие. Самый простой стародавний способ этого добиться - читать детям. Читайте им перед сном, за едой, в дороге. Читайте то, что нравится им, и то, что нравится вам. Читайте с выражением, в теплой обстановке, чтобы чтение ассоциировалось у них с чем-то добрым, милым, дающим радость жизни. Если дети уже научились хорошо читать - читайте по очереди, соревнуясь в озвучивании героев.
Чтение детям чем-то похоже на ГВ. В одних семьях взрослые читают малышам, пока те не научатся сами листать книжки с картинками и понемногу читать коротенькие рассказы. В других семьях читают вслух, пока ребенок не откажется от этого: “Мам, классная книжка, дай я сам почитаю”, - скажет 12-летний подросток.
Еще один способ создать привычку - это ритуал выбора книг. Если у вас дома большая красивая библиотека, вы с малышом подходите к полкам, перебираете книги: что бы сейчас почитать? Другой вариант - вы берете ребенка с собой в книжный магазин и говорите: “Я хочу купить книги для себя, и ты можешь выбрать себе новые книжки”.
Пусть повозится у полок, посидит в кресле, полистает томики и выберет пару-тройку для домашнего чтения. Дети получают особое удовольствие, когда мы доверяем им, как большим: выбрать книгу в магазине или блюда из меню в кафе. То же самое можно проделать в городской библиотеке или у полки буккроссинга.
Помогите расширить кругозор
Часто дети не любят читать, потому что им мешает небольшой словарный запас и недостаточно широкий кругозор. Они просто не понимают, о чем идет речь, картина не складывается, нарастает скука. Прочитал пару страниц - и уже устал. Вспомните, как вы читали статьи на иностранном языке - примерно то же самое чувствуют дети, если не понимают текста.
Кругозор зависит от того, о чем ребенок разговаривает с родителями и друзьями или какие разговоры подслушивает, какие фильмы смотрит. Умненький малыш может знать полсотни названий динозавров, но встретив в тексте слова “пряла ему пряжу” - растеряется.
Как помочь человеку? Останавливайтесь на “сложных” словах во время чтения вслух, спрашивайте, знает ли он их значение - и поясняйте непонятное. Ставьте ему образовательные записи про Чевостика или Вику-путешественницу, смотрите передачи о природе и исследованиях.
Собирайте хорошую детскую библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги о птицах, растениях, рыбах, профессиях и космосе. Играйте в словесные игры в духе: назови пять кондитерских изделий, назови десять российских городов.
Выбирайте книги для чтения
Часто школьная программа требует читать непростые рассказы и повести, которые у современных детей вызывают много вопросов: например, “Му-му” Тургенева или цикл нравоучительных рассказов для детей Льва Толстого. Порой дети рыдают от прочитанного или не стесняются в своих рецензиях: “Герасим тупой!”, “Тарас Бульба - просто зашквар!” Стоит ли беречь их от “травмирующей” литературы?
С одной стороны, надо учитывать ту самую “конкуренцию удовольствий”, о которой мы говорили в начале статьи. У современных детей есть вполне здоровая привычка - претендовать на интересные и милые сердцу развлечения. Всего 1-2 поколения назад ребята читали “что под руку попало” и привыкали к разным жанрам, стилям и переживаниям от прочитанного.
С другой стороны, сегодня мы живем в “позитивном” мире, который старательно маскирует страдание и избегает травм. В нем не принято говорить о смерти, болезни, нужде и несправедливости - только немногочисленные волонтеры и активисты заявляют об этом, чтобы помочь людям, животным или природе. Психологи отмечают: все реже родители читают детям классические сказки, которые часто бывают страшными, да и сами народные сказки издаются в более адаптированных, милых и мирных вариантах. Детская психика не проходит тренировку разными тревожными образами и ситуациями, поэтому на описание печальных событий реагирует остро.
При этом психологи говорят: такая тренировка важна для детей. В сказках всегда есть напряжение и угроза безопасности, которые надо пережить. Слушая страшную сказку, ребенок может пугаться, прятаться под одеяло, но сказка продолжается - и вот малыш уже выглядывает из своего укрытия. Так он привыкает, что страшное и трудное - случается, но жизнь все равно идет вперед, и потом обязательно будет что-то хорошее, особенно если не опускать руки. Он учится сопереживанию, неизбежности потерь и смерти, учится преодолевать страх.
Конечно, “страшное” чтение нужно дозировать и выбирать, зная своего ребенка. Для одного страшной будет сказка про Серую шейку, которую оставили одну в холодной полынье, для другого - сказка про Жихарку, Котика-братика и Бабу-Ягу, которая питается пухленькими детками. Выбирайте книги, а еще - обсуждайте их после чтения, чтобы помочь ребенку сделать верные выводы.
Читайте детям, помогайте им открывать для себя хорошие книги. И пусть это улучшит не только интеллект и эрудицию, но и ваши отношения :)
Никак не получается привить любовь к чтению, не цепляют книги ребёнка.
Прочитал всего Драгунского, Голявкина и Пивоварову читал, но не взахлеб. Вроде, читает и нравится ему, и юмор понимает, даже цитирует временами, но...Все равно приходится стоять над душой, чтобы в очередной раз оторвался от планшета и взял книгу. Сам никогда в руки книгу не возьмёт.
Сейчас детям 9 лет. Оба читают хорошо. Но интерес к книгам совершенно разный. Один берет книжку, может прочитать до конца, а может забросить, едва начав.
Другой лет с 5 книги "смотрит". У нас большой стеллаж с книгами. Там собраны все наши книжки: и детские, и мои по психологии, медицине, кадровому менеджменту, и папины по радиоэлектронике и программированию. А так же детективы, учебники, православная литература и прочие. Сын выбирает себе книгу. Может листать ее тут же, сидя на полу. Может унести к себе в комнату. И я вижу ее периодически, то на диване, то у него на столе. К концу недели в комнате оказывается уже стопочка таких книг. Причем, он берет книги не всегда детские и с картинками. Он с одинаковым интересом листает и книги без картинок, папины по программированию, к примеру.
Обожает энциклопедии. Благодаря Артему у нас таких много, на самые разные темы.
Как-то рассказала дедушке, что сын до сих пор листает книги. Дед поведал о том, что он в детстве тоже читал книги, листая их. К примеру, лет в 6-8 читал названия глав и предисловия к ним. Если название было интригующим, мог прочитать главу целиком или до места кульминации, и листал дальше. К концу книги он весьма неплохо знал ее сюжет и финал. А уже целиком многие произведения прочитал в зрелом возрасте.
Замечаю, что сын также читает. И очень не любит книги, где главы названы "Глава 1, глава 2..." и нет никаких предисловий :)
http://gestaltclub.com/articles/terapevticeskie-razmyslenia/9280-o-vrede-nu-ili-kak-minimum-somnitelnoj-polze-ctenia
Прежде чем учить ребенка, а потом и заставлять читать, надо научить его размышлять и формировать собственное мнение.
Так вот, у всего есть своя обратная сторона медали. Так почему бы и не у чтения?
Итак, чтение вредно, когда:
1) Когда чтение - способ избегать реальность, не сталкиваться с собой, своими мыслями. Заполнение внутреннего вакуума. Ничем не отличается от листания лент соцсетей или выпивания пива по вечерам на лавочке. Со стороны может выглядеть круто "о, ничего себе, он/она столько читает!", по факту, в этом случае, чаще всего человек знает все обо всем и ничего о себе.
2) Когда чтение - способ возвыситься над другими, почесать свое эго. "Как ты можешь с ним общаться?! Он не читал ни Толстого, ни Достоевского. Я уже молчу про труды Гегеля и Ницше". Короче, это все равно что гордиться тем, что ты, например, украинец. Интеллект и умение жить не зависит от того, сколько книг ты прочитал...
3) Чтение приводит к наличию "информационного пузыря" - постепенно мы отсекаем информацию, которая не подтверждает нашу картину мира и концепцию жизни. И наш широкий кругозор сужается до точки зрения. Все, что находится за пределами - мракобесие и шизофрения. Чем старше человек становится, тем легче попадает в эту точку и все больше отдаляется от реальности.
4) Когда чтение - способ избежать действий. Человек находится в постоянном процессе обучения "Вот еще эту книгу прочту, потом буду практиковаться. Хотя нет, вот еще одна..." а потом еще, и еще, и еще... Перфекционизм на страже. Враг не пройдет! А жизнь проходит.
5) Некритичное заглатывание информации, слепое доверие тому, что написано, будто бы это истина в последней инстанции. А ведь написанное - это только мнение автора (по большей части касается худ лит, но и научная литература тоже, а может быть и и в первую очередь, должна восприниматься критически). Да и не будем забывать, что многие авторы, которые сейчас являются классиками, жили часто в нелегкое время, у части были психические расстройства, часть жила просто в другую эпоху с абсолютно другими ценностями и правилами жизни.
Пункты 1 и 4 моя история. Читаю с трех лет. Сейчас считаю это абсолютно вредной привычкой бесполезного времяпровождения. Бью себя по рукам, но не могу отвыкнуть. Часы, дни, а к 45 годам ГОДЫ жизни, потраченные впустую. За это время могла столько полезного сделать в реальной жизни! Детей читать не поощряю. Сын не читает, дочь такая же книгоманка, как и я. Бегство от реальной жизни ((( Тот же наркотик.
Живите лучше настоящей своей жизнью (а не Анны Карениной и т.п. выдуманных героев) и детей к этому приучайте.
Пусть не тратят драгоценные часы и дни собственной жизни на переживание ЧУЖИХ эмоций и радуются СВОИМ достижениям, а не призраков из воображения писателей.
Не хуже, просто ягоды с одного ядовитого поля.
И в том, и в другом случае человек подсаживается на эндорфины, получаемые легким путем с минимальными затратами энергии. Сравните энергетические затраты на получение настоящей победы в марафоне и на проживание воображаемой победы книжного героя, когда при чтении вживляешься в его образ.
Как ни странно, мозг получает в обоих случаях почти одинаковый стимул и почти ту же дозу эндорфинов.
Неудивительно, что, выработав привычку к компьютерным играм или к чтению художественной литературы, человек легко подсаживается на такое легкодоступное удовольствие.
Зачем чего-то добиваться в реальной жизни? Это сложно, скучно и слишком долго.
А можно взять книгу, привычно вжиться в образ героя - и вот тебе вся гамма переживаний и побед! Энергозатраты организма минимальны.
Постепенно реальная жизнь становится неинтересна, скучна. Чего-то добиваться в ней просто лень.
Это все простая физиология и химия.
А можно взять книгу, привычно вжиться в образ героя - и вот тебе вся гамма переживаний и побед! Энергозатраты организма минимальны.
Как ни прискорбно, но надо признать, что не будут уже современные дети проводить время за книжкой в каникулы и свободное время.
Мы почему это делали? Да потому что заняться больше было нечем. Две программы по телевизору с перерывом на обед. Мультики раз в неделю по расписанию. Вот и читали.
У меня дети очень много читали (кстати, никто не прививал специально) до определенного возраста, а потом все равно гаджеты, друзья и другие развлечения стали интереснее книг.
То, что задают, читают без проблем, но не более этого.
А вообще, можно годами делать только "полезные дела", не приходя в сознание и не имея своего реального мнения. Тут уж вопрос не в чтении и прочих соблазнах, а в личностной зрелости, а это, увы, не удел большинства.
Это склонность характера. Интроверты, погруженные в себя склонны к этому. Холерикам и сангвиникам итак весело живется и других активных занятий в жизни полно. Считаю, не нужно переделывать природу у детей. Активные не читающие дети итак всему научатся, еще быстрее книжных детей. И правильно в комментариях к статье О вреде чтения сказано
http://gestaltclub.com/articles/terapevticeskie-razmyslenia/9280-o-vrede-nu-ili-kak-minimum-somnitelnoj-polze-ctenia
Дайте детям учиться всему в реальной жизни, а не из книг. Нелепо и противоестественно, когда о страстях Анны Карениной читают и пишут сочинения девочки, не узнавшие даже первой любви.
Тем более, что в книгах все гипертрофировано и искажено.
Чтобы эти девочки потом всю жизнь искали такую же любовь с безумными страстями, как в романах? Так в романах НОРМАЛЬНЫЕ отношения между мужчиной и женщиной не описываются. Таковые не интересны ни писателям, ни читателям.
А девочки-подростки впитывают это незрелым мозгом и считают за норму.
Потом всю жизнь таких отношений ищут. С безумными страстями, ревностью и несчастной любовью. В книжках это так красиво описано! Как там красиво страдает героиня романа!
Потом обычные семейные отношения скучными и пресными кажутся.
Подавай измены, любовников, страсти! Кармены )))))
Девочкам как раз читать нужно про нормальную модель семьи.
Но такие книги скучными будут, правда?