Давайте посмотрим, как мы можем помочь малышу с удовольствием играть самостоятельно, проявлять инициативу, творить и меньше зависеть от мамы с папой.
...
Ребенок играет все свое длинное детство, начиная с погремушек и слингобус в беззубом младенчестве, заканчивая паркуром и «Assassin’s Creed» на излете тинейджерства. В разном возрасте детям нужны разные игры и разные «дозы» взрослой помощи в этих делах. Давайте посмотрим, как мы можем помочь малышу с удовольствием играть самостоятельно, проявлять инициативу, творить и меньше зависеть от мамы с папой.
Каждому возрасту свои игры
В эпоху изобилия развлечений мы все знаем, что заинтересовать, отвлечь и развеселить ребенка совсем не сложно: мультик, компьютерная игра или интерактивная игрушка прекрасно справятся с этой задачей. Но технический прогресс не может отменить очень важной вещи – умения играть. Игра буквально делает нас людьми, развивает самые разные способности и, кроме шуток, дает задел на всю дальнейшую жизнь. Пробежимся по разным возрастным периодам детей, чтобы видеть, на какие игры они способны и чего хотят от окружающих.
0 - 2 года
Самые маленькие карапузы и годовасы еще даже не играют – они бодро исследуют мир и учатся обращаться с предметами, настраивают свои ручки-ножки для ползанья и ходьбы, глазки – для фокусировки зрения на интересующих предметах, пальчики – для хватания и манипуляций с интересными штуками, а эмоции и речь – для взаимодействия с людьми. В этом возрасте ребенок даже может обойтись без специальных игрушек, потому что ему будет одинаково интересно играть с баночкой от йогурта и погремушкой от «Фишер Прайс». В этот период нужно только следить за безопасностью ребенка, давать простор для его исследований, общаться и предлагать для знакомства самые разные предметы, разные фактуры и формы.
2 – 3 года
В этот период у ребенка уже включается фантазия и становятся возможными первые игры. Он может кормить куклу палочкой-ложечкой, может «назначить» коробку - автомобилем. Психологи проводили «эксперимент» с 3-летками: предлагали им поиграть в «Трех медведей», но вместо медведей и Машеньки детям давали спички с отрезанными серными головками – две полноразмерных и две половинки спичек, а вместо кроваток – спичечные коробки. Дети одинаково делали свой выбор: большие спички становились взрослыми медведями, маленькие – Машенькой и Мишуткой. Когда детям предлагали сделать наоборот, они серьезно отвечали, что так не бывает. В этом возрасте малыши копируют действия взрослых и переносят их на разные предметы, а мы можем помочь их фантазии разыграться и развесисто вырасти, чтобы простимулировать детский креатив в будущем. Например, элементарно варить макароны из травы в чашечке, печь шишки вместо картошки на игрушечном костре, строить поезд из контейнеров со специями, делать сугробы из ватных шариков. Обычно взрослый показывает ребенку предметы-заместители и варианты игры, а ребенок потом использует все это в своих собственных занятиях. И игра у детишек в этом возрасте возникает из-за попавшего в руки предмета: каждый новый предмет – это новая игра. Покажите своим детям больше забавных игр и манипуляций с предметами – и он будет с упоением повторять эти пассы снова и снова, по разному их обыгрывать.
3 - 7 лет
В дошкольном возрасте в детских играх становятся важны отношения. Ребенок уже видит, что шофер не просто крутит руль, а вступает в какие-то отношения с пассажирами, доктор не просто ставит градусник, но и заботливо общается с больным. Но чтобы не выпасть из роли, ребенок должен проявить внимание и концентрацию: доктор не может раскапризничаться и обругать пациента, а вот пациент имеет право хныкать и жаловаться, но должен выполнять предписания врача. Забавно наблюдать, как дети в играх сами следят за правильным исполнением ролей и загоняют друг друга в рамки. Правда, выдержать роль не всегда просто, в этом возрасте взрослым стоит потихоньку наблюдать за играми детей на детской площадке, и если ваш ребенок выпадает из роли и уходит из игр, ему можно помочь. Разыграть с ним дома сказочные/мультяшные сюжеты, или сыграть в больницу, в семью, в поезд, помочь импровизировать по ходу игры. После таких «репетиций» ребенок успешнее сможет играть с детьми на площадке. Кроме того, все те же ролевые игры дети прекрасно умеют разыгрывать в одиночку – с куклами, машинками, домиками и всем своим детским инвентарем. Каждый взрослый, сдерживая умиление и хохот, наверняка наблюдал за деткой, который тонкими и толстыми голосами озвучивает драму собственного производства: «… и прибежала зайчиха (тонким нервным голосом): Ай-ай! Мой зайчик попал под трамвааааай… - И сказал Айболит (толстым голосом): Все. Конец».
В этом же возрасте 3-7 лет ребенок может все дольше концентрироваться на играх и создаваемых ситуациях, строить целые города и миры в доступных игровых зонах, развивать их и следить за сохранностью. И все это тоже очень важно для развития его творческого воображения, для дальнейшего освоения мира и уверенности в себе. Психологи говорят о том, что ведущая деятельность у старших детей сменяется, и в возрасте 7-11 лет ведущей становится уже не игровая, а учебная деятельность, в возрасте 12-15 лет – общение со сверстниками, 16-19 лет – учебно-профессиональная деятельность. Но как бы то ни было, игра еще долго сопровождает ребенка, помогает ему не только расслабиться и выплеснуть эмоции, но и выполняет одну волшебную функцию. В игре ребенок легко входит в контакт с разными важными слоями своей психики и где-то подпитывается от ресурсных зон своей души, где-то помогает себе стать тверже или, наоборот, мягче, где-то строит планы на будущее – именно в игровой форме. Недаром многие психотерапевтические техники для взрослых связаны с регрессией – погружением в детство, чтобы с помощью внутреннего ребенка в игре найти выход из сложных жизненных ситуаций.
Поэтому важно не только научить ребенка играть доступными способами в каждом возрастном периоде, но важно еще предоставить ему пространство и возможности для игры. Чтобы он умел играть, любил играть и больше того – мог с удовольствием играть самостоятельно. Поверьте, это большой ресурс для детки и отличный задел на будущее.
Детский игровой уголок
У любого благополучного человека есть свое личное пространство, в котором он чувствует себя +/- в безопасности и неприкосновенности. У папы – компьютерный стол или гараж, у мамы – чаще кухня, столик для рукоделий или кресло с ноутбуком, даже у домашних животных есть свой любимый угол. В таком месте человек ощущает себя хозяином, он приносит туда нужные вещи и делает там, что хочет. Личное пространство должно быть и у ребенка – именно такая зона, в которой он распоряжается всем местом и вещами. Без личного пространства ребенку очень сложно научиться играть самостоятельно, а мы уже говорили, как это важно. Больше того: самостоятельно играющий ребенок – это большая радость для мамы или папы, у которых освобождается время и мозг для собственных занятий.
Иногда даже отдельная комната не обеспечивает ребенку возможностей для игры, если она не очень удобно оборудована. Психолог и практик раннего развития Лена Данилова, мама четырех детей, пишет, что примерно с 2-2,5 лет ребенку стоит выделить персональный игровой уголок. При этом уголок будет актуален в течение нескольких лет – его только нужно будет немного переоборудовать под рост и потребности ребенка, под изменения в семье и пожелания малыша. Что это за место и какими детскими удобствами оно оснащено?
- В игровом уголке лежат только вещички и игрушки ребенка, он может приносить сюда свои сокровища и найденные на улице палочки, раскладывать их по полочкам или ящичкам. Никто не может выбрасывать отсюда вещи или хозяйничать здесь, кроме ребенка.
- Игровой уголок может быть даже очень небольшим, но он должен быть свой и должен быть минимально оборудован для складирования вещичек и для игр. Главное – чтобы уголок был уютным, укромным и удобным для малыша.
- Если деток двое или трое – то и игровых уголков должно быть два или три. У детей отличаются вкусы и желания, а вот потребность в личном пространстве есть у каждого. Дети могут играть отдельно, или вместе на нейтральной территории, или договариваться: «Давай поиграем у тебя», ходить друг к другу «в гости». Например, мои два мальчика уже в солидном возрасте после 6-7 лет создали «страны» с собственным населением и постройками, занялись наведением дипломатии и торговли, втянув в эту игру несколько одноклассников. У каждого есть своя территория и сфера влияния, но при этом все вовлечены в общий процесс и обмен, и все довольны.
- Деткам удобно играть сидя и чаще всего – сидя на полу. Поэтому уголок надо разместить так, чтобы ребенок мог дотянуться до всех нужных вещей без постоянного вскакивания с места. Очень помогут маленькие стеллажные полочки, выдвижные ящички или крючочки, на которые вешаются игрушки. А на полу будет полезен коврик или другое удобное покрытие.
- В уголке должна быть игровая зона – своеобразная «рабочая поверхность». Если ребенку не обозначить «рабочую поверхность» и ее границы – то игры будут расползаться по всему дому, залезая чуть ли не на потолок и под ванну (и, конечно, на мамину голову). А вот рабочая поверхность, с одной стороны, ограничит ребенка в перемещениях и локализует хаос, а с другой стороны, научит малыша грамотно использовать пространство, концентрироваться на конкретных пределах. Практика показывает, что «рабочая поверхность» может располагаться на полу и ограничиваться ковриком или укромным уголком, она может размещаться на небольшом возвышении, перед которым удобно сидеть. В моей семье дети сами назначили для своих «стран» низкие тумбочки (постепенно вытеснив оттуда весь взрослый феншуй). И тогда куклы будут пить чай именно в игровом уголке, машинки будут выстраиваться на парад здесь же. Конечно, все они смогут выйти за пределы «рабочей поверхности» и отправиться «в большой мир» квартиры, но обычно они с удовольствием возвращаются обратно, потому что прелести личного пространство быстро оценивает даже ребенок.
- Важно соблюдать суверенитет и не слишком вмешиваться в порядок (или беспорядок) детского уголка. Вы можете приходить туда к ребенку как в гости и даже аккуратно помогать навести порядок вместе с ним. Еще вариант – рассаживать игрушки по полочкам, когда ребенок спит, - пусть потом он решит, что игрушки сами расселись по местам.
- Когда вы только обустроили уголок – покажите ребенку, как удобно расставить игрушки по полочкам, где удобно сидеть, на чем играть. Нужно именно научить детку, и постепенно он втянется, новое место станет любимым.
- Будет здорово, если вы сможете приходить к ребенку в его уголок и учить его новым играм, показывать возможности, давать новые идеи для игр. И, конечно, наблюдать за малышом и отслеживать, не пора ли сделать какие-то изменения, повесить новую полочку повыше, сдвинуть маленький столик или завести пару коробочек.
- Если в доме появился карапуз, который может добраться до уголка старшего брата или сестры и которому пока не объяснишь, что можно трогать, а что нельзя, то не нужно помещать карапуза в манеж – лучше эвакуировать старшего. Перенесите уголок в такое место, куда не доберется маленький. Второй этаж двухъярусной кровати, полочки над столом и удобный стул, - наверняка найдется вариант сохранить личное пространство старшего ребенка.
- Игровой уголок и укромная норка, которую любят устраивать дети, - это разные вещи. В уголке играют, а в норке уютно прячутся, «закукливаются» и фантазируют.
Научить ребенка играть и устроить для него личное игровое пространство совсем не сложно, но пользы это принесет очень много! И ребенку, и всей семье. Хороших и добрых вам игр с детьми!