Как научить детей поддерживать порядок и при этом не задушить их творческое начало? Обратимся к опыту бывалых родителей и советам психологов.
...
Наши детки – и малыши, и подростки – часто становятся выделенной линией хаоса в доме. Как научить их поддерживать порядок и при этом не задушить творческое начало? Как сделать это тихо-мирно, без взаимного пережевывания нервов? Обратимся к опыту бывалых родителей и советам психологов.
Польза уборки
Уборка полезна не только для хорошего настроения родителей или простоты поиска нужных вещей. Она еще очень важна для становления личности ребенка, говорят психологи. Это большое дело – научить детку организовывать пространство вокруг себя: складывать одежду в одно место, кубики Лего – в другое, пластилин в третье. Научить его видеть, что пришла пора вытереть пыль, полить цветы или пропылесосить. Так мы не только избавляем себя-любимых от необходимости делать уборку за ребенка (а в перспективе – облегчаем жизнь будущим мужу или жене нашей кровиночки), но мы еще учим ребенка осваивать и присваивать свое пространство.
Все по-звериному просто. Вспомним животных: собаки, кошки, лисы и прочие мохнолапые регулярно обходят дозором свою территорию, все обнюхивают, проверяют, метят. Для людей этот процесс во многом реализуется в уборке. Вот мы перетрясли шкафы, выкинули мусор, вытерли пыль под кроватью – и теперь прекрасно представляем, как обстоят дела в нашем маленьком мире. Где-то глубоко внутри мы удостоверились, что под столом не завелись опасные существа, что полки висят по-прежнему надежно и все углы дышат здоровьем и свежестью. Может быть, вы уже замечали, что хорошая уборка оборачивается не только физической усталостью и чувством выполненного долга, но и приливом уверенности в себе? А это и есть приятное чувство контроля над своей территорией и вашей жизнью, которая на этой территории разворачивается. И ребенку тоже необходимо чувствовать какое-то пространство своим и наводить в нем порядок – контролировать его. А человечек со своей упорядоченной территорией – это уже заявка на полноправного, уверенного в себе члена общества.
Чтобы уборка стала реальностью
* У малышей есть миллион игрушек, у детей постарше – еще и книжки, гаджеты и одежда, сувенирчики, домашние животные, скейты, велосипеды... Чтобы вся эта детская вселенная пребывала в порядке, нужно каждой группе предметов определить свое место. Без этого ребенок просто не справится со всем своим имуществом, волшебным образом расползающимся по дому. Поэтому сразу после того как детские игрушки перестали умещаться в первую корзину или коробку, заведенную для их складирования, родителям стоит задуматься о специальных ящичках и шкафчиках для всех детских предметов.
* Например, пусть детская одежда лежит в шкафчике или комоде, куклы сидят на полках, мягкие игрушки живут в корзине, железная дорога – в специальной коробке, карандаши с ластиками – в одном ящике стола, пластилин - в другом, и так далее. Пока ребенок мал, взрослые будут делать уборку рядом с ним или вместе с ним и показывать-рассказывать, что и куда они складывают. Когда малыш подрастет – родители будут иногда вместе с ним проверять, все ли лежит на своих местах (и, конечно же, отлеплять пластилин от кубиков, а кукол доставая из ящика с носками, чтобы все отправить на место, ибо постоянство – хорошая опора здоровой психики). Время от времени у ребенка будет появляться новая мебель или коробочки для новых игр и вещей, а старые малышовые игрушки будут передаваться по наследству разным карапузным друзьям и знакомым.
Ребенок – творец миров
При всей важности порядка, есть один очень ценный совет от психологов по поводу уборки и детских игр. Детишки во многом живут и развиваются в фантазиях, они творят целые миры во время игр: собирают свои вселенные из подушек и одеял, устраивают заседания важных особ на подоконнике, строят мега-города из пластилина и подручных материалов. Мои дети натягивали через комнату ниточки, по которым в коробочках день за днем ездили разные жители, наклеивали на пол скотчем дорожную разметку, выращивали на подоконнике огурцы, которые своими усиками цеплялись за шторы, устраивали на полочке красивые кучки из выпавших зубов…
И все это очень важно для детской души. Пока ребенок играет и творит – он дышит этой игрой, он чувствует себя сильным и всемогущим, его творческая жилка пульсирует и расцветает. Такой ребенок в старшем возрасте будет уверен, что он способен на многое, что окружающие поддержат его начинания, он будет смело воплощать свои идеи, искать решения и пробовать варианты. Если же после детских мега-игр в комнату входит мама и аккуратненько (пусть даже и без ворчания) раскладывает на места все предметы, которые только что сияли в детской фантазии, то что же чувствует малыш? Что его игры – никчемная ерунда в глазах взрослых, что сотворенные тобой конструкции в любой момент кто-то может взять и разрушить, что твои идеи и их реализация никому не интересны. Разочарование, досада и скука.
Детские игры – это как раз та сфера, ради которой уборкой можно и пренебречь. Не насовсем, конечно: рано или поздно ребенок завершает свою игру, отдаляется от своего очередного проекта, это может произойти через несколько часов или через несколько дней. И тогда «карета превращается в тыкву» и подушки с одеялом – это уже не горы со снежными вершинами, а просто подушки. И их можно убрать. Как раз для того, чтобы расчистить пространство для новой игры. Об этом стоит спросить ребенка: «Как ты думаешь, наверное, уже можно сложить все это на место?» - и если ребенок наигрался, он легко согласится. А те предметы, которые не участвуют в детской игре (колготки и футболки, случайно вываленные кубики и тетрадки) можно и нужно убирать на места регулярно – тоже советуясь с ребенком.
Привычка – вторая натура
* Конечно, проще всего приучать ребенка к уборке с малых лет, когда он не только умеет феерически мусорить, но и яро стремится вам подражать и добиваться похвалы. Но и в старшем возрасте еще не все потеряно. Да что говорить: многие дети, достигнув совершеннолетия и пройдя через хаос студенческой жизни, постепенно приучают себя к порядку сами, без опоры на родительские понукания (и этот способ многие считают самым надежным). Но верно и другое: образ чистого дома и порядка в нем, впитанный в детстве, аукается во всех старших возрастах и облегчает путь к чистоте.
От 2-х до 5-ти
В этом возрасте детей проще всего приучать к порядку и работе по дому. Малыши очень чувствительны к атмосфере в доме: если вы будете поддерживать чистоту и легко, без нажима, нервов и обвинений вовлекать ребенка в домашние дела, - то детка спокойно воспримет ваши научения. Дайте малышу тряпку для вытирания пыли, научите пользоваться пылесосом, поливать цветы, относить мусор в контейнер. Показывайте ему все интересное и смешное, что может быть связано с уборкой: как легко отжимается специальная швабра, как здорово можно вытирать пыль пушистой щеточкой, сколько пыли скапливается на тряпочке после вытирания подоконника, как можно собрать кубики Лего совочком.
В этом возрасте детей пугает большой объем работ, поручайте им несложные задания, а масштабные дела штурмуйте вместе и хвалите, хвалите человека. Даже если ребенок просто посидит рядом с вами, пока вы убираете его игрушки, ему будет казаться, что он участвовал в процессе! И это будет шагом к самостоятельной уборке.
Еще о том, как научить малышей прибираться, читайте в нашей статье Как привить ребенку любовь к порядку
От 6-ти до 9-ти
Маленькие дети еще готовы воспринимать уборку как интересную игру, а вот ребятки постарше отлично понимают, что веселого тут мало. Поэтому многие дети начинают увиливать от самых простых обязанностей: отказываются заправлять постель, убирать на место одежду, убирать за собой посуду со стола. Конечно, если все эти дела вошли у ребенка в привычку с малых лет, то и потом он будет следить за чистотой, не задумываясь.
Но если наследник упорно не хочет заниматься наведением порядка, то в этом возрасте его придется уже не увлекать и хвалить, как малыша, а объяснять ему простые вещи как разумному человеку. Не нужно давить на него и угрожать, лучше расскажите, что когда ребенок маленький – то за него все делают родители, а когда он подрастает – то все больше дел начинает делать сам. Чистит зубы, заправляет кровать, убирает на письменном столе. И вот так постепенно ребенок научается делать сам вообще все! Сам учится, сам ездит на трамвае, сам зарабатывает деньги. Закон природы. Обсудите с ребенком, какие дела сейчас ему по силам? Что он уже готов делать сам? Следить за порядком в своем шкафу, убирать лоток за кошкой, выносить мусор, поливать цветы, пылесосить в своей комнате?
Чтобы ребенок не паниковал от навалившихся дел, предложите ему в день делать только одно важное дело по уборке: сегодня навожу порядок на полках в одежном шкафу, завтра хорошенько прибираю на письменном столе. Иногда можно меняться с ним ролями: «Давай ты после ужина помоешь посуду, а я протру пол в твоей комнате?» В этом возрасте детям еще нужно напоминать о необходимых делах – но дружелюбно, без обвинений.
Еще много полезных советов здесь: Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?
От 10-ти до 14-ти
Если подросток отказывается или постоянно забывает следить за порядком – то наладить дело гораздо сложнее. И взрослым приходится лавировать, с одной стороны, между необходимостью все-таки принудить чадо поддерживать чистоту и, с другой стороны, привить ему какую-то прочувствованную ответственность за порядок. Ведь если родители постоянно напоминают ребенку о каком-то деле, то кому это дело нужно в глазах ребенка? – правильно, родителям! Это довольно распространенная привычка даже у взрослых людей: приступать к не очень приятным делам только тогда, когда об этом напомнит кто-то другой. Поэтому важно проговаривать подростку, что поддержание порядка важно для него самого, что порядок поможет ему лучше себя чувствовать, легче находить вещи, избежать потери и ломки вещей. В этом возрасте нужно постепенно передать ребенку ответственность за порядок на его территории. И крепко держать себя в руках при каждом порыве зайти в его комнату с тряпкой и мусорным мешком на 200 литров и «все убрать».
Еще надо помнить, что в силу возрастных особенностей подростки не видят беспорядка, настолько они увлечены своими чувствами, делами и желаниями. Они не замечают кетчупа на клавиатуре, грязных носков на столе и комка одежды на кресле. Навык организованности сформируется у многих годам к 18-20-ти, а то и позже, так что пока тинейджеры искренне не понимают, какого еще «порядка» занудно требуют родители? Так что стоит ясно и четко (100500 раз) формулировать ваши просьбы: «Грязной посуды в раковине быть не должно», «Обувь нужно ставить на место», «Комнату нужно пылесосить хотя бы раз в неделю» и т.п. Поручите ребенку более сложные обязанности, чем в раннем возрасте: ходить в магазин, чистить варочную поверхность плиты, чистить ванну или купать собаку – и научите всему этому.
Если подросток наотрез отказывается ухаживать за местами общего пользования и делать «ваши» дела по хозяйству, возможно, стоит разделить с ним обязанности. Проговорить, что теперь стирка (или развешивание) и глажка его вещей – на нем, как и уход за его обувью, мытье посуды за собой, а в перспективе – готовка и покупка продуктов (без угроз, а трезво, как возможный вариант развития событий). Для некоторых семей такой способ жизни оказывается оптимальным. А в иных случаях подростки решают, что лучше им включиться в правила «семейного общежития», пока они не откочуют на отдельную территорию.
И напоследок – несколько простых хитростей на тему порядка
* Наберитесь терпения и повторяйте себе, что с первого (даже третьего и десятого) раза ребенок не научится убирать за собой как заправская горничная. Это наша родительская работа – спокойно и мирно учить детку наводить чистоту.
* Заведите с ребенком правило, что приглашать друзей можно только тогда, когда в его комнате наведен хотя бы относительный порядок.
* Никогда не отказывайте ребенку, если он просит позволить ему налить блинчик на сковородку, включить стиральную машину, полить цветы. Да, это займет больше вашего времени и сил, зато как мотивирует детку!
* Время от времени придумывайте совместные дела по хозяйству, в которые вовлекутся дети. Приготовление разных блюд (с последующим мытьем посуды), разбор детской одежды в шкафу на предмет что-то отдать, что-то починить, пересаживание цветов.
* Замечайте сделанные ребенком дела и благодарите или хвалите его. Как выразить свою оценку – зависит от характера детки, вам как родителю виднее.
* Не критикуйте сына или дочь за недостаточно хорошо сделанное дело (жирные тарелки, разводы после мытья пола). Прежде всего похвалите и только потом (а то и в следующий раз) покажите, как можно сделать лучше.
* Никогда не наказывайте ребенка уборкой: «А теперь ты пойдешь и будешь наводить порядок в своей комнате, а потом сразу ляжешь спать! Без мультиков!!»
* Не ругайте детей за невыполненные обязанности и не причитайте, так вы только расшатаете ваши отношения и повысите детскую тревожность. Напоминайте о забытых делах спокойно – капля по капле камень точит.
* Приучение к домашнему труду должно стать постоянным процессом. Если вы о чем-то договорились с ребенком и что-то ему поручили – не идите на попятную, помогите ему ввести новое дело в привычку.
* Не награждайте ребенка за домашний труд подарками, работа по дому – это данность. Но можно показать приятную сторону своевременно сделанных дел: «Если ты быстро закончишь мыть посуду (пылесосить, убирать на столе), мы успеем вместе посмотреть кино, погулять, сыграть в игру».
* Не пытайтесь втягивать ребенка в работу по хозяйству, если в этот момент он по-настоящему увлечен своим делом. Лучше отложить домашние обязанности, чтобы избежать негативизма.
* Придерживайтесь меры: большой объем работ отпугивает детей. Иногда они оттягивают уборку, только потому что им кажется, что этому придется посвятить вечность. Один день – одно важное дело по уборке – это хорошее правило.
* И напоследок повторим то, что все и так знают: любовь и уважение к маленькому человеку, к его территории, склонностям и увлечениям – уж точно важнее любого порядка! С таких позиций договориться с ребенком можно всегда. Успехов вам!