ОПИСАНИЕ. Стресс — это резкое нарушение ум­ственного или физического состояния человека или «баланса». Все мы в повседневной жизни подверга­емся стрессам, однако люди справляются с этим по-разному. То, как человек контролирует свои эмоции, является результатом взаимодействия врожденных факторов (таких, как конституция и темперамент) и факторов окружающей среды (эмоциональный фон родителей, воспитание в раннем детстве и общая гар­мония в семье). Некоторые реакции, например пере­едание или погружение в работу, увеличивают веро­ятность развития физических и психологических ос­ложнений. Единственный путь избежать этих ослож­нений — это научиться справляться со стрессом.

Дети сталкиваются со стрессовыми ситуациями так же, как и взрослые, хотя причины стресса в де­тстве обычно другие. Дети тоже могут научиться справляться со стрессом (см. психосоматические бо­лезни и симптомы).

ПРИЧИНЫ. Стрессовые ситуации для детей могут быть следующие: рождение брата или сестры, поло­жение старшего в семье, когда ребенок должен пока­зывать пример, ребенка выбрали последним в спор­тивную команду или игру, публичное выступление с игрой на музыкальном инструменте, ношение корри­гирующих пластинок на зубах, появление прыщей, угрей, слишком высокий или низкий рост, большой или маленький вес.

Дети имеют меньше возможностей оказать влия­ние на события, происходящие в их жизни, чем взрослые, и вследствие этого чаще огорчаются. По­скольку взрослые считают свои проблемы важными, они склонны недооценивать, насколько беспомощ­ным и слабым может чувствовать себя иногда ребе­нок.

Кратковременные стрессы менее разрушительны для детей, чем длительные. Дорога в школу мимо враждебных соседей может вызвать временные не­приятные ощущения в животе, в то время как развод родителей приведет к хроническим болям в желудке.

Однако стресс может иметь и положительный эф­фект. Например, гнев, возникающий при виде одно­классника, списывающего на контрольной, может за­ставить ребенка сказать об этом учителю, вместо того чтобы быть пассивным и подчиняться. Подо­бный выброс адреналина может помочь ребенку пре­одолеть последний барьер или препятствие во время соревнований. Для детей причиной стресса может быть смерть родственника, развод родителей, пере­езд, потеря друга, плохая успеваемость в школе, чув­ство неадекватности в спорте, смена школы, смерть домашнего животного, неспособность оправдать ро­дительские надежды в учебе и поведении. Дополнительными причинами могут быть продолжительная болезнь ребенка или члена семьи, госпитализация, особенно без родителей, настоящая катастрофа (по­жар, наводнение) или угроза ядерной войны.

Стрессовое состояние родителей задевает и ребен­ка. То, как родители справляются с супружескими разногласиями и алкоголизмом, безработицей, де­прессией или болезнью, может заставить ребенка ис­пытывать стресс, даже если он не знает о проблемах родителей.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ. Физические при­знаки и симптомы кратковременного стресса могут проявляться в виде учащения сердцебиения, частого дыхания и гипервентиляции (см. Нарушения дыхания), болей в желудке (см.  Боль в желудке), рвоты, боли в животе, спине, нарушения пищеварения и мо­чеиспускания, боли головной, сыпи, появления угрей или повышения мышечного напряжения. Психологи­ческими признаками кратковременного стресса явля­ются страх, беспокойство, гнев. Признаки и симпто­мы длительного стресса включают в себя раздражи­тельность, ухудшение успеваемости в школе, посто­янные ссоры с товарищами.

ДИАГНОЗ. Дети обычно не жалуются и даже не осознают состояние стресса. В этих случаях родите­ли могут услышать только о таких симптомах, как боль головная и боль в спине. Если не обнаруживает­ся причина этих симптомов, то они могут усиливать­ся и существовать длительно. Родителям, учителям и школьным воспитателям полезно обращать внима­ние на ранние настораживающие признаки. Родите­ли должны обратиться за профессиональной по­мощью, если наблюдается одно из следующих состо­яний:

причину стресса никому не удается установить даже после разговора с ребенком;

значительно ухудшилась успеваемость в школе;

обстановка в семье неблагополучна;

стрессовая ситуация присутствует более месяца;

Врач может установить стресс при обнаружении физических признаков и симптомов, а также при вы­яснении истории заболевания ребенка и его поведе­ния. Может также возникнуть необходимость про­консультироваться с психологом, психиатром или социальным работником.

ОСЛОЖНЕНИЯ. Если ребенок сталкивается с трудностями в преодолении стресса, если стресс по­стоянный или повторяющийся, высока вероятность возникновения физических и психологических про­блем. Обычно физические осложнения включают в себя задержку или отсутствие менструаций, хрониче­скую усталость и слабость, частые инфекции. Более серьезными физическими проблемами, усиленными стрессом, могут быть астма, мигрень (см. Боль головная), аллергия, язва желудка, язвенный колит, экзе­ма, эпилепсия (см. Припадки).

Психические осложнения могут проявляться в виде отказа от пищи (с последующей потерей веса), переедания (с последующим ожирением), ночных кошмаров, страхов, бессонницы или чрезмерной сонливости (см. Нарушения сна), скрежетания зубами (см. Бруксизм), непроизвольного мочеиспускания по ночам, непроизвольного опорожнения кишечника (энкопресс), частых пропусков занятий в школе, воз­никновении проблем в школе, проблем в общении со сверстниками, чрезмерной раздражительности, плак­сивости, плохой концентрации внимания, необычной агрессивности, эмоциональных вспышках и постоян­ного плохого настроения. Серьезными психическими проблемами, вызванными стрессом, особенно среди подростков, являются депрессия, наркомания, само­убийство.

ЛЕЧЕНИЕ. Дети легче справляются со стрессом, если они уверены в поддержке членов семьи. Один из способов помочь ребенку — это обсудить с ним труд­ную или драматичную ситуацию, даже если это не поможет разрешить проблему. Если вы поделитесь своим опытом в аналогичной ситуации, это убедит ребенка, что он не одинок в своих проблемах. Кроме того, стресс может быть побежден, если родители подбодрят ребенка в решении преодолимых проблем самостоятельно или с их помощью. Кроме поддерж­ки родителей, детям необходимо чувствовать себя комфортно. Сосание пальца — форма самозащиты, к которой часто прибегают маленькие дети, будучи изолированы от других (например, ночью в постели) или испытывая сильные отрицательные эмоции (на­пример, ревность). Иногда дети, давно прекратившие сосать палец, снова возвращаются к этой привычке в ситуации стресса, например, во время болезни или семейной ссоры. В этом случае сосание пальца мо­жет создавать некоторый комфорт и говорить о том, что ребенок нуждается в дополнительном внимании и понимании со стороны родителей.

Маленькие дети могут, пытаясь преодолеть стресс, крепко держать одеяло или любимые игрушки «для безопасности». Например, если ребенка положили в больницу, взятый с собой любимый плюшевый миш­ка или драгоценное одеяло могут значительно облег­чить жизнь ребенка. Эти знакомые предметы помо­гают ребенку в стрессовой ситуации поддерживать связь с привычной жизнью. А если ребенок на не­сколько дней разлучен с родителями, то письма роди­телям или ведение дневника, чтобы потом прочитать его в семье, сохраняют успокаивающее чувство кон­такта с родителями.

Кроме того, игры и упражнения помогают осла­бить стресс. Дети нуждаются в физическом выходе энергии, который дают всякого рода упражнения. Игры, особенно с включением воображения, позво­ляют детям выразить их сильнейшие чувства, вклю­чая радость и страх.

Родители без колебаний должны обратиться к ле­чащему педиатру за помощью, если их ребенок пере­нес необычный стресс. Врач может помочь в реше­нии проблемы или порекомендовать консультацию психолога или психиатра.

ПРОФИЛАКТИКА. Большинство стрессов нельзя предотвратить, но если ребенок умеет справляться с определенными стрессами, некоторые проблемы мо­гут быть предотвращены. С раннего детства нужно приучать ребенка, особенно на примере, выражать свои чувства и давать выход огорчениям. Конструк­тивным способом осуществления этого являются раз­говоры с членами семьи и друзьями, особенно «один на один». «Личное время» с родителями бесценно для выражения сильных положительных и отрица­тельных эмоций. Обычно родители слишком заняты и, как результат, не знают, что их ребенку необходи­ма личная беседа и внимание. Ситуация осложняется тем, что, зная о занятости родителей, ребенок не ре­шается поговорить о своих проблемах. Поэтому ро­дители должны ежедневно выделять время для бесе­ды с ребенком.

Дети получают глубокое удовлетворение, развивая свои физические навыки и способности. Участие в спорте или других видах физической активности, по­стройка крепости или дома для игр, забота о домаш­них животных приносят детям подъем настроения и длительную уверенность в своих силах.

Некоторые исследования утверждают, что иногда детей заставляют расти слишком быстро. Например, родители одевают детей во «взрослую» одежду, загру­жают их свободное время, заставляют демонстриро­вать свои таланты, ожидая от детей сверхдостиже­ний, требуют от них безупречного поведения и тем самым увеличивают вероятность стресса в жизни ре­бенка. Дети, которые чувствуют, что их любят только за их достижения, ощущают себя неуверенно. Кроме того, сравнение с братьями и сестрами или со сверст­никами также является причиной стресса. Родители школьников должны знать, что, уделяя меньше вни­мания сравнению и больше внимания обучению, включая важность обучения путем эксперимента — проб и ошибок, они смогут значительно уменьшить стресс для своих детей.

Родители не должны посвящать детей во все про­блемы, перегружать их ответственностью. С другой стороны, дети, как и взрослые, нуждаются в оценке своих действий теми людьми, которых они уважают. Реагируя открыто и конструктивно на действия и вопросы ребенка, родители помогают детям формировать самооценку. Так, если ребенка постигла неу­дача или он совершил ошибку, ему полезно услы­шать конструктивную реакцию: критику и предложе­ния. Если критика справедлива, неодобрение поступ­ка или поведения ребенка уменьшит у него страх на­казания и волнение, что он или она оказались «пло­хими». Никакой ребенок не должен жить со стрес­сом, который сопровождается ярлыком «плохой».

Метки: стресс
Этот материал был полезен?