...
ОПИСАНИЕ. Стресс — это резкое нарушение умственного или физического состояния человека или «баланса». Все мы в повседневной жизни подвергаемся стрессам, однако люди справляются с этим по-разному. То, как человек контролирует свои эмоции, является результатом взаимодействия врожденных факторов (таких, как конституция и темперамент) и факторов окружающей среды (эмоциональный фон родителей, воспитание в раннем детстве и общая гармония в семье). Некоторые реакции, например переедание или погружение в работу, увеличивают вероятность развития физических и психологических осложнений. Единственный путь избежать этих осложнений — это научиться справляться со стрессом.
Дети сталкиваются со стрессовыми ситуациями так же, как и взрослые, хотя причины стресса в детстве обычно другие. Дети тоже могут научиться справляться со стрессом (см. психосоматические болезни и симптомы).
ПРИЧИНЫ. Стрессовые ситуации для детей могут быть следующие: рождение брата или сестры, положение старшего в семье, когда ребенок должен показывать пример, ребенка выбрали последним в спортивную команду или игру, публичное выступление с игрой на музыкальном инструменте, ношение корригирующих пластинок на зубах, появление прыщей, угрей, слишком высокий или низкий рост, большой или маленький вес.
Дети имеют меньше возможностей оказать влияние на события, происходящие в их жизни, чем взрослые, и вследствие этого чаще огорчаются. Поскольку взрослые считают свои проблемы важными, они склонны недооценивать, насколько беспомощным и слабым может чувствовать себя иногда ребенок.
Кратковременные стрессы менее разрушительны для детей, чем длительные. Дорога в школу мимо враждебных соседей может вызвать временные неприятные ощущения в животе, в то время как развод родителей приведет к хроническим болям в желудке.
Однако стресс может иметь и положительный эффект. Например, гнев, возникающий при виде одноклассника, списывающего на контрольной, может заставить ребенка сказать об этом учителю, вместо того чтобы быть пассивным и подчиняться. Подобный выброс адреналина может помочь ребенку преодолеть последний барьер или препятствие во время соревнований. Для детей причиной стресса может быть смерть родственника, развод родителей, переезд, потеря друга, плохая успеваемость в школе, чувство неадекватности в спорте, смена школы, смерть домашнего животного, неспособность оправдать родительские надежды в учебе и поведении. Дополнительными причинами могут быть продолжительная болезнь ребенка или члена семьи, госпитализация, особенно без родителей, настоящая катастрофа (пожар, наводнение) или угроза ядерной войны.
Стрессовое состояние родителей задевает и ребенка. То, как родители справляются с супружескими разногласиями и алкоголизмом, безработицей, депрессией или болезнью, может заставить ребенка испытывать стресс, даже если он не знает о проблемах родителей.
ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ. Физические признаки и симптомы кратковременного стресса могут проявляться в виде учащения сердцебиения, частого дыхания и гипервентиляции (см. Нарушения дыхания), болей в желудке (см. Боль в желудке), рвоты, боли в животе, спине, нарушения пищеварения и мочеиспускания, боли головной, сыпи, появления угрей или повышения мышечного напряжения. Психологическими признаками кратковременного стресса являются страх, беспокойство, гнев. Признаки и симптомы длительного стресса включают в себя раздражительность, ухудшение успеваемости в школе, постоянные ссоры с товарищами.
ДИАГНОЗ. Дети обычно не жалуются и даже не осознают состояние стресса. В этих случаях родители могут услышать только о таких симптомах, как боль головная и боль в спине. Если не обнаруживается причина этих симптомов, то они могут усиливаться и существовать длительно. Родителям, учителям и школьным воспитателям полезно обращать внимание на ранние настораживающие признаки. Родители должны обратиться за профессиональной помощью, если наблюдается одно из следующих состояний:
причину стресса никому не удается установить даже после разговора с ребенком;
значительно ухудшилась успеваемость в школе;
обстановка в семье неблагополучна;
стрессовая ситуация присутствует более месяца;
Врач может установить стресс при обнаружении физических признаков и симптомов, а также при выяснении истории заболевания ребенка и его поведения. Может также возникнуть необходимость проконсультироваться с психологом, психиатром или социальным работником.
ОСЛОЖНЕНИЯ. Если ребенок сталкивается с трудностями в преодолении стресса, если стресс постоянный или повторяющийся, высока вероятность возникновения физических и психологических проблем. Обычно физические осложнения включают в себя задержку или отсутствие менструаций, хроническую усталость и слабость, частые инфекции. Более серьезными физическими проблемами, усиленными стрессом, могут быть астма, мигрень (см. Боль головная), аллергия, язва желудка, язвенный колит, экзема, эпилепсия (см. Припадки).
Психические осложнения могут проявляться в виде отказа от пищи (с последующей потерей веса), переедания (с последующим ожирением), ночных кошмаров, страхов, бессонницы или чрезмерной сонливости (см. Нарушения сна), скрежетания зубами (см. Бруксизм), непроизвольного мочеиспускания по ночам, непроизвольного опорожнения кишечника (энкопресс), частых пропусков занятий в школе, возникновении проблем в школе, проблем в общении со сверстниками, чрезмерной раздражительности, плаксивости, плохой концентрации внимания, необычной агрессивности, эмоциональных вспышках и постоянного плохого настроения. Серьезными психическими проблемами, вызванными стрессом, особенно среди подростков, являются депрессия, наркомания, самоубийство.
ЛЕЧЕНИЕ. Дети легче справляются со стрессом, если они уверены в поддержке членов семьи. Один из способов помочь ребенку — это обсудить с ним трудную или драматичную ситуацию, даже если это не поможет разрешить проблему. Если вы поделитесь своим опытом в аналогичной ситуации, это убедит ребенка, что он не одинок в своих проблемах. Кроме того, стресс может быть побежден, если родители подбодрят ребенка в решении преодолимых проблем самостоятельно или с их помощью. Кроме поддержки родителей, детям необходимо чувствовать себя комфортно. Сосание пальца — форма самозащиты, к которой часто прибегают маленькие дети, будучи изолированы от других (например, ночью в постели) или испытывая сильные отрицательные эмоции (например, ревность). Иногда дети, давно прекратившие сосать палец, снова возвращаются к этой привычке в ситуации стресса, например, во время болезни или семейной ссоры. В этом случае сосание пальца может создавать некоторый комфорт и говорить о том, что ребенок нуждается в дополнительном внимании и понимании со стороны родителей.
Маленькие дети могут, пытаясь преодолеть стресс, крепко держать одеяло или любимые игрушки «для безопасности». Например, если ребенка положили в больницу, взятый с собой любимый плюшевый мишка или драгоценное одеяло могут значительно облегчить жизнь ребенка. Эти знакомые предметы помогают ребенку в стрессовой ситуации поддерживать связь с привычной жизнью. А если ребенок на несколько дней разлучен с родителями, то письма родителям или ведение дневника, чтобы потом прочитать его в семье, сохраняют успокаивающее чувство контакта с родителями.
Кроме того, игры и упражнения помогают ослабить стресс. Дети нуждаются в физическом выходе энергии, который дают всякого рода упражнения. Игры, особенно с включением воображения, позволяют детям выразить их сильнейшие чувства, включая радость и страх.
Родители без колебаний должны обратиться к лечащему педиатру за помощью, если их ребенок перенес необычный стресс. Врач может помочь в решении проблемы или порекомендовать консультацию психолога или психиатра.
ПРОФИЛАКТИКА. Большинство стрессов нельзя предотвратить, но если ребенок умеет справляться с определенными стрессами, некоторые проблемы могут быть предотвращены. С раннего детства нужно приучать ребенка, особенно на примере, выражать свои чувства и давать выход огорчениям. Конструктивным способом осуществления этого являются разговоры с членами семьи и друзьями, особенно «один на один». «Личное время» с родителями бесценно для выражения сильных положительных и отрицательных эмоций. Обычно родители слишком заняты и, как результат, не знают, что их ребенку необходима личная беседа и внимание. Ситуация осложняется тем, что, зная о занятости родителей, ребенок не решается поговорить о своих проблемах. Поэтому родители должны ежедневно выделять время для беседы с ребенком.
Дети получают глубокое удовлетворение, развивая свои физические навыки и способности. Участие в спорте или других видах физической активности, постройка крепости или дома для игр, забота о домашних животных приносят детям подъем настроения и длительную уверенность в своих силах.
Некоторые исследования утверждают, что иногда детей заставляют расти слишком быстро. Например, родители одевают детей во «взрослую» одежду, загружают их свободное время, заставляют демонстрировать свои таланты, ожидая от детей сверхдостижений, требуют от них безупречного поведения и тем самым увеличивают вероятность стресса в жизни ребенка. Дети, которые чувствуют, что их любят только за их достижения, ощущают себя неуверенно. Кроме того, сравнение с братьями и сестрами или со сверстниками также является причиной стресса. Родители школьников должны знать, что, уделяя меньше внимания сравнению и больше внимания обучению, включая важность обучения путем эксперимента — проб и ошибок, они смогут значительно уменьшить стресс для своих детей.
Родители не должны посвящать детей во все проблемы, перегружать их ответственностью. С другой стороны, дети, как и взрослые, нуждаются в оценке своих действий теми людьми, которых они уважают. Реагируя открыто и конструктивно на действия и вопросы ребенка, родители помогают детям формировать самооценку. Так, если ребенка постигла неудача или он совершил ошибку, ему полезно услышать конструктивную реакцию: критику и предложения. Если критика справедлива, неодобрение поступка или поведения ребенка уменьшит у него страх наказания и волнение, что он или она оказались «плохими». Никакой ребенок не должен жить со стрессом, который сопровождается ярлыком «плохой».